Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура лекционного курса




В г. Смоленске

 В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

 Учебное пособие

 

 

Смоленск 

2018

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

В г. Смоленске

В. И. ЩЕРОВ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Учебное пособие

                                                 

Смоленск 

 2018

 

Утверждено учебно-методическим Советом филиала ФГБОУ ВО «НИУ « МЭИ» в качестве учебно-теоретического пособия для магистров, обучающихся по направлению 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»

 

 

Подготовлено на кафедре гуманитарных наук филиала ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске

 

 

    Щеров В. И. Философия технических наук. Учебное пособие по курсу «Философия технических наук». ─ Смоленск: филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018. - 114  с.

 

 

    Рассмотрены десять лекционных занятий по курсу «Философия технических наук». Даны методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров.

 

© Филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2018.                                                         

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебный курс «Философия технических наук» должен сформировать у магистров чёткое представление о предмете, средствах, методах, ценностях и историческом генезисе науки. Кроме того, в ходе лекционных занятий слушатели должны осознать общенаучную значимость философии и уметь использовать главные методы философского мышления в специальных, прежде всего технических, дисциплинах.

    Данное методическое пособие подготавливает магистров к самостоятельному ознакомлению с ключевыми проблемами истории и философии науки и освещающей их литературой. Построенные в форме краткого изложения содержания лекций, они дают возможность слушателю целостно представить себе весь учебный материал. Успешное освоение дисциплины «Философия технических наук» будет зависеть от того, насколько правильно в соответствии с логическими нормами научного мышления слушатель усвоит главные тематические разделы дисциплины, связанные со структурой, предметом, исторической динамикой, социальной организацией, методологией и этикой технической науки, а также будет оперировать основными категориями философии науки.

    Ознакомление с литературой по каждой из предложенных тем предполагает её самостоятельное изучение магистрами. В этой связи особое внимание в данных методических рекомендациях для магистров, обучающихся по техническим специальностям, уделяется актуальным вопросам философии техники, специфике технических наук, проблемам развития современных технологий, инженерной деятельности и проектированию

    Цель изучаемой дисциплины: сформировать у магистров чёткое представление о предмете философии технических наук, месте и роли техники в культуре, а также рассмотреть уникальные методы познания в технических науках и инженерной деятельности.

Задачи дисциплины:

1) познакомить магистров с предметом и структурой философии техники;

2) изучить этапы и формы исторического развития технических наук;

3) рассмотреть важнейшие уровни, категории и закономерности философии технических наук;

4) объяснить мировоззренческую значимость философии технических наук.

 

    По результатам изучения дисциплины магистр должен знать:

а) общенаучные методы и структуру технических наук;

б) важнейшие понятия и закономерности философии науки (в частности, технической);

в) роль научной информации в развитии техники.

Кроме того, по результатам самостоятельной работы над вопросами лекционного курса магистр должен уметь:

а) оперировать категориями философии науки;

б)выявить связь технических наук с производством и общественным развитием;

в) пользоваться главными методами технических наук.

Магистр должен владеть:

а)философской терминологией и методологий при изучении феномена техники;

б) мировоззренческой оценкой своей профессиональной деятельности;

в) нормами и правилами научного познания.

 

 

 

структура лекционного курса

«философия технических наук»

Структура лекционного курса по «Философии технических наук» для магистров складывается из девяти базовых тематических блоков: 1) предмет изучения философии науки; 2) философия техники; 3) история формирования науки и техники; 4) типологии исторического развития науки; 5) три модели научной картины мира; 6) структура научного знания; 7) методология научного познания; 8) наука как социальный институт; 9) специфика технических наук; 10) инженерная деятельность и проектирование. Рассмотрим краткое содержание каждого из них.

1) Предмет изучения философии науки. A) Философия науки рассматривается как обширная отрасль философского знания, обобщающего все сферы познаваемой человеком действительности. Философия может быть признана мировоззренческой систематизацией различных видов научного знания, влияющей на формирование его особого предмета и методов изучения. B) К специфике научного знания можно отнести то, что в отличие от религиозного, мифологического, обыденного или художественного мировосприятия, допускающего чувственно-образную, вымышленную, вероятностную или случайную интерпретацию субъективных явлений, научное познание направлено на понятийное обобщение реальных фактов и открытие объективных законов действительности. Последовательно рассматриваются основные элементы научного познания: факт, понятие, научная проблема, гипотеза, теория и концепция. C) Истинность научного знания исследуется через выявление её строгих критериев (непротиворечивости, полноты, когерентности, интерсубъективности, независимости) и степени соответствия реальному факту (объективная истина, субъективная истина, диалектическая истина, прагматическая истина, конвенциональная истина).

 

2) Философия техники. А) Историческое значение техники. В) Предмет изучения философии техники. С) Философские теории техники.

 

3) История формирования науки и техники. A) Зарождение науки и преднаука традиционных культур. B) Наука и техника Древней Греции. C) Наука и ремесло эпохи средневековья. D) Наука и инженерия эпохи Возрождения. E) Техническая наука эпохи Нового времени. F) Современный этап развития технической науки.

 

4) Типологии исторического развития науки. A) Типы кумулятивного развития науки представлены в разных ракурсах позитивистами О. Контом (три последовательных исторических стадии: теологическая, метафизическая и положительная), Г. Спенсером (эволюционистская трактовка универсальных во все времена научных фактов) и Э. Махом (зависимость прогресса познания от вневременных научных законов). B) Типы революционного развития науки рассматриваются на примере концепции деятельности научных сообществ Т. Куна и историографии А. Койре, представляющей качественное преобразование объясняющих факты знаний через смену одной научной теории другой. C) Тип конкретно-ситуативного развития науки (case studies), строящегося на изучении уникальных и невоспроизводимых фактов и теорий (М. Малкей).

 

5) Три модели научной картины мира. A) Классическая модель науки со своими онтологическими и когнитивными характеристиками (детерминизм, телеологизм, механицизм и абсолютизм, объективизм, реализм). B) Неклассическая модель науки, строящаяся на кондициональности, нелинейном эволюционизме, вариативной системности и релятивизме, гипотетичности и конструктивизме. C) Постнеклассическая модель науки, определяемая принципами антропности, информационности, интегративности и перформативности.

 

6) Структура научного знания исследуется с точки зрения трёх уровней научного познания: эмпирического, теоретического и внутринаучной рефлексии.

 

7) Методология научного познания. Рассмотрения методологии предваряется выявлением частнонаучных и общенаучных методов познания. Подробно разбираются методологические концепции современной философии науки: научный эмпириокритицизм Э. Маха, принципы позитивизма представителей «Венского кружка», аналитические методы научного познания К. Гемпеля, принцип неполноты теоретических моделей К. Гёделя, «личностное знание» М. Полани, критический рационализм К. Поппера, структура научных революций Т. Куна, научно-исследовательские программы И. Локатоса, теоретический реализм П. Фейерабенда.

 

8) Наука как социальный институт. A) Наука оценивается с различных позиций сциентизма и антисциентизма. B) Изучается нормативная структура науки Р. Мертона. C) Подчёркиваются особенности этики инженера.

 

9) Специфика технических наук. А) Отмечаются особенные черты технических наук. В) Обнаруживаются уровни технического знания (профессионально-технический, инженерно-технический и научно-технический). С) Выявляются особенности построения технической теории.

 

10)Инженерная деятельность и проектирование. A) Основные различия инженерной и технической деятельности. B) Возникновение и классический этап развития инженерии (изобретательство, проектно-конструкторская деятельность, организация производства, проектирование). C) Фазы системотехнической деятельности. D) Формы организации системотехнической деятельности (Г. Х. Гуд, Р. Э. Макол). E) Современный этап развития науки и социотехническое проектирование (оргпроектирование, дизайн систем и др.)

Тема № 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...