Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношения мужчины и женщины.




Говоря о блудной страсти, можно сказать, что она как бы паразитирует на естественном влечении мужчины и женщины. Эта страсть связана с такой важнейшей сферой нашей жизни, как сексуальность.

Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю вернуться к истокам.

Какими же и для чего сотворил нас Господь? Сотворил мужчину и женщину.

Читаем мы во 2-й главе Бытия (стихи 18-24): «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника».

Как это понимать, в каком смысле?

Какую реальную помощь Ева может оказать ему – ведь она уступает ему в силе? Западные богословы единственное объяснение слову помощник находили в функции деторождения. А для чего же еще, как не для рождения детей создана Ева? Жена создана не иначе, как чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение. Примерно так рассуждали и Августин, и Фома Аквинский.

Вероятно, для того времени, которое не знало еще женщин в политике, бизнесе, образовании, науке, медицине такой подход был вполне правомерен.

Традиционно христианская культура и цивилизация во многом основывались именно на роли женщины как служении мужчине.

К вопросу служения и слову «помощник» вернемся чуть позже.

А вот взгляд современного мужчины на женщину.

Мужчина, в данном случае- им является социолог и философ Кон И.С., в своем взгляде на женщину подменяет ее социальное стремление к эмансипации якобы тягой к равенству полов в постели.

Он почему-то полагает что «сексуальная революция» второй половины 20 века – была, прежде всего, женской революцией.

Вероятно, тут действует пресловутая «мужская логика», берущая свое начало еще от Адама. Ветхий Адам не умер. Все, что не поддается контролю и пониманию со стороны мужчины – причина этому Ева.

В данном случае забывается, что «основоположником» сексуальной революции был мужчина – создатель психоаналитического направления в психотерапии Зигмунд Фрейд. Мы можем предположить, что его взгляд на глубинную проблему человека был ограничен его нехристианским мировоззрением. Выше уже говорилось о том, что причиной невротического расстройства для Фрейда была вытесненная сексуальность. То есть подавление сексуального влечения в зону бессознательного. И из его теоретических выводов следовало, что необходимо раскрепостить человека в удовлетворении сексуальной потребности, и проблемы исчезнут. Действительно, если возможность сексуальное удовлетворение находится в иерархии ценностей, то оно будет оказывать влияние и на личность и на тело человека.

Но человек существо духовное. И духу по замыслу творца изначально отведено первое место. Самые серьезные проблемы у человека начинаются тогда, когда начинаются подмены смыслов и ценностей.

Для этого нам следует учиться отделять «зерна от плевел».

Много полезного, используемого в практике психоаналитической работы, мы можем применять, консультируя наших клиентов. Вопрос состоит в том, как следует интерпретировать те или иные феномены бессознательного проявления человеческой психики. Но суть его заключается даже не в том, как интерпретировать, а с каких позиций, исходя из какого мировоззрения.

В этом контексте лишь хочется упомянуть имя психоаналитика-женщины Карен Хорни.

Она начинала свою деятельность как ученица Фрейда. Потом отошла от совместной деятельности с ним, поскольку во многих вопросах была не согласна со своим учителем. Позже она выстроила свою теорию неврозов, которая считается гораздо ближе к действительности, чем теория Фрейда.

О психоанализе, как психотерапевтическом направлении, мы говорили в первом разделе. И он, как направление психотерапии, продолжает развиваться. Возможно, когданибудь возникнет направление христианского психоанализа. По-крайней мере я этого совершенно не исключаю.

Вернемся к вопросу назначения мужчины и женщины.

Вот что пишет православный психолог Л.Ф. Шеховцова

«Не будем забывать, что и культура, и цивилизация – в основном продукт мужской деятельности. Вклад женщины в историю человечества – это традиционно семья, домашний очаг». [Шеховцова Л.Ф., Педагогика. 2005].

Далее она пишет: «И.С. Кон очень точно выразил мужскую ментальность сексуального поведения: овладеть женщиной как предметом, утвердиться через ее обладание, завоевание вне связи с эмоциональной близостью. Женщина для мужчины – объект, который не имеет своих переживаний, мыслей, внутреннего мира, т.е. в «субъектности» женщине, как правило, отказано. Мужчина не принимает во внимание чувства женщины, они для него как бы вынесены за скобку, как нечто несущественное, совсем необязательное. Для женщины же, наоборот, именно чувства являются самым важным в отношениях с мужчиной и в сексуальном контакте». (Понятно, что тут речь не о тех женщинах, которые сделали своей профессией зарабатывание на удовлетворении мужской похоти).

Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины и мужчины.

Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения. Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера.

Таким образом, женщина в отношениях с мужчиной является субъектом и вступает с мужчиной в субъектные отношения. А мужчина относится к женщине, как к объекту. Таким образом, можно сказать, что отношения женщины и мужчины символизируют отношения культуры и цивилизации: душевность, тонкость, любовь, жертвенность, с одной стороны. И обладание, техника (ловкость, хитрость – перевод техне с греч.), напор – с другой стороны». [Шеховцова Л.Ф., Педагогика. 2005].

Тема, которую мы затронули отнюдь не новая. Истоки ее восходят к рубежу 19-20 столетия. Интерес к ней и глубокое исследование ее, мы наблюдаем в работах русских религиозных философов, таких как Владимир Соловьев, Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков и другие.

Предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму?

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд.

Так православный богослов и историк профессор HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/"Сергей HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/"ТроицкийHYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/" (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». [Петровский // Фома. год 2008, №6]

Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием. Они могут видеть друг в друге всю красоту образа Божиего.

Перед нами открывается сама вечность, которая через любовь соединяет двух в единое целое. Именно поэтому, как писал французский философ-экзистенциалист Габриель Марсель, сказать человеку: Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и уАнтония СурожскогоHYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/". [Антоний митр. Сурожский.. С-Пб.: Сатисъ, 2010].

Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде, в функции рождения детей, а о восполнении самого бытия.

И тогда получается, что содействие в труде, рождение и воспитание потомства мыслится, скорее, как последствие этого восполнения.

Выше мы рассматривали метафорическое назначение женщины и мужчины как социальное назначение культуры и цивилизации.

Муж обладает тем, чего не достает жене. А жена имеет то, чего не хватает природе мужчины. Она та, через которую он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастет в свою полную меру. Это различие – не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее и взаимообогощающее.

Они вместе только потому, что различны. Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение жизни человека, расширение его личности, Бог таким образом приводит человека к полноте бытия.

Так было задумано.

Но грехопадение все изменило. Изменились отношения между полами. В современном обществе между культурой и цивилизацией нет диалога и сотрудничества.

Все это плоды времени откровенного безбожного мировоззрения. То, что не связано благодатью, где отсутствует Дух Святой, обречено на распад, на разрушение. И к исцелению, к целостности мы приходим только с помощью Бога.

Там где намечается со стороны людей, или со стороны культуры и цивилизации искренняя заинтересованность, сотрудничество и взаимный диалог, в те отношения возвращается Святой Дух.

Но у истока проблемы стоят отношения мужчины и женщины. И пока мы до конца не поймем смысл любви между полами, мы с полной уверенностью можем говорить о себе, что мы далеки еще до христианства, как такового.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...