Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия международного морского права.




По мнению А. Л. Колодкина, в доктрине в целом выработан единый подход к определению понятия международного морского права, которое является частью международного права и представляет собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

 

Для международного морского права характерны следующие принципы:

· принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного

· принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

· принцип общего наследия человечества;

· принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

· принцип охраны морской среды.

Т.к. нормы м морского направлены на установление режима морских пространств, ммп оперирует в основном именно этим понятием, а точнее, понятиями видов м пространств.

Международным правом морские пространства подразделяются на шесть основных частей:

1. внутренние морские воды,

2. территориальные воды (территориальное море),

3. исключительная экономическая зона,

4. открытое море,

5. континентальный шельф и

6. морское дно за его пределами.

По Конвенции по м праву ООН 1982:

1.Кнутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии(линия наибольшего отлива) территориального моря.

Внутренние (морские) воды являются частью гостерритории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом без всяких исключений.

2. Территориальным моремназывают находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства морской пояс, примыкающий к берегу или внутренним водам. На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государств - это часть гос. территории, как и внутренние воды.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суверенитет государства распространяется не только на территориальное море, но и на воздушное пространство над ним, равно как и на поверхность и недра дна в пределах этих вод. Отсюда следует, что ни одно иностранное судно не вправе вести лов рыбы или использовать другие естественные ресурсы в пределах территориальных вод без ясно выраженного согласия на это со стороны прибрежного государства.

Ширина –не более12 морских миль от исходной линии.

За судами всех государств, как прибрежных так и неприбрежных, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки правомирного проходачерез территориальное море.

3. Прилежащая зона–часть морского пространства, расположенная за пределамитерриториального моря, но прилегающая к нему, в котором прибрежное государство осуществляет контроль в отдельных, специально предусмотренных областях отношений (для предотвращения нарушений и наказания за нарушений таможенных, фискальных, миграционных, санитарных законов и норм)

Ширина – не более 24 м миль от исходной линии (т.е. включая ширину тер моря).

3. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)представляет собой расположенный за пределами территориального моря, но прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство имеет исключительное право на разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений.

Ширина ИЭЗ – не более 200 м миль от исходной линии (т.е. включая ширину тер моря и прилежащ зоны). В ИЭЗ ВСЕ государства пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей.

4. Открытым моремсчитаются морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальные воды или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Оно находится в общем и равном пользовании всех наций.

5.Континентальный шельф- морское дно и недра, простирающееся за пределы территориального моря до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, когда внешняя граница подводной окраины материка не про- стирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального шельфа прибрежного государства. Однако она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. 

 

Международные проливы соединяют моря, омывающие берега различных государств, и играют большую роль в международном судоходстве. Проливы, ведущие к внутренним водам прибрежного государства, если оба их берега принадлежат этому государству, считаются внутренними водами.

 

9. Труд Эммера де Ваттеля «Право народов….»

Ваттель – лучший международник 18 века.

18 век характеризуется борьбой позитивного и ест прав подходов.

 

Работа имела огромный успех, тк была написана во время 7 летней войны в Европе.

 

Осн идеи:

1. гос-во, как и нация – это объединение людей, которые совместными усилиями обеспечивают общую безопасность и получают выгоду для каждого (т е можно сказать, что он не отделял нацию от гос-ва);

2. нация – моральная личность, в связи с чем у нее есть определенные обязанности:

3. по отношению к самой себе – нация должна сохраняться и нация должна совершенствоваться (т е обеспечивать свою безопасность и каждого всем необходимым)

4. по отношению к другим нациям – нация не должна стремиться к гибельному разорению других наций, а также должна оказывать помощь менее развитым нациям по выходу из варварского состояния)

 

5. у нации есть обязанности и во время войны, тут Ваттель разработал по сути систему принципов МП:

- принцип невмешательства во внутренние дела других гос-в

- принцип суверенного равенства гос-в

- право народов и наций на самоопределение

- принцип добросовестного исполнения м обзятельств (невыполнение – путь к войне)

 

6. был категорически против исп религиозного фактора при развязывании войн и считал, что религия вообще должна прекратить влиять на внешнюю политику

 

7. выделил цели хорошего правительства:

- искать и развивать таланты,

- укреплять оборону,

- поощрять труд

- оживлять промышленность

- обеспечивать счастье нации (через обеспечение доступа каждого к искусству, образованию и тд)

 

10. Работа Ф.Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов» 1882

 

- Главный источник МП, по мнению Мартенса, это МД, но в т. ч. признавал и существование международных обычаев.

- Мартенс обосновал в работе признание таких принципов МП как

принцип мирного разрешения м/н споров

принцип обязательности соблюдения МД,

принцип суверенного равенства гос-в, но Мартенс понимал под суверенными государствами только цивилизованные народы.

- Создал классификацию (периодизацию) истории МП:

1 этап – до 1648 г (до Вестфальского мира)

В течение этого длительного времени содержание межгосудар- ственных отношений было определено господством физической силы, диктатом сильного над слабым, полнейшей разобщенностью государств. Все без исключения субъекты международных отношений были убеждены в том, что представляют собой совершенно замкнутое, исключительное и самобытное образование, не нуждающееся в международных сношениях.

2 этап – до 1815 (Венский конгресс)

На этом этапе идея государственной изоляции и господства физической силы в международных отношениях уступила место новой идее – принципу политического равновесия государств. Самостоятельность и независимость каждого отдельного народа не должна была подвергаться ни малейшей опасности со стороны других народов.

3 этап – после 1815 г.

Начиная с Венского конгресса, руководящей идеей был признан принцип национальности, означавший, что лица, имеющие родственное историческое прошлое, общую религию и быт, единый национальный характер и говорящие на одном языке, должны составить один народ и проживать на территории одного государства.

- Был сторонником создания международных судов, в частности Постоянной палаты третейского суда в Гааге.

 

- Отстаивал дуалистическую концепцию МП и ВГП. МП – особая правовая система.

 

Курс Мартенса впервые освещал суть международного права через примеры из международной и российской дипломатической истории.

До него международное право в России преподавалось на основе работ иностранных авторов. Курс выдержал в России 5 переизданий, был переведен и издан за границей нстав одним из самых востребованных в мире, чего не удостаивался ни один курс отечественных юристов ни до, ни после Мартенса.

 

В основе доктринальных позиций Мартенса лежат след полож:

- по времени МП возникает в период межплеменных отношений, до возникновения государств

- и народы и государства в силу объективных факторов своего развития вступают в общение;

- это общение и общность интересов народов и порождают МП

- степенью свободы личности определяется степень участия государств в международном общении;

- общение требует международного управления и «международного административного права».

- против концепций, которые основывали право на силе.

Именно Мартенс в своих трудах поставил человеческую личность в центр международной жизни и видел в её охране смысл и конечное назначение международного права.

Актуальное звучание сохраняют его правовые представления о природе вмешательства во внутренние дела современных государств. Признавая любое вмешательство «всегда незаконным», он особое значение придавал доказательству неправомерности «любого повода» для внешнего вмешательства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...