Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доля наследства, полагающаяся матери.




Что касается матери покойного, то в вопросах наследства с ней могут возникнуть четыре ситуации.

1 ― Мать покойного получает шестую часть его наследства в двух ситуациях:

а) если у покойного остался наследник из числа потомков*. Аллах Всевышний сказал: «Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он[умерший]оставил, если у него есть ребенок».—[Сура ан-Ниса, аят 11].

*[Правило № 3: Наследство от покойного получает каждый потомок, если между ним и покойным в родословной нет женщины. См. приложение № 1 в конце книги].

б) если у покойного остались братья и сестры: двое и более*.

Аллах Всевышний сказал: «Если же у него[у умершего]есть братья, то матери достается одна шестая». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

*[Если же у покойного остался только один брат или только одна сестра, то это уже не относится к данной ситуации].

 

2 ― Мать покойного получает треть имущества покойного при наличии трёх условий:

а) покойный не оставил после себя наследников из числа потомков. Аллах Всевышний сказал:

«А если у него[у умершего]нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть,(а отцу всё остальное)». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

б) покойный не оставил после себя братьев и сестер так, что их двое или больше. [Иначе говоря, у покойного либо вообще не осталось братьев и сестер, либо остался только один брат или только одна сестра. Только при соблюдении этого условия мать может получить треть].

Аллах Всевышний сказал: «Если же у него[у умершего]есть братья, то матери достается одна шестая». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

«…есть братья…»—речь идёт не только о братьях, но и о сёстрах. Речь идёт о ситуации, когда у покойного осталось как минимум два брата или две сестры, или один брат и одна сестра. Также не имеет значения, являются ли эти братья и сестры кровными, либо же они братья и сестры только по отцу или только по матери.

в) при соблюдении этих двух условий мать получает треть имущества покойного всегда, кроме того случая, о котором будет сказано при разборе третьей ситуации, связанной с наследством, полагающимся матери. [Эта исключительная ситуация называется «гарауейн» и разбирается отдельно].

 

Вопросы, связанные со второй ситуацией:

1 ― Сколько братьев и сестер в общем должно остаться, чтобы матери досталась не треть, а шестая часть наследства?!

Первое мнение: мать получает не треть, а шестую часть, если у покойного остались хотя бы два человека из его братьев и сестер. Это – мнение большинства сподвижников и ученых.

Исходя из этого мнения, мать получает шестую часть, если:

  • У покойного остались хотя бы два брата;
  • У покойного остались хотя бы две сестры;
  • У покойного остались хотя бы один брат вместе с одной сестрой.

Второе мнение: мать получает не треть, а шестую часть, только если у покойного остались, как минимум, три человека из его братьев и сестёр. Это – мнение ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Исходя из этого мнения, мать получает треть имущества покойного, даже если у него осталось два брата, или две сестры, или один брат вместе с одной сестрой.

Более правильным является первое мнение.

Сказал ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах: «Большинство сподвижников считали, что под ″братьями″ в аяте имеется в виду хотя бы двое. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, отказался принять это мнение. Мнение ибн ‘Аббаса ближе к явному тексту этого аята, а мнение остальных сподвижников больше соответствует смыслу этого аята. Братья покойного лишают мать покойного трети наследства, позволяя ей забрать только шестую часть, если их хотя бы двое. Если же после покойного останется только один брат, то мать получает треть имущества». — [См. «аль-И‘лям», 1/359-363].

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «В аяте под ″братьями″ имеются в виду и сестры». — [См. «аль-Мугни ма‘а-ш-шарх», 8/329].

 

2 ― Если покойный оставил после себя только сестер, переводят ли они мать с трети на шестую часть наследства?!

Первое мнение: мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя только братьев, или только сестер, или братьев вместе с сестрами. Это – мнение большинства обладателей знания.

Второе мнение:мать получает шестую часть наследства, только если покойный оставил после себя вместе с сестрами хотя бы одного брата. Если же у покойного остались только сестры, то мать получает треть имущества покойного.

Это – мнение Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах. Он считал, что мать получает шестую часть наследства, если покойный оставил после себя хотя бы двух братьев или одного брата вместе с сестрой. Также большинству ученых противоречил аль-Хасан аль-Басри.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...