Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Использование кадровых ресурсов
Для успешного решения основных проблем в сфере занятости населения необходимо проведение кадровой политики с учетом структурной перестройки экономики. В практике использовании кадровых ресурсов сложилось, так называемое, «сателлитное» положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным населенным пунктам, мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения.С этой целью государству следует предпринять определенные меры для осуществления более эффективной кадровой политики в сфере занятости населения. Основные направления повышения эффективности кадровой политики: 1) У жителей территорий должно появиться право выбора территориального места работы, а у региональных рынков труда - потенциал квалифицированных кадров.В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы. 2) Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, использовать преимущественно на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие, так и перспективные. С этой целью создавать региональные разного уровня профессиональные образовательные учреждения. 3) Создать ориентированную на рынок труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для различных групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот (инвалиды, несовершеннолетние и др.). 4) Обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Безработный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы - экономически состоятельное направление усилий государства и общества. 5) Формирование межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами. 6) Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости в своем регионе. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми предусматривать либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, т.е. таким путем решать проблемы занятости населения этой территории. Только эффективная, продуктивная политика в сфере занятости создает материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место. Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения её продуктивности и эффективности.Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда еще не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости населения. Основными причинами этой ситуации являются: · отсутствие модернизации системы оплаты труда; · высокое налоговое бремя; · распространение технологий «теневой экономики». Кроме этого, необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п., без чего будет тормозиться структурная перестройка кадровой политики и производства, без которой у экономики нет будущего. Необходимо также учитывать, что обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению излишней численности работников может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это может усилить антагонизацию социальной структуры общества, если не будет дополнения мерами перераспределения трудовых ресурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового добывания средств существования. В социальной политике любого государства особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Существующие здесь проблемы не могут быть решены только путем социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование, при этом, социальных бед работающего населения - путь, не дающий позитивного решения кадровой политики. Поэтому, защита трудовых нрав и интересов работающего населения, аналогично социальной защите неработающего населения, должна осуществляться через социальное партнерство при решении проблем в сфере социально-трудовых отношений. Таким образом, сама по себе занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем граждан, включая безработное население. Как показывает действительность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным фактором - заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг.
6.Круг вопросов, связанных с формированием доходов населения, прежде всего, доходов от трудовой деятельности, в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последние годы отмечается крайне неблагоприятная тенденция в соотношениях доходов населения от трудовой деятельности и доходов от собственности; уровня доходов работников сложного и простого труда. По уровню оплаты труда выделились отрасли с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с преобладанием высоких технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики страны, пока не получили необходимой поддержки. Трансформация макроэкономических процессов привела к преобладанию в доходах населения доходов, не связанных с оплатой труда. Всё большее значение приобретают доходы от собственности. В такой ситуации ощутимое улучшение материального положения людей, если оно будет идти так, как шло до сих пор, за средними показателями станет скрывать все более возрастающее противоречие между растущим богатством одних и бедностью других. Особую социально негативную значимость несет процесс дифференциации населения по группам в зависимости от уровня доходов. В этой ситуации недопустимо игнорировать господствующую в народе философию социальной справедливости. Для прекращения процесса размежевания населения на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых необходимо предпринимать активные меры со стороны государства. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая в экономически развитых странах считается порогом люмпенизации населения и является одним из важных индикаторов, свидетельствующих о накоплении потенциала для социального взрыва, либо включении механизма глобальной самоликвидации. В данном случае защищать сложившееся положение можно только силой, которой располагает власть, поддерживаемая удовлетворенным этой властью капиталом, пренебрегая мнением народа. Складывающееся сейчас расслоение общества социально несправедливо и экономически нецелесообразно. Это противоречие независимо от того, возникло оно по неведению, либо по умыслу, остается «ахиллесовой пятой» современной социальной политики России, и грозит перерасти в социальную катастрофу. Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Такую направленность развития следует не только продекларировать, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации. Таким образом, целенаправленное проведение политики доходов предполагает: · создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; · установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; · нормализацию налоговой политики и налоговой системы. В свою очередь, повышение цены труда потянет за собой цепочку зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного механизма их реализации. Основные действия по повышению цены труда: 1) Модернизация организационных технологий, кадровых ресурсов. 2) Повышение квалификации всех звеньев работников. 3) Обеспечение сопричастности работников к управлению производством.
7.В последние годы острой социальной проблемой стало резкое ухудшение условий проживания людей в так называемых «закрытых» или «военных» поселениях, в структуре которых есть градообразующие центры. В условиях перехода к рыночной модели экономики в этих поселениях нарушились сложившиеся системы занятости, медицинского, социального, коммуникационного, транспортного, а также коммунального, бытового, торгового, культурного обслуживания, оказания ритуальных услуг и т.п. Остро проблематичными являются водоснабжение, доставка топлива, противопожарная безопасность. В ряде мест осложнилась криминогенная ситуация, что обусловлено снятием режима и ослаблением охраны многих поселений. Должным образом не легализована система преемственности по жизнеобеспечению их населения между местными органами власти и ведомственными органами управления. В результате нередки случаи своеобразного безвластия в таких поселениях. Градообразующими центрами рассматриваемых поселений изначально, как правило, были воинские части (учреждения), институты, предприятия и т.п. Специфика этой ситуации предопределила демографический и профессиональный состав населения таких поселений, характер их социальной инфраструктуры. Следствием расформирования и реорганизации указанных центров, осуществлявших финансирование и управление социумом городков, при отсутствии преемственности между военными, иными ведомственными и гражданскими ответственными структурами стала вышеуказанная ситуация. Местные муниципалитеты оказались не платежеспособными для сохранения и поддержания должного жизнеобеспечения поселений. Средства, выделяемые для модернизации этих поселений (по сложившейся схеме) не покрывают необходимых расходов и не обеспечивают сколько-нибудь существенно меры по социальной реабилитации, в том числе профессиональной, их населения. Все это вызвало у людей негативное отношение к проживанию в этих поселениях. При этом у людей нет каких-либо реальных перспектив благополучно решить вопросы своего переезда, на новом месте получить жильё и работу в короткие сроки. Решение этой сложной социальной проблемы требует принятия целевых мер по упорядочению функционирования поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, полноценного использования их жилищного фонда, а также различного имущества, которое осталось в них после расформирования центров, и, к сожалению, по большей части к настоящему времени разграблено. Основные меры по конверсии «военных» и иных поселений, содержащих в своей структуре градообразующие центры: 1) В социальном плане - создание системы социальной адаптации людей, связанных в прошлом со службой либо работой в градообразующих центрах и обслуживанием соответствующих поселений, а также членов их семей и вынужденных переселенцев. Целью предусматриваемых мер станет снижение социальной напряженности в местах компактного проживания вышеуказанных категорий населения и создание условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, высвобож-денных в результате расформирования градообразующих центров. Решение актуальных социальных вопросов возможно путем: · обеспечения граждан жилой площадью за счет строительства жилья разных форм собственности в местах компактного проживания и в зонах влияния поселений; · профориентации и профессиональной переподготовки населения; · создания новых рабочих мест за счет интеграции военной, либо иной специфической и гражданской инфраструктур; · развития и укрепления предпринимательства, способного без больших государственных затрат в значительной степени решить проблему занятости, расширить предложения товаров и услуг, и, на этой основе, обеспечить социально-экономическую стабильность. 2) В экономическом плане - осуществление перевода непроизводственной части ведомственной собственности в производственно-гражданскую сферу, построенную в соответствии с требованиями рыночной экономики и производящую продукцию и оказывающую услуги, заведомо востребованные обществом. При этом эффективное использование существующих производственных площадей (мощностей) и инженерного обеспечения поселений позволит: · сократить сроки и стоимость организации производств; · постоянно расширять сферы производственной деятельности; · создавать зоны опережающего социально-экономи-ческого развития; · способствовать интеграции существующих инфра-структур в различные отрасли экономики и науки; · стимулировать экономическое развитие конвер-сируемых территорий. 3) В экологическом плане - прекращение деградации экосистем этих поселений, возникшей в результате воздействия войсковых и иных объектов и являющейся препятствием для устойчивого социально-экономического развития территории. В рамках проводимых мероприятий необходимо предусмотреть отработку технологий «реабилитации» земель, подверженных техногенному воздействию от армейских и иных объектов. Это позволит разработать единые подходы, методики, научно-обоснованные требования и технологии по повышению качества окружающей среды и возвращение в народно-хозяйственный оборот тех земель, которые ранее использовавшихся в военных и иных специальных целях.
8.В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера».Социально-трудовая сфера (СТС) – это единство и взаимообусловленность трудо-вых и социальных отношений. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы. Примерная структура СТС отражена на рисуеке 1. Рис. 1. Примерная структура СТС
Основными блоками СТС являются, прежде всего, те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы. Основные блоки СТС: 1) Социальная сфера - включают отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.). 2) Рынок труда – включают службы занятости и переподготовки кадров (в том числе безработных). 3) Сфера мотиваций производительного труда – это организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п. 4) Сфера воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда, которая включает в себя системы: · социальной защиты населения; · социального обеспечения (пенсионная система); · социального страхования; · социального партнерства; · охраны труда и т.д. Анализ составных частей и элементов СТС позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время большинство из них сопряжено с определенными проблемами, как в теоретическом плане, так и в процессе практического функционирования, о чем речь пойдет ниже.
9.Социально-экономическая концепция развития любого общества включает в себя механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики. Социальная политика – это стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее достойный уровень и условия их жизни и труда, их социальную защищенность. Социальная защищенность – это законодательно установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи гражданам, дифференци-руемые по своей адресной направленности Социальная защита — это система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспо-собного населения и социально уязвимых слоев трудо-способного населения. Социальная поддержка — это система мер, адресуемая экономически активному населению по созданию условий, позволяющих наемным работникам обеспечить их социальную защищенность. Социальная помощь — это меры, относящиеся ко всему населению по оказанию помощи кратковременного характера, людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, которые требуют дополнительных расходов. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, формировать сбережения и эффективно их инвестировать. Важнейшим критерием социальной ориентированности трудовых отношений является занятость. Поэтому занятость рассматривается как неотъемлемая часть комплексной социальной политики. Социальность проблем занятости определяется ее изначальной нацеленностью на человека, его интересы и потребности в трудовой сфере. Основные социальные аспекты занятости: 1) неразрывная связь занятости с важнейшим правом человека - на труд. (Поэтому занятость связывается именно с возможностью реализовать право на труд, так как всех волнует проблема безработицы); 2) определяющая роль занятости в формировании уровня жизни людей и достойных условий существования, так как именно занятость, повышение трудовой активности оказываются сейчас важнейшей гарантией роста уровня жизни трудоспособных граждан и их семей; 3) формирование мотивации высокоэффективного труда как основы роста благосостояния каждого и общества в целом; 4) преобразование человека в трудовой деятельности, раскрытие и приумножение его профессиональныхвозмож-ностей, стимуляция развития личности. Поэтому, политика занятости представляет собой совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества для достижения норма-тивного состояние занятости населения. Уровни политики занятости: · общегосударственный уровень (макроуровень); · региональный уровень; · локальный уровень. При этом все уровни политики занятости должны быть объединены единой концепцией занятости, отражающей принятый в обществе тип экономического развития. В данной теме рассмотрим макроуровень политики занятости. Политика занятости на макроуровне должна носить комплексный характер и быть нацелена на формирование основных черт занятости в социальной рыночной экономике – т.е. обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижения высокого уровня жизни, основанного на принципах рыночной экономики.
Основные принципы рыночной экономики: · рост эффективности экономики; · вытеснение из сферы хозяйствования экономически нецелесообразных рабочих мест; · перегруппировка рабочей силы в интересах повышения эффективности производства и удовлетворения потреби-тельского спроса населения. С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения должна появиться материальная основа современного стандарта жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, в сфере занятости необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т.д. Таким образом, ближайшей тактической целью государственной политики занятости является обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест.Это возможно только при комплексном подходе к условиям достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Чаще всего при решении проблемы сбалансированности спроса и предложения рабочих мест обращается внимание на развитие системы рабочих мест как необходимой предпосылки предупреждения массовой безработицы. Безусловно, это очень важный аспект, особенно если учитывать значительное увеличение прироста за счет миграции в нашей стране трудоспособного населения в 1990-х и в 2000 годах и его неравномерное распределение по территории. Поэтому, в рамках ближайших 10-15 лет государству предстоит не только преодолеть кризис и стабилизировать экономику, но и создать условия для экономического роста, способного дать работу новому поколению трудоспособных граждан, в первую очередь, нашей страны. Достичь социально и экономически приемлемой сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, особенно в территориях РФ, можно воздействуя только одновременно на спрос населения на труд и на предложение рабочих мест. С точки зрения интересов производства и роста эффективности труда на сегодняшний день «излишними» являются, примерно, 10-15% численности работающих граждан. Но и сверхзанятость, т.е. достижение 100% занятости, также следует оценивать с позиций интересов отдельного человека и условий его жизнедеятельности. Многочисленные исследования показывают, что до 30% работающих женщин согласны оставить работу, если муж будет зарабатывать столько, сколько супруги вдвоем зарабатывают сейчас. До 60% пенсионеров работают только по материальным причинам. Поэтому если указанным группам населения обеспечить экономическую свободу выбора «работать или нет», то можно было бы резко сократить число нуждающихся в работе. Однако эта проблема может решаться в течение длительного периода времени. Пока из-за роста инфляции и недостаточности различного рода социальных выплат высокая потребность населения в работе сохраняется, что может сильно осложнить проблему рабочих мест и в ближайшей перспективе. Если ориентироваться на сложившийся к началу 1990-х гг. высокий спрос на рабочие места со стороны практически всех социально-демографических групп населения, то с учетом ожидаемого прироста численности трудоспособных граждан до 2015 г. понадобится дополнительно создать около 10 млн. рабочих мест. И это помимо необходимости обеспечения работой тех, кто будет высвобожден в результате роста эффективности труда. А до 2015 г. это могут быть многие миллионы человек. Однако, даже при благоприятном экономическом росте, вовлечение в хозяйственный оборот такого огромного контингента людей представляется не только нереальным, но и нецелесообразным. Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программ социальной помощиженщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам и прочим категориям населения, надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда.В данном случае речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировке трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |