Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достоинства изучения науки о наследстве.




Полное пособие по делению наследства. «аль-Фаид фи 'ильм иль-фараид». (Том 1 — теория).

Автор книги: Бывший шариатский судья Даммаджа - Абу Мухаммад 'Абдульуаххаб ибн Са'ид аш-Шамири.

 

Содержание:

· Вступление редакции. Стр.: 2.

· Достоинства изучения науки о наследстве. Стр.: 3.

· Что такое наследство?! Стр.: 5.

· Обязанности, связанные с наследством. Стр.: 6.

· Глава 1. О столпах наследства. Стр.: 15.

· Глава 2. Об условиях деления наследства. Стр.: 15.

· Глава 3. О причинах получения наследства. Стр.: 18.

· Глава 4. О факторах, которые препятствуют получению наследства. Стр.: 27.

· Глава 5. О наследниках и видах наследства. Стр.: 48.

· Разъяснение конкретных долей, установленных Аллахом в Коране. Стр.: 55.

· Виды наследования. Стр.: 57.

· Доля наследства, полагающаяся мужу. Стр.: 58.

· Доля наследства, полагающаяся брату и сестре по матери. Стр.: 60.

· Доля наследства, полагающаяся отцу. Стр.: 62.

· Доля наследства, полагающаяся деду. Стр.: 64.

· Доля наследства, полагающаяся жене. Стр.: 65.

· Доля наследства, полагающаяся матери. Стр.: 66.

· Доля наследства, полагающаяся бабушке. Стр.: 73.

· Доля наследства, полагающаяся дочери. Стр.: 83.

· Доля наследства, полагающаяся дочерям сына [внучкам]. Стр.: 87.

· Доля наследства, полагающаяся кровным сестрам. Стр.: 90.

· Доля наследства, полагающаяся сестрам по отцу. Стр.: 94.

· Наследство по боковым линиям [каляля]. Стр.: 97.

· Наследники, которые имеют право на наследство путем «та‘сыба». Стр.: 100.

· Получение наследства по причине освобождения раба. Стр.: 109.

· Лишение наследства [хаджб]. Стр.: 113.

· Ситуация, именуемая «мушаррака». Стр.: 118.

· Полезное примечание. Стр.: 120.

· Экзаменационные задачи. Стр.: 121.

· Приложение № 1: наследники. Стр.: 123.

· Приложение № 2: лишение наследства [хаджб]. Стр.: 126.

 

Вступление редакции.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров!

Пусть Аллах благословит нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Остерегайтесь(наказания)Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» —[Сура али ‘Имран, аят 102].

А также: «О люди! Остерегайтесь(наказания)вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека[Адама], сотворил из него пару ему[Хавву]и расселил(на земле)много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Остерегайтесь(наказания)Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и(остерегайтесь разрывать)родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». —[Сура ан-Ниса, аят 1].

А также: «О те, которые уверовали! Остерегайтесь(наказания)Аллаха и говорите правое слово[соответствующее истине]. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха».—[Сура аль-Ахзаб, аяты 70-71].

Поистине, наука о делении наследства занимает великое место среди исламских наук. Аллах Всевышний сам разъяснил эту науку в Своей великой Книге, не поручив это разъяснение ни приближенному ангелу, ни посланному пророку.

Обладатели знания написали множество трудов, разъясняющих эту науку, в виде стихотворений и в виде прозы. Каждый из них желал получить в Последней обители награду за свои труды от Аллаха Всевышнего.

Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются[1],за исключением трёх: непрерывной милостыни[2], знания, которым смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». — [Муслим, 1631].

[1] Иначе говоря, человек больше не получает награду за свои дела.

[2] Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели.

Именно поэтому и мы решили последовать по пути этих праведных ученых, желая награды Аллаха Всевышнего в Последней обители, и перевести один из трудов по данной науке на русский язык. Основой этого перевода послужили лекции уважаемого брата Руслана абу Ибрахима, да хранит его Аллах, которые были записаны им в Йемене.

Следует заметить, что данный труд состоит из двух томов и вашему вниманию представлен первый том.

Каждый искатель знаний, желающий изучить и освоить данную науку, должен внимательно прочесть данный труд, не пропуская ничего. Каждая предыдущая глава данной книги имеет связь с последующими главами, которые невозможно понять, не освоив и не выучив то, что было сказано ранее. При недопонимании сказанного в книге вы можете обратиться к аудио-лекциям, выставленным на нашем сайте ранее.

В конце книги приведены экзаменационные задачи, решая которые каждый может оценить уровень своих знаний в данной науке. Но нужно отметить, что эти задачи будет возможно решить только тогда, когда искатель знаний хорошо поймет всё, о чем говорилось в книге, и выучит наизусть самое главное.

Просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он наделил нас искренностью в словах и деяниях, и вёл нас по прямому пути!

С уважением, редакция сайта «Дар уль-Хадис».

 

 

 

Достоинства изучения науки о наследстве.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Наука о делении наследства – это одна из шари‘атских наук, которая обладает большим почётом пред Аллахом Всевышним. Поистине, Аллах Всевышний взял на Себя разъяснение этой науки самым подробным образом. Он не поручил разъяснение этой науки ни приближенному ангелу, ни посланному пророку. И это в отличие от многих других шари‘атских постановлений, которые в Коране пришли в общем виде, а затем уже были разъяснены в сунне. Например, молитва, закят, хадж и так далее.

Исчезновение науки о наследстве – это один из признаков приближения Судного Часа. Сообщается, что Йусейр ибн Джабир сказал: «Однажды, в Куфе разбушевался сильный ветер и один из людей только и делал, что повторял: ″О, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, настало время Судного Часа″. Тогда ибн Мас‘уд сказал: ″Не наступит Час, пока будет делиться наследство и пока люди будут радоваться военным трофеям″». — [Муслим, 2899].

Аллах Всевышний сказал в аятах о наследстве: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей». —[Сура ан-Ниса, аят 11].

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Этот аят (о наследстве) – столп из столпов религии, опора из опор шари‘атских постановлений. Это – один из самых важных аятов». — [См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/55]

А имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах, упомянув эти слова аль-Куртуби, добавил: «Ведь, этот аят содержит в себе важные постановления науки о наследстве, которая была одной из самых великих наук среди сподвижников».[См. «Фатх уль-Кадир», 1/431]

Сообщается, что как-то раз Нафи‘ ибн ‘Абд уль-Харис аль-Хуза‘и, которого ‘Умар, да будет доволен им Аллах, назначил управлять Меккой, встретил ‘Умара в местечке ‘Усфан и тот спросил у него: «А кто управляет Меккой в твоё отсутствие?!» Нафи‘ ответил: «Я оставил вместо себя ибн Абзу – нашего вольноотпущенника». Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ты доверил это дело вольноотпущеннику?!» Нафи‘ ответил: «Поистине, он – чтец Корана и знает вопросы наследства». Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, ваш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Поистине, посредством этой Книги Аллах Всевышний возвышает одних людей и унижает других″». — [Муслим, 817]

Также имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, начал книгу о наследстве с главы об обучении людей делению наследства. Имам аль-Бухари передал, что ‘Укба ибн ‘Амир сказал: «Изучайте (религию), пока не пришли люди, говорящие (о религии) на основе своих предположений».

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Ибн уль-Мунаййир сказал, что имам аль-Бухари упомянул слова ‘Укбы именно в книге о наследстве, ибо его слова более всего касаются именно вопросов деления наследства. Ведь, наследство делится именно в соответствии с шари‘атом и тут нет места людским мнениям». —[См. «Фатх уль-Бари», 12/6]

А затем имам аль-Бухари упомянул хадис со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам следует остерегаться предположений, ибо предположения – это самый лживый рассказ. Не следите друг за другом, не испытывайте взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной, и будьте братьями, о рабы Аллаха». — [аль-Бухари, 6724]

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Некоторые сказали, что данный хадис приведен в данной главе, так как в нём содержится запрет на следование предположениям, а это указывает на необходимость стремления к следованию за знаниями. А наука о делении наследства чаще всего извлекается именно из шари‘атского знания». —[См. «Фатх уль-Бари», 12/7]

Что же касается пророческих хадисов о достоинстве этой науки, то здесь нет ничего достоверного, именно поэтому имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, ограничился словами ‘Укбы ибн ‘Амира и хадисом со слов Абу Хурейры.

Но знай, что общие шари‘атские тексты о достоинстве знания в первую очередь относятся и к этой науке, ибо люди сильно нуждаются в ней во все времена.

Сказал ас-Суюты, да помилует его Аллах: «Наука о наследстве нуждается в трёх науках: теория деления наследства, знание родственных связей человека и математические расчеты, связанные с наследством.

  • Теория деления наследства – следует знать размеры имущества, которое отдаётся каждому из наследников, следует знать разногласия ученых в этих вопросах.
  • Знание родственных связей человека – изучение положения каждого родственника, оставшегося живым после умершего, как об этом пришло в ″аль-Маъмунии″ [1] и в других местах.
  • Математические расчеты – правильное деление наследства по долям». —[См. «ар-Радд ‘аля ман ахляда фи-ль-ард», 180].

 

Примечание [1] «аль-Маъмуния» — эта история названа так, потому что она произошла с Абу-ль-‘Аббасом, аль-Маъмуном ибн ар-Рашидом, который был сыном Харуна ар-Рашида и седьмым халифом династии ‘аббасидов в Ираке.

Однажды, аль-Маъмун хотел назначить судьей в Басре Яхъю ибн Аксама и вызвал его к себе. Когда Яхъя ибн Аксам прибыл, правитель подверг его испытанию в вопросах наследства, а это было обычаем всех халифов, когда они назначили судей, рабочих или наместников.

аль-Маъмун сказал ему: «Что ты скажешь относительно родителей и двух дочерей, если полагающееся им наследство не разделили, пока одна из дочерей не скончалась?» Яхъя ответил: «О, правитель верующих, а чье наследство полагалось этим двум родителям и двум дочерям: наследство мужчины или наследство женщины?»

Тогда аль-Маъмун понял, что Яхъя разбирается в этих вопросах и назначил его судьей в Басре.

См. «Шарх аль-Фусуль аль-Мухимма фи мауариси-ль-Умма», 2/475; «Нихайа аль-Хидайа», 2/100.

Что такое наследство?!

Слово ″тарика″ — [наследство] – происходит от слова ″тарк″ — [оставление]. Ведь, наследство – это то, что остается после покойного.

Наследство — [тарика] – это определенные права [1], которые поддаются делению [2]и переходят тому, кто их заслуживает [3] после смерти того, кому принадлежали эти права.

[1] ― это и имущество, и другие права умершего: право на разрыв сделки, преимущественное право покупки, право на возмездие, право на наследство своего вольноотпущенника, право на опекунство.

[Право на разрыв сделки] ― например, Зейд купил определенный товар, предварительно оговорив своё право на разрыв сделки в течение определенного срока, а затем умер, но этот срок еще не подошёл к концу. В таком случае право на разрыв сделки переходит к его наследникам.

[Преимущественное право покупки] ― например, Зейд и ‘Амр совместно владели определенным зданием, а затем Зейд продал свою долю, хотя ‘Амр имел преимущественное право покупки. Затем ‘Амр скончался, не успев забрать свою долю у того, кому её неправомерно продал Зейд. В таком случае преимущественное право покупки переходит к его наследникам.

[Право на возмездие] ― например, Зейд убил ‘Амра, а у ‘Амра остался брат Бакр, который затем также скончался. В таком случае право на возмездие убийце ‘Амра переходит к наследникам Бакра.

[2] ― получается, что к наследству не относится право на наследство своего вольноотпущенника и право на опекунство, ибо эти права не поддаются делению.

[3] ― человек может заслуживать наследство умершего либо из-за родственных связей с умершим, либо из-за брачных связей с ним, либо из-за освобождения раба на волю.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...