Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теоретические основы логистики снабжения
Тема. Логистика снабжения – функциональная область интегри-рованной логистики Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Определение логистики снабжения. 2. Снабжение различными видами ресурсов. 3. Тактический и стратегический аспект снабжения. 4. Цели и задачи управления снабжением. 5. Место логистики снабжения в логистической системе. 6. Логистика снабжения как функциональная область интегрированной логистики. 7. Взаимосвязь логистики снабжения с другими функциональными областями: логистикой производства и распределения. 8. Эволюция концепций управления в сфере снабжения. 9. Статус снабжения. Контрольные вопросы: 1. Существует ли принципиальное терминологическое отличие между категориями «снабжение» и «закупки»? 2. Какие виды деятельности включает снабжение? 3. Что подразумевает тактический аспект снабжения? 4. Перечислите составляющие стратегического аспекта снабжения. 5. Назовите ключевую цель и «подцели» снабжения. 6. Перечислите задачи снабжения в области управления персоналом и финансов. 7. Как вы понимаете утверждение: логистика снабжения – является первой логистической подсистемой? 8. Какие три функциональных аспекта включает снабжение? 9. Почему выделяют функциональную область снабжения? 10. Какие уровни операций и функций можно выделить в функциональной области снабжения? 11. Какие функции включает ключевой уровень снабжения? 12. Почему столь важно эффективное управление снабжением с точки зрения логистической системы? 13. Возможно ли оптимальное функционирование логистической системы при оптимальном функционировании снабжения? При каких условиях? 14. Каким образом проявляется обратная связь между снабжением и другими функциональными областями логистики? 15. Какие существуют формы управления снабжением? 16. Назовите характерные черты пассивной формы управления снабжением. 17. Какая форма управления снабжением, на ваш взгляд, характеризует управление снабжением на современных отечественных предприятиях? 18. Охарактеризуйте основные черты традиционного и современного подхода к снабжению. 19. Какие факторы влияют на внешний и внутренний статус снабжения? Дополнительная литература 1. Альбеков, А.У. Коммерческая логистика: учебник / А.У. Альбеков, О.А. Митько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 85-90. 2. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – С. 22-26. 3. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 157-165. 4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов /под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 158-174. 5. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 2-8, 11-16. 6. Логистика: учебник / В.В. Дыбская [и др.]; общ. ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – С. 187-200. 7. Логистика: учебник /под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 91-103. 8. Савенкова, Т.И. Логистика : учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 100-103, 109-110. 9. Сковронек, Ч. Логистика на предприятии: учеб.-метод. пособие / Ч. Сковронек. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 161-170. 10. Степанов, В.И. Логистика: учебник / В.И Степанов. – М.: Велби, Проспект, 2007. – С. 78-88. 11. Сток, Д.Р. Стратегическое управление логистикой / Д.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 446-449. Управление поставщиками
Тема 1. Управление поставщиками Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Значение и задачи функционала управления поставщиками. 2. Концепция управления взаимоотношениями с поставщиками (Supply Relationship Management (SRM)). 3. Типы классификаций поставщиков. 4. Технология управления запасами поставщиком у потребителя (Vendor-managed Inventory (VMI)) как разновидность способа реализации концепции SRM. 5. Мониторинг и оценка эффективности взаимодействия с поставщиками. 6. Эволюция отношений с поставщиками. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные задачи, решаемые в функционале управление поставщиками. 2. Что такое бенчмаркинг поставщиков? 3. Выделите основные направления реализации функционала «управление поставщиками»? 4. Что такое SRM-концепция? 5. Перечислите инструменты SRM-концепции. 6. Назовите преимущества внедрения SRM. 7. В результате каких объективных причин возникла концепция SRM в бизнесе? 8. Назовите критерии классификации поставщиков 9. Перечислите виды поставщиков по важности установления кооперационных связей. 10. Назовите отличительные черты предпочтительных и стратегических поставщиков. 11. Чем отличаются поставщики-пионеры от поставщиков-рационализаторов? 12. В чем заключается концепция VMI? 13. Какими способами реализуется технология VMI на предприятиях? 14. Назовите преимущества и недостатки реализации концепции VMI. 15. Какие меры должны быть реализованы в цепи поставок для успешного внедрения VMI? 16. Применяется ли VMI в России? Почему? 17. Для чего необходимо проводить мониторинг отношений с поставщиками? 18. Каким образом осуществляется мониторинг эффективности взаимоотношений с поставщиками? 19. Перечислите основные группы показателей, используемых для оценки эффективности поставщиков. 20. Какие виды отношений с поставщиками вы знаете? 21. Перечислите преимущества и недостатки оппортунистических отношений. 22. На чем основывается выбор того или иного типа отношений? 23. От чего зависит величина внутренних и внешних рисков? 24. Приведите схематично матрицу выбора типа отношений с поставщиками. 25. Какой тип отношений выбирают для поставщиков основных материалов или материалов, снабжение которыми вызывает проблемы? Дополнительная литература 1. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 659-680. 2. Логистика: учебник / В.В. Дыбская [и др.]; общ. ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – С. 222-241. 3. Сток, Д.Р. Стратегическое управление логистикой / Д.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 474-479.
Тема 2. Выбор поставщика Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Проблема выбора поставщика в закупочной деятельности фирмы. 2. Направления эффективного выбора поставщика. 3. Источники информации для выбора поставщиков. 4. Факторы/критерии отбора поставщиков продукции. 5. Процедура (алгоритм) выбора поставщика. 6. Методы отбора поставщиков. Контрольные вопросы 1. Почему особую важность приобретает процедура выбора поставщика в современном бизнесе? 2. Какие существуют направления решения проблемы выбора поставщика? 3. Назовите основные источники получения информации о поставщиках. 4. Какие источники наиболее часто применяются в российской практике, а какие невозможно применять в России? 5. Что включает в себя такой источник, как собственное расследование? 6. Перечислите основные группы критериев отбора поставщиков. 7. Что включают количественные критерии? Качественные? 8. Назовите основные этапы процедуры выбора поставщика. Что происходит на каждом этапе? 9. Перечислите основные методы отбора поставщика. 10. В чем заключается метод доминирующих характеристик? 11. В чем состоят достоинства и недостатки метода доминирующих характеристик? 12. Охарактеризуйте метод миссий. С чем связано подобное название? 13. Опишите метод категорий предпочтения. 14. В чем главное отличие метода категорий предпочтений от метода доминирующих характеристик? 15. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы выбора поставщика методом рейтинговых оценок. 16. Какие методы ранжирования критериев выбора поставщика существуют? 17. Какие стратегические преимущества дает качественный отбор поставщиков? Задачи и упражнения Задача 1. Необходимо выбрать поставщика принтеров с помощью метода доминирующих характеристик на основе критерия минимальной цены единицы, при следующих предложениях поставщиков (табл. 2):
Таблица 2 – Ценовые предложения поставщиков принтеров
Решение. Метод доминирующих характеристик заключается в выборе поставщика на основе единственного наиболее значимого критерия. Предположим, что наиболее важным для нас критерием является цена, тогда мы выберем Samsung, так как данный поставщик предлагает наименьшую цену (4500 руб.). Задача 2. Используя метод миссий, выберите предпочтительного поставщика принтеров по следующим данным (табл. 3): Решение. Метод миссий заключается в разработке нескольких сценариев и выборе наименее затратного из них. Поэтому для выбора поставщика методом миссий необходимо подсчитать затраты для каждого поставщика: 1. НР: а) Затраты на закупку: 5300∙70 = 371000 руб. б) За счет отсрочки оплаты и отсутствия предоплаты предприятие получает экономию: 371000∙(0,15׃12) = 4637,50 руб. в) Затраты на обслуживание: 1000∙70∙4 = 280000 руб. г) Затраты на расходные материалы: 5000∙70 = 350000 руб.
Таблица 3 – Исходные данные для выбора поставщика методом миссий
д) Общие затраты: 371000−4637,50+280000+350000 = = 996362,50 руб. 2. Canon: а) Затраты на закупку: 4800∙70 = 336000 руб. б) Затраты связанные с наличием предоплаты: 336000∙0,3∙(0,15:12:4) = 315 руб. в) Затраты на обслуживание: 800∙70∙4 = 224000 руб. г) Затраты на расходные материалы: 4300∙70 = 301000 руб. д) Общие затраты: 336000+315+224000+301000 = 861315 руб. 3. Samsung: а) Затраты на закупку: 4500∙70 = 315000 руб. б) Затраты связанные с наличием предоплаты: 315000∙0,2∙(0,15:12) = 787,50 руб. в) Затраты на обслуживание: 800∙70∙4 = 224000 руб. г) Затраты на расходные материалы: 4000∙70 = 280000 руб. д) Общие затраты: 315000+787,5+224000+280000 = 819787,50 руб. 4. Xerox: а) Затраты на закупку: 5200∙70 = 364000 руб. б) Экономия за счет отсрочки: 364000∙(0,15:12) = 4550 руб. в) Затраты на обслуживание: 1000∙70∙4 = 280000 руб. г) Затраты на расходные материалы: 3800∙70 = 266000 руб. д) Общие затраты: 364000−4550+280000+266000 = 905450 руб. 5. Keyosera: а) Затраты на закупку: 7000∙70 = 490000 руб. б) Экономия за счет отсрочки оплаты: 490000∙(0,15:12∙1,5) = 9187,5 руб. в) Затраты на обслуживание: 1200∙70∙4 = 336000 руб. г) Затраты на расходные материалы: 5700∙70 = 399000 руб. д) Общие затраты: 490000−9187,5+336000+399000 = 1215812,50 руб. Сравнив общие затраты для каждого поставщика и определив наименьшее их значение, выбираем поставщика (табл. 4):
Таблица 4 – Общие затраты для каждого поставщика
Вывод: таким образом, наименьшие затраты мы понесем при выборе поставщика – Samsung. Задача 3. Необходимо выбрать поставщика принтеров из предыдущего примера методом категорий предпочтения. Решение. Основным отличием метода категорий предпочтения является наличие информации о значимости критерия из нескольких источников. Поменяем критерии выбора и соберем информацию об их значимости со всех подразделений. Согласно данному методу каждое подразделение определило значимость каждого критерия со своей точки зрения (сумма баллов должна равняться единице).
Таблица 5 – Ранжирование критериев методом категорий предпочтения
Далее рассчитывается сумма баллов по каждому критерию (табл. 5). На основе полученных данных можно сосредоточить внимание на критериях цены, качества, надежности и предоставления скидок, остальные критерии в процессе выбора роли не играют. Далее используется любой метод ранжирования и выбора поставщиков, основанный на нескольких критериях (метод оценки затрат, метод рейтинговых оценок). Задача 4. Существует несколько поставщиков автобусов, которые предлагают свою продукцию на следующих условиях (табл. 6): Решение. Метод рейтинговой оценки предполагает расчет рейтинговой оценки поставщика по нескольким критериям, исходя из значимости критерия и его значения для данного поставщика. Он проводится в несколько этапов: 1) Определяются критерии выбора. Ими в нашем примере становятся: цена, срок поставки, условия оплаты, расходы по текущему обслуживанию, количество мест для сидения пассажиров, средний расход топлива, пробег.
Таблица 6 – Исходная информация выбора поставщика методом рейтинговой оценки факторов
Примечание: – Эталон
2) Проводится ранжирование критериев экспертным путем или методом парных сравнений. Используем в нашем примере метод парных сравнений. Для этого построим табл. 7 и заполним ее. Если критерий по строке важнее, чем критерий по столбцу, то на их пересечении в табл. 7 ставим «2», если критерий по строке менее важен, то ставим «0», если критерии равнозначны – ставим «1». Предположим, что для нас цена важнее, чем срок поставки, значит, на пересечении этих критериев в строке «цена» ставим 2 балла, цена также важнее, чем условия оплаты, значит, в строке также ставим 2 балла. Напротив, расходы по обслуживанию важнее, чем цена, значит, на пересечении этих критериев в строке «цена» ставим 0. Далее, предположим, что количество мест для сидения и критерий цены для нас равнозначны, тогда на пересечении в строке «цена» ставим 1 и т.д. Заполним таблицу парных сравнений (табл. 7). Далее рассчитаем сумму баллов для каждого критерия по строке. По сумме баллов определим ранг критерия: чем больше сумма баллов – тем выше ранг критерия. В нашем примере имеется несколько критериев с одинаковой суммой баллов (цена и средний расход топлива – 8 баллов, срок поставки, расходы по текущему обслуживанию и количество мест для сидения – 5 баллов). Для того, чтобы определить их ранг можно воспользоваться либо методом парных сравнений критериев, имеющих одинаковые суммы баллов (так как цена и средний расход топлива – это ранг 7 и 6, и у них максимальные суммы баллов, а срок поставки, расходы по текущему обслуживанию и количество мест для сидения – это 2, 3 и 4), либо с помощью экспертного метода. Мы воспользуемся последним (табл. 7). 3) Теперь рассчитаем весовой коэффициент каждого критерия по формуле , (1) где Wi – весовой коэффициент критерия; n – количество критериев; i – ранг критерия. Весовой коэффициент критерия «цена»: . Весовой коэффициент критерия «срок поставки»: . Весовой коэффициент критерия «условия оплаты»: . Весовой коэффициент критерия «расходы по текущему обслуживанию»: . Весовой коэффициент критерия «количество мест для пассажиров»: . Таблица 7 – Метод парных сравнений
Весовой коэффициент критерия «средний расход топлива»: . Весовой коэффициент критерия «пробег к моменту поставки»: . 4) На основе полученных значений весовых коэффициентов рассчитаем рейтинговые оценки поставщиков по каждому критерию, используя формулы:
; (2)
; (3)
где Rij – рейтинговая оценка j-го поставщика по i-му критерию; Wi – весовой коэффициент i-го критерия; Эi min Э i max – эталонные (максимальные и минимальные) значения i-го критерия; Пij – значение по i-му критерию для j-го поставщика Рейтинговая оценка поставщика МАЗ по критерию цены рассчитывается по формуле минимального эталона, так как наиболее выгодным для покупателей, является минимальная величина данного критерия, следовательно, для расчета будем использовать формулу (2): .
Таблица 8 – Расчет рейтинговых оценок поставщиков
Рейтинговая оценка поставщика MAN по критерию условия оплаты рассчитывается по формуле максимального эталона, так как наиболее выгодными для нас, как для покупателей, является максимальная величина данного критерия, следовательно, для расчета используем формулу (3): . Рассчитаем рейтинговые оценки по каждому критерию для каждого поставщика и сгруппируем их значения в виде табл. 8. 5) Рассчитаем рейтинговые оценки для каждого поставщика как сумму рейтинговых оценок по каждому критерию для данного поставщика, например, для поставщика MAN суммарная оценка рассчитывается следующим образом: Суммарные рейтинговые оценки остальных поставщиков рассчитаны в табл. 8. Вывод: предпочтительным поставщиком оказывается поставщик, получивший наибольшую рейтинговую оценку – Икарус. Дополнительная литература 1. Альбеков, А.У. Коммерческая логистика: учебник / А.У. Альбеков, О.А. Митько. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 90-92. 2. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – С. 31-41. 3. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 182-189. 4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 185-202. 5. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 342-376. 6. Логистика: учебник / В.В. Дыбская [и др.]; общ. ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – С. 241-253. 7. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 130-133. 8. Сковронек, Ч. Логистика на предприятии: учеб.-метод. пособие / Ч. Сковронек. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 183-191. 9. Сток, Д.Р. Стратегическое управление логистикой / Д.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 449-451.
Управление закупками
Тема 1. Управление закупками Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Цели логистического менеджмента в управлении закупками. 2. Управление закупками: функции, задачи. 3. Целевые функции закупочной деятельности: стоимость, качество, сроки. 4. Функциональный цикл закупок. 5. Стратегия снабжения в рамках стратегии компании и цепи поставок. 6. Стратегия логистического управления закупками. 7. Стратегии управления закупками: форвардные закупки и закупки «точно-в-срок». 8. Задача «делать или покупать» (make or buy (МОВ)). Контрольные вопросы 1. Перечислите цели логистического менеджмента в управлении закупками. 2. Перечислите задачи управления закупками. 3. Назовите основные функции управления закупками на предприятии. 4. Охарактеризуйте целевые функции управления закупками. 5. В чем главный недостаток входного контроля, и как он преодолевается? 6. Какова главная цель логистики с точки зрения сроков поставок? 7. Перечислите приоритетные задачи разработки стратегии закупок. 8. При учете каких приоритетов формируется стратегия закупок? 9. Перечислите пять факторов формирования стратегии закупок. 10. Что такое стратегический сорсинг? Какие его виды вы знаете? 11. Какие элементы включает стратегическое планирование закупок? 12. Перечислите современные тенденции формирования эффективной структуры управления снабжением. 13. Какова роль информационной поддержки при формировании стратегии снабжения? 14. Какие стратегии снабжения вы знаете? 15. В чем заключается стратегия форвардных закупок? В чем ее преимущества и недостатки? 16. Охарактеризуйте стратегию осреднения закупок. 17. В чем заключается стратегия закупок «точно в срок»? В чем ее преимущества? Какие условия необходимы для ее реализации? 18. В чем заключается задача «делать или покупать»? 19. Перечислите основные этапы решения задачи МОВ. 20. Назовите основные причины делать самому, закупать. Задачи и упражнения Задача 1. Фирма в прошлом году закупала материальные ресурсы по цене 2,5 усл. ед. за единицу. В следующем году фирма планирует закупать 20 000 единиц МР ежемесячно с периодичностью оплаты в три месяца (т.е. применить поквартальную форвардную оплату). Годовые затраты на содержание запасов составляют 25 % от цены. Рассчитаем затраты на закупки при использовании стратегии осреднения цен. Решение. Первым шагом стратегии осреднения цены будет установление бюджета закупок на три месяца. Этот бюджет будет равен 2,5∙20000∙3 = 150000 усл. ед. Теперь необходимо определить количество закупаемых МР в каждом квартале. Допустим, что прогноз цен на планируемый год представлен в табл. 9.
Таблица 9 – Прогноз месячного изменения цен
По данным табл. 9 средняя цена равна: (2,00+2,05+2,15+ +2,25+2,35+2,45+2,55+2,65+2,75+2,80+2,83+2,86)/12 = 2,47 усл. ед. Дальнейшие вычисления сведем в табл. 10.
Таблица 10 – Расчет средних цен и объемов поставок
Поясним, как заполняется табл. 10. В столбцы 1 и 3 заносится информация из табл. 9. Столбец 4 не меняется, так как бюджет на закупки (определенный выше) остается неизмененным в течение всего рассматриваемого периода. Объем поставок (столбец 2) определяется как отношение величины бюджета закупок к цене закупки, действующей в тот месяц, когда осуществляется закупка (например, для января: 15000:2,00 = 75000 ед. и т.д.). В столбце 5 рассчитывается средний уровень запаса, равный половине партии. Исходя из предположения, что потребление неизменно, средняя величина спроса равна половине суммы величин запаса на начало (в момент поставки) и на конец периода (определяется полным исчерпанием запаса): для января: 75000:2 = 37500 ед. и т.д. Средний запас за год равен сумме найденных значений среднего запаса, деленной на их количество: ((37500+33334+ +29412+26786):4 = 31758 ед.). По результатам расчета средние затраты за единицу составят 600000:254062 = 2,36 усл. ед. Таким образом, уменьшение затрат по сравнению со средней прогнозируемой ценой оказалось [(2,47−2,36):2,47]∙100 % = 4,45 %. Общие средние годовые затраты были бы равны 254062∙2,47 = 627533 усл. ед. Теперь определим затраты на содержание запасов. Годовая сумма этих затрат при условии оплаты к моменту поставки составит произведение средней величины запаса и 25 % его цены: (20000:2)∙2,47∙0,25 = 6175 усл. ед. Так как при использовании стратегии ценового осреднения средняя величина запаса увеличится (31758 ед.), при этом снизится средняя цена (2,36 усл. ед.) и затраты на содержание запаса будут равны 31758∙2,36∙0,25 = 18737 усл. ед. Суммируя затраты на содержание запасов с затратами на закупку МР, получим для каждой стратегии соответственно: − оплата к моменту поставки: 627533+6175 = 633708 усл. ед.; − ценовое осреднение: 600000+18737 = 618737усл. ед. Таким образом, для рассмотренного примера стратегия ценового осреднения более выгодна по величине общих затрат. Задача 2. Для ремонта техники требуются соответствующие детали. При их изготовлении собственными силами постоянные расходы на содержание оборудования составят 150000 руб./год, а переменные расходы на единицу продукции – 120 руб./ ед. Готовые детали можно в неограниченном количестве приобрести по цене 140 руб./ед. Определим наименее затратный вариант Решение. Величина постоянных затрат не меняется при изменении величины производства, а переменные затраты прямо пропорционально зависят от величины последнего. Вместе с тем при собственном производстве в совокупных затратах на производство будет как постоянная, так и переменная компоненты, что обусловит существенно более высокие затраты в сравнении с затратами при аутсорсинге. При этом крутизна кривой затрат на аутсорсинг будет больше, так как переменные затраты на единицу в нашем примере превышают переменные затраты на собственное производство. Поэтому логично предположить, что существует некая величина объема производства, до которой величина затрат на собственное производство будет выше, чем затраты на аутсорсинг, а соответственно, при превышении этого объема производства затраты на закупку станут выше, чем на собственное производство. Графически это можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1). Таким образом, для того, чтобы решить задачу, необходимо найти точку «х», в которой затраты на собственное производство и на закупку будут равны. Пусть х – требуемое количество деталей в год. Затраты при собственном производстве равны 150000+120х руб. Затраты при покупке деталей равны 140∙х руб. Приравняем затраты по обоим вариантам: 150000+120∙х = 140∙х. Тогда х = 7500 деталей. При годовой потребности не более 7500 ед. их выгодно покупать. При готовой потребности свыше 7500 деталей выгодно собственное производство.
Рис. 1. Распределение затрат в задаче «делать или покупать» Дополнительная литература 1. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 169-176. 2. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 634-638, 695-711 3. Логистика: учебник / общ. ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 103-130. 4. Сток, Д.Р. Стратегическое управление логистикой / Д.Р. Сток, Д.М. Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 454-463.
Тема 2. Планирование и прогнозирование потребности в ресурсах Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Виды потребности в материальных ресурсах (МР) или готовой продукции (ГП). 2. Определение и планирование потребности в закупках. 3. Функциональный цикл определения потребности. 4. Особенности применения методов определения потребности на промышленных и торговых предприятиях. 5. Современные методы планирования потребности в продукции: нормативный подход, планирование на основе прогнозов спроса и расхода продукции, система MRP (Material Requirement Planning), система «точно-в-срок». Контрольные вопросы 1.Какие виды потребности в зависимости от объема заказа вы знаете? 2.Какие виды потребности в зависимости от очередности выполнения заказа вы знаете? 3.Назовите основные параметры определения потребности в ресурсах. 4.Перечислите источники информации для определения потребности в ресурсах. 5.Каких преимуществ позволяет достичь наличие качественной системы планирования потребности? 6.Перечислите элементы системы планирования потребности в ресурсах. 7.Назовите главные принципы формирования системы планирования потребности. 8.Охарактеризуйте функциональный цикл планирования потребности. 9.Какие виды методов определения потребности выделяют по характеру используемой информации? 10. Что такое норма расхода? Какие ее виды вы знаете? 11. В чем заключается нормативный метод планирования потребности? 12. Перечислите источники получения информации для планирования потребности в ресурсах с помощью метода MRP. Задачи и упражнения Задача 1. Подшипниковому заводу на планируемый год установлена программа производства шарикоподшипников (радиальных однорядных тяжелой серии) в количестве 20 тыс. шт. Производственная программа по отдельным номерам подшипников отсутствует. Необходимо рассчитать на плановый период потребность в шарикоподшипниковой стали по каждому номеру подшипника и в целом. Исходные данные для проведения расчетов представлены в табл. 11.
Таблица 11 – Данные для расчета потребности в материальных ресурсах нормативным методом
Решение. Определим объем производства для каждого вида подшипников, умножив удельный вес в общем объеме производства для каждого подшипника на общую производственную программу (20 тыс. шт.). Например, для подшипника №1 объем производства составит: 0,08∙20000 = 1600 шт. Для подшипника №2 объем производства составит: 0,07∙20000 = 1400 шт. и т.д. Результаты расчета представим в виде табл. 12. Потребность в стали определяется по следующей формуле: , (4)
где Mi – потребность в материалах; Нij – норма расхода материальных ресурсов i-го наименования на j-й вид изделия; Nj – производственная программа j-го вида изделия; n – ассортимент.
Таблица 12 – Объем производства каждого вида подшипников
Таким образом, потребность в стали для подшипника №1: 0,63∙1600 = 1008 кг, подшипника №2: 0,83∙1400 = 1162 кг и т.д. Просуммировав частные значения потребностей для каждого вида подшипников, найдем общую величину потребности подшипниковой стали: 0,63∙1600+0,83∙1400+1,10∙1400+1,39∙2000+1,89∙2800+ +2,33∙2200+2,75∙1800+3,42∙2800+4,08∙4000 = 47754 кг. Задача 2. Предприятие получило заказ на поставку через пять недель 40 изделий А. Для производства одного изделия А требуется 4 изделия В и 5 изделий С. Время выполнения заказов на изделия В и С равно соответственно две и три недели. Производство изделий А занимает одну неделю. В настоящее время у предприятия есть 6 изделий А, 10 изделий В и 7 изделий С. Изобразим структурное дерево и определим, когда и в каком размере предприятию следует отправить заказы на поставку изделий В и С. Решение. Структурное дерево процесса имеет следующий вид, представленный на рис. 2. Заполним табл. 13. Поясним, как заполняется табл. 13. Потребность в 40 изделиях А возникает только на пятой неделе (ставим 40 в строке «валовая потребность» в столбце «5 неделя»).
Рис. 2. Структурное дерево процесса производства
Таблица 13 – Уровень 0 – изделие А
Чистая потребность равна валовой потребности за вычетом запаса. А запас на протяжении пяти недель неизменен и составляет 6 ед. Соответственно, полученное значение чистой потребности (40−6 = 34 ед.) запишем в строке «окончание производства» также на пятой неделе. Так как производство изделий А занимает одну неделю, то число 34 запишем в строке «начало производства» на четвертой неделе. Таблица 14 – Уровень 1 – изделие В
Поясним, как заполняется табл. 14. На четвертой неделе нужно произвести 34 изделия А. Для производства одного изделия А требуется 4 изделия В. Поэтому валовая потребность в изделиях В на четвертой неделе равна 34∙4 = 136. Из-за наличия в запасе 10 изделий В чистая потребность в изделиях В на четвертой неделе равна 136−10 = 126. Так как время выполнения заказа на изделия В равно две недели, то эти изделия нужно заказать на второй неделе. Аналогично заполняется табл. 15 для изделия С.
Таблица 15 – Уровень 1 – изделие С
Получаем окончательное расписание: подача заказа на 163 изделия С на первой неделе. Подача заказа на 126 изделий В на второй неделе. Производство 34 изделий А на пятой неделе. Дополнительная литература 1. Гайдаенко, А.А. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2008. – С. 41-46. 2. Канке, А.А. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – С. 176-182. 3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 206-209. 4. Управление закупками и поставками: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100), «Коммерция» (080300), «Логистика» (080506) / М. Линдерс [и др]; общ. ред. Ю.А. Щербанина. – 13-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 83-86. 5. Сковронек, Ч. Логистика на предприятии: учеб.-метод. пособие / Ч. Сковронек. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 170-183. 6. Степанов В.И. Логистика: учебник / В.И. Степанов. – М.: Велби, Проспект, 2007. – С. 112-122.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 585. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |