Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеризующих ее показателей




Работоспособность D D1 t1
Скорость работы уменьшается, качество сохраняется Уменьшается Без изменения Увеличивается
Скорость работы увеличивается за счет снижения качества (превалируют процессы возбуждения) Увеличивается Уменьшается Уменьшается
Нарастает торможение, снижаются скорость и качество работы Уменьшается Уменьшается Увеличивается

Пробные диктанты. Диктанты также позволяют определить изменения работоспособности по количеству и качеству выполнения заданий. Данный методический прием, однако, имеет недостаток, заключающийся в трудности определения причин ошибок: связаны ли они с понижением работоспособности или нетвердым знанием учащимися грамматики. Порядок оценки исследования аналогичен описанному выше. При обработке материала учитывают среднее количество ошибок, приходящееся на одного учащегося, количество работ без ошибок и число работ, содержащих от одной до трех, от четырех до пяти и более ошибок.

Корректурные пробы. Пробы выполняют на специальных таблицах, представляющих собой набор различных букв (таблицы Анфимова) или их сочетаний, лишенных смыслового значения (таблицы Иванова—Смоленского). Дошкольникам предлагают таблицы, в которых буквы заменены разнообразными геометрическими фигурами. Задания, предлагаемые испытуемым, могут быть разных вариантов, но все они сводятся к вычеркиванию или подчеркиванию тех или иных букв или их сочетаний.

В соответствии с модификацией А. И. Кабанова с помощью корректурных таблиц Анфимова учащиеся выполняют два задания. В первом задании учащиеся получают инструкцию вычеркивать какую-либо одну букву (например «X») по команде «Начали» и закончить вычеркивание строго по команде «Закончили». Последнюю просмотренную букву необходимо обвести в кружок. Задание выполняется в течение 1 мин. Затем учащийся отдыхает 1 мин и в то же время прослушивает следующее задание: продолжать вычеркивать эту же букву, но в том случае, если перед буквой «X» стоит буква «В», данную букву не вычеркивать, а подчеркнуть сочетание «ВХ». На выполнение второго задания отводится такой же отрезок времени (1 мин). При проведении исследования в течение дня, недели следует менять «сигнальные» буквы, не меняя сложности заданий, т. е. новые буквы должны быть равноценными исходной букве.

При оптимальном функциональном состоянии центральной нервной системы количество просмотренных знаков увеличивается к концу деятельности. Введение условного торможения во втором задании не сказывается на темпе работы. Общее количество ошибок и ошибок на дифференцировку уменьшается или остается без изменений. Подобные результаты теста заслуживают положительной оценки. Об отрицательных результатах свидетельствуют уменьшение количества просмотренных знаков, снижение скорости работы после введения условного раздражителя на торможение, увеличение количества ошибок, уменьшение числа просмотренных знаков, свидетельствующие о снижении подвижности нервных процессов, о развитии последовательного торможения (табл. 5.15).

Исследование памяти и внимания. Наряду с определением общей умственной работоспособности в гигиенических исследованиях изучают такие психические функции, как способность к запоминанию (кратковременная память) и внимание.

Для определения объема кратковременной памяти исследуемому предъявляют в течение определенного времени несколько цифр, слов (не имеющих смысловой связи) или изображений предметов, которые он должен запомнить, а затем написать. Число правильно написанных элементов отражает степень запоминания, которая выражается в процентах от их общего числа.

Внимание исследуют с помощью специальных заданий, например, отыскивания чисел с «переключением» по черно-красной таблице Платонова. Задание состоит в том, чтобы без ошибок в минимально короткий срок найти, показать и назвать в возрастающем (от 1 до 24) или убывающем (от 24 до 1) порядке цифры красного или черного цвета, расположенные в таблице без определенной системы.

Таблица 5.15. Оценки динамики работоспособности по результатамкорректурной пробы

Показатель

Вариант оценки результатов выполнения заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Количество просмотренных знаков 0 0 + + + 0
Количество допущенных ошибок в перерасчете на 500 знаков 0 0 + 0 + +
Оценка функционального состояния

Без изменений

Врабатывание

Проявление утомления

Начальная

стадия утомления

Выраженноеутомление

Примечание. «0» — без изменений; «—» — уменьшение показателя; «+» — увеличение показателя.

Исследование поведения детей на уроке.Существуют методики, позволяющие изучать поведение детей и изменение их работоспособности в обычных условиях, не мешая при этом их деятельности. Это методики наблюдения с помощью хронометра:

1) фиксирование отвлечений;

2) хронометраж;

3) фотохронометраж.

Фиксирование отвлечений. Метод дает возможность выявить состояние внимания детей и подростков, степень их отвлекаемое™, но не позволяет определить продолжительность отвлечений. Наблюдение можно вести за несколькими детьми одновременно. При этом каждое отвлечение фиксируют в протоколе. Фиксировать отвлечение удобнее каждые 5 мин.

Хронометраж. Метод позволяет регистрировать основные моменты в поведении наблюдаемых:

а)занятость основной работой;

б)выслушивание объяснений преподавателя;

в)организацию рабочего места;

г)отвлечения.

Исследователь наблюдает за группой детей и каждую минуту отмечает в протоколе, чем занят каждый ребенок: работает, слушает, отвлекается. Анализируя результаты хронометража, можно получить данные о соотношении отдельных частей урока, его плотности (для каждого ребенка и для всей группы в целом). Для получения сравнимых результатов абсолютную продолжительность каждого вида деятельности выражают в процентах к продолжительности занятий.

Фотохронометраж. Под фотохронометражом понимают фиксирование с помощью секундомера начала и конца всех наблюдаемых видов деятельности как в процессе отдельных занятий, так и на протяжении более длительного отрезка времени. Такой прием позволяет как бы «сфотографировать» всю деятельность детей с точки зрения ее чередования и длительности. В этом случае под наблюдением может находиться только один человек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...