Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог: • знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей; • дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения; • разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей; 1 Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1988. • обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; • готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми; • обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения; • принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса; • по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов; • проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива; • формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду; • разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей; • осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. Задачи взаимодействия педагога-психолога и родителей воспитанников ДОУ В работе с родителями психолог: • осуществляет просвещение по вопросам обучения детей; • решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях; • проводит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.); • проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи; • обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких; • проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей; • обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество. Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитанников ДОУ С детьми психолог: • проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения; • проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия; • проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку; • проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему; • оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.; • готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе; • проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно — развивающего процесса; • охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения. Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровожденияпсихологического развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога1 состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий: • организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка; работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождения воспитанников детского сада. Идеология комплексного сопровождения психологического развития ребенка разработана коллективом авторов под научным руководством проф. Л. И. Шипицыной1. Комплексное сопровождение в ДОУ определяется ими как система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели комплексного сопровождения развития ребенка педагог-психолог, в основном, будет работать в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов. Задания для самоконтроля 1. Дайте определение модели деятельности психологической 2. Назовите основные функции психологической службы в 3. Как соотносятся основные функции работы педагога-психолога и модели его профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ? 1 ВенгерЛ.А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003. 1 Шипицына Л. М., ХилъкоА.А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |