Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тестовые задания по теме № 1.




1. Какую общенаучную функцию выполняет философия науки:

а) аксиологическую;

б) методологическую;

в) антропологискую.

2. Какой компонент познания действительности не является научным:

а) гипотеза;

б) концепция;

в) уверенность.

3. Укажите критерий научной истинности, обуславливающий образец субъекта познавательной деятельности:

а) когерентность;

б) полнота;

в) интерсубъективность.

Список литературы.

 

Основная литература.

1. Багдасарьян, Н.Г. История, философия и методология науки и техники. - М.: Юрайт, 2014. – 383 с.

2. Горохов, В.Г. Технические науки: история и теория. История науки с философской точки зрения [электронный ресурс] / В.Г. Горохов. - М.: Логос, 2012. - 512 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233719.

3. Лебедев, С.А. Философия науки. Методическое пособие для магистров.- М.: «Юрайт», 2013. – 288 с.

4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки. − М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

5. Рузавин, Г.И. Философия науки[электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Рузавин. - 2-е изд. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 405 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117893

6. Мархинин, В. В. Лекции по философии науки. - М.: Логос, 2014. – 425.

7. Мамзин, А. С., Сиверцева Е. Ю. История и философия науки: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 360 с. 

8. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук [электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Тяпин. - М.: Логос, 2014. - 215 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234008.

Дополнительная литература

 

1. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки.- М.: Наука, 1980. − 448 с.

2. Гейзенберг, В. Физика и философия. - М.: Наука, 1989.− 400 с.

3. Горохов, В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XΙX - начале XX столетия. - М.: Логос, 2009. − 376 с.

4. История и философия науки[электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Бряник, О.Н. Томюк, Е.П. Стародубцева, Л.Д. Ламберов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина ; под ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 289 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721.

5. Кохановский, В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Изд. 6-е. - Ростов-на Дону: Феникс, 2008. - 603с.

6. Кохановский, В. П. Философия и методология науки. - Ростов н/Д.:Феникс, 1999. − 576 с.

7. Лебедев, С. А. Основы философии науки. - М.: Академический проект, 2005. − 544 с.

8. Лебедев, С. А. Философия науки(Общий курс). Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. − 731 с.

9. Лешкевич, Т. Г. Философия науки. - М.: Инфра-М, 2006. − 428 с.

10. Микешина, Л. А. Философия науки. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. − 464 с.

11. Никифоров, А. Л. Философия науки.  - М.: Идея-Пресс, 2008. − 176 с.

12. Огородников В. П. История и философия науки. - СПб.:Питер Год, 2011.− 368 с.

13. Пивоев, В.М. Философия и методология науки [электронный ресурс] : учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 321 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652.

14. Розов, М. А. Философия науки в новом видении. - М.: Новый хронограф, 2012. – 440 с.

15. Степин, В.С. История и философия науки. - М.: Академический Проект Трикста, 2011 − 426 с.

16. Торосян, В.Г. История и философия науки[электронный ресурс]: учебник/ В.Г. Торосян. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 368 с. Режим доступа:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260777

17. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - 207 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228737.

18. Штанько, В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. -  Харьков: ХНУРЭ, 2002. − 292 с.

 

Тема № 2.

Философия техники.

1. Историческое значение техники.

2. Предмет изучения философии техники.

3. Философские теории техники.

 

Основная цель занятия − определить философскую значимость техники.

1. В истории техника изначально представляла собой специфически инженерный способ использования силы и энергии природы. Природа рассматривалась как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов и ставилась на службу человеку. В Древнем мире и Средние века техника рассматривалась как искусственная реализация заложенных в природе возможностей и ресурсов. В Новое время техническое творчество – это расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основной вид технической деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. В современном мире неотделимая от науки техника понимается как технология, осуществляющая единство организационной, ресурсной, технической составляющей производственного процесса.

2. Как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла в XX веке. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание "Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги "О долге и добре" (1898 г.) также посвятил "философии техники". В конце ХIХ века российский инженер П. К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре "Технический итог ХIХ века" (1898 г.). Однако только в ХХ веке техника и её место в обществе становится предметом систематического изучения. В произведениях О. Шпенглера и М. Хайдеггера техника выступает уже как культурный и онтологический фундамент современного мировоззрения. Можно сказать, что в современный период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по её созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. В истории техника изначально представляла собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы", а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений. В новое время техническое творчество – сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Таким образом, философия техники уже сравнительно давно выделилась в самостоятельную область философского исследования. Выявим её специфические черты, во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Итак,техника должна быть понята: как совокупность технических устройств, от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств − от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; как совокупность технических знаний − от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

3. Первым мыслителем, создавшим оригинальную концепцию философии техники, был немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896). Первая работа Каппа ”Общая и сравнительная география” предвосхитила то, что мы сегодня могли бы назвать ”экологической философией”. С одной стороны, в этом труде обнаруживается цель автора проследить формирующее влияние географической среды (в частности рек и морей) на социальные и культурные структуры. Реки, внутренние моря и океаны влияют не только на экономику и культуру в целом, но также и на политические и военные формы организации общества. С другой стороны, капповское применение гегелевской диалектики призывает к ”колонизации” географической среды и ее преобразованию, как внутреннему, так и внешнему. Это порождает потребность культивирования пространства (с помощью земледелия, горного дела, архитектуры, строительной техники и т.д.) и времени (первоначально посредством систем коммуникации начиная от языка и до телеграфа). Впоследствии он пересматривает свою философию географии и формулирует теорию философию техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов. Хотя саму эту идею нельзя считать принадлежащей лишь Каппу (нечто подобное говорили многие — от Аристотеля до Ралфа Уолдо Эмерсона), но именно Капп дал ее систематическую и детальную разработку в своей работе “Grundlinien einer Philosophie der Technik“ (Основы философии техники, 1877). По мнению Каппа,“возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение — и мы должны это выявить и подчеркнуть, — хотя и является скорее бессознательным открытием, чем сознательным изобретением, — заключается в том, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки — чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно“. Используя органические аналогии Капп рассматривает железные дороги как “экстернализацию“ (“воплощение“) кровообращения, телеграф — как внешнюю форму и продолжение нервной системы. Необходимо также сказать, что аргументация Каппа вовсе не ограничивается аналогиями с орудиями и системами машин. Его труд содержит также первую философскую рефлексию о новой науке — технической инженерии. В целом Капп проецирует технический взгляд рассмотрения мира на множество других областей знания, традиционно считавшихся не связанными с техникой. Примером того, что философия техники имеет неоднозначное толкование, является теория выдающегося ученого Петра Климентьевича Энгельмейера. В трудах Энгельмейера понятие «философия техники» было не только впервые введено в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл как онтология, гносеология и социология техники. Была представлена завершенная концепция  сущности или бытия техники и её гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук. Энгельмейер является автором целого ряда трудов, совокупность которых без преувеличения может быть названа классикой философии техники. В книгах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством. Более того, он фактически является единственным, кто сумел раскрыть подлинную суть и социальную значимость инженерной деятельности. Для представления о том, какое значение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этой деятельностью, приведем выдержку из его труда "В защиту общих идей в технике": «Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру...» Основные работы Энгельмейер: «Философия техники», «Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка» «Катехизис шофера», «Изобретения и привилегии». Онтологическая концепция техники была впервые представлена в книге немецкого философа Освальда Шпенглера «Человек и техника». Цель техники, по его убеждению, заключается не в создании машин и инструментов, а в тактике жизненных условиях её формирования. Сущность техники не создании инструментов труда, а в способе обращения с ними. В этой связи техника свойственна даже животному, хищнику, использующему свои инстинкты для выживания. Человек тоже является хищником по отношению к природе, использующим как «стратегию руки» в физическом труде, так и «стратегию глаза» в труде интеллектуальном. Техника становится  формой действительности, определяемой вначале преобразующими её ручными орудиями труда, а впоследствии с появлением речи предприимчивым мышлением и производством. Техника становится формой превосходства человека над природой и самим собой. Кризис современности вызревает их расширения машинного производства и технологий. Появляется огромное число рабочих рук, не имеющих ни малейшего представления о цели производимого ими продукта. Работник перестает понимать техническую сторону машины, которая заключается не в её детальном создании, а в использовании. Производство машины становится самоцелью, что полностью искажает истинное значение техники как формы существования и действительности. Техник как и философов должен возвышаться над техническими нюансами устройства до пониманию смысла его изобретения. В противном случае он становится рабом производимых вещей и орудий труда, а техника становится причиной бескультурья, войн и плохой экологии. Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер старается ещё больше расширить онтологическое значение техники. Философ выдвигает парадоксальный тезис − сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Современная техника это не столько создание человека, сколько вид раскрытия истины окружающего мира. Эта истина существует независимо от человека как некий вызов, на который необходимо ответить. Вызов этот сосредоточивает человека на поставляющем производстве, которые позволяет ему раскрыть как истину мира, так и своего существования. Такое раскрытие истины через технику Хайдеггер называет по-ставом (Gestell). Сущность техники не может быть средством труда, созданным человеком, она есть нечто большее, заключенное в исторических условиях существования (Dasein). Если предположить, что у природы есть целесообразность, следовательно и у раскрывающей её техники тоже есть цель. Только цель эта не инструментальная, а онтологическая, позволяющая человеку познать себя, обрести единство природой. Другими словами, техника становится видом осмысленного существования с исторической ответственностью и культурной предопределенностью. Если намечается разлад человека и мира, характеризуемый Хайдеггером как нигилизм, то и техника теряет своё истинное предназначение, замыкаясь на себе и орудийном производстве. Среди современных исследователей философии техники можно отметить также Луиса Мамфорда, издавшего концептуальную работу «Миф машины». Для Мамфорда техника есть результат научного или идеологического творчества. Процессу создания простых орудий труда или мегамашин предшествует теоретическое осознание социальной потребности, научный эксперимент или мифологизация будущего. Практика уже следует за этим теоретическим проектом или мечтой человечества, поэтому в истории производственное использование всегда позади основных научных открытий: «…Телеграф, в сущности, открыл Генри, а не Морзе; динамо - Фарадей, а не Сименс; электромотор - Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф - Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форест...» Если на первом месте будет практическое применение устройств как в Древнем мире или в средневековье, то техника остановится в своем развитии.

.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие современные определения техники вы знаете?

2. Постарайтесь самостоятельно определить роль  техники в истории.

3. Назовите философское определение техники Э. Каппом.

4. Каковы причины возникновения российской философия техники в начале XX века?

5. Почему отношение человека к технике в учении О. Шпенглера может иметь негативный смысл?

6. Основываясь на трудах М. Хайдеггера, приведите примеры онтологического использования техники человеком.

7. Назовите главные положения теория техники Л. Мамфорда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...