Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет изучения философии науки.




 

1. Философия науки как отрасль философского знания.

2. Специфика научного познания.

3. Проблема истинности научного знания.

 

Основная цель занятия − обозначить предмет изучения философии науки через определение его философский и научный аспекты, а также исследование основных компонентов и фундаментальных критериев научного познания.

1. Философия науки является важнейшей отраслью философского знания, обобщающей методы, закономерности, структуру и результаты научного знания. До формирования научной картины мира и разделения наук по частному предмету изучения (науки о природе, технике, обществе, познании) господствующим в познании действительности было философское мировоззрение. Его отличительными чертами от античности до эпохи рационализма можно назвать познание мира как целостной системы со своими метафизическими первопринципами, всеобщими и необходимыми истинами, из которых выводилось знание о конкретной стороне реальности. Философское познание выступает как особое самосознание культуры, которое активно воздействует на её развитие. Философия генерирует теоретическое ядро нового мировоззрения определённой эпохи и представляет его в виде ценностей, способов деятельности, методов познания, логических аксиом и т. д. Эта интенция философии на выработку новых категориальных смыслов, постановка и решение теоретических проблем сближают её со способами научного мышления. Познание природы и объективной действительности в философии соседствует с выявлением логических закономерностей мышления, а также с формированием идеалистических, эмпирических, практических, герменевтических, феноменологических, структуралистских методов понимания и упорядочивания знаний. Древнейший вопрос философии о соотношении бытия (различают два вида бытия: идеальное (сущность) и реальное (существование)) и мышления затрагивал не только предметное или объективное познание, впоследствии свойственное науке, но и уникальную историческую оценку каждым философом своего мировоззрения. Следует также учесть, что бытие человека неотделимо от бытия мира, поэтому ограниченность или неповторимость антропоморфного представления будет сказываться и на отражении действительности в целом. Получается, что мировоззренческая функция философии заключается в обобщении всех сфер познаваемой человеком действительности: онтологической, эпистемологической, аксиологической, антропологической, эстетической, этической, технической и т. д., среди которых философия и методология науки занимает одно из многих мест. Наш курс лекций будет направлен на раскрытие такого раздела философии науки, как философия техники. Техника будет рассматриваться нами и в качестве феномена культуры, и в виде уникальной формы научного познания и организации деятельности.

2. В отличие от религиозного, мифологического, обыденного или художественного мировосприятия, допускающего чувственно-образную, вымышленную, вероятностную или случайную интерпретацию субъективных явлений, научное познание направлено на понятийное обобщение реальных фактов и открытие объективных законов действительности. Для приведения совокупности знаний в целостную систему с целью обеспечения их воспроизводства и дальнейшего развития необходимо учитывать следующие элементы научного познания. Во-первых, это выступающий в качестве объекта науки фактический материал, верифицируемый в наблюдении или эксперименте. Соответствие научных суждений фактической реальности является одним из важнейших условий их доказательности. Во-вторых, это предварительное концептуальное обобщение фактических данных в виде понятий, символов, моделей и т. д. В-третьих, это выведенная из предшествующих фактов и предварительных обобщений научная проблема, намечающая цель предстоящего научного исследования и пути её достижения. Проблема, определяющая сферу ещё не познанного в виде вопросов, задач, головоломок и т. д., является предпосылкой дальнейшего роста знаний и поиска новых объектов для научного познания. В-четвёртых, это сформулированная на основании ряда фактов гипотеза в виде предположения,  нуждающегося в доказательстве. Научная гипотеза не является достоверной; без проверки и обоснований гипотетические знания всегда носят вероятностный характер, т. е. могут видоизменяться, уточняться и опровергаться (например, другой гипотезой). В-пятых, это теория, характеризующая высший этап научного познания и представляющая собой целостную и непротиворечивую систему понятий, принципов, законов, аксиом и т. д. Теории в зависимости от специфики объекта и применяемого методологического принципа могут носить частный, общий, альтернативный и фундаментальный (метатеоретический) характер. Истинность любой теории определяется степенью её соответствия изучаемым реальным фактам, эффективностью научного предвидения и сравнением предсказанных фактов с наблюдениями (по мысли К. Поппера, пригодность любой теории также обеспечивается её конкурентоспособностью по отношению к альтернативным теориям и практической применяемостью к изучению неизвестных вновь возникающих явлений). Теория строится на основании определённых концептуальных и ценностных нормативов, изнутри организующих и регулирующих процесс научного познания. К числу таких установок, влияющих на объективность научного исследования, можно отнести конкретный социокультурный контекст, невербализуемые умения и навыки учёного (М. Полани), личные пристрастия и антипатии, стереотипы и потребности, негласные конвенции и привычные ошибки. Обобщение различных теорий в новом системном единстве носит название концепции. Концепция, объединяющая все имеющиеся и новые теории, является завершающим этапом познавательного процесса в науке.

3. Главной целью научного познания является установление истинности явлений и процессов. Истина (от греч. aletheia − «нескрытость») − знание, соответствующее своему предмету. Это аристотелевское определение истины подразумевает объективный характер знаний о реальности, а также логически непротиворечивый характер истинных суждений (противоположный принцип фаллибилизма исходит из доказательства логической противоречивости знаний, но их научность при этом не теряется). Кроме того, критерием знания должна быть его полнота (объяснение всех имеющихся и возможных фактов), независимость(не выводимость одной аксиомы из другой) и когерентность (согласованность полученных научных знаний и их взаимосвязанность с уже имеющимися), интерсубъективность (норматив субъекта познавательной деятельности, а также имперсональный и общепризнанный характер полученных знаний). В зависимости от соответствия реальному факту (от лат. factum − свершившееся, сделанное) истины могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные истины в форме аксиоматических суждений строятся на неопровержимом фактическом тождестве эмпирического и теоретического знания, а относительные истины выводятся из обоснования предположительного или гипотетического знания о возможных или условных фактах. Несмотря на универсальный характер научного знания, оно может базироваться на различных представлениях об истине. Истины могут быть строго объективными, если выражают какую-либо предметную и всеобщую закономерность; субъективными, если строятся на основании единичного мнения (к примеру, в субъективном идеализме истинно всё то, что есть в ощущениях и непротиворечиво); диалектическими, если предполагается изменчивый или эволюционный характер знания в зависимости от соотношения абсолютных и относительных, субъективных и объективных, формальных и содержательных суждений; прагматическими, если исходят из практической полезности суждений; конвенциональными, если условно определяются принятыми научным сообществом соглашениями. Истина находится в непосредственной зависимости от когнитивных процессов (выбор метода познания) или научной области освоения действительности (естественные, технические и гуманитарные науки). Для математических, естественных и технических наук выбор объективного критерия истинности будет обусловлен исключением субъекта из процесса познания закономерностей предметного мира, а в гуманитарных науках субъект со своей индивидуальностью, парадоксальностью и непредсказуемостью является источником и целью познания. В современной на­уке, вне зависимости от дисциплинарной принадлежности, проблема выбора критерия истинности и обоснования знаний разделяет учёных на четыре группы: ученые, занимающиеся эвристической поисковой деятельно­стью — выдвижением новых идей; учёные, обосновывающие уже имеющиеся результаты науки; учёные, проверяющие и уточняющие полученные и имеющиеся знания; учёные, ищущие практического применения научных знаний.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите предмет изучения философии науки.

2. В чем проявляются общие черты философского и научного мышления?

3. Какие компоненты научного познания являются наиболее существенными?

4. Теоретическая и концептуальная основы научного познания.

5. Базовые критерии истинности научного познания, начиная с античности до современности.

6.  Назовите концепции научной истинности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...