Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фин. система страны, ее сферы, звенья.




Финансовая система – сов-ть фин-х отнош-ий, выступающих в виде взаимосвя-х. и взаимодейств-х категорий, звеньев, сфер, котор. распред-т и использ-т фонды ден-х ср-в хоз-х субъектов, домохоз-в, гос-ва. Из общей сов-ти выделяют фин-е отн-я, котор. образ-т свою фин-ю категорию. Фин-я категория характериз-ся наличием (признаков): - функции; - задачи; - цели; - роль. (например, налоги, кредит). Фин-е звенья – группировка отд-х фин-х категорий с общими признаками (бюджет, финансы дом-х хоз-в). Финансовые сферы – особые формы формирования, использования и управления фин-ми отношен-ми (централизован-е и децентрализ-е финансы). Каждое звено фин. системы имеет присущие ему f и влияет на процесс воспроизводства. Централизованные финансы представляют собой финансы гос-ва и используются для регулирования нац. экономики в целом (включ-т Бюдж-ю систему, Внебюджетные фонды, Государственный и муниципальный кредит). С их помощью денежные ср-тва хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Государственный бюджет – представляет собой форму обр-ния и исп-ния ДС для обеспечения функций органов государственной власти. Государственная бюджетная система РФимеет 3 звена: - федеральный бюджет; - региональный (республиканские бюджеты, краевые и областные, автономных областей, автономных округов и городов Москвы и СПб); - местные бюджеты (бюджеты городов, районов области). Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (его ср-тва формируются за счет страховых взносов работодателей и работников, ассигнований из бюджета, добровольных взносов физ. и юр. лиц, за счет собственных инв-ционных вложений.). Фонд соц. страхования (ср-тва формируются за счет взносов работодателей, работников и т.д. и направляются на выплату пособий по больничным листам, беременности и родам, при рождении ребенка и т.д.). Государственный кредит – экономические отн-ния между государством, с одной стороны, и физ., юр. лицами, с другой, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Децентрализованные финансы — это ден. ср-ва (д-оды и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства кап-ла и рабочей силы. Поскольку преобладающая часть фин. рес-ов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность фин. системы зависит от устойчивости их фин. положения. Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных д-одов и накоплений, их распределением и испол-ием. Децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет ДС страхового фонда, формируемого из страховых взносов. Финансы домохозяйств — это денежные ср-тва граждан, которыми они располагают в рамках отдельной экономической ячейки общества (домохозяйства).

 

Государственные и муниципальные финансы, влияние на их орг-цию функциональных особенностей и уровней упр-ия.

Важнейшим звеном фин. системы яв-ся государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоупр-ия ДС для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Сущность гос. и муницип. финансов состоит в том, что они охватывают ту часть ден. отношений по поводу распределения и перераспределения ст-ти созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоупр-ия для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. В РФ, исходя из федеративного устройства, гос. финансы вкл. три уровня: финансы федеральных органов власти, финансы органов субъектов РФ, муницип. финансы. Финансы федеральных органов власти вкл.: фед. бюджет; внебюджетные фонды государства; гос. кредит; финансы казенных и гос. унитарных предприятий. Финансы органов власти субъектов РФ: бюджеты субъектов РФ; внебюджетные фонды субъектов РФ; муниц. кредит субъектов РФ; финансы гос-х унитарных предприятий субъекта РФ. Финансы органов местного самоупр-ия: муниц. бюджеты; внебюджетные фонды местных органов власти; муниц.кредит; финансы муниц. унитарных предприятий. Все три уровня гос. и муниц. финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре гос. и муниц. финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью ср-тв региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов сущ-ет система перераспределения ср-тв между бюджетами разных уровней. Орг-ция государственных финансов тесно связана с орг-цией государственного упр-ия, прежде всего с уровнями упр-ия. Масштабы полномочий каждого уровня упр-ия и выполняемые ими f предопределяют размеры их д-одов, порядок форм-ия и расходования ср-тв: 1) федеральный уровень – решение следующих общеэкономических задач: а) обеспеч. д-ти Президента и его аппарата, федеральной судебной системы; б) национальная оборона, безопасность, конверсия; в) атомная энергетика, космос, государственные инв-ционные программы и т. д. 2) уровень субъекта Федерации – решение тех же задач на региональном уровне; 3) муниципальный уровень. Его роль постоянно возрастает. Осуществляет регулирование экономических процессов, влияет на размещение производительных сил, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение инфраструктуры. Гос. финансы связаны с формированием доходов и осуществлением расходов бюджета на каждом уровне. Доходы формир-ся за счет налоговых и неналоговых поступлений. Расходы – в з/ти от классифик-ии: экономическая (текущие и капитальные); функциональная (нац. Оборона, нац-я эк-ка, ЖКХ, здравоохр-е и тд.); ведомственная и тд. Сбалансированность доходов и расходов бюджетов на каждом уровне выражается в его состоянии (профицит (+), дефицит (-), сбалансированный бюджет).

 

Фин. рынки, фин. институты

Фин. рынок – рынок, на котором обращаются кап-лы и кредиты. Фин. рынок представляет собой механизм, при помощи которого осуществляется торговля фин. инструментами. Фин. рынки способствуют развитию инв-ционного процесса, удовлетворяя потребность заемщиков (потребителей кап-ла) и кредиторов (поставщиков кап-ла). Орг-ция может выступать на фин. рынке как покупатель и как продавец: если у орг-ции имеется избыточный оборотный кап-л, то она может осуществлять фин. вложения в ЦБ или размещать свободные ср-тва на банковском депозите; покупая ЦБ других эмитентов, орг-ция продает им свой временно свободный кап-л, его ценой в этом случае выступает ставка д-ода, выплачиваемая по приобретаемым фин. вложениям. Существуют различные фин. рынки: 1) денежный рынок – рынок находящихся в обращении наличных денег, на котором потребители кап-ла получают краткосрочные займы и кредиты; 2) рынок ЦБ – фондовый рынок, осуществляющий операции с долгосрочными и краткосрочными ЦБ. Этот рынок подразделяется на первичный – привлечение кап-ла в новую или расширяющуюся орг-цию поср-твом эмиссии и размещения акций или долговых обязательств; вторичный – осуществляется торговля ЦБ с целью получения прибыли и увеличения рыночной ст-ти акционерного кап-ла; 3) кредитный рынок – рынок ссудного кап-ла. Он предоставляет краткосрочные и долгосрочные кредиты; 4) валютный рынок – осуществляется купля-продажа крупных партий ин. валюты. Участниками этого рынка яв-ся в основном банки, имеющие соответствующую лицензию ЦБ России; 5) Страховой рынок - рынок, на котором объектом купли-продажи выступает страховая защита в форме различных предлагаемых страховых продуктов; 6) Рынок золота и других благородных металлов - объектом купли-продажи выступают драг. металлы. С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов. Существуют следующие виды финансовых институтов: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

Функционирование фин. рынка связано с несовпадением во времени потребностей в фин. ресурсах хозяйствующих субъектов с наличием временно свободных ДС инвесторов. Для перераспределения временно свободных ДС привлекаются фин. институты, которые выполняют роль посредников на фин. рынке. F фин. институтов: 1) перераспределение кап-ла поср-твом аккумуляции кап-ла инвесторов (поставщиков кап-ла) и предоставление его под %ы взаймы или через аренду потребителям кап-ла; 2) снижение предпринимательских рисков путем вложения небольших вкладов мелких поставщиков кап-ла в большой диверсифицированный портфель (например, в паевые инв-ционные фонды); 3) реструктуризация кредитов путем взаимодействия долгосрочных заемщиков и инвесторов, предоставляющих краткосрочные денежные ср-тва; 4) снижение транзакционных издержек (затраты, возникающие в связи с заключением контрактов) орг-ции путем минимизации ст-ти сделок по привлечению кап-ла; 5) фин. консультации и предоставление рекомендаций.

Денежные ср-тва, полученные орг-циями с фин. рынка, могут быть использованы по следующим направлениям: 1) форм-ние и пополнение уставного кап-ла (при первичной и дополнительной эмиссии акций); 2) приобретение активов (выпуск корпоративных облигаций); 3)обеспеч. платежного оборота (испол-ие коммерческих векселей) (Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное долговое одностороннее обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму ДС векселедержателю (владельцу векселя); 4) пополнение оборотного кап-ла (привлечение депозитных сертификатов). Т.о., фин. рынок позволяет орг-циям повышать финансовую устойчивость и создает основу для обеспечения их экономического роста.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...