Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ




Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:

• знакомит воспитателей с психологическими теориями и ис­следованиями в области обучения детей;

• дает психологическое обоснование дидактических принци­пов обучения;

• разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкаль­ной, физической и другим видам деятельности развиваю­щую программу обучения детей;

1 Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное по­собие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Пе­дагогическое общество России, 1988.

• обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

• готовит педагогов к профессиональной рефлексии в про­цессе образовательной работы с детьми;

• обеспечивает воспитателей необходимым простейшим ди­агностическим инструментарием для изучения умствен­ного и эмоционального развития детей, их личностного рос­та в процессе обучения;

• принимает участие в разработке и внедрении новых педа­гогических технологий, осуществляя проектировочную и ди­агностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

• по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает ин­дивидуальные модели развивающего взаимодействия с деть­ми и обучает педагогов;

• проводит диагностику развивающего, воспитательного и обу­чающего потенциала педагогического коллектива;

• формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уро­вень их компетентности в осуществлении образовательно­го процесса в детском саду;

• разрабатывает психологические основы оптимальной стра­тегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;

• осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения систем­ного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обу­чению детей.

Задачи взаимодействия педагога-психолога и родителей воспитанников ДОУ

В работе с родителями психолог:

• осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;

• решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обуче­нии и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребен­ком в домашних условиях;

• проводит по их просьбе индивидуальную диагностику ум­ственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирова­ния, математических представлений и др.);

• проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи;

• обеспечивает психологическую поддержку родителей, име­ющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

• проводит подготовку интеграционных процессов со сторо­ны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

• обеспечивает социально-психологические условия интегра­ции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.

Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитанников ДОУ

С детьми психолог:

• проводит дифференциальную психологическую диагности­ку с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения;

• проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивиду­ального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

• проводит диагностику уровня достижений детей в учеб­ной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;

• проводит развивающие групповые и индивидуальные заня­тия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятель­но решить какую-либо обучающую проблему;

• оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;

• готовит детей подготовительных групп к школе по специ­ально разработанной диагностической программе;

• проводит диагностику динамики изменений в психофизи­ческом сенсорном и личностно-социальном развитии ре­бенка при реализации целостного коррекционно — разви­вающего процесса;

• охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицатель­ных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обу­чающем воздействии, создает в коллективе сотрудников дет­ского сада нетерпимость по отношению к насилию и при­нуждению детей в процессе их обучения.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровожденияпсихо­логического развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детс­ком саду, психолог должен рассказать коллективу и родите­лям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.

Необходимо разъяснить, что детская психология не явля­ется отраслью медицины — она занимается изучением законо­мерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога1 состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:

• организации деятельности всех участников образователь­ного процесса в системе индивидуального психологическо­го сопровождения ребенка;

работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождения воспитанников детского сада.

Идеология комплексного сопровождения психологическо­го развития ребенка разработана коллективом авторов под на­учным руководством проф. Л. И. Шипицыной1.

Комплексное сопровождение в ДОУ определяется ими как система профессиональной деятельности «команды» специа­листов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели комплексно­го сопровождения развития ребенка педагог-психолог, в ос­новном, будет работать в ДОУ комбинированного и компенси­рующего видов.

Задания для самоконтроля

1. Дайте определение модели деятельности психологической
службы в ДОУ.

2. Назовите основные функции психологической службы в
ДОУ.

3. Как соотносятся основные функции работы педагога-пси­холога и модели его профессиональной деятельности педа­гога-психолога в ДОУ?

1 ВенгерЛ.А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булыче­ва А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003.

1 Шипицына Л. М., ХилъкоА.А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...