Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы источники возникновения и развития блудной страсти?




Именно святоотеческий подход может нам открыть всю полноту представления о происхождении и развитии наших страстей. И только он может подсказать выход из все более усложняющейся ситуации, в которую человечество себя поставило.

Светская психология и психотерапия оказываются здесь бессильными или почти бессильными. Нельзя решать проблему человека, не учитывая его духовной составляющей. Видимо именно поэтому она так и не может разрешиться, несмотря на то, что существует масса психологических теорий и направлений психотерапии.

Согласно святоотеческому взгляду на человеческую природу, причиной отклонений от состояния целомудрия является не только наша греховность, но и демонические силы.

Православная психология разделяет эту точку зрения. Остановимся на этом подробнее.

Демоны влияют на людей через прилоги (мысли, чувства, образы, воспоминания и так далее). За многие тысячелетия своей пагубной деятельности они усовершенствовались в «искусстве» соблазнять. Человек перестает находиться в реальности, он попадает под их влияние, что можно уподобить гипнозу, опьянению или дурману. В этом состоянии человек воспринимает вещи не такими, какие они на самом деле есть, а в извращенном виде: то, что для него вредно и губительно, он принимает за верх счастья, а то, что действительно может дать ему счастье, он воспринимает как скучное и ненужное. Именно из-за внушений «беса блуда,» как отцы Церкви именуют нечистого духа, разжигающего в людях похоть, блудная страсть порой принимает чудовищные, самые отвратительные формы.

Святые отцы утверждают, что «бес блуда» – это один из сильнейших духов. Очевидно, что он паразитирует на энергии пола, которая лежит в основе нашего естества. Было предсказано святыми отцами, что одним из характерных признаков приближения конца мира будет повсеместное и ужасное засилье разврата, плотской распущенности и неукротимого сладострастия. Ощущая, что приближается их конец, демоны всю свою энергию бросили на разжигание в людях похоти, потому что именно через эту страсть легче всего человека удалить от Бога, именно через плотские страсти человек больше всего утрачивает свой богоподобный образ.

Как же развивается блудная страсть?

Снова обратимся к опыту святых отцов. Нам необходимо учиться применять их опыт, учитывая особенности нашего времени и менталитет современного человека.

Для развития блудной страсти нужен определенный образ. И поэтому чаще всего она начинается с образа.

Первый этап – когда нечистый образ появляется в уме человека, как в кино или на экране телевизора. Но это еще не грех. Это лишь повод ко греху, прилог, искушение, приманка дьявола, которую он ставит перед нами. Дьявол предлагает нам приманку, обольстительный образ, внедряя его в наше сознание. Но мы можем внутренне отвергнуть этот образ, отключить от него свою волю. И тогда он останется внешним и чуждым для нас. Он становится нашим только в том случае, когда мы начинаем испытывать симпатию к нему и желание задержать его в нашем сознании. Если человек отвергнет страстный помысл или образ в самом начале, то выйдет из этой духовной битвы победителем.

В дальнейшем в статье будет дан пример психологической работы с зависимостью от просмотра порносайтов на основе разработанного в православной аскетике учения по борьбе с помыслами.

Для развития и укоренения этой страсти необходима вполне определенная «почва».

Почва, на которой паразитирует блудная страсть, ее источники возникновения и развития – это лень, объедание, злоупотребление алкоголем, праздность.

К сожалению, в наше время отношение к блудной страсти изменилось, как и отношение к другим страстям. Страсти стали поощряться, культивироваться.

Большинство современных людей пытаются всячески оправдать этот грех. Они воспринимают его как одну из моделей поведения современного

человека. Современная обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. У современного человека нет понимания, что: «Храм Божий свят: а этот храм – вы». (1Кор. 3:17HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?1Cor.3:17&cr&rus")

Блуд как следствие гордости.

Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа.

Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога.

Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую.

Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность дьяволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей. И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд.

Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас действовать именно для того, чтобы смирить гордыню, потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает. Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся.

Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание.

Господь же, иногда не спешит давать человеку освободиться от блудной страсти, чтобы не развилась гордость – самая опасная страсть.

Это нам помогает понять, что появление блудной страсти часто оказывается результатом нашей гордости или осуждения другого человека.

Хороший пример приводит HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/"Паисий СвятогорецHYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/". Он рассказывает о том, что в какой-то момент на него напало сильное искушение блудной страсти. Он решил, во что бы то ни стало, справиться с этим искушением. Стал подниматься в гору, читая молитвы. Но брань не прекращалась, а только усиливалась. В какой-то момент он вдруг вспомнил, что недавно осудил женщину за блудную страсть. И осудил сурово. В тот момент он не подозревал о возможной силе этой страсти, видимо, в глубине себя превознесся над ней. Как только он вспомнил этот эпизод, покаялся в своем осуждении, страсть оставила его. [Паисий Святогорец, М., 2003].

Это как раз пример того, что страсть нам посылается для удержания нас от гордыни. Она призывает к смирению и покаянию. Призывает к тому, чтобы не осуждать ближнего своего.

Блудная страсть и любовь.

На наших глазах начинают исполняться предсказания Святых отцов. Кажется, в истории человечества не было такого всеобъемлющего напора сексуальности, как в наши дни. Не осталось ни одной сферы социальной жизни, которая была бы не задействована в этом процессе. В ход пущено все: литература, искусство, телевидение, кинофильмы, музыка, реклама, мода, интернет, компьютерные игры. Сексуальное воспитание в школе так как оно проводится, тоже служит развитию этой страсти. В сознании людей внедряется мысль, что воздержание для человека вредно, а удовлетворение похоти – полезно. Необходимость удерживать плотские вожделения преподносится как «опасное дело, травмирующее психику». Целомудрие, скромность и стыдливость объявляются «комплексом неполноценности». Вокруг сексуальности выросла и богатеет огромная индустрия порнографии, растлевающая сердца молодежи и подростков.

Мы постоянно помимо своей воли подвергаемся потоку сексуальных стимулов.

В то же время нам надо помнить, что Библия нас не отворачивает от плотской любви. Священное предание своей основой всегда базировалось на Священном Писании.

Мы знаем, что в Библии нет ничего случайного. Обратимся к Песне Песней. Эта книга была включена в Священное Писание позже всех других. Среди иудейских богословов шли споры о каноническом достоинстве Песни Песней. Некоторые из них говорили, что книга, в которой даже нет упоминания имени Божьего, не может быть священной. Однако книга вошла в канон и была принята христианской Церковью.

При буквальном толковании мы видим в этой книге изображение земной любви. Главное содержание книги – это чувства влюбленных. О. Герасим (Павский) пишет, что два любящих лица – юноша и девица – выражают друг другу нежную и сильную любовь свою и превозносят друг друга до небес, сравнивая со всем, что могло представиться им прекраснейшего и великолепнейшего.

Между тем существует еще и мистико-аллегорическое толкование. Это не означает, что второе толкование исключает первое. Богословы считают, что нет оснований полностью отвергать буквальное толкование, поскольку Библия как книга, обращенная ко всем людям, не может обойти такую важную сторону человеческой жизни, как земная любовь. В ней раскрывается воля Божия о человеке. Ведь любовь и брак заповеданы нам свыше: «Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2:24HYPERLINK "http://azbyka.ru/biblia/?Gen.2:24&cr&rus"). Любовь в Песне Песней изображена, как мощная сила, которая одолевает все преграды.

И любовь здесь моногамна по своей природе. Поскольку для Жениха Невеста «единственная». Оба они находят в другом человеке свое второе я, без которого не могут жить. В радости соединения двоих осуществляется замысел Бога, конечная цель которого – единство и гармония всех. Мы можем относиться к земной любви как к школе, подготавливающей нас к высшей форме любви – любви к Богу.

Теперь о мистическом смысле.

Глубокий мистический смысл Песни Песней заключается в том, что земная любовь здесь становится символом отношений между Богом и человеком. Слово Божие учит нас о высоком достоинстве чистой человеческой любви. И брак в Церкви – это одно из ее таинств. Православный богослов С. Н. Троицкий отмечал, что это единственное из семи таинств, основание которому было положено Богом изначала, еще в Ветхом Завете.[Цит. по: Мень А.М. 2003].

Не умеющий любить людей, Бога не сумеет любить. Вот почему любовь, настоящая любовь так опасна для врага. Любящие люди всегда подвергаются нападкам врага, всегда искушаются. Любовь укрепляется испытаниями. А если она разрушается, то что-то было уже не то в сердце человека. Видимо, были там и лукавые мысли, и жажда повелевать, и надмеваться над другим. Возможно, за любовь принималось что-то совсем иное.

Отличить любовь от иного чувства, сохранить ее, пронести через свою жизнь – это путь к Богу. Это подвиг духа.

Мы привыкли думать, что с помощью Бога нам даются силы выносить скорби и болезни. Да, это так. Обычно именно в состоянии скорбей человек обретает Бога. Зачастую, в серьезных жизненных испытаниях только на Бога приходится надеяться.

Но Господь нам дает и величайшие дары, которые нам также без Него не понести. Любовь между мужчиной и женщиной – это всегда Дар, это чудо, это новое знание о себе, о человеке, о Боге. И понести этот Дар мы в состоянии только с Богом. Своими силами, человеку никогда не справиться с искушениями, которые будут вставать на пути двух любящих душ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...