Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доля наследства, полагающаяся дочери.




 

Что касается дочерей покойного, то у них в вопросах наследства могут возникнуть три ситуации:

1 ― Дочь получает половину имущества покойного при соблюдении двух условий:

Первое условие:у покойного должна быть только одна дочь.

Аллах Всевышний сказал:

«Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина».—[Сура ан-Ниса, аят 11].

Сообщается, что Абу Мусу, да будет доволен им Аллах, спросили о доле наследства дочери, дочери сына и сестры, и он сказал: «Дочери причитается половина и сестре — половина. Можете пойти к Ибн Мас‘уду, и он скажет то же самое». После этого ибн Мас‘уду задали тот же вопрос, передав слова Абу Мусы, и он сказал: «Если я скажу то же самое, то собьюсь с правильного пути и не буду в числе тех, кто ведом по правильному пути. А поэтому я скажу об этом то же самое, что говорил в подобных случаях и пророк, да благословит его Аллах и приветствует: ″Дочери причитается половина, а дочери сына — одна шестая часть, что вместе равняется двум третьим (от всего имущества покойного), что же касается оставшегося, то это — доля сестры″». — [аль-Бухари, 6736].

Сообщается со слов аль-Асуада ибн Язида, который сказал: «Му‘аз ибн Джабаль приехал к нам в Йемен в качестве учителя и правителя. Однажды, мы спросили его о человеке, который умер, оставив после себя дочь и сестру. Тогда он выделил дочери половину наследства, а другую половину отдал сестре». — [аль-Бухари, 6734].

Второе условие:у покойного не должно быть сына.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

Если у покойного останется дочь и сын, то наследство уже делится путём «та‘сыба». [Если у покойного остались сын и дочь, то дочь уже не получает половину имущества. Оставшееся имущество [после выделения долей всем, кому они полагаются] делится между ней и сыном покойного: сыну достается в два раза больше, чем дочери. Примеры этого будут приведены в конце главы, если пожелает Аллах].

2 ― Дочери получают две трети имущества покойного при соблюдении двух условий:

Первое условие:дочерей должно быть две и более.

Аллах Всевышний сказал:

«Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он[умерший]оставил». — [Сура ан-Ниса, аят 11].

Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Однажды, жена Са‘да ибн ар-Раби‘а пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими двумя дочерьми, рожденными от Са‘да, и сказала:″О, посланник Аллаха, это – две дочери Са‘да ибн ар-Раби‘а, который пал мучеником в битве при Ухуде, но их дядя забрал их имущество, не оставив им ничего. Никто не женится на них, если у них не будет имущества″. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:″Аллах рассудит эту ситуацию″. После чего был ниспослан аят о наследстве, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за этим дядей и сказал:″Дай двум дочерям Са‘да две трети (его имущества), а их матери выдели восьмую часть. А всё, что останется, принадлежит тебе″». — [ат-Тирмизи, 2092; Абу Дауд, 2892; ибн Маджах, 2720; Ахмад, 3/352; аль-Хаким, 4/333. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «аль-Ируа», 6/122].

Аят № 11 из суры «ан-Ниса» указывает на долю дочерей, если их больше двух. А данный хадис указывает на то, что это постановление касается и двух дочерей.

Второе условие:у покойного не должно быть сына.

Аллах Всевышний сказал:

«Мужчине достается доля, равная доле двух женщин». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

Сказал ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах: «Ясный шариатский текст[сура ан-Ниса, аят 11]указывает на то, что одна дочь получает половину имущества покойного, а более двух дочерей получают две трети его имущества. Что же делать, если дочерей две?! [Весь последующий разбор касается только ситуации, когда у покойного не осталось сыновей]. Многие люди впали в замешательство в этом вопросе. Некоторые сказали: ″Мы выделяем двум дочерям две трети (имущества покойного) в соответствии с достоверным хадисом″. Другие сказали: ″Мы выделяем двум дочерям две трети (имущества покойного) в соответствии с единогласным мнением″. Третьи сказали: ″Мы выделяем двум дочерям две трети (имущества покойного), проводя аналогию между ними и между двумя сестрами покойного. Аллах Всевышний указал на долю наследства двух сестёр, умолчав о ситуации, когда сестёр больше. Также Аллах Всевышний указал на долю наследства дочерей, умолчав о ситуации, когда дочерей только две. Поэтому мы объединяем эти две ситуации [То есть: двум дочерям полагается столько же, сколько двум сестрам покойного, а если сестер трое и больше, то им полагается то, что полагается дочерям покойного, когда их трое и больше]″. Четвертые сказали: ″Мы выделяем двум дочерям две трети (имущества покойного) в соответствии с аятами Корана″, а затем разногласили в том, как извлечь это постановление из аятов.

Некоторые использовали слова Всевышнего: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин». — [Сура ан-Ниса, аят 11].

Они сказали: ″Если у покойного останутся дочь и сын, то сын получит две трети, а дочь – треть, значит, две дочери получают две трети″.

Другие сказали: ″Если у покойного останутся дочь и сын, то сын получит две трети, а дочь – треть, а не четверть. Значит, она еще больше заслуживает этой трети, если с ней останется сестра, а не брат″.

Третьи использовали слова Всевышнего: «Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина». —[Сура ан-Ниса, аят 11]. Они сказали: ″Половина наследства выделяется дочери только тогда, когда она одна. Следовательно, если дочерей две, то их доля увеличивается с половины на две трети″». — [См. «И‘лям уль-Мууакы‘ин», 1/370].

Большинство ученых считает, что если дочерей две и более, то им достаётся две трети имущества покойного, и именно это мнение является правильным.

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Обладатели знания единогласны в том, что двум дочерям достаются две трети имущества. Противоречие в этом вопросе передаётся только от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. От него передают, что доля двух дочерей – половина имущества, так как Аллах Всевышний сказал:

«Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети ‘того, что он[умерший]оставил».— [Сура ан-Ниса, аят 11].

Согласно данному мнению, этот аят указывает на то, что две трети достается дочерям только тогда, когда их более двух. Если же их меньше, то речь о двух третях уже не идёт. Но более правильным является мнение подавляющего большинства ученых». —[См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/321].

Мнение о том, что двум дочерям достаётся половина имущества, опровергается с нескольких сторон:

Во-первых, Аллах Всевышний указал на то, что половина достаётся только одной дочери. Аллах Всевышний сказал: «Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина».— [Сура ан-Ниса, аят 11].

Это – условие, при соблюдении которого дочери достаётся половина.

Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ясно указал на то, что двум дочерям достается две трети, а не половина. Об этом говорится в хадисе Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом, о двух дочерях Са‘да ибн ар-Раби‘а. Данный хадис был приведен выше.

3 ― Дочь или дочери не получают конкретную долю, а наследуют путём «та‘сыба»*, если у покойного остался сын.

*[О понятии «та‘сыб» можно узнать, обратившись к приложению № 1 в конце книге. Также относительно этого понятия далее придет отдельная глава].

Иначе говоря, в данной ситуации сын получает в два раза больше, чем дочь.

[Например, человек скончался, оставив после себя сына и двух дочерей. Чтобы решить подобные задачи, нужно представить, что у покойного на одного сына больше. Иначе говоря, как будто бы у покойного осталось четыре ребенка. В такой ситуации каждый ребенок получает четверть ( 1/4 ) наследства. Но так как в действительности у покойного три ребенка, то дочери заберут по четверти имущества, а сыну останется половина.

Например, человек скончался, оставив после себя четырех сыновей и трёх дочерей. В такой ситуации каждый мальчик умножается на два, иначе говоря, представляем, что у покойного 8 сыновей и 3 дочери. Значит, каждая дочь получит по 1/11 части наследства, а каждый сын получит по 2/11, то есть в два раза больше, чем дочь. Раз в действительности сыновей только четыре, то они получат на всех 8/11 наследства, а дочерям на всех достанется 3/11.

Еще примеры:

1 ― Человек скончался, оставив после себя дочь и дядю. Дочери в данном случае достаётся половина имущества покойного, так как она осталась одна – у покойного больше нет ни сына, ни дочери.

2 ― Человек скончался, оставив после себя двух дочерей и брата по матери. В данном случае две дочери получают две трети имущества покойного, так как у покойного нет сына.

3 ― Человек скончался, оставив после себя трех дочерей и дядю. В данном случае три дочери получают две трети имущества покойного, так как у покойного нет сына].

 

Доля наследства, полагающаяся дочерям сына [внучкам].

Внучки и правнучки покойного являются его наследниками, если они доходят до него в родословной через мужчин.

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах [См. «аль-Мугни ма‘а аш-Шарх», 8/320]:«Обладатели знания единогласны в том, что доля наследства внучек со стороны сына подобна доле наследства дочерей покойного.Но внучки (и правнучки) получают наследство только при отсутствии у покойного дочерей.

Мы выделяем наследство внучкам покойного со стороны сына, опираясь на слова Всевышнего: «Аллах заповедует вам относительноваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он[умерший]оставил».— [Сура ан-Ниса, аят 11].

Дети детей покойного также называются его детьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал, обращаясь к общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «О сыны Адама!»—[Сура аль-А‘раф, аят 26].

Также Аллах Всевышний сказал, обращаясь к иудеям, жившим во времена Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «О сыны Исраиля[пророка Я‘куба]!»—[Сура аль-Бакара, аят 40].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...