Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Последствия великих географических открытий.




Тордесильясский договор. Португальцы, так же как и Колумб, полагавшие, что открытые земли — Индия, стали настаивать, что эти земли принадлежат им, а не Испании. Чтобы рассудить две соперничавшие стороны, пришлось прибегнуть к решению папы римского. Папа оказался в сложном положении, поскольку обе страны, и Португалия, и Испания, были во многом надежной опорой папского престола. Переговоры были очень напряженными и слож­ными. В результате было достигнуто соглашение, надолго повлиявшее на выбор путей новых экспедиций. В 1494г. в городе Тордесильясе был подписан договор, который устанавливал разделение Атлантического океана условной линией по меридиану. Все земли, согласно этому договору, которые будут открыты к востоку от нее, должны принадлежать Португалии, а земли к западу — Испании. Португалия продолжала контролировать путь вокруг Аф­рики в Индию. Испания закрепляла за собой земли в за­падной части Атлантики. Этот договор между Испанией и Португалией сохранял свою силу около трех веков. Но дру­гие страны, позже вышедшие на большую дорогу откры­тий, отказывались считаться с ним.

Плавание Магеллана. Первым человеком, совершив­шим кругосветное путешествие, был португалец на службе у Испанской короны Фернан Магеллан (1470—1521). Опыт морских экспедиций он приобрел еще на службе ко­ролю Португалии. Магеллан плавал к Молуккским остро­вам и полагал, что они лежат не очень далеко от берегов Южной Америки. Поскольку Панамский перешеек к этому времени уже пересекали, то было известно, что за ним ле­жит водное пространство. Испанцы отнеслись с большим интересом к предложению Магеллана обогнуть континент с юга и выйти в эти воды, т. е. достичь Молуккских остро­вов другим путем, поскольку путь через Индийский океан контролировали португальцы. В сентябре 1519 г. флотилия из пяти кораблей и 253 членов экипажа вышла в путь. Через год плавания ко­рабли достигли южной оконечности материка и прошли по проливу, который доныне носит имя Магеллана. Корабли вышли в огромный океан. Океан был спокойным, ветер попутным, и Магеллан дал самому большому океану на планете назва­ние Тихий. Дневник этого великого путешествия оставил спутник Магеллана — Антонио Пигафетта. Он описал не­хватку воды и другие лишения экипажа во время трехме­сячного плавания по Тихому океану, где моряков пугало все, в том числе и беспрестанный попутный ветер, кото­рый, казалось им, неминуемо ведет к гибели. Матросы го­лодали, страдали цингой. Погибших оказалось очень много. Наконец флотилия Магеллана достигла Марианских островов. Здесь они смогли запастись пресной водой и продовольствием. Корабли продолжали идти на запад. На Филиппинских островах сам Магеллан погиб в вооружен­ном столкновении с местными жителями. От его флотилии осталось всего два корабля. Команду на себя принял Эль Кано, который достиг Молуккских островов, где загрузил трюмы пряностями. Спустя три года после выхода в море под его командой в Испанию возвратились всего 18 чело­век, первыми обошедшие вокруг света. После плавания Магеллана европейцы узнали о том, что между землями, открытыми Колумбом, и Азией лежит огромный океан. В результате встал вопрос о разграниче­нии испанских и португальских владений и в бассейне Ти­хого океана. В 1529 г. был подписан Сарагосский договор, по которому острова Тихого океана в основном отходили к Испании, а страны Юго-Восточной Азии — к Португалии. Так Испания и Португалия поделили между собой весь мир.

5.Абсолютная монархия в странах З.Европы (Англия,Франция,Испания)

Сущность абсолютизма. Абсолютизм- особая форма правления, при которой монарху принадлежит вер­ховная и неделимая власть в государстве. функ­ции — исполнит., законодат., администр., судебную. Последнее слово в решении всех важных вопросов внутр. и внеш. политики государства. Причем власть мо­нарха ни в коем случае не должна была распространяться на собственность подданных.Своевольное правление монарха - деспотиз­мом. Хар-ны- произвол власти и бесправие народа. Гос. аппарат. Складыванию абс-ма сопутствовало возник-е постоянной военной силы, наход-ся в распоряж-и короля. Содержание армии требовало больших затрат от казны. Аб. монархия способствовала возвы­шению чиновничества. Полит. жизнь, концентри­руясь при дворе, придавала особое значение администр. и финанс. должностям управления гос-­вом. Титулованная знать, теряя свое влияние, составляла гл. оппозицию силам централизации. Предприн-кие слои поддерживали силь­ную центр. власть, получая от нее привилегии и по­кровительство.

Абсолютизм в Англии. В А. важные должности в графствах и городах занимали представители дворянства и привилегир-й верхушки городской буржуазии.  Для усиления своей власти короли Англии использовали парламент. Нижняя палата - из мел. и ср. дворян и город. верхушки, а верх­няя — п. лордов — из знати. Генриху VIII досталась от отца разоренная после долгих лет войны страна. Гл. задачей укрепление положения Англ. королевства среди европейских дер­жав. Следил за развитием морско­го флота, покровительствовал наукам и ис­кусствам, канцлер - гу­манист Томас Мор. Король строил новые дворцы и резиденции, его лондонский дворец Уайтхолл превосходил все известные тогда в Европе. Особенного расцвета достигла А.в царствование дочери Генриха VIII. ЕлизаветыI.(25лет) За 45 лет своего правления Елизавета показала себя талантливым политиком. Новая анг. церковь во главе с королевой от­личалась терпимостью к иным вероисповеданиям. заботливая христ. госпожа по отношению ко всем своим подданным. Такая политика способствовала спокойному правлению Елизаветы внутри страны и успешному ее соперничеству с др. державами в колониальной политике. Началось покорение А. Ирландии. Конфисков.земли отдавались анг. колонистам, ирландские крестьяне эмигрировали в А.и др. страны.

Стремясь торговать с Америкой, Англия столкнулась с интересами Испании. С сер.XVIв.Противостояние стран приняло форму контрабандной торговли с испанскими колониями и пиратского грабежа ее портов и судов.

Особенности испанского абсолютизма. В течение VI в. под Короной Испании были объединены четыре ко­ролевства: Арагонское, Кастильское, Наваррское и Порту­гальское, в ее состав вошли острова Средиземноморья, Неаполитанское королевство в Италии. Разные районы отличались по уровню экон.развития и слабо связаны между собой. Этому способствовали и географ. условия: горы, быстрые реки. Часто окраины королевства имели обшир­ные торговые связи с соседними государствами, а не со своей Короной. Даже единого центра не существовало, двор перемещался, чаще всего останавливаясь в Вальядолиде. Только в 1605 г. Офиц. столицей стал Мадрид. Но создать сильный политический центр и серьезные связи между от­дельными районами государства так и не удалось. В коро­левстве не было и единого языка, употреблялись местные наречия. Испанские монархи стремились добиться и религиозно­го единства подвластных им владений. Населяли не только христиане, но и иудеи, и мусульмане. С из­гнанием иудеев и морисков Испанская корона лишилась существенной части своих трудолюбивых подданных, уничтожила ценнейшие памят­ники мусульманской культуры. Испанский католицизм стал фанатичным, а жестокая инквизиция держала в страхе и христиан­ское население. Испанский абсолютизм опирался на интересы грандов и церкви. Эту политику не поддерживали ни провинциальная знать, лишавшаяся своей власти, ни ре­месленники и буржуа, поскольку король постоянно нарушал обычаи и вольности испанских городов и права кортесов. Недо­вольству способствовали и постоянные де­нежные сборы.

Карл V и монархия Габсбургов. В 1519 г. исп. король Карл I стал гер­м. имп-ром Карлом V. От свое­го отца и деда он унаследовал владения Габсбургов в Германии, Нидерланды и земли в Юж. Америке. Карл V воспитывался в Нидерландах, он плохо говорил по-испански, его свита и окружение состояли г.о. из фламандцев. Первые годы он управлял Испанией из Нидерландов. Реформация заставила Карла V решать, какую сторону он примет — католиков или протестантов. Исп. мо­нарх стал светским главой католического мира, а это в со­четании с королевской властью приводило к борьбе не только с ересью, но и за преобладание Испан. короны в Европе. Карл V провел жизнь в походах и почти не бывал в Ис­пании. Войны с турками, нападавшими на державу, войны с Францией за преобладание в Европе, особенно в Италии, войны со своими собственными подданными — протес­тантскими князьями в Германии — занимали все его цар­ствование. брат Фердинанд- австрийские земли Габсбур­гов и импер. корону, а сын ФилиппИспанию, ее заокеанские колонии, владения в Италии и Нидерланды. Новый монарх не любил военные походы. Он перенес столицу в маленький г. Мадрид, а затем переехал в новый, выстроенный для него в горах дворец Эскориал.Филиппу II досталось в наследство самое могущ. гос-во З. Европы. Никто из его соседей-монархов не распоряжался такой армией, не имел таких доходов и такого количества владений. Главной заботой внешней политики исп. монар­ха по-прежнему оставалась борьба с ересью.Гибель Непобедимой армады. Филипп II поддерживал анг. католиков, которые стремились посадить на трон Марию Стюарт. Но после того как заговор католиков был раскрыт, а М. С. обезглавлена, направлен­ная к исп. берегам анг.эскадра под командо­ванием адмирала Дрейка уничтожила испанские суда у го­рода Кадис. Это событие послужило началом открытой войны. Лучшая армия в Европе и католичес­кая оппозиция, ожидавшая в Англии, казалось, обеспечи­вали полную победу Испанской короне. Единст.шансом у англичан был разгром врага до его высадки. Этим шансом они и воспользовались. В И. вернулись немногие корабли Непобедимой армады. Известие о поражении эскадры погру­зило всю И. в глубокий траур. Речь шла не только о гибели кораблей и цвета исп.воинства. Победа над Непобе­димой армадой-ударом, на­несенным престижу И. и подорвав­шим ее морское могущество.

 Абсолютизм во Франции. К н. XVI в. Ф. только завершила свое террит. объединение, -самое большое гос-во в З. Европе. Новые земли, присоединен­ные к королевству, еще плохо подчинялись центр. власти короля. Отпрыски владетельных домов и родственники царст­вовавшей династии занимали губернатор­ские посты в провинциях, командовали ар­мией и флотом. Они поддерживали единст­во Ф. . не во всем, только для получения жалований, пенсий и подарков. Исключит. роль играл бюрокра­т. аппарат, сложившийся из про­винциальных наместников. Бюрократия поддержала монархию в ее сопротивлении власти знати и городов. В отличие от Англии с ее парламентом, во Ф., на­против, прекратились созывы Генер. штатов. Король -источником законод. Власти. Мн. должности продавались для пополнения казны. (дворянский титул- «дворянство мантии». Входили в состав дипломат. корпуса, им принадлежали важнейшие при­дворные должности. Генрих IV пытался ввести в стране единое управление, лишив отдельные земли привилегий и вольностей. Кроме того, он отстранил от участия в Королевском совете арис­тократию, в провинции направлял генер-х наместни­ков из числа преданных людей для управления финанс. и суд. делами, губернаторам оставалось руководство местными военными силами. Власть титулованной знати резко сокращалась. Долгие годы религ. войн привели к разо­рению крест. хозяйств. Король покров-вал мануфактурам и торговле,. выдающийся политик. В 1610 г. Г. IV был убит рукой фанатика — католика Равальяка. Итальянские войны 1494—1559 гг. Гл. против­ником фр. абсолютизма -Испания. Фр. Гос-во в XVI в. было окружено владениями Карла V. Пытаясь прорвать это окружение, Фр. вела войны в Италии. Италия была разделена на неск. самост. гос-в — Венецию, Ломбардию, Рим, Неаполи­танское кор-во. Единства между ними не было(соперничали). Повод - борьба за на­следство — трон Неаполитанского кор-ва в 1494 г. оказался свободным. На него притязали Испания и Фр., итал. Г-гос-ва присоединялись то к од., то к др. стороне, образуя соперничавшие союзы. Ак­тивное участие в войнах принимал папский престол. Фр. королям сначала сопутствовала удача, им покорялись круп.города и даже обл. Италии. Однако удержать свою победу они не смогли. Итал. земли переходили из од. рук в др.. К 1515 г. на севе­ре господствовали Фр. и Венеция, в Ср. Ита­лии — папство, а юг был под властью Испании. Последующие успехи фр. были незначит.. В сер. XVI в. на большой части Апеннинского пол-ва закрепилось влияние Испании.

      6.Реформация в Швейцарии.У. Цвингли и Ж.Кальвин.

Кальвин. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил фр. богослов Жан Кальвиин. Порвав с католицизмом, он уехал из Франции. В 1536 г. обосновался в Женеве,(по приглашению швейцар. протестантов).  Опубликовал свое гл. сочинение «Наставление в христианской вере», в кот. изложил свое вероучение. Жители Шв. говорят на разных языках. В сев. части живут немцы, в зап.— французы, в юж. — итальянцы. Еще в Сред. века жители этих районов сумели отстоять свою независимость в борьбе с круп. феодалами и создали само­управляющиеся кантоны— маленькие республики, кот. в XIV в. образовали конфедерацию. Кантоны слабо связаны др. с др. Они объед-сь- отпор внешнему врагу. В мирное время они были са­мост-ми. Между ними отсутствовала прочная полит. связь, не было единых органов управления. К. разделял осн. требования и идеи Реформации, кот. были общими для протестантов всех разновидностей. Единст. источником Божеств. истины он считал Священное Писание, отвергал еписко­пальный строй катол. церкви, пышную обряд­ность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к уп­разднению монашества и закрытию монастырей. В Женеве К. занимался активной полит. деятельностью. С 1541 г. и до самой смерти, в 1564 г. руководил магистратом (город. самоуправлением). От­личавшийся нетерпимостью к инакомыслящим, он устано­вил в городе религ. диктатуру. Верующие в Женеве сами избирали своих руководите­лей — пасторов и пресвитеров. Кальвин. церковь имела респуб. характер. Божественное предопределение. Учение о спасении верой, кот. выдвинул Лютер, оставляло без убедитель­ного ответа вопрос: как проверить, искренне ли верит че­ловек в Бога или только притворяется? Др. гарантий, кроме благонравного поведения, добросовестного испол­нения человеком моральных норм, предписываемых новым вероучением, Лютер дать не смог. Эту сложную проблему решало учение о Божествен­ном предопределении, переработанное К. Бог еще до сотворения мира, предначертал человеку его участь: од­ним — погибель, дру. — спасение и вечное блаженст­во. Изменить свою судьбу человек не в силах. Человек, согласно К., не знает, что ему предписано свыше. Тем не менее Бог время от вре­мени подает ему знак, что его ожидает в загробной жиз­ни — спасение или погибель. Таким знаком является успех или неудач. Поскольку лич., профес. успех не при­ходит сам собой, а требует больших усилий самого челове­ка, то он в надежде получить от Бога благоприятный знак сам старается добиться успеха. Этика капитализма. Теория Божественного предопределения основана на рыночных от­ношениях, конкуренции, борьбе за первенство. К. вслед за Лютером стремился нравственно воз­высить труд. Он подчеркивал, что труд — это долг челове­ка. Он выступал за сокращение числа праздников(1/3в год). К. оправ­дывал предпринимательство и прибыль. Если человек вла­деет богатством, то он должен его преумножить, обра­щаясь с ним бережливо и расчетливо, а не транжирить. Распространение кал-ма. Идеи К. полу­чили распространение на его родине — во Франции, превзошли по популярности лютеранство. Фр. кальвинистов называли гуге­нотами (товарищи по вере). Так обращались др. к др. швейцар. протестанты. В пер. пол. XVI в. Реформация во Франции не встречала особых препятствий. Количество протестант­ских общин росло- на юге и западе страны. По окончании Столетней вой­ны — перешли под власть фр.королей. Поли­тика централизации– недовольство Протестантизм - знаменем борьбы против цен­тр. власти. Учение К. восприняли мн. аристокр. семьи. Возглавляли протестантскую оппозицию предст.династии Бурбонов — Антуан, а после его смерти в 1562 г. — Генрих, правившие в XVI в. в кор-ве Наварра, кот. находилось в вассальной зависимости от Франции. В сер. XVI в. единая церковь Франции рас­кололась1-сохранила верность католицизму, 2 — приняла кальвин. вероучение. Сложи­лись районы с явным преобладанием католиков — север и восток и протестантов — запад и юг. Влияние кальв-тов усилилось и в Нидерландах(составе мо­нархии Габсбургов), а в 1556 г. - под власть исп. короля. Шир. слои демонстрировали свою оппозиц. по отношению к Габсбургским властям. Во вт. по­л. XVI в. кал-м стал идейным знаменем освободит. войны в Нидерландах. В сер. XVI в. в Польши, Литвы и Венгрии наметился поворот от лютеранст­ва к кал-му. Кал-м здесь стал формой выражения оппози­ционных настроений по отношению к центр. власти.

 

                  

7.Реформация и гражланская война в Германии. М.Лютер. Т.Мюнцер.

 Цели и задачи Реформации. Широкое общественное движение, развернувшееся в западноевропейских странах в н. XVI в. и направленное на осуществление глу­бокой реформы католической церкви, называют Рефор­мацией. Это движение приобрело многообразные формы диспутов, выступлений в печати, народных восстаний, ре­лигиозных войн, церковного раскола и образования новых, не подчиняющихся католической церкви, религиозных объединений и даже новых церквей. Реформация пережила наивысший подъем в XVI в. Од­нако во многих странах накал борьбы сохранялся и в тече­ние первой половины XVII в. Лишь к концу этого столетия реформационное движение в странах Европы заметно по­шло на спад. Цель Р.- обновление вероучения, культа и организации католической церкви, которые пере­стали отвечать новым потребностям и духовным запросам общества, сложившимся под влиянием Возрождения, Ве­ликих географ. открытий, подъема мировой торгов­ли и капитализма. Причины недовольства католицизмом. На словах католическая церковь всегда критически от­носилась к богатству, но на самом деле она погрязла в рос­коши. Церковь владела землями, особенно в Германии и Италии, домами, мельницами, гостиницами. -сдавала в аренду, и получала хорошую прибыль.(десятина), Она получала пла­ту за исполнение обрядов. Важной статьей доходов церкви была симония — продажа цер­ковных должностей. Священники, монахи не соблюдали цер­ковных обетов и уставов, например обяза­тельного для католического духовенства обета безбрачия (целибата). Нарушения норм церков­ной жизни приобрели массовый характер и охватили все звенья, все ступени церковной иерархии. Торговля индульгенциями. - особые грамоты об отпущении гре­хов и освобождении от возмездия в загробном мире. Они исходили при этом из учения о благодати — особой благотворной силе, якобы присущей като­лической церкви и ее представителям. Торговля индульгенциями приобрела особенно широ­кий размах при папе Льве X, (1513 г.)

Попытки реформы церкви «сверху». В 1512 г. в Риме собрался Вселенский собор, призванный обсу­дить реформу церкви. Со­бор принял решения, отчасти отражавшие стремление к обновле­нию церкви. Он предоставил епископам большую власть над мо­нашескими объединениями. Духу времени соответствовало и со­здание первых «благочестивых» банков, деятельность которых была признана полезной даже при взимании ими «разумных и уме­ренных плат за предоставление ссуд». Но в целом сторонники цер­ковной реформы были глубоко разочарованы решениями Собора.

Выступление Лютера. В октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций выступил МЛ. Он был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян. По окончании Эрфуртского университета он вступил в мона­шеский орден августинцев. Л. стре­мился очистить церковь от пороков. Путь к этой цели он усматривал в обращении к идеалам Евангелия. Выступле­ние Лютера получило широкий общественный отклик и стало началом Реформации.

Спасениеверой. Католическая церковь утверждала, что только духовен­ство в силу особой благодати, полученной от Бога, посред­ством таинств может даровать верующему спасение. При­чем верующий должен тщательно выполнять все религиоз­ные предписания и обряды. В противовес католическому учению Л. выдвинул концепцию спасения верой. Она выражала его отрица­тельное отношение к внешней, показной стороне религии и подчеркивала значение совести верующего, его личного, глубокого и искреннего раскаяния в содеянном грехе. Лю­тер утверждал, что спасти свою душу может только чело­век, полностью смирившийся с волей Бога. Единственным источником истины Лютер объявлял Свя­щенное Писание. Реформация по Лютеру. Не должно быть никаких посредников между простыми верующими и Господом Богом, поскольку Божественное откровение яв­ляется им непосредственно, без всяких промежуточных ин­станций. Тем более должно быть упразднено монашест­во . Монастыри подлежали закрытию. Л. предлагал ис­пользовать их под школы, приюты, больницы. Место духовенства в обществе должны занять проповедники (пасторы), отличаю­щиеся от простых верующих главным обра­зом тем, что лучше образованы и осведомле­ны в вопросах веры. Л. отвергал цели­бат. Требование дешевой церкви- отказ церкви от поборов, церковной десятины, торговли индульгенциями, от соб­ственности, отказаться и от роскош­ного убранства храмов, дорогих одеяний свя­щенников, великосветского образа жизни. Право верующих самост. изучать Свящ. Писание. Важн. задачей - 1 перевод Библии на немец. язык.

Религиозная борьба в Германии. 95 тезисов Л. получили широкое распространение в списках по всей Гер­мании. Многие образованные люди объявили себя его сто­ронниками. Другие пытались оспорить его мнение. Третьи, наиболее рьяные защитники церкви и борцы с ересью, тре­бовали сурового наказания ослушника. Сама католическая церковь долгое время не могла четко определить своего отношения к воззрениям Л. Лютера вместе с его еди­номышленниками подвергли суровому наказанию — отлу­чению от церкви. Поскольку он и после этого не пожелал отречься от своих убеждений, в 1521 г. рейхстаг в Вормсе утвердил эдикт, объявлявший над ним имперскую опалу. - подлежа­ли преследованию и наказанию на всей территории Свя­щенной Римской империи. Л. сохранил свободу, и жизнь благодаря заступничеству своего почита­теля курфюрста Фридриха Саксонского, который предо­ставил в его распоряжение свой замок в Вартбурге. Многие сторонники Лютера восприняли его проповедь как призыв к немедленным и решительным дейст­виям против церкви и поддерживающей ее светской власти. Другие истолковывали его критику церкви в духе осуждения всех обще­ственных порядков. В 1524—1525 гг. по юж­ным и центральным районам Германии прока­тилась Крестьянская война, в ходе которой запылали монастыри, замки и поместья дво­рян, крестьяне отказывались от несения по­винностей, грабили имущество богачей, рас­правлялись со своими обидчиками. Лютер, поначалу с симпатией отнесшийся к народному движению, в конце концов, ре­шительно заклеймил действия «разбойничьих и грабительских шаек крестьян», бросивших вызов существующему общественному по­рядку. Под влиянием набиравшего силу реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из кня­зей самостоятельно решать церковный во­прос. Вормсский эдикт был фактически отменен. Воспользовавшись этим решением, князья, которые под­держивали Реформацию, приступили в своих владениях к секуляризации (передаче в государственную собствен­ность) церковных владений.

Напуганные размахом этого движения, католики на но­вом Шпейерском рейхстаге 1529 г. добились подтвержде­ния Вормсского эдикта 1521 г. о запрещении учения Люте­ра. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявляя, что в делах веры и совести нельзя подчиняться ре­шению большинства. С этого времени последователей Л. и сторонников Р.стали называть протестантами.

Распространение лютеранства. Несмотря на жесткие формы, которые к этому времени приняла борьба между католицизмом и лютеранством, на Аугсбургском рейхстаге 1530 г. была предпринята попытка согласования противоположных точек зрения. С изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Л. В нем устанавли­валась обрядовая сторона лютеранской веры, которая со­ответствовала требованию дешевой церкви. Упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжествен­ной мессы (католической обедни — глав­ной церковной службы, совершаемой ут­ром и днем) вводилось простое богослуже­ние. Из семи та­инств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и прича­щение. Из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов. Попытка лютеран прийти к соглаше­нию с католиками на Аугсбургском рейхс­таге 1530 г. закончилась провалом. Церков­ный раскол углубился. К середине 30-х гг. XVI в. в основном завершилась Реформа­ция в северо-западных и северо-восточных районах Германии. В середине XVI в. возникли и др. протестантские вероучения.

Везде, где побеждала Реформация, возникали гос. церкви, номинальным главой которых считался король. Вводилось богослужение на родном языке, отменя­лись котолические обряды, имущество церкви переходило в ведение государства, закрывались монастыри. Реформация сопровождалась иконоборчест­вом: из бывших католических церквей, превращенных в протестантские храмы, выбрасывали и уничтожали произ­ведения живописи и скульптуры, предметы богослужения, а также разбивали витражи.

 

8.Реформация в странах Северной Европы.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от дру­гих стран инициатива Реформации в Англии исходила от короля. С 1509г. в этой стране правил Генрих VIII из дина­стии Тюдоров. Первоначально он отрицательно отнесся к выступлению Лютера и даже написал против него несколь­ко памфлетов. Однако у Генриха VIII была слабость: он был чрезвычайно влюбчивым королем. Причем, влюбив­шись, он всякий раз стремился жениться на предмете сво­ей страсти. Первой супругой Генриха VIII была испанская принцесса Екатерина Арагонская, родственница императора Карла V. Он пожелал с ней развестись, чтобы жениться на придвор­ной даме Анне Болейн. В то время официальным считался только церковный брак. При­чем среди католиков узы брака считались нерасторжимыми. Только в исключительных случаях развод супругам мог дать папа римский. Но папа Климент VII, чтобы не обидеть Карла V, кото­рый среди светских государей был главным заступником католической церкви, отказался удовлетворить просьбу Ге­нриха VIII о разводе. В 1534 г. оскорбленный король соб­ственным указом вывел церковь Англии из подчинения па­пы римского и объявил самого себя ее главой. Теперь ни­что не мешало ему развестись с Екатериной и жениться на новой избраннице. Так в Англии началась Реформация. Она проводилась в основном в интересах короля и знати и преследовала огра­ниченные цели. Первоначально она не коснулась вопросов вероучения. Исповедуемая в стране вера осталась, по су­ществу, католической. Однако были закрыты монастыри, а их имущество — земли, постройки — отошли к государст­ву. Король присвоил себе право назначать епископов. Выс­шим должностным лицом английской церкви стал архиепи­скоп Кентерберийский.  К этому времени лютеранство распространилось широ­ко в Европе. В середине XVI в. в ряде стран возникли и другие протестантские вероучения. Но прочных побед лютеранская Реформация добилась лишь в Северной Европе. Тевтонский рыцарский орден еще в 1525 г. превратился в свет­ское герцогство Пруссию. В 1536 г. король Кристиан III осущест­вил реформу церкви по лютеранскому образцу в Дании. В конце 30-х гг. он распространил лютеранство и на подвластные ему Норвегию и Исландию. В Швеции Реформация стала знаменем борьбы за независимость страны, находившейся в унии с Данией. Шведское правительство распространило Реформацию и на Фин­ляндию, входившую в состав Шведского королевства. Значение Реформации. В истории стран Западной Ев­ропы Реформация сыграла исключительно важную роль. Помимо политических и социальных последствий, она представляла собой переворот в духовной сфере общества, который изменил систему нравственных ориентиров лю­дей. Разными путями Кальвин, Лютер и другие реформато­ры церкви пришли, по существу, к одному и тому же ре­зультату. Они разработали такие нормы и правила поведе­ния людей, которые создали в обществе нравственную ат­мосферу, наиболее благоприятную для развития капита­лизма. Опыт истории показал, что капитализм развивался бы­стрее и достиг лучших результатов в тех странах, где рань­ше восторжествовала протестантская мораль в духе учений Кальвина и Лютера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...