Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законодательство РФ о занятости населения




Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.[1ст.6]

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

 

2.Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок). Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. [1 ст.1]

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ ;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

 

3.В Российской Федерации проводится политика содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Основные направления государственной политики в области содействия занятости населения:

1) Развитие трудовых ресурсов.

2) Обеспечение равных возможностей всем гражданам Рос­сийской Федерации независимо от национальности, пола, воз­раста, социального положения, политических убеждений и от­ношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

3) Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

4) Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду.

5) Обеспечение социальной защиты в области занятости на­селения.

6) Проведение специальных мероприятий, способствую­щих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске рабо­ты, а именно:

· инвалидам;

· гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходимы по­стоянный уход, помощь или надзор;

· лицам, осужденным к лише­нию свободы и не обеспеченным работой по независящим от них причинам;

· лицам, освобожденным из мест лишения свобо­ды;

· молодежи в возрасте до 18 лет и впервые ищущим работу;

· лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);

· беженцам и вынужденным переселенцам;

· гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей;

· одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

· семьям, в которых оба родителя при­знаны безработными;

· гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

7) Предупреждение массовой и сокращение длительной (бо­лее одного года) безработицы.

8) Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих труд­ности в поиске работы.

9) Сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения - с согласованностью их дей­ствий при реализации федеральной программы содействия за­нятости населения.

 

4.Достижение человеком экономической самостоятельности и социального бла­гополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

В 90-х годах XX века произошло закрытие многих предприятий в различных регионах России, либо произошло резкое со­кращение на них численности рабочих мест, что привело ксущественным деструктив­ным процессам на разного уровня рынках труда.

С тех пор в ряде территорий страны вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов может найти ра­боту вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначен-ных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет обра­зовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников высших и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию насе­ления.

Поэтому ситуация в сфере занятости, регулирования доходов и расходов населения нуждается в коренном измене-нии.Реальные сдвиги возможны только при комплексном решении существующих проблем в сфере занятости.

Пути решения основных проблем в сфере

занятости населения:

1) Осуществление структурной перестройки экономики страны – которая должна проводиться в интересах России и россиян и быть ориентированной на социально-экономическое перспек­тивное развитие производственной и непроизводствен-ной сфер.

2) Повышение эко­номической активности населения – которая должна быть направлена на созидание и прогресс.

3) Обеспечение народу России возможности трудиться - на условиях эффективной, продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособно­го населения страны.

4) Создание современных производств и рабочих мест - конкурентоспособных по уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с аналогичными в развитых зарубежных странах.

5) Принятие решений о развитии сферы занятости для конкретных территорий - с учетом специфи­ки территори-альных ресурсов.

6) Поддержка органов власти развития экономически перспективных сфер труда – путем:

· реализации целевых программ,

· кредитной и налоговой политики,

· организационной и моральной поддержки граждан-ских инициатив,

· предупреждения и пресечения посягательств на имущественные и финансовые интересы юри­дических и физических лиц.

Последнее особо значимо, так как без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет «пробуксовывать».

7) Экономически оправданная переориентация оте-чественного потребителя на отечественные товары и услуги - должна стать шансом по подъему экономики в регионах.

8) Активизация малого и среднего предпринимательства - путем содействия общественнополезному и эффективному предпринимательству. Помимо прочего, эффективное развитие «малой» экономики обеспечит определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это, в свою очередь, позволит решать другие злободневные социальные проблемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...