Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновения духово-ориентированной психотерапии как дальнейший эволюционный процесс развития психотерапевтического опыта




Многими реальными примерами из жизни человека, живущего во все времена, подтверждается евангельская фраза: «Не хлебом единым…».

Первый раз мы встречаем ее в Ветхом завете (Ветхий Завет, Второзаконие, 8:3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный сорокалетним исходом из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек».

В Новом Завете также встречается это выражение. В то время, когда Христос был в пустыне и держал сорокадневный пост, «приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мтф.

4:3,4).

В психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в поле его ограниченного восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий в современной психологии. Очевидно, что ей недостает целостности, достигаемой в результате познания, как откровения, а не просто интеллектуального аналитического поиска, исследования и решения частных задач.

Несмотря на такое разнообразие теоретических представлений о психических качествах человека, психология накопила и множество эмпирических фактов. Она может много рассказать о человеке того, что важно, полезно и применимо на практике.

Психотерапия за время своего развития по различным направлениям наработала большой и разнообразный опыт практической помощи людям с психологическими проблемами. Его нельзя не учитывать. Но не все из этого опыта применимо в православной психотерапии и консультировании.

Дать целостное «описание слону» можно в том случае, если у нас есть возможность взглянуть на него в целом. Вот этот целостный подход к человеку и предлагают применять православные психологи и психотерапевты. Работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать ее связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трех составляющих человеческой личности.

Представления о человеке и о методах психотерапии в разное время определялись разными подходами.

Возникновение и развитие психотерапии совсем не случайно совпало с постепенным оскудеванием веры, утверждением и развитием материализма в западном христианском обществе.

Бог умер (нем. Gott ist tot) — это известное высказывание Ницше появилось в его книге «Весёлая наука» (1882г.):

«Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени» [Ницше, 2010 с.218].

Развитие психотерапии волнообразно происходило в рамках этого утверждения. Одна волна направлений сменялось другой волной. На смену поведенческой психотерапии пришел психоанализ, затем гуманистическая, экзистенциальная психотерапия….

Постепенно становилось понятным, что исключать силу духа в человеке мы не можем. Но как встроить это понятие в психотерапевтический процесс? Каким образом следует совместить науку и дух? Для практиков психотерапии все более очевидным становится такой важнейший фактор личности, как сила духа в человеке. Научному исследованию дух «не желает поддаваться».

Вот почему такой интерес вызвало учение В. Франкла. Основатель экзистенциального направления психотерапии, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии, он во время войны находился в застенках Освенцима. Франкл явился очевидцем того, что люди, имеющие смысл своего существования, не теряли внутреннюю силу (силу духа) и выживали. В статье «Основные понятия логотерапии» он пишет: «Наше поколение реалистично, потому что нам довелось узнать человека, каков он есть. В конце концов, человек изобрел газовые камеры; но человек был и тем, кто не теряя достоинства, шел в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах» [Франкл, 1997, с183].

Из трагической для России истории ХХ-го столетия нам известно много примеров, когда именно сила духа помогала выдерживать невыносимые испытания. Она же давала человеку силы достойно совершить свой уход из жизни в мир иной.

Наряду с Марселем (1889—1973) французским философом, основоположником так называемого католического экзистенциализма и Хайдеггером, (1889-1976) немецким философом-экзистенциалистом, Франкла можно назвать философом (психологом) порога. В его логотерапии мысль выходит за рамки атеизма, но не доходит до теологии, поскольку Франкл не принимает догматов.

В наше время в психотерапии идет «четвертая волна» – духовно-ориентированная психотерапия. Ее развитие осуществляется на базе различных религиозно-философских учений о человеке. Для западных психологов, не знакомых с православием и святоотеческим учением о человеке, это происходит чаще всего на стыке восточной философии и практики. Как таковые западные формы христианства оказались здесь бессильными.

Развивающаяся в России психология и психотерапия, ориентированная на Восточное христианство опирается на достижения психологии, христианской философии и богословия, а также на богатейшее наследие святоотеческого аскетического опыта и православной антропологии.

Не случайно именно в наше, полное искушений время, возрос интерес к православной психологии. И формируется она как междисциплинарная наука. В ее развитии принимают участие ученые психологи, философы, культурологи, психологипрактики, и конечно, богословы и священники.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...