Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Последствия великих географических открытий.
Тордесильясский договор. Португальцы, так же как и Колумб, полагавшие, что открытые земли — Индия, стали настаивать, что эти земли принадлежат им, а не Испании. Чтобы рассудить две соперничавшие стороны, пришлось прибегнуть к решению папы римского. Папа оказался в сложном положении, поскольку обе страны, и Португалия, и Испания, были во многом надежной опорой папского престола. Переговоры были очень напряженными и сложными. В результате было достигнуто соглашение, надолго повлиявшее на выбор путей новых экспедиций. В 1494г. в городе Тордесильясе был подписан договор, который устанавливал разделение Атлантического океана условной линией по меридиану. Все земли, согласно этому договору, которые будут открыты к востоку от нее, должны принадлежать Португалии, а земли к западу — Испании. Португалия продолжала контролировать путь вокруг Африки в Индию. Испания закрепляла за собой земли в западной части Атлантики. Этот договор между Испанией и Португалией сохранял свою силу около трех веков. Но другие страны, позже вышедшие на большую дорогу открытий, отказывались считаться с ним. Плавание Магеллана. Первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португалец на службе у Испанской короны Фернан Магеллан (1470—1521). Опыт морских экспедиций он приобрел еще на службе королю Португалии. Магеллан плавал к Молуккским островам и полагал, что они лежат не очень далеко от берегов Южной Америки. Поскольку Панамский перешеек к этому времени уже пересекали, то было известно, что за ним лежит водное пространство. Испанцы отнеслись с большим интересом к предложению Магеллана обогнуть континент с юга и выйти в эти воды, т. е. достичь Молуккских островов другим путем, поскольку путь через Индийский океан контролировали португальцы. В сентябре 1519 г. флотилия из пяти кораблей и 253 членов экипажа вышла в путь. Через год плавания корабли достигли южной оконечности материка и прошли по проливу, который доныне носит имя Магеллана. Корабли вышли в огромный океан. Океан был спокойным, ветер попутным, и Магеллан дал самому большому океану на планете название Тихий. Дневник этого великого путешествия оставил спутник Магеллана — Антонио Пигафетта. Он описал нехватку воды и другие лишения экипажа во время трехмесячного плавания по Тихому океану, где моряков пугало все, в том числе и беспрестанный попутный ветер, который, казалось им, неминуемо ведет к гибели. Матросы голодали, страдали цингой. Погибших оказалось очень много. Наконец флотилия Магеллана достигла Марианских островов. Здесь они смогли запастись пресной водой и продовольствием. Корабли продолжали идти на запад. На Филиппинских островах сам Магеллан погиб в вооруженном столкновении с местными жителями. От его флотилии осталось всего два корабля. Команду на себя принял Эль Кано, который достиг Молуккских островов, где загрузил трюмы пряностями. Спустя три года после выхода в море под его командой в Испанию возвратились всего 18 человек, первыми обошедшие вокруг света. После плавания Магеллана европейцы узнали о том, что между землями, открытыми Колумбом, и Азией лежит огромный океан. В результате встал вопрос о разграничении испанских и португальских владений и в бассейне Тихого океана. В 1529 г. был подписан Сарагосский договор, по которому острова Тихого океана в основном отходили к Испании, а страны Юго-Восточной Азии — к Португалии. Так Испания и Португалия поделили между собой весь мир. 5.Абсолютная монархия в странах З.Европы (Англия,Франция,Испания) Сущность абсолютизма. Абсолютизм- особая форма правления, при которой монарху принадлежит верховная и неделимая власть в государстве. функции — исполнит., законодат., администр., судебную. Последнее слово в решении всех важных вопросов внутр. и внеш. политики государства. Причем власть монарха ни в коем случае не должна была распространяться на собственность подданных.Своевольное правление монарха - деспотизмом. Хар-ны- произвол власти и бесправие народа. Гос. аппарат. Складыванию абс-ма сопутствовало возник-е постоянной военной силы, наход-ся в распоряж-и короля. Содержание армии требовало больших затрат от казны. Аб. монархия способствовала возвышению чиновничества. Полит. жизнь, концентрируясь при дворе, придавала особое значение администр. и финанс. должностям управления гос-вом. Титулованная знать, теряя свое влияние, составляла гл. оппозицию силам централизации. Предприн-кие слои поддерживали сильную центр. власть, получая от нее привилегии и покровительство. Абсолютизм в Англии. В А. важные должности в графствах и городах занимали представители дворянства и привилегир-й верхушки городской буржуазии. Для усиления своей власти короли Англии использовали парламент. Нижняя палата - из мел. и ср. дворян и город. верхушки, а верхняя — п. лордов — из знати. Генриху VIII досталась от отца разоренная после долгих лет войны страна. Гл. задачей укрепление положения Англ. королевства среди европейских держав. Следил за развитием морского флота, покровительствовал наукам и искусствам, канцлер - гуманист Томас Мор. Король строил новые дворцы и резиденции, его лондонский дворец Уайтхолл превосходил все известные тогда в Европе. Особенного расцвета достигла А.в царствование дочери Генриха VIII. ЕлизаветыI.(25лет) За 45 лет своего правления Елизавета показала себя талантливым политиком. Новая анг. церковь во главе с королевой отличалась терпимостью к иным вероисповеданиям. заботливая христ. госпожа по отношению ко всем своим подданным. Такая политика способствовала спокойному правлению Елизаветы внутри страны и успешному ее соперничеству с др. державами в колониальной политике. Началось покорение А. Ирландии. Конфисков.земли отдавались анг. колонистам, ирландские крестьяне эмигрировали в А.и др. страны. Стремясь торговать с Америкой, Англия столкнулась с интересами Испании. С сер.XVIв.Противостояние стран приняло форму контрабандной торговли с испанскими колониями и пиратского грабежа ее портов и судов. Особенности испанского абсолютизма. В течение VI в. под Короной Испании были объединены четыре королевства: Арагонское, Кастильское, Наваррское и Португальское, в ее состав вошли острова Средиземноморья, Неаполитанское королевство в Италии. Разные районы отличались по уровню экон.развития и слабо связаны между собой. Этому способствовали и географ. условия: горы, быстрые реки. Часто окраины королевства имели обширные торговые связи с соседними государствами, а не со своей Короной. Даже единого центра не существовало, двор перемещался, чаще всего останавливаясь в Вальядолиде. Только в 1605 г. Офиц. столицей стал Мадрид. Но создать сильный политический центр и серьезные связи между отдельными районами государства так и не удалось. В королевстве не было и единого языка, употреблялись местные наречия. Испанские монархи стремились добиться и религиозного единства подвластных им владений. Населяли не только христиане, но и иудеи, и мусульмане. С изгнанием иудеев и морисков Испанская корона лишилась существенной части своих трудолюбивых подданных, уничтожила ценнейшие памятники мусульманской культуры. Испанский католицизм стал фанатичным, а жестокая инквизиция держала в страхе и христианское население. Испанский абсолютизм опирался на интересы грандов и церкви. Эту политику не поддерживали ни провинциальная знать, лишавшаяся своей власти, ни ремесленники и буржуа, поскольку король постоянно нарушал обычаи и вольности испанских городов и права кортесов. Недовольству способствовали и постоянные денежные сборы. Карл V и монархия Габсбургов. В 1519 г. исп. король Карл I стал герм. имп-ром Карлом V. От своего отца и деда он унаследовал владения Габсбургов в Германии, Нидерланды и земли в Юж. Америке. Карл V воспитывался в Нидерландах, он плохо говорил по-испански, его свита и окружение состояли г.о. из фламандцев. Первые годы он управлял Испанией из Нидерландов. Реформация заставила Карла V решать, какую сторону он примет — католиков или протестантов. Исп. монарх стал светским главой католического мира, а это в сочетании с королевской властью приводило к борьбе не только с ересью, но и за преобладание Испан. короны в Европе. Карл V провел жизнь в походах и почти не бывал в Испании. Войны с турками, нападавшими на державу, войны с Францией за преобладание в Европе, особенно в Италии, войны со своими собственными подданными — протестантскими князьями в Германии — занимали все его царствование. брат Фердинанд- австрийские земли Габсбургов и импер. корону, а сын Филипп— Испанию, ее заокеанские колонии, владения в Италии и Нидерланды. Новый монарх не любил военные походы. Он перенес столицу в маленький г. Мадрид, а затем переехал в новый, выстроенный для него в горах дворец Эскориал.Филиппу II досталось в наследство самое могущ. гос-во З. Европы. Никто из его соседей-монархов не распоряжался такой армией, не имел таких доходов и такого количества владений. Главной заботой внешней политики исп. монарха по-прежнему оставалась борьба с ересью.Гибель Непобедимой армады. Филипп II поддерживал анг. католиков, которые стремились посадить на трон Марию Стюарт. Но после того как заговор католиков был раскрыт, а М. С. обезглавлена, направленная к исп. берегам анг.эскадра под командованием адмирала Дрейка уничтожила испанские суда у города Кадис. Это событие послужило началом открытой войны. Лучшая армия в Европе и католическая оппозиция, ожидавшая в Англии, казалось, обеспечивали полную победу Испанской короне. Единст.шансом у англичан был разгром врага до его высадки. Этим шансом они и воспользовались. В И. вернулись немногие корабли Непобедимой армады. Известие о поражении эскадры погрузило всю И. в глубокий траур. Речь шла не только о гибели кораблей и цвета исп.воинства. Победа над Непобедимой армадой-ударом, нанесенным престижу И. и подорвавшим ее морское могущество. Абсолютизм во Франции. К н. XVI в. Ф. только завершила свое террит. объединение, -самое большое гос-во в З. Европе. Новые земли, присоединенные к королевству, еще плохо подчинялись центр. власти короля. Отпрыски владетельных домов и родственники царствовавшей династии занимали губернаторские посты в провинциях, командовали армией и флотом. Они поддерживали единство Ф. . не во всем, только для получения жалований, пенсий и подарков. Исключит. роль играл бюрократ. аппарат, сложившийся из провинциальных наместников. Бюрократия поддержала монархию в ее сопротивлении власти знати и городов. В отличие от Англии с ее парламентом, во Ф., напротив, прекратились созывы Генер. штатов. Король -источником законод. Власти. Мн. должности продавались для пополнения казны. (дворянский титул- «дворянство мантии». Входили в состав дипломат. корпуса, им принадлежали важнейшие придворные должности. Генрих IV пытался ввести в стране единое управление, лишив отдельные земли привилегий и вольностей. Кроме того, он отстранил от участия в Королевском совете аристократию, в провинции направлял генер-х наместников из числа преданных людей для управления финанс. и суд. делами, губернаторам оставалось руководство местными военными силами. Власть титулованной знати резко сокращалась. Долгие годы религ. войн привели к разорению крест. хозяйств. Король покров-вал мануфактурам и торговле,. выдающийся политик. В 1610 г. Г. IV был убит рукой фанатика — католика Равальяка. Итальянские войны 1494—1559 гг. Гл. противником фр. абсолютизма -Испания. Фр. Гос-во в XVI в. было окружено владениями Карла V. Пытаясь прорвать это окружение, Фр. вела войны в Италии. Италия была разделена на неск. самост. гос-в — Венецию, Ломбардию, Рим, Неаполитанское кор-во. Единства между ними не было(соперничали). Повод - борьба за наследство — трон Неаполитанского кор-ва в 1494 г. оказался свободным. На него притязали Испания и Фр., итал. Г-гос-ва присоединялись то к од., то к др. стороне, образуя соперничавшие союзы. Активное участие в войнах принимал папский престол. Фр. королям сначала сопутствовала удача, им покорялись круп.города и даже обл. Италии. Однако удержать свою победу они не смогли. Итал. земли переходили из од. рук в др.. К 1515 г. на севере господствовали Фр. и Венеция, в Ср. Италии — папство, а юг был под властью Испании. Последующие успехи фр. были незначит.. В сер. XVI в. на большой части Апеннинского пол-ва закрепилось влияние Испании. 6.Реформация в Швейцарии.У. Цвингли и Ж.Кальвин. Кальвин. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил фр. богослов Жан Кальвиин. Порвав с католицизмом, он уехал из Франции. В 1536 г. обосновался в Женеве,(по приглашению швейцар. протестантов). Опубликовал свое гл. сочинение «Наставление в христианской вере», в кот. изложил свое вероучение. Жители Шв. говорят на разных языках. В сев. части живут немцы, в зап.— французы, в юж. — итальянцы. Еще в Сред. века жители этих районов сумели отстоять свою независимость в борьбе с круп. феодалами и создали самоуправляющиеся кантоны— маленькие республики, кот. в XIV в. образовали конфедерацию. Кантоны слабо связаны др. с др. Они объед-сь- отпор внешнему врагу. В мирное время они были самост-ми. Между ними отсутствовала прочная полит. связь, не было единых органов управления. К. разделял осн. требования и идеи Реформации, кот. были общими для протестантов всех разновидностей. Единст. источником Божеств. истины он считал Священное Писание, отвергал епископальный строй катол. церкви, пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей. В Женеве К. занимался активной полит. деятельностью. С 1541 г. и до самой смерти, в 1564 г. руководил магистратом (город. самоуправлением). Отличавшийся нетерпимостью к инакомыслящим, он установил в городе религ. диктатуру. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Кальвин. церковь имела респуб. характер. Божественное предопределение. Учение о спасении верой, кот. выдвинул Лютер, оставляло без убедительного ответа вопрос: как проверить, искренне ли верит человек в Бога или только притворяется? Др. гарантий, кроме благонравного поведения, добросовестного исполнения человеком моральных норм, предписываемых новым вероучением, Лютер дать не смог. Эту сложную проблему решало учение о Божественном предопределении, переработанное К. Бог еще до сотворения мира, предначертал человеку его участь: одним — погибель, дру. — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Человек, согласно К., не знает, что ему предписано свыше. Тем не менее Бог время от времени подает ему знак, что его ожидает в загробной жизни — спасение или погибель. Таким знаком является успех или неудач. Поскольку лич., профес. успех не приходит сам собой, а требует больших усилий самого человека, то он в надежде получить от Бога благоприятный знак сам старается добиться успеха. Этика капитализма. Теория Божественного предопределения основана на рыночных отношениях, конкуренции, борьбе за первенство. К. вслед за Лютером стремился нравственно возвысить труд. Он подчеркивал, что труд — это долг человека. Он выступал за сокращение числа праздников(1/3в год). К. оправдывал предпринимательство и прибыль. Если человек владеет богатством, то он должен его преумножить, обращаясь с ним бережливо и расчетливо, а не транжирить. Распространение кал-ма. Идеи К. получили распространение на его родине — во Франции, превзошли по популярности лютеранство. Фр. кальвинистов называли гугенотами (товарищи по вере). Так обращались др. к др. швейцар. протестанты. В пер. пол. XVI в. Реформация во Франции не встречала особых препятствий. Количество протестантских общин росло- на юге и западе страны. По окончании Столетней войны — перешли под власть фр.королей. Политика централизации– недовольство Протестантизм - знаменем борьбы против центр. власти. Учение К. восприняли мн. аристокр. семьи. Возглавляли протестантскую оппозицию предст.династии Бурбонов — Антуан, а после его смерти в 1562 г. — Генрих, правившие в XVI в. в кор-ве Наварра, кот. находилось в вассальной зависимости от Франции. В сер. XVI в. единая церковь Франции раскололась1-сохранила верность католицизму, 2 — приняла кальвин. вероучение. Сложились районы с явным преобладанием католиков — север и восток и протестантов — запад и юг. Влияние кальв-тов усилилось и в Нидерландах(составе монархии Габсбургов), а в 1556 г. - под власть исп. короля. Шир. слои демонстрировали свою оппозиц. по отношению к Габсбургским властям. Во вт. пол. XVI в. кал-м стал идейным знаменем освободит. войны в Нидерландах. В сер. XVI в. в Польши, Литвы и Венгрии наметился поворот от лютеранства к кал-му. Кал-м здесь стал формой выражения оппозиционных настроений по отношению к центр. власти.
7.Реформация и гражланская война в Германии. М.Лютер. Т.Мюнцер. Цели и задачи Реформации. Широкое общественное движение, развернувшееся в западноевропейских странах в н. XVI в. и направленное на осуществление глубокой реформы католической церкви, называют Реформацией. Это движение приобрело многообразные формы диспутов, выступлений в печати, народных восстаний, религиозных войн, церковного раскола и образования новых, не подчиняющихся католической церкви, религиозных объединений и даже новых церквей. Реформация пережила наивысший подъем в XVI в. Однако во многих странах накал борьбы сохранялся и в течение первой половины XVII в. Лишь к концу этого столетия реформационное движение в странах Европы заметно пошло на спад. Цель Р.- обновление вероучения, культа и организации католической церкви, которые перестали отвечать новым потребностям и духовным запросам общества, сложившимся под влиянием Возрождения, Великих географ. открытий, подъема мировой торговли и капитализма. Причины недовольства католицизмом. На словах католическая церковь всегда критически относилась к богатству, но на самом деле она погрязла в роскоши. Церковь владела землями, особенно в Германии и Италии, домами, мельницами, гостиницами. -сдавала в аренду, и получала хорошую прибыль.(десятина), Она получала плату за исполнение обрядов. Важной статьей доходов церкви была симония — продажа церковных должностей. Священники, монахи не соблюдали церковных обетов и уставов, например обязательного для католического духовенства обета безбрачия (целибата). Нарушения норм церковной жизни приобрели массовый характер и охватили все звенья, все ступени церковной иерархии. Торговля индульгенциями. - особые грамоты об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробном мире. Они исходили при этом из учения о благодати — особой благотворной силе, якобы присущей католической церкви и ее представителям. Торговля индульгенциями приобрела особенно широкий размах при папе Льве X, (1513 г.) Попытки реформы церкви «сверху». В 1512 г. в Риме собрался Вселенский собор, призванный обсудить реформу церкви. Собор принял решения, отчасти отражавшие стремление к обновлению церкви. Он предоставил епископам большую власть над монашескими объединениями. Духу времени соответствовало и создание первых «благочестивых» банков, деятельность которых была признана полезной даже при взимании ими «разумных и умеренных плат за предоставление ссуд». Но в целом сторонники церковной реформы были глубоко разочарованы решениями Собора. Выступление Лютера. В октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций выступил МЛ. Он был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян. По окончании Эрфуртского университета он вступил в монашеский орден августинцев. Л. стремился очистить церковь от пороков. Путь к этой цели он усматривал в обращении к идеалам Евангелия. Выступление Лютера получило широкий общественный отклик и стало началом Реформации. Спасениеверой. Католическая церковь утверждала, что только духовенство в силу особой благодати, полученной от Бога, посредством таинств может даровать верующему спасение. Причем верующий должен тщательно выполнять все религиозные предписания и обряды. В противовес католическому учению Л. выдвинул концепцию спасения верой. Она выражала его отрицательное отношение к внешней, показной стороне религии и подчеркивала значение совести верующего, его личного, глубокого и искреннего раскаяния в содеянном грехе. Лютер утверждал, что спасти свою душу может только человек, полностью смирившийся с волей Бога. Единственным источником истины Лютер объявлял Священное Писание. Реформация по Лютеру. Не должно быть никаких посредников между простыми верующими и Господом Богом, поскольку Божественное откровение является им непосредственно, без всяких промежуточных инстанций. Тем более должно быть упразднено монашество . Монастыри подлежали закрытию. Л. предлагал использовать их под школы, приюты, больницы. Место духовенства в обществе должны занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих главным образом тем, что лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Л. отвергал целибат. Требование дешевой церкви- отказ церкви от поборов, церковной десятины, торговли индульгенциями, от собственности, отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни. Право верующих самост. изучать Свящ. Писание. Важн. задачей - 1 перевод Библии на немец. язык. Религиозная борьба в Германии. 95 тезисов Л. получили широкое распространение в списках по всей Германии. Многие образованные люди объявили себя его сторонниками. Другие пытались оспорить его мнение. Третьи, наиболее рьяные защитники церкви и борцы с ересью, требовали сурового наказания ослушника. Сама католическая церковь долгое время не могла четко определить своего отношения к воззрениям Л. Лютера вместе с его единомышленниками подвергли суровому наказанию — отлучению от церкви. Поскольку он и после этого не пожелал отречься от своих убеждений, в 1521 г. рейхстаг в Вормсе утвердил эдикт, объявлявший над ним имперскую опалу. - подлежали преследованию и наказанию на всей территории Священной Римской империи. Л. сохранил свободу, и жизнь благодаря заступничеству своего почитателя курфюрста Фридриха Саксонского, который предоставил в его распоряжение свой замок в Вартбурге. Многие сторонники Лютера восприняли его проповедь как призыв к немедленным и решительным действиям против церкви и поддерживающей ее светской власти. Другие истолковывали его критику церкви в духе осуждения всех общественных порядков. В 1524—1525 гг. по южным и центральным районам Германии прокатилась Крестьянская война, в ходе которой запылали монастыри, замки и поместья дворян, крестьяне отказывались от несения повинностей, грабили имущество богачей, расправлялись со своими обидчиками. Лютер, поначалу с симпатией отнесшийся к народному движению, в конце концов, решительно заклеймил действия «разбойничьих и грабительских шаек крестьян», бросивших вызов существующему общественному порядку. Под влиянием набиравшего силу реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из князей самостоятельно решать церковный вопрос. Вормсский эдикт был фактически отменен. Воспользовавшись этим решением, князья, которые поддерживали Реформацию, приступили в своих владениях к секуляризации (передаче в государственную собственность) церковных владений. Напуганные размахом этого движения, католики на новом Шпейерском рейхстаге 1529 г. добились подтверждения Вормсского эдикта 1521 г. о запрещении учения Лютера. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявляя, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Л. и сторонников Р.стали называть протестантами. Распространение лютеранства. Несмотря на жесткие формы, которые к этому времени приняла борьба между католицизмом и лютеранством, на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. была предпринята попытка согласования противоположных точек зрения. С изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Л. В нем устанавливалась обрядовая сторона лютеранской веры, которая соответствовала требованию дешевой церкви. Упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (католической обедни — главной церковной службы, совершаемой утром и днем) вводилось простое богослужение. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов. Попытка лютеран прийти к соглашению с католиками на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. закончилась провалом. Церковный раскол углубился. К середине 30-х гг. XVI в. в основном завершилась Реформация в северо-западных и северо-восточных районах Германии. В середине XVI в. возникли и др. протестантские вероучения. Везде, где побеждала Реформация, возникали гос. церкви, номинальным главой которых считался король. Вводилось богослужение на родном языке, отменялись котолические обряды, имущество церкви переходило в ведение государства, закрывались монастыри. Реформация сопровождалась иконоборчеством: из бывших католических церквей, превращенных в протестантские храмы, выбрасывали и уничтожали произведения живописи и скульптуры, предметы богослужения, а также разбивали витражи.
8.Реформация в странах Северной Европы. Особенности Реформации в Англии. В отличие от других стран инициатива Реформации в Англии исходила от короля. С 1509г. в этой стране правил Генрих VIII из династии Тюдоров. Первоначально он отрицательно отнесся к выступлению Лютера и даже написал против него несколько памфлетов. Однако у Генриха VIII была слабость: он был чрезвычайно влюбчивым королем. Причем, влюбившись, он всякий раз стремился жениться на предмете своей страсти. Первой супругой Генриха VIII была испанская принцесса Екатерина Арагонская, родственница императора Карла V. Он пожелал с ней развестись, чтобы жениться на придворной даме Анне Болейн. В то время официальным считался только церковный брак. Причем среди католиков узы брака считались нерасторжимыми. Только в исключительных случаях развод супругам мог дать папа римский. Но папа Климент VII, чтобы не обидеть Карла V, который среди светских государей был главным заступником католической церкви, отказался удовлетворить просьбу Генриха VIII о разводе. В 1534 г. оскорбленный король собственным указом вывел церковь Англии из подчинения папы римского и объявил самого себя ее главой. Теперь ничто не мешало ему развестись с Екатериной и жениться на новой избраннице. Так в Англии началась Реформация. Она проводилась в основном в интересах короля и знати и преследовала ограниченные цели. Первоначально она не коснулась вопросов вероучения. Исповедуемая в стране вера осталась, по существу, католической. Однако были закрыты монастыри, а их имущество — земли, постройки — отошли к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский. К этому времени лютеранство распространилось широко в Европе. В середине XVI в. в ряде стран возникли и другие протестантские вероучения. Но прочных побед лютеранская Реформация добилась лишь в Северной Европе. Тевтонский рыцарский орден еще в 1525 г. превратился в светское герцогство Пруссию. В 1536 г. король Кристиан III осуществил реформу церкви по лютеранскому образцу в Дании. В конце 30-х гг. он распространил лютеранство и на подвластные ему Норвегию и Исландию. В Швеции Реформация стала знаменем борьбы за независимость страны, находившейся в унии с Данией. Шведское правительство распространило Реформацию и на Финляндию, входившую в состав Шведского королевства. Значение Реформации. В истории стран Западной Европы Реформация сыграла исключительно важную роль. Помимо политических и социальных последствий, она представляла собой переворот в духовной сфере общества, который изменил систему нравственных ориентиров людей. Разными путями Кальвин, Лютер и другие реформаторы церкви пришли, по существу, к одному и тому же результату. Они разработали такие нормы и правила поведения людей, которые создали в обществе нравственную атмосферу, наиболее благоприятную для развития капитализма. Опыт истории показал, что капитализм развивался быстрее и достиг лучших результатов в тех странах, где раньше восторжествовала протестантская мораль в духе учений Кальвина и Лютера.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |