Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эконом. и соц. предпосылки английской революции
Развитие в Англии капиталист. уклада привело к обострению классовых противоречий и подготовило разделение страны на сторонников и противников феодально-абсолютистского строя. Значит. часть дворян, - высшая аристократия, получали свои доходы от взимания старых феодальных рент и были заинтересованы в сохранении и укреплении феодально-абсолютистских порядков- «старое дворянство» - влиятельным на северо-западе страны и при дворе первых Стюартов. – гл. опора абсолютизма в Англии. Особенностью классовых отношений в Англии было буржуазное перерождение и союз с буржуазией многочисленной части дворянского сословия, в результате чего оно разделилось на сторонников и противников буржуазной революции. Многие- мелкие и средние, дворяне, в юго восточной части страны, вовлекались в капиталистическое предпринимательство — занимались сбытом шерсти и хлеба, пивоварением, производством сыра, торговлей и мореходством. -«новое дворянство» скупало земли и расширяло свои коммерческие доходы. По своим стремлениям и образу жизни оно сближалось с буржуазией. Новые дворяне стремились стать полными собственниками своих имений, упразднить рыцарское держание, обеспечить свободу предпринимательства, ускорить огораживания обширных земель, ограничить королевскую власть. Буржуазия Англии состояла из торговцев, откупщиков, купцов-промышленников. Купечество и финансисты составляли верхушку буржуазии, связанную с аристократией, в качестве поставщиков и кредиторов получавшую королевские патенты и монополии. Эти круги буржуазии, как и новое дворянство, не собирались доводить до конца борьбу с монархией и феодализмом и надеялись достичь компромисса с двором. Более демократической и враждебной абсолютизму силой были мелкие и средние торговцы, не пользовавшиеся королевскими патентами и монополиями и недовольные засильем аристократии. Произвол и насилие абсолютизма вызывали недовольство и цеховых мастеров, но последние стремились в то же время сохранить свои средневековые привилегии и видели в королевской власти свою опору. Но гл. силу оппозиция черпала в недовольстве феодально-абсолютистским строем широких слоев народа—крестьян, мелких ремесленников и подмастерьев, немногочисленных наемных рабочих и батраков — городской и деревенской бедноты. Восстания крестьян и ремесленников в начале XVII в. и в 30-х годах свидетельствовали о нарастании классовой борьбы.
8.Религиозная идеология и социально-политические стремления оппозиции. Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем новой, «очищенной», или «праведной», религиозной веры и осуждали официальную англиканскую церковь. В средние века мировоззрение трудящихся и образованных людей было проникнуто религиозными представлениями и понятиями. Англиканская церковь имела большое значение в укреплении и защите абсолютизма в Англии, где королевская власть не имела сильной армии и бюрократии. Епископы и другие духовные лица, назначаемые королем, играли роль королевских чиновников. Церковь являлась вернейшей опорой престола и карала всякое отклонение от королевской воли. Церковные суды и особенно высшее духовное судилище, так называемая Высокая комиссия, беспощадно наказывали виновных в отступлении от правил и догматов англиканской церкви. Оппозиция против абсолютизма развивалась в Англии под религиозным знаменем пуританизма, т. е. борьбы за «очищение» веры Реформационные учения XVI в. создали благоприятную почву для идеологии английской буржуазной революции. Этой идеологией стал кальвинизм, догматы и церковно-политические принципы которого еще в период Реформации послужили основой для устройства церкви в Швейцарии, Шотландии и Голландии и были знаменем революции 1566 г. в Нидерландах. Кальвинизм в XVI—XVII вв. отвечал потребностям борьбы с абсолютизмом и англиканской церковью в Англии. Пуританизм в Англии был разновидностью кальвинизма. Пуритане отвергали учение о «благодати», необходимость епископата и подчинение церкви королю. Они требовали независимости церкви от королевской власти, коллегиального управления церковными делами,и згнания «идолослужения», т. е. пышных обрядов, расписных окон. Они желали введения свободной устной проповеди, удешевления и упрощения религии, упразднения епископата .Простой черный костюм из коротких панталон и черного камзола с выступающим из-под него белым воротником из грубого полотна, черные чулки и туфли, остриженные в кружок волосы отличали пуританина того времени. Для пуритан была характерна проповедь мирского аскетизма, осуждение завитых, пышных париков — «локонов» дворян, или «кавалеров», их расшитых золотом ярких камзолов и светских развлечений. Вместо доктрины «благодати» пуритане выдвинули веру в божественное предопределение, согласно которому каждому человеку бог заранее предначертал особое призвание и судьбу как при жизни, так и после смерти. Церковно-политическую литературу и идеи английские пуритане заимствовали главным образом из Голландии. Пуританские проповедники и памфлетисты, как, например, Принн, Лейтен и другие, подвергались преследованию и приговаривались Высокой комиссией к штрафам, тюремному заключению и другим жестоким наказаниям. Среди пуритан возникли различные течения, отвечавшие интересам различных прослоек и классов общества, находившихся в оппозиции к абсолютизму и англиканской церкви. Умеренное течение среди пуритан представляли так называемые пресвитериане, выступавшие за пресвитерианское устройство церкви, уже существовавшее не только в Голландии, но и в Шотландии, находившейся в личной унии с Англией. Пресвитериане желали сохранить в Англии единую церковь с одинаковым богослужением, но требовали очищения церкви от пережитков католичества, или папизма, и замены епископов собраниями старейшин, или пресвитеров, избранных верующими. Они добивались независимости церкви от короля. Своих сторонников пресвитериане находили среди богатого купечества и верхушки нового дворянства, рассчитывавших при таком устройстве церкви захватить руководящее влияние на нее в свои руки. Более радикальным направлением среди пуритан были индепенденты, или «независимые», стоязшие за упразднение всякой единой церкви с обязательными текстами молитв и догматами. Они выступали за полную самостоятельность в религиозных делах для каждой религиозной общины. Успех среди средней и мелкой буржуазии, крестьян, ремесленников и средней руки деревенских джентри. Идеологи английской буржуазии XVII в. и ее деятели вовсе не ограничивались критикой епископальной церкви и защитой пуританства, а использовали последнее как средство для обоснования широких экономических, соц. и пол. требований. Эти требования имели светский и явно буржуазный характер. Они заключались в ограничении королевской власти, установлении верховенства парламента над королем, свободе капиталистического предпринимательства, ликвидации рыцарского держания. Вопрос об отмене епископата и введении нового устройства церкви был только небольшой частью всех этих требований в борьбе против феодализма и абсолютизма и сводился в основном к завоеванию независимости церкви от королевской власти. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |