Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляд на психотерапию, как попытку науки обрести Истину, которая существует, но была утрачена вследствие рационального, материалистического подхода к проблеме человека




Научный подход включает в себя способы исследования явления, систематизацию полученных данных, постоянную корректировку новых и полученных ранее знаний. Для получения данных проводятся наблюдения и ставятся эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории. На их основании формулируются выводы и предположения.

Здесь имеется одно существенное упущение. Оно особенно важно, если это касается науки о человеке. А упускается из виду то, что человек, в нынешнем своем «ветхом» состоянии не может быть объективен. Его восприятие не может быть полным и целостным. И получается, что как и изучающий, так и предмет изучения изначально несут в себе эту искаженность. И все-таки процесс развития науки как бы по крупицам собирает целостную картинку о человеке. Однако чего-то в научном подходе к человеку всегда не достает. Это напоминает собирание картинки из паззлов. Но для ее целостного восприятия, как оказывается, всегда не хватает каких-то элементов.

Большое количество психотерапевтических подходов, отсутствие единого психотерапевтического языка, все это не способствует к выстраиванию «Вавилонской башни» психотерапии. При всех усилиях никак не дается психотерапевтам заявить о том, что ответы на вопросы о происхождении и лечении неврозов ясны и однозначны.

Каждый психотерапевтический метод выступает здесь в роли элементов, заполняющих пространство общей картинки на плоскости. Иногда он даже может быть очередным «кирпичиком» в строительстве башни, создавая иллюзию процесса строительства по вертикали. И все-таки, секулярная психотерапия, обреченная оставаться на плоскости, никогда не решит проблему нервоза.

Вероятно, это происходит потому, что ищутся эти ответы изнутри нашей горделивой самости.

По сути, метод парадоксальной интенции, предложенный нам Виктором Франклом, и вызвавший в свое время столько радостного удивления у психологов и их клиентов, – это один из возможных вариантов обретения смирения. При изучении православной аскетики для меня становится очевидным, что почти все хорошо работающие направления психотерапии берут за основу какую-нибудь аскетическую практику, пытаются выстроить на этом свою теорию, а иногда и целое направление. Такой подход очень напоминает сектантство.

К примеру, рационально-эмотивная терапия предлагает освободиться от ложных и ограничивающих установок и мыслей, запечатленных в сознании. Но взамен предлагаются другие установки, возможно и неплохие по содержанию, но если они лишены духовного основания, то рано или поздно, приведут к новым проблемам. Укрепление позиций самости, своего эго как способа облегчить состояние клиента, приспособить его к мирской жизни, далеко от понятия истинного исцеления.

Несколько выше я писала о том, что святые отцы нас предупреждают от опасности, какую заключает в себе такое разновидности прелести, как «мнение». (Об этом много говорится у HYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/"Игнатия БрянчаниноваHYPERLINK "http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/" в его проповедях и беседах).

Позитивная терапия предлагает во всем видеть только хорошее. Но тут возникает важный вопрос: хорошее относительно чего? И если уже вопрос поднимается так, как его ставил Иван Карамазов у Достоевского о страдании невинных детей, о смысле страдания, то тут позитивный подход бессилен. Этим занимается теодицея, как она представлена в восточном христианстве.

Такие                                  направление                                       психотерапии,

как психосинтез, НЛП, трансперсональная психотерапия, гештальт терапия в своем арсенале имеют упражнения, приводящие к осознаванию человеком его трансцендентного бытия. И эти, на первый взгляд, вполне достойные упражнения могут быть опасны в еще большей степени, чем просто отношение к человеку как биологическому существу с развитой психикой. Опасность заключается как раз в том, что эта трансперсональность может трактоваться, каким угодно способом, и все больше уводить нас от Истины. Неискушенному в психологии и богословии человеку, это не просто заметить и уберечь себя от разрушения.

Вспомним, как В. Франкл предлагая свою теорию логотерапии, указывал на то, что смыслы ситуативны, и для каждого человека свой смысл.

Если мы вернемся к примеру Е.Н. Трубецкого с его ассоциацией про дымок от парохода, то понятно, что истинный смысл будет воспринят только человеком с хорошим зрением, который терпеливо дождался появления этого парохода, а не торопился давать объяснение. Понятно теперь, почему чтобы познать Истину, необходимо обладать особыми качествами. В православной аскетике разработанные такие понятия, как трезвение, внутреннее зрение, терпение, откровение… Истина познается только очищенным сердцем. Как же это достигается? Этот путь широко представлен святоотеческом опытом.

Все выше написанное нам необходимо для того, чтобы понять, откуда возникло и что собой представляет такое направление, как        православная        психология       и             психотерапия. Нижеследующие разделы даны для того, чтобы у читателя сложились более четкие представления об этом направлении. Оно возникло отнюдь не случайно, а является органическим продолжением развития психотерапевтической науки и практики. В предложенных читателю разделах излагаются концепция и методы православной психотерапии. А также дается ответ на вопрос: на что опирается в своей работе православный психолог?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...