Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.




  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

 

27. Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области занятости населения. 

1. Государственная служба занятости населения включает:

· федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

· органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1 ФЗ О занятости полномочия;

· государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

· оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· организацию мероприятий активной политики занятости населения;

· осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ; 6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:

· разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения;

· разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

· установление норм социальной поддержки безработных граждан;

· разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям РФ, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

· мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;

· формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

· определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

· информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

· формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

· координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

· осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства РФ о занятости населения;

· обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в РФ.

 

28.Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет как правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, так и гарантии государства по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы.


В законе содержится также указание на полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения.
Основные полномочия федеральных органов
государственной власти:

  • реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;
  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государ-ственной политики в сфере занятости населения;
  • разработка и финансовое обеспечение программ, преду-сматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
  • установление норм социальной поддержки безработных граждан;
  • разработка мер активной политики занятости населения;
  • формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
  • координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.


На федеральном уровне вопросы обеспечения занятости населения непосредственно входят в компетенцию Федеральной службы по труду и занятости, которая вместе с другими уполномоченными в данной сфере органами образует федеральную государственную систему занятости населения в Российской Федерации.

Эта федеральная государственная система включает в себя следующие органы и учреждения:

  • на федеральном уровне - Минздравсоцразвития России и Федеральная Служба по труду и занятости (Роструд);
  • на уровне субъектов Российской Федерации – террито-риальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах;
  • на уровне районов (городов) - учреждения службы занятости, которые обычно носят название районного (городского) центра (управления, отдела) занятости населения.


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций. Помимо этого, они занимаются обеспечением реализации прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в порядке, предусмотренном законодательством.
В связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ также разраба-тывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по изменению порядка и условий назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий и др.







29.

Различия в деятельности указанных органов зависят от круга решаемых ими вопросов в сфере занятости населения, от объема правомочий, которыми они наделены.
Государственную политику и нормативно-правовое регулирование и управление в области занятости населения на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоц-развития).

В его ведении находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Основные функции Роструда:
1) контроль и надзор за соблюдением трудового законно-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
2) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федера-ции в закрепленных сферах деятельности;
3) организация альтернативной гражданской службы;
4) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Деятельность Роструда осуществляется непосредственно через его территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (Утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 июля2006 г. №513).
Основной целью этого регламента является:

  • повышение качества предоставления и доступности государственной услуги,
  • создание комфортных условий для получателей услуги,
  • определение сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.


Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обладающими полномочиями в осуществлении государственной политики в сфере содействия занятости населения, являются:

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая высших должностных лиц - глав субъектов Российской Федерации (президенты, губернаторы и др.);
  • отраслевые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - органы по труду, органы социальной защиты, органы образования, территориальные органы внебюджетных фондов социального страхования (ПФР, ФСС России, фонды ОМС) и др.


Согласно Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» в случаях массового увольнения работ-ников и в связи с трудностями в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предложению органов службы занятости населения, профсоюзных органов могут на срок до шести месяцев принимать иные решения по их социальной защите (например, на этот период вводить для увольняемых работников неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю). При этом финансирование этих мероприятий осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Непосредственную работу по реализации государственной политики в области занятости населения в субъектах Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости - управления федеральной государ-ственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации (далее - УФСЗН, управление ФСЗН).
Управление ФСЗН в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • федеральными конституционными законами,
  • федеральными законами,
  • указами и распоряжениями Президента РФ,
  • постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
  • нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России,
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости,
  • индивидуальными правовыми актами Службы, а также своим Положением.


Управление ФСЗН осуществляет свою деятельность непосредственно через государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполни-тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.


Основные полномочия УФСЗН на территории субъекта
Российской Федерации:
1) Осуществление контрольных функций за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения и прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.
2) Обеспечение регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.
3) Обеспечение и оказание государственных услуг:

  • по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • по информированию о положении на рынке труда;
  • по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • по психологической поддержке, профессиональной подго-товке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
  • по осуществлению социальных выплат гражданам, признан-ным в установленном порядке безработными;
  • по организации проведения оплачиваемых общественных работ;
  • по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
  • по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
  • по содействию самозанятости населения;
  • по выдаче работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
  • по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности.


4) Осуществление реализации программ, предусматри-вающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
5) Осуществление функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возло-женных на него полномочий.
6) Организация работы и контроля деятельности центров занятости.
7) Формирование и представление в Роструд предложений по финансированиюмероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию УСФЗН и центров занятости.
8) Организация приема граждан, обеспечение своевре-менного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в уста-новленные законодательством срок и др.
Структура УФСЗН определяется возложенными на него задачами и основными направлениями деятельности. Например, в его составе могут быть образованы следующие подразделения - отделы:

  • бухгалтерского учета и отчетности;
  • финансовый;
  • профориентации и профобучения;
  • трудоустройства и специальных программ;
  • программ занятости и рынка труда;
  • пособий и стипендий;
  • по информационным технологиям и автоматизации;
  • административно-хозяйственный;
  • по кадровым вопросам.


В ходе своей работы УФСЗН также связан с работой иных органов федеральных министерств и ведомств, расположенных в том или ином субъекте Российской Федерации.

30. Организация деятельности органов занятости населения в районах (городах).

Непосредственную деятельность по содействию занятости населения в районах (городах) осуществляют государственные учреждения службы занятости. На местах они носят разные наименования: центры занятости населения, комитеты или управления занятости населения, отделы или службы занятости населения (далее - центры занятости населения - ЦЗН).


Основные задачи центров занятости населения:

  • оказание гражданам практической помощи в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников;
  • обеспечение различных видов социальной поддержки граждан в случае безработицы.


Центры занятости населения строят свою работу на основе комплексных и целевых программ и выполняют следующие основные функции:

  • разработку, на основе анализа и прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, предло-жений по формированию программ содействия занятости насе-ления на территории субъекта РФ и обеспечение ее реализации;
  • проведение консультаций по вопросам трудоустройства для высвобождаемых работников;
  • учет и регистрацию граждан, обращающихся в центр занятости населения в целях поиска подходящей работы;
  • регистрацию граждан в качестве безработных;
  • проведение профессиональной ориентации безработных граждан и впервые ищущих работу;
  • оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных.


При этом центры занятости населения являются получателями финансовых средств, выделяемых на эти цели из вышестоящих бюджетов.
В сфере социальной поддержки безработных граждан и членов их семей центры занятости населения организуют:

  • выплаты пособия по безработице, стипендии и материальной помощи;
  • направление безработных лиц на пенсию, оформляемую досрочно.


Для реализации своих задач и функций центры занятости населения наделены соответствующими правами.
Основные права центров занятости населения:

  • получать от работодателей данные о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о численности высвобождаемых лиц, принятых и уволенных работников;
  • посещать организации независимо от их форм собствен-ности для ознакомления с состоянием дел по профессиональной подготовке работников.


Как правило, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются центрами занятости бесплатно. Вместе с тем указанные центры имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской и иной деятельности, связанные с извлечением дохода. Так, они могут оказывать работодателям платные услуги консультационного характера или связанные с профессиональным отбором персонала при найме на работу, организацией обучения. Порядок предоставления платных услуг определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, содействие занятости населения осущест-вляется данными центрами разными способами, которые определяются как организационно-правовые формы.
Основные организационно-правовые формы содействия
занятости населения:

  • трудовое устройство безработных;
  • социально-психологическая помощь и поддержка;
  • профессиональная ориентация;
  • профессиональная подготовка;
  • профессиональная переподготовка;
  • повышение квалификации работников;
  • организация и проведение общественных работ;
  • содействие безработным в организации собственного дела.


Кроме названных, могут быть использованы другие формы содействия занятости населения, организуемые исходя из классифицирующих признаков (субъектный состав, юридические факты, содержание правовых отношений, нормативные правовые акты и т.п.).
Районный (городской) центр занятости населения оказывает социальное обеспечение безработным гражданам в разных формах и видах. Наиболее распространенной является денежная форма.
Основные виды денежной формы социального обеспечения
безработных граждан:
1) Материальная помощь - это единовременные или ежеме-сячные денежные выплаты - дотации за жилье, коммунальные услуги, детские дошкольные учреждения, за проезд на транспорте общего пользования, за услуги медицинских учреждений и прочее.
2) Пособие по безработице - это денежная выплата, временно выплачиваемая органом занятости населения безработному гражданину взамен утраченного заработка (или иного дохода, связанного с трудом).

Непосредственной выдаче пособия по безработице конкретному лицу предшествует довольно сложная работа центра занятости населения, состоящая из нескольких этапов. Это связано с тем, что отношения в сфере занятости регулируются нормами различных отраслей права - трудового, админи-стративного, гражданского, финансового, семейного, социаль-ного обеспечения.

Основные этапы деятельности центра занятости населения

при назначении пособия по безработице:

1) Признание гражданина безработным – т.е. присвоение ему правового статуса безработного как специального (особого) субъекта отношений в области занятости населения.

Безработным признается гражданин при соблюдении следующих обязательных условий:

а) быть трудоспособным;

б) не иметь работы и заработка;

в) быть зарегистрированным в органах занятости населения в целях поиска подходящей работы;

г) находиться в поиске работы;

д) быть готовым приступить к работе;

е) не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. (В совокупности все перечисленное представляет собой сложный фактический состав, на основе которого возникает правовой статус безработного).

2) При невозможности предоставления органами занятости населения подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации он признается безработным в целях поиска подходящей работы с первого дня предъявления требуемых для этого документов (ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

3) Факт признания лица безработным органами занятости населения и его регистрация этими органами в этом качестве являются основанием для возникновения права на пособие по безработице.

4) Принятие решения о назначении гражданину пособия по безработице принимается органом занятости населения одновременно с признанием его безработным.

5) В дальнейшем выплата пособия по безработице может приостанавливаться, а его размер снижаться, либо прекращаться (Подробнее об этом см. в теме 6).

Органы местного самоуправления также вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. При этом они координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения. Так, совместно с центрами занятости населения органы местного самоуправления разрабатывают целевые программы содействия занятости населения на территории муниципальных образований, осуществляют их финансовое обеспечение и реализацию необходимых мер. Для этого органы местного самоуправления принимают соответствующие правовые акты по вопросам содействия занятости, обеспечивая контроль их исполнения.

31. Основные методы работы органов службы занятости.

Метод коммивояжера - заключается в организации постоянных посещений предприятий. При этом сотрудники ЦЗН пытаются убедить работодателей в пользе услуг, оказываемых службой занятости. Наиболее эффективной формой взаимодействия с работодателями является установление неформальных личных отношений с предприятиями. К этой работе по возможности привлекаются все сотрудники центра занятости, с закреплением за каждым из них тех предприятий, которые оказывают преимущественное влияние на формирование рынка труда в конкретном населенном пункте.

Метод маркетинга - основывается не только на личных связях и индивидуальной работе, но и на работе с группой предприятий. При этом ЦЗН организуется широкая рекламная деятельность в СМИ (в том числе и через internet). Центр может реализовать в своей деятельности определенные маркетинговые концепции.

Метод программной инспекции - является одним из наиболее сложных методов организации взаимодействия с предприятиями. В этом случае сотрудник ЦЗН должен ознакомиться со спецификой деятельности конкретного предприятия для того, чтобы лучше понять, в какой рабочей силе оно нуждается. О результатах инспектирования сотрудник сообщает в службу занятости, где данные анализируются, и на их основе разрабатываются предложения по удовлетворению кадровых нужд этого предприятия.

32. Работа органов занятости с молодежью.

Главными направлениями в работе с данной категорией являются:

· введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы;

· информирование молодежи о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

· проведение активной политики по профориентационной работе;

· психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

· организация временной занятости безработной молодежи;

· активное содействие молодежи в организации профессиональной деятельности;

· обучение типовым моделям трудоустройства.

 

33. Технология социального посредничества.

Социальное посредничество - это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. Быть социальным посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться "между двух огней", и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.

 

34. Основные проблемы в области оплаты труда

Организация оплаты труда в России в правовом порядке регламентируется и регулируется на различных уровнях: государственном, региональном, отраслевом и на уровне предприятий. В КЗоТе Российской Федерации и некоторых нормативных актах установлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, и оплаты труда включительно. В законодательной форме устанавливается минимальной размер заработной платы (МРОТ), ниже которого не может быть месячная оплата труда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...