Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные понятия и цели бюджетирования




Кафедра финансов

Курсовая работа

 на тему:

«Постановка системы бюджетирования на примере ОАО «Череповецкий молочный комбинат»

 

 

Выполнила:

Студентка 405 группы

дневного отделения

учетно-финансового факультета

Мукаева Эльда

Проверила: Махмудов А.Р.

 

МОСКВА 2014

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы бюджетирования организации. 5

1.1. Основные понятия и цели бюджетирования. 5

1.2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Череповецкий молочный комбинат». 10

1.3. Основные финансовые показатели ОАО «Череповецкий молочный комбинат» 14

Глава 2. Постановка системы бюджетирования в ОАО «Череповецкий молочный комбинат». 23

2.1. Анализ ЦФО в ОАО «Череповецкий молочный комбинат» 23

2.2. Анализ данных для составления доходов и расходов. 26

2.3. Постановка бюджета доходов и расходов в ОАО «Череповецкий молочный комбинат». 32

Глава 3. Основные рекомендации и перспективы совершенствования постановки системы бюджетирования в организации. 37

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы бюджетирования на предприятии на примере зарубежного опыта. 37

3.2. Экономическая эффективность, эффект и перспективы от внедрённых мероприятий 39

Выводы и предложения. 41

Список используемой литературы.. 47

Приложения




Введение

Данная курсовая работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских организаций технологии управления финансами – бюджетированию.

При написании курсового проекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии, разработка и внедрения бюджетирования на малом предприятии, специализирующемся на пошиве одежды, оценка эффективности от внедрения бюджетирования.

Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.    

Бюджетирование крайне важно для принятия управленческих решений. К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат) и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем.

Предметом исследования в данной работе является изучение постановки системы бюджетирования в организации. Объектом исследования является организация, специализирующаяся на переработке молока ОАО «Череповецкий молочный комбинат». В процессе работы были использованы реальные данные из баланса (ф.№1) (приложение 1), отчета о прибылях и убытках (ф.№2) (приложение 2), а также другая информация о деятельности ОАО «Череповецкий молочный комбинат».

Целью курсовой работы является проведение исследования по постановке системы бюджетирования на примере организация ОАО «Череповецкий молочный комбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)  изучить основные понятия и цели бюджетирования организации;

2) рассмотреть организационно-экономическую характеристику и основные финансовые показатели ОАО «Череповецкий молочный комбинат»;

3) разработать систему бюджетирования применительно к изучаемой организации.

Курсовой работы состоит из двух глав, введения и заключения, где в первой главе рассмотрены теоретические бюджетирования организации, во второй проведена разработка системы бюджетирования для ОАО «Череповецкий молочный комбинат». Во введении показана актуальность избранной темы, сформулирована цель и задачи, которые будут решаться в работе, обозначены объект и предмет исследования, методы и структура курсовой работы. В заключении представлены краткие выводы по всем главам.

В настоящее время технологии бюджетирования уделено внимание многих авторов, как практиков, так и теоретиков финансового менеджмента. Данная тема находит свое отражение в трудах зарубежных и российских авторов: Бримсон Дж., Антос Дж., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Алексеева М.М., Бухалков М.И., Карпов А.Е., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Стояновоа Е.С., Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В., Немировский И.Б., Старожукова И.А.

Для написания первой главы использовалась учебная литература, научные и популярные статьи по финансовому менеджменту, бухгалтерскому и управленческому учету. Для написания второй главы курсовой работы была использована специальная литература, посвященная теории и практике бюджетирования.


 


Глава 1. Теоретические основы бюджетирования организации

Основные понятия и цели бюджетирования

Понятие процесса бюджетирования носит неоднозначный и противоречивый характер. Его, как и многие другие финансовые категории, можно считать вопросом дискуссионным и требующим тщательного рассмотрения во всех аспектах.

В литературе по финансовому менеджменту существуют следующие определения бюджетирования:

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Система бюджетирования – это система учета для принятия управленческих решений, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования.

Бюджетирование представляет собой балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом и основных ее структурных звеньев.

Бюджетирование (внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом).

Основным назначением бюджетирования в стратегическом плане является управление активами компании, рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности.

Цели бюджетирования, а также его роль в общей системе финансового планирования наиболее полно характеризуются функциями бюджета:

1) Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2) Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.

3) Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4) Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.

5) Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

При этом в каждой компании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. В каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий, тем не менее, существует общая (принципиальная) схема бюджетирования (рис. 1).

 

Цели и стратегии бизнеса
Контрольные или целевые показатели
Системы бюджетирования
Виды и форматы бюджетов

 



Рис.1. - Принципиальная блок-схема бюджетирования

Конкретно функции бюджетирования проявляются в системе показателей, которые устанавливаются руководителем предприятия или компании в качестве целевых или контрольных. По этой причине системы бюджетирования даже в одинаковых компаниях будут различными. Различия в целях и стратегиях проявляются в разных финансовых показателях, выбираемых в качестве целевых (контрольных). Далее форматы бюджетов должны соответствовать заданным контрольным показателям. Главное в бюджетировании – создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, т. е. создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере. А поскольку одной из основных задач финансового менеджмента является эффективное управление денежными потоками, то это и будет основной задачей бюджетирования.

Наряду с целями и функциями следует выделить также объекты бюджетирования, поскольку выделение тех или иных объектов определяет в дальнейшем финансовую структуру предприятия и набор его бюджетов. Классификация объектов бюджетирования вопрос дискуссионный. Некоторые авторов объекты бюджетирования как таковые не выделяют, а рассматривают в качестве объекта предприятие в целом.

Холдинг – группа компаний. Бюджетирование для группы компаний позволяет оценить эффективность ведения хозяйственной деятельности по холдингу в целом, но в данном случае нет возможности проследить, какая компания работает наиболее эффективно.   

Компания – обязательный объект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимым предприятием или входит в холдинг.

Бизнес - бизнес как вид (сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования, более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и финансово.

Структурные подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и организацией бюджетного процесса:

- места возникновения затрат (МВЗ) – не несут ответственности за доходы, а отвечают только за регулируемые или контролируемые затраты (на уровень которых руководители МВЗ могут повлиять);

- центры финансового учета – возможность контролировать и влиять на доходы и некоторые виды затрат (ЦФУ);

- центры финансовой ответственности – несут ответственность за все финансовые результаты. Как правило, они имеют полную бюджетную схему (ЦФО).

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

1) Стратегический (генеральный) план фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2) Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

3) Оперативные планы организации:

- Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

- Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4) Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой частью. Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Для управления бюджетами необходимо выполнить следующие шаги:

- определить субъекты бюджетного процесса – набор бизнес-единиц (ЦФО, ЦФУ, МВЗ), структурных подразделений и служб, должностных лиц, ответственных за выполнение всех операций;

- распределение функций и обязанностей должностных лиц;

- определить должностное лицо, ответственное за окончательное решение по всем вопросам;

- установление порядка взаимодействия между различными службами управления;

- закрепление в системе внутренних нормативных документов компании распределение функций, обязанностей и полномочий.

Завершающим этапом процесса постановки бюджетирования является внедрение программного продукта, который бы позволил не только составить бюджеты, но и провести анализ эффективности, а также рассмотреть альтернативные варианты бюджетов для выбора наиболее предпочтительного в данной компании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...