Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка степени полового созревания




Начиная с 10—11 лет у мальчиков и с 9—10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития необходимо учитывать степень полового созревания. Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности. У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Fades). У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации.

Степень развития описанных признаков определяют по представленной ниже системе.

1. Стадии развития волосяного покрова на лобке:

· Р0 — отсутствие волос;

· P1— единичные короткие волосы;

· Р2 — волосы в центре лобка, густые, умеренные;

· Р3 — волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

· Р4 — волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные,распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверхпо белой линии живота (мужской тип оволосения).

2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах:

· Ах0 — отсутствие волос;

· Ax1— единичные волосы;

· Ах2 — волосы в центре впадины, хорошо выражены;

· Ах3 — волосы по всей подмышечной области, густые.

3. Стадии развития грудных желез:

· Ма0 — детская стадия;

· Ma1— сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

· Ма2 — околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

· Ма3 — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железы поднимаются на большом участке;

· Ма4 — женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ах3Р4 у мальчиков или Ма3Ах2Р3 у девочек и т.д. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в табл. 5.1. У девочек, начиная с 11-летнего возраста, к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+) или отсутствии (Ме-) менструаций (регул).

Таблица 5.1. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей

Возраст, лет Мальчик Девочка
10 Ах0Р0 Ма0Ax0P0
11 Ax0P0 Ма0Ax0P0 или выраженность одного-двух показателей в степени 1
12 Ах0Р0 Ма1Ax1P1, Ma2Ax2P2 или выраженность одного-двух показателей в степени 1 или 2. Отсутствие регул (Ме-)
13 Ax0P0, Aх1P1 и выраженность одного показателя в степени 1, а другого 0 Ма2Ах2Р2, Ма3Ах3Р3 или выраженность одного-двух показателей в степени 2 или 3. Наличие или отсутствие регул
14 1P1, Aх2P2 и выраженность одного показателя в степени 1, а другого 2 Ма3Ах3Р3 или выраженность одного-двух показателей в степени 2. Наличие регул (Ме+)
15 Ах3Р3 или выраженность одного из показателей в степени 1 Ма3Ах3Р3 или выраженность одного из показателей в степени 2. Наличие регул (Ме+)
16, 17 Ах3Р3, Ах3Р4 Ма3Ах3Р3. Наличие регул (Ме+)

Наибольшее внимание следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах — наиболее вариабельный и потому менее надежный показатель.

Физиометрические признаки

Жизненную емкость легких измеряют с помощью водяного спирометра, состоящего из наружного и внутреннего цилиндров. На передней стенке внутреннего цилиндра нанесены деления, по которым ведется отсчет объема выдыхаемого воздуха (в миллилитрах). На крышке наружного цилиндра имеется отверстие с резиновой пробкой, которую открывают в том случае, когда внутренний цилиндр необходимо опустить на дно наружного. В нижней части наружного цилиндра есть кран, на который надевают резиновую трубку с мундштуком на конце. Перед исследованием уровень воды должен соответствовать нулевой отметке («0»). Обследуемый делает максимальный вдох, задержав дыхание, плотно обхватывает ртом мундштук и выдыхает в трубку весь воздух. Измерение проводят два-три раза и учитывают лучший показатель.

Помимо описанного прибора используют газовый спирометр, имеющий значительно меньшие размеры и отличающийся большей простотой и удобством в обращении.

Мышечную силу рук определяют ручным динамометром. Обследуемый старается максимально сжать пружину динамометра в вытянутой и отведенной под прямым углом в сторону руке. Учитывают максимальный результат (в килограммах). Для следующего определения стрелку прибора возвращают в нулевое положение.

Становую силу (силу разгибателей спины) измеряют с помощью станового динамометра. Обследуемый фиксирует ступнями ног прикрепленную к полу (или помещенную на полу) пластину динамометра, наклоняется, берет в руки находящуюся на уровне колен рукоятку прибора и, стараясь максимально разогнуться, тянет ее вверх. Учитывают максимальный результат (в килограммах).

Частоту сердечных сокращений по пульсу подсчитывают в течение 1 мин. При наличии нарушений ритма детей всегда направляют на консультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального давления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по методу Н.С.Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха. Манжету накладывают на середину обнаженного плеча на 1—2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, их исчезновение — диастолическому. Измеряют давление не менее 3 раз, фиксируя повторяющиеся параметры.

Измерять артериальное давление у школьников следует ежегодно, начиная с 7 лет. В медицинских кабинетах школ могут отсутствовать «возрастные» манжеты, что затрудняет выполнение данного исследования. Однако существуют специальные возрастные коррективы с учетом физического развития, позволяющие оценить уровень артериального давления у младших школьников при использовании стандартной манжеты. У детей 13 лет и старше (независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления можно получить при использовании стандартной манжеты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...