Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечивающие аспекты снабжения




 

Тема 1. Формирование организационной структуры управления снабжением

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Необходимость и особенности организации службы закупок.

2. Организационные структуры управления компаний с различ-ными типами связи закупок и логистики.

3. Взаимоотношения между сферами менеджмента фирмы (фи-нансового, операционного и логистического) при управлении закупками.

4. Взаимодействие отдела закупок с другими функциональными подразделениями компании.

5. Функции и направления деятельности отдела закупок предприятия.

6. Механизм функционирования закупочной деятельности.

7. Модули корпоративных информационных систем, поддерживающие логистику снабжения.

Контрольные вопросы

1. Какие виды организационных структур управления снабжением вы знаете?

2. По каким причинам отдел снабжения в настоящее время все чаще относится к департаменту логистики?

3. Перечислите основные принципы формирования организационной структуры отдела снабжения.

4. На какие внутренние структурные подразделения может делиться отдел снабжения?

5. Назовите преимущества и недостатки децентрализованной организационной структуры снабжения.

6. Приведите логическую схему централизованной организационной формы снабжения. Каковы ее преимущества и недостатки?

7. Каков компромисс между централизованной и децентрализованной организационной формой, который позволяет нивелировать недостатки как первой, так и второй формы?

8. Как логистика снабжения взаимодействует с финансовым и производственным менеджментом?

9. Как отдел снабжения взаимодействует с другими подразделениями предприятия?

10. Перечислите функции отдела снабжения.

11. В каких областях отделу снабжения необходимы полномочия для эффективной работы?

12. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы функционального цикла снабжения.

13. Назовите и охарактеризуйте типы закупочных ситуаций.

14. Какие виды заказов вы знаете?

15. Как классифицируются долгосрочные контракты?

16. Какие основные функции выполняют корпоративные информационные системы, обеспечивающие снабжение?

Дополнительная литература

1. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко,     О.В. Гайдаенко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – С. 26-29.

2. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 165-169.

3. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 43-57.

4. Логистика: учебник / В.В. Дыбская [и др.]; общ. ред.         В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – С. 271-282.

5. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 103-121.

Тема 2. Оценка эффективности снабженческой деятельности

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Оценка эффективности снабженческой деятельности в рамках сбалансированной системы показателей (ССП).

2. Показатели эффективности снабженческой деятельности.

3. Информационная база оценки работы службы снабжения предприятия.

4. Контроль и мониторинг показателей снабженческой деятельности.

5. Бенчмаркинг эффективности службы поставок.

6. Влияние снабжения на величину доходности на собственный капитал.

7. Основные направления снижения затрат на закупки.

Задачи и упражнения

Задача 1. Необходимо определить общие издержки снабжения, если среднегодовая стоимость запасов составляет 512075 руб., стоимость капитала − 13 % годовых, за год закупается 5630 ед. сырья, цена закупки каждой единицы которого составляет 180 руб., закупки производятся партиями по 235 ед., на размещение одного заказа тратится 500 руб., стоимость хранения – 123 руб./ед.

Решение. Определим величину совокупных издержек снабжения по формуле

 

ТСО = А+(O+W)+F-S                               (5)

 

где А – фактические затраты на приобретение МР, включают: суммы, уплаченные по договорам поставки, информационные и консалтинговые услуги по приобретению, таможенные пошлины и платежи, вознаграждения посреднических организаций, транспортно-заготовительные расходы, иные затраты, связанные с приобретением материальных ресурсов; (O+W) – общие операционные издержки службы снабжения на осуществление функции снабжения корпоративных потребителей, в том числе О – операционные затраты на закупки службы снабжения, W – затраты на складское хранение, обработку материальных ресурсов, внутрифирменную экспедицию и обслуживание внутренних потребителей; F – стоимость финансовых ресурсов, отвлеченных в материально-производственные запасы, кредиторская задолженность по складским запасам; S – стоимость реализованных отходов в ценах реализации.

Тогда затраты на приобретение равны произведению величины совокупной потребности (5630 ед.) и цены закупки (180 руб.):

 

А = 5630∙180 = 1013400 руб.

 

Операционные издержки на закупки составят произведение величины затрат на один заказ (500 руб.) и общего количества заказов, последнее, в свою очередь, определяется как отношение совокупной потребности (5630 ед.) к величине одного заказа (235 ед.):

 

О = 500∙(5630:235) = 11979 руб.

 

Затраты на складское хранение определяются как произведение стоимости хранения единицы запаса (123 руб.) и среднего уровня запаса, который составит половину партии поставки (235 ед.:2):

 

W = 123∙(235:2) = 14453 руб.

 

Стоимость капитала, вложенного в запас определяется как произведение стоимости среднего запаса (произведение цены единицы (180 руб.) и средней величины запаса (117,5 ед.)) и процентной ставки (13 %):

 

F = 180∙117,5∙0,13 = 2749,5 руб.

 

Таким образом, совокупные затраты определяются как сумма всех категорий затрат:

 

ТСО = 1013400+11979+14453+2749,50 = 1042581,50 руб.

Задача 2. Необходимо провести оценку эффективности службы закупок торговых предприятий: ООО «Интерио» и ООО «Большая медведица», при следующих данных (табл. 16):

Таблица 16 – Исходные данные для оценки эффективности службы закупок

Исходные данные «Интерио» «Большая медведица»
Сумма закупок за год, руб. 11435181 15112081
Выручка за год, руб. 17521014 22008152
Расходы на закупочную деятельность в год, руб. 856000 934800
Среднегод. количество сотрудников отдела закупок, чел. 8 7
Среднегод. стоимость запасов, руб. 423721 512075

Решение. По имеющимся данным можем определить следующие показатели эффективности функционирования службы закупок:

1) Сумма закупок, как процент от доходов от продаж: (Сумма закупок : выручка от реализации)∙100 %;

2) Сумма расходов на организацию снабжения как процент от доходов от продаж: (Расходы на организацию снабжения : Выручка)∙100 %;

3) Сумма расходов на снабжение, как процент от суммы закупок: (Расходы на организацию снабжения : Сумма закупок)∙100 %;

4) Сумма, затраченная на закупки в пересчете на одного работающего по обеспечению: Сумма закупок : численность персонала отдела закупок;

5) Доля средней за период величины запаса в сумме закупленных материальных ресурсах: (Средняя величина запасов : Сумма закупок)∙100 %.

1. Определим первый показатель для ООО «Интерио»:

(11435181:17521014)∙100 % = 65,27 %;

для ООО «Большая медведица»:

(15112081:22008152)∙100 % = 68,67 %;

2. Рассчитаем второй показатель для ООО «Интерио»:

(856000:17521014)∙100 % = 4,89 %;

для ООО «Большая медведица»:

(934800:22008152)∙100 % = 4,25 %;

3. Третий показатель для ООО «Интерио»:

(856000:11435181)∙100 % = 7,49 %;

для ООО «Большая медведица»:

(934800:15112081)∙100 % = 6,19%;

4. Показатель производительности труда работников службы снабжения для ООО «Интерио»:

11435181:8 = 1429397,63 руб./чел.;

для ООО «Большая медведица»:

15112081:7 = 2158868,71 руб./чел.;

5.Определим последний показатель для ООО «Интерио»:

(423721:11435181)∙100 % = 3,7 %;

для ООО «Большая медведица»:

(512075:15112081)∙100 % = 3,39%.

Сведем полученные результаты в табл. 17:

Таблица 17 – Исходные данные для определения эффективности снабжения

 

Показатель Интерио Большая медведица
Сумма закупок, как % от доходов от продаж 65,27 % 68,67 %
Сумма расходов на организацию снабжения как % от доходов от продаж 4,89 % 4,25 %
Сумма расходов на снабжение, как % от суммы закупок 7,49 % 6,19 %
Сумма, затраченная на закупки в пересчете на одного работающего по обеспечению 1429397,63 руб./чел. 2158868,71 руб./чел.
Доля средней за период величины запаса в сумме закупленных МР 3,7 % 3,39 %

Можно констатировать более высокую эффективность ООО «Большая медведица» как в сфере организации снабженческой деятельности, так и в области управления запасами.

Задача 3. Необходимо провести бенчмаркинг для ООО «Интерио» в сравнении с показателями ООО «Большая медведица» по данным, полученным в предыдущем примере, и на его основе дать рекомендации по совершенствованию снабженческой деятельности ООО «Интерио».

Решение: в результате проведения бенчмаркинга становится очевидно, что ООО «Интерио» необходимо повышать эффективность функционирования службы снабжения. Ориентиром для этого могут стать показатели ООО «Большая медведица». Рассмотрим каждый показатель в отдельности:

1) Сумма закупок в ООО «Интерио» составляет 65,27 % от выручки, тогда как в ООО «Большая медведица» – 68,67 %. Этот показатель характеризует величину добавленной стоимости, как разности суммы выручки и стоимости закупок, таким образом, в ООО «Интерио» более высокая добавленная стоимость, что свидетельствует о высокой эффективности предприятия в сравнении с ООО «Большая медведица».

2) Вместе с тем доля расходов в величине выручки выше, чем в ООО «Большая медведица» на 0,64 %. Но для того, чтобы оценить значимость этой цифры, выразим ее в денежных единицах, для этого посчитаем величину расходов на снабжение при неизменной выручке, при условии, что доля расходов в выручке для ООО «Интерио» составит 4,25 % (значение ООО «Большая медведица»).

Пусть х – расходы на снабжение, которые составляют 4,25 % от выручки, равной 17521014 руб., тогда искомая величина расходов определяется как: 17521014∙0,0425 = 744643,10 руб.

На основе этого показателя следует рекомендовать снижение расходов на снабжение на: 856000−744643,10 = 111356,90 руб.

Точно также можно определить величину выручки, которая обеспечит уровень этого показателя, равный значению ООО «Большая медведица».

Пусть х – искомая величина выручки, при неизменной величине затрат на снабжение, тогда величина выручки: 856000:0,0425 =       = 20141176,47 руб. То есть можно рекомендовать увеличение выручки на: 20141176,47−17521014 = 2620162,47 руб.

Следует отметить, что для формирования конкретных рекомендаций необходим более обширный массив информации, поэтому в нашем примере ограничимся лишь условными рекомендациями.

3) Доля расходов на снабжение как процент от суммы закупок показывает величину затрат на закупку МР на 1 руб. закупленных ресурсов, поэтому чем ниже этот показатель, тем выше эффективность снабжения. Таким образом, по этому показателю ООО «Интерио» также необходимо повышать эффективность. Определим величину затрат на снабжение, которая обеспечит уровень эффективности, равный ООО «Большая медведица».

Пусть х – расходы на снабжение, которые составляют 4,25 % от выручки, равной 17521014 руб., тогда искомая величина расходов определяется как: 17521014∙0,0425 = 744643,10 руб.

Также определим изменение суммы закупок, которая обеспечит повышение рассматриваемого показателя до необходимого уровня: 856000:0,0619 = 13828756,06 руб.

Таким образом, для снижения доли расходов на снабжение в сумме закупок до уровня ООО «Большая медведица» (6,19 %) можно рекомендовать снижение затрат на закупки на 111356,90 или увеличения сумма закупок на: 13828756,06−11435181 = 2393575,06 руб.

4) Величина суммы закупок на одного сотрудника отдела снабжения также свидетельствует о низком уровне производительности труда работников службы снабжения ООО «Интерио». Для повышения этого уровня до уровня ООО «Большая медведица» необходимо либо увеличить сумму закупок до: 2158868,71∙8 = 17270949,68 руб., либо сократить число сотрудников отдела снабжения до: 11435181:2158868,71 = 5,3≈6 человек.

Таким образом, следует рекомендовать ООО «Интерио» для повышения производительности труда повысить сумму закупок на: 17270949,68−11435181 = 5835768,68 руб., либо сократить численность персонала отдела снабжения на 8−6 = 2 человека.

5) Оборачиваемость запаса ООО «Интерио» также свидетельствует о низкой эффективности управления запасами, для повышения этого уровня до уровня ООО «Большая медведица» необходимо сократить среднюю величину запаса до: 11435181:0,0339 = 387652,64 руб., либо увеличить сумму закупаемых МР до: 423721:0,0339 =          = 12499144,54 руб.

Таким образом, следует рекомендовать снизить среднюю величину запаса на: 423721−387652,64 = 36068,36 руб., или увеличить сумму закупок на: 12499144,54−11435181 = 1063963,54 руб.

Задача 4. У компании объем продаж составляет 1 млн. руб., общие активы – половину от объема продаж, т.е. 500 тыс. руб., запасы – одну треть активов, т.е. 150 тыс. руб. При величине общих затрат на производство и сбыт, равной 950 тыс. руб., прибыль будет равна         50 тыс.руб. Необходимо определить относительное изменение доходности активов при снижении затрат на снабжение на 50 тыс. руб. (5 %).

Решение. Подставим значения параметров в модель Дюпре и определим текущую величину доходности активов (рис. 3).

Рассчитаем показатели рентабельности, оборачиваемости и доходности для первоначальных условий:

маржа чистой прибыли будет равна:

 

((1000000−950000):1000000)∙100 % = 5 %;

 

оборачиваемость активов, вложенных в запасы:

 

1000000:500000 = 2,0;

 

доходность активов:

 

2,0∙5 % = 10 %.

 

 

Рис. 3. Расчет рентабельности активов предприятия

 

Теперь предположим, что удалось снизить стоимость закупок на 50 тыс. рублей, тогда общие затраты составят:

 

(950000−50000) = 900000 руб.

 

прибыль:

 

1000000–900000 = 100 тыс. руб.,

 

рентабельность продаж:

100000:1000000∙100 % = 10 %;

 

оборот инвестиций в активы увеличится в:

 

1000000:450000 = 2,22 раза;

 

доходность активов будет, соответственно, теперь равна:

 

2,22∙10 % = 22,2 %.

 

Таким образом, рассмотренный пример показывает, что уменьшение затрат на закупки всего лишь на 5 % может вызвать увеличение доходности активов компании более чем на 22,22 %.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные показатели оценки эффективности снабженческой деятельности.

2.Каким образом проводится обобщающая оценка эффективности службы снабжения?

3.Какая основная информация необходима для осуществления оценки эффективности снабженческой деятельности?

4.Для чего необходимо оценивать эффективность снабженческой деятельности?

5.Что такое бенчмаркинг эффективности снабженческой деятельности? Для чего он проводится?

6.Перечислите основные показатели, применяемые при бенчмаркинге.

7.Какие виды затрат на закупочную деятельность выделяют по критерию отнесения на себестоимость?

8.Какие виды затрат на закупочную деятельность по видам операционной деятельности выделяют?

9.Какие существуют способы снижения затрат на закупочную деятельность?

10. Что такое программа сокращения затрат?

11. В чем заключается управление изменением цен?

12. Каким образом снижение затрат на закупки достигается за счет контрактов на льготных условиях?

13. Что такое системные контракты?

Дополнительная литература

1. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко,     О.В. Гайдаенко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – С. 62-64.

2. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке,              И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 191-194.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 209-211.

4. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 315-328, 476-486.

5. Савенкова, Т.И. Логистика : учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 112-117.

6. Сток, Д.Р. Стратегическое управление логистикой /         Д.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 466-468.

Тема 3. Правовые основы закупок

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Базисные условия поставки – ключевой элемент договора купли-продажи.

2. Обязательства продавца и покупателя.

3. Особенности применения правил INCOTERMS.

4. Коносамент.

5. Проблема унификации нормативных документов, регулирующих взаимоотношения между контрагентами.

6. Основные документы, регулирующие снабжение, в РФ и за рубежом.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные элементы договора поставки.

2.Что включают в себя базисные условия договора поставки?

3.Назовите основные обязанности продавца и покупателя по договору поставки.

4.Что означает условие поставки FOB, CIF, DAF?

5.Какие условия поставки ИНКОТЕРМС подразумевают максимальную ответственность за поставку поставщика или покупателя?

6.Что такое коносамент? В чем его функции?

7.Назовите основные формы коносамента.

8.Чем отличается «чистый» коносамент от «нечистого»?

9.Охарактеризуйте порядок поставки с использованием коносамента.

10. В чем заключается проблема унификации нормативно-правовой базы при международных поставках?

11. Какие организации занимаются проблемой унификации нормативно-правовой базы при международных поставках?

12. Существует ли проблема унификации при поставках внутри страны?

13. Какие методы унификации нормативной базы существуют?

14. Какие основные нормативные документы регулируют отношения поставки продукции?

Дополнительная литература

1. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке,                   И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 189-191.

2. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 414-452.

3. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 133-141.

4. Савенкова, Т.И. Логистика : учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 110-112.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...