Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Более правильным является мнение большинства.




 

_______________________________________________

3 ― Мать покойного получает треть оставшегося имущества, когда возникает следующая ситуация [эта ситуация называется ″гарауейн″]:

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Эта ситуация возникает тогда, когда человек скончался, оставив после себя супругу и двоих родителей. [То же самое касается ситуации, когда скончалась женщина, оставив после себя супруга и двоих родителей. Обе эти ситуации разбирается в данном вопросе]. Если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то муж забирает половину её имущества. Если скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей, то жена забирает четверть его имущества. Затем ученые разногласили в том, сколько же забирает мать покойного?!

1-ое мнение– в обеих ситуациях мать забирает треть оставшегося имущества. Аллах Всевышний установил для матери покойного половину того, что получает его отец. Следовательно, отец забирает две трети оставшегося имущества [Оставшееся имущество – это имущество покойного, которое осталось после того, как его жена получила свою долю. Если же скончалась женщина, то оставшееся имущество – это имущество, которое осталось после того, как её муж получил свою долю], а мать – треть.

Это – мнение ‘Умара ибн уль-Хаттаба и ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен ими Аллах. Также это наиболее достоверное мнение, передаваемое от ‘Али ибн Аби Талиба. Также этого мнения придерживались ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и Зейд ибн Сабит, да будет доволен Аллах ими всеми*. Это мнение семи известных мединских факыхов, мнение четырех имамов**и большинства ученых, да помилует их Аллах».

*[См. «Мусаннаф ибн Аби Шейба», 11/237-242. Данное мнение достоверно передаётся от всех этих сподвижников, кроме ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. От него это мнение передаётся по слабой цепочке передатчиков].

**[Четыре имама – это имам Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует Аллах их всех].

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей. В данном случае муж получает половину её имущества, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

Если муж заберет половину, то останется другая половина, которую делят на три части. Затем треть этой половины забирает мать, а две трети этой половины – отец.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж 3/6 300 000 р.
Мать 1/6 100 000 р.
Отец 2/6 200 000 р.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В данном случае жена получает четверть имущества покойного супруга, мать – треть оставшегося имущества, а отец – две трети оставшегося имущества.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 1 миллион]:

Жена 3/12
Мать 3/12
Отец 6/12

Чтобы решить задачу мы разделили имущество на 12 частей, после чего жене была выделена четверть всего имущества, иначе говоря, 3/12. Следовательно, у нас осталось 9/12 имущества. Эти 9/12 делят на три части, после чего выделяют одну треть матери покойного, иначе говоря, 3/12. Что касается отца, то он получает две трети того, что осталось после выделения доли жене. Следовательно, отец получает 6/12. Если упростить эти дроби, то мы получим следующую таблицу:

Жена 1/4 250 000 р.
Мать 1/4 250 000 р.
Отец 2/4 500 000 р.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «2-ое мнение– мать покойного или покойной забирает треть из всего наследства. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

«А если у него[у умершего]нет ребенка, и его наследниками являются его родители, то матери – одна треть,(а отцу всё остальное)».—[Сура ан-Ниса, аят 11].

Также в качестве довода они использовали хадис, в котором сказано:«Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)». — [аль-Бухари, 6732; Муслим, 1615].

Это мнение принадлежит ибн ‘Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом. Также это мнение передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба и Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен ими Аллах. Также этого мнения придерживались Шурейх и Дауд аз-Захири. Также это мнение выбрали Абу-ль-Хусейн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн уль-Ляббан аль-Басри и ибн Хазм. Они сказали, что отец в данной ситуации забирает то, что осталось после выделения долей мужу (или жене) и матери».

Пример первый: скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей.

В соответствии со вторым мнением, муж забирает половину имущества, а мать – треть, а отцу достаётся то, что осталось.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойная женщина оставила 600 т.р.]:

Муж 3/6 300 000 р.
Мать 2/6 200 000 р.
Отец 1/6 100 000 р.

Дело в том, что муж забирает половину имущества: 600000/2=300000 рублей, а мать треть имущества: 600000/3=200000 рублей. Остаток имущества: 600000-300000-200000=100000 рублей. Этот остаток достаётся отцу.

Пример второй: скончался мужчина, оставив после себя жену и обоих родителей. В соответствии со вторым мнением, жена забирает четверть имущества покойного, мать – треть, а остальное достаётся отцу.

У нас получится следующая таблица [если представить, что покойный мужчина оставил 240 тысяч рублей]:

Жена 3/12 60 000 р.
Мать 4/12 80 000 р.
Отец 5/12 100 000 р.

Дело в том, что жена забирает четверть имущества – а это 60 т.р. Что касается матери, то она забирает треть имущества – а это 80 т.р. Остаток имущества: Этот остаток достаётся отцу.

Далее ибн Касир, да помилует его Аллах, продолжает: «3-ое мнение– мать получает треть всего имущества, если скончался мужчина, оставив жену и отца. В таком случае жена забирает четверть имущества покойного, отец забирает пять двенадцатых( 5/12 ), а мать – треть имущества». — [См. «Тафсир ибн Касир», сура ан-Ниса, аят 11].

Согласно третьему мнению, если скончалась женщина, оставив после себя мужа и обоих родителей, то мать уже не берет треть всего имущества, а забирает треть от того, что осталось после выделения доли мужу покойной. Это делается для того, чтобы отцу покойного досталось больше, чем матери покойного. Ведь, если в данной ситуации ей выделить треть всего имущества, то ей достанется больше, чем отцу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...