Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание системы самоуправления народа




 

Теоретической основой западного, буржуазного государства являлась разработан-ная в XVII–XVIII вв. теория разделения властей. Ее суть заключалась в предотвращении опасной для общества концентрации власти в одних руках, ради чего власть дробилась на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что зако-нодательная власть разрабатывает правовые нормы поведения, исполнительная – руко-водит обществом исходя из этих норм, а судебная власть контролирует степень соответ-ствия действий исполнительной власти этим нормам.

 

Взгляды большевиков на государственное устройство определялись европейской практикой парламентаризма, российской народнической политической культурой и марксизмом.

 

Во-первых, в середине XIX в., то есть в период формирования марксизма, парла-мент капиталистических стран не допускал к участию в выборах значительной части на-селения. Право голоса связывалось тогда не с личностью, а с обладанием собственностью,

 

в связи с чем правом голоса обладала лишь часть мужчин. Например, французская Кон-ституция 1875 г. предоставляла избирательные права 12 миллионам человек из 40 мил-лионов граждан. В Англии после избирательной реформы 1884 г. избирательным правом пользовались треть мужчин. Всеобщее мужское избирательное право впервые было вве-дено в Новой Зеландии (1893 г.), затем в Финляндии (1906 г.), потом в Норвегии (1913 г.), Дании (1915 г.) Ирландии (1918 г.). Из электорального поля были исключены женщины.

Во-вторых, нижние палаты комплектовались на основе выборов, но верхние со-стояли исключительно из людей с высоким имущественным цензом.

В-третьих, далеко не во всех странах функции парламентов были одинаковыми. Например, если в Англии парламент имел возможность принять к рассмотрению любые вопросы, то французский парламент имел ограниченные полномочия, то есть значи-тельную долю вопросов рассматривал не он, а французское правительство, президент и министры.

 

В-четвертых, в соответствии с либеральной теорией, государство в XIX в. и в начале XX в. не вмешивалось в сферу экономики, и марксисты справедливо считали, что основ-ные нити управления государством находились не в руках парламентов, а в руках моно-полистической буржуазии.

 

Учитывая все эти обстоятельства, К. Маркс и Ф. Энгельс отвергали буржуазный парламентаризм, считая, что система самоуправления народа есть более совершенная форма государства. Суть их идеи состояла в перенесении тяжесть государственного управления с центральных государственных органов на местные.

 

Высшие государственные органы.От народничества большевики взяли веру ввозможность безгосударственного устройства общества в виде системы народного само-

 

управления. В.И. Ленин был искренне убежден в том, что государственные функции вполне доступны рабочим, крестьянству и городской бедноте. Причем, как и народники, большевики отталкивались от абстрактных схем, а не глубокого и беспристрастного ана-лиза социально-политических реалий России.

 

Марксистскую часть большевистских представлений об общественно-политичес-ком устройстве составляли идея диктатуры пролетариата и та же идея прямого участия народа в управлении государством. «Парламентарии должны сами работать, сами ис-полнять закон, сами проверять, что` получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своим избирателем», – писал В.И. Ленин1.

 

Марксистская теория исторического процесса рассматривала мир как единое це-лое, специфике национальных социальных систем там места не находилось. Поэтому большевики не видели особенностей российской социальной системы. Они не понимали, что передача власти рабочим и ведущим полунатуральное хозяйство крестьянам неиз-бежно обернется развалом социального устройства страны в целом.

 

Все эти взгляды на государство в сжатой форме были изложены В.И. Лениным в работе «Государство и революция», которую он написал в августе 1917 г.

В силу этих теоретических представлений, деятельность большевиков по созданию нового государства была направлена на передачу народу максимального объема власти.

Такими органами власти стали съезды Советов рабочих и солдатских депутатов.

Механизм их работы определялся конкретной политической ситуацией.

До апреля 1917 г. большевики плохо представляли форму будущих центральных органов социалистического государства. Предполагалось, что наилучшим вариантом станет парламентская республика. Однако в апреле В.И. Ленин обратил внимание на возникшие по инициативе рабочих, солдат и крестьян Советы депутатов. Они соответст-вовали марксистским представлениям о самоуправлении трудящихся, и В.И. Ленин сде-лал ставку на Советы.

Впервые Советы рабочих депутатов возникли как органы руководства стачечной борьбой в 1905 г. После поражения революции 1905–1907 гг. они прекратили свое сущест-вование. В марте 1917 г. в губернских, уездных городах и промышленных центрах рабо-чие и солдаты создали около 600 Советов. В мае состоялся первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов, а в июне – Первый Всероссийский съезд Советов. Поскольку ру-ководящие посты в Советах принадлежали эсерам и меньшевикам (в отличие от Времен-ного правительства, которое сформировали кадеты), В.И. Ленин в апреле выдвинул ло-зунг «Вся власть Советам». Однако к лету руководители социалистических партий ясно осознали опасность разрастающейся политической анархии, поэтому, когда Временное правительство в июле взяло курс восстановление сильной государственной власти, руко-водители Советов не стали им мешать. И в августе В.И. Ленин на VI съезде РСДРП(б) на-стоял на снятии этого лозунга. Между тем, в сентябре руководство в Советах наиболее крупных городов перешло в руки большевистских Советов. В этих условиях В.И. Ленин вновь выдвигает вышеупомянутый лозунг. Таким образом, Советы для большевиков бы-ли лишь органом, который они использовали для достижения своих целей.

 

Отлаженной и законодательно утвержденной системы выборов делегатов съездов Советов в условиях революции, конечно, быть не могло. Большевики этим воспользова-лись в максимальной степени.

Наученные горьким опытом первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, где их было всего лишь 10%, большевики вручили мандаты делега-

 

 

1 тов Второго Всероссийского съезда Советов специально отобранным, пробольшевистски настроенным рабочим и солдатам Петрограда, которых на съезд никто не выбирал.

 

Эти манипуляции с «выборами» делегатов для большевиков не имели никакого значения в сравнении с той великой целью, ради которой они все это делали, – передачи власти народу.

 

Получив руководство съездом, они изменили план его работы. Его основной зада-чей должен был стать анализ подготовки к Учредительному собранию. Вместо этого большевики по своей инициативе арестовали Временное правительство и объявили съезд новой властью. Это вызвало взрыв негодования трети делегатов съезда. Не добившись от большевиков отказа от своего курса, они покинули зал заседаний, что большевиков впол-не устраивало.

Оставшиеся делегаты восторженно приняли декреты «Об отмене смертной казни», «О мире», «О земле», «Об армейских революционных комитетах». А также образовали органы власти, которые должны были управлять страной в течение месяца до выборов в Учредительное собрание: Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК)

 

и Совет народных комиссаров (СНК). В состав ВЦИК вошли 62 большевика, 29 левых эсе-ров, 6 социал-демократов интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист – всего 101 человек.

 

Второй Всероссийский съезд Советов провозгласил себя высшим органом власти в стране. Между тем, он представлял лишь незначительную часть населения – 20 млн. че-ловек, и в этом плане не был легитимен. Наряду с Советами рабочих и солдатских депу-татов, в стране действовали Советы крестьянских депутатов, находящиеся под контролем эсеров. Чтобы заручиться поддержкой крестьян в борьбе против большевиков, ЦИК на 23 ноября назначил открытие Чрезвычайного всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов.

 

Опасаясь неблагоприятных для себя решений крестьянского съезда, большевики использовали опыт манипулирования II-м съездом Советов: с помощью левых эсеров до-бились от мандатной комиссии согласия на включение в состав съезда представителей от солдат. Мандатная комиссия согласилась. Из 789 делегатов 489 были действительно вы-браны крестьянами, а 294 большевики и левые эсеры опять отобрали среди солдат Петро-градского гарнизона. Естественно, они оказались настроены пробольшевистски. Больше-вики одержали еще одну предварительную победу, когда отстояли для левой эсерки М.А. Спиридоновой место председателя съезда.

 

С первых мгновений работы съезда, большевики почувствовали враждебность его делегатов, поэтому решили расколоть съезд. С 4 декабря левое крыло съезда продолжило работу в другом здании. Через два дня большевики объявили свои заседания единствен-но законными. Они увели с собой весь технический персонал, оставшимся делегатам пе-рестали выплачивать суточные, 9 декабря на дверь «ненастоящего» повесили замок.

 

В награду за политическую поддержку большевики ввели пятерых представителей левых эсеров в правительство.

Какие-либо специальные нормативно-правовые акты относительно механизма со-зыва съездов Советов до июля 1918 г. не принимались, вероятно, потому, что это постави-ло бы большевиков в определенные правовые рамки, которых они не хотели и важность которых не понимали.

 

В период между съездами Советов высшим органом власти в стране являлся ВЦИК. Его структура и порядок были утверждены на заседании самого ВЦИКа в начале ноября 1917 г. В соответствии этим решением, ВЦИК становился постоянно действующим орга-ном. Пленарные заседания проходили не реже двух раз в месяц. Но по мере надобности в любой день мог быть созван узкий состав ВЦИКа.

 

В большевистской системе власти не было четкого деления на законодательные и исполнительные органы. Они полагали, что съезды Советов правомочны принимать лю-бое решение. В равной степени и Совет народных комиссаров принимал законодатель-ные документы (хотя в буржуазных государственных системах он является только испол-нительным органом).

 

Совнарком состоял из 13 комиссариатов: внутренних дел, земледелия, по военным

и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, ино-странных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. По мере появления новых проблем, создавались новые наркоматы. Уже к середине 1918 г. возникли Высший совет народного хозяйства, Наркомат государствен-ного контроля, промышленности и торговли и др.

 

Поскольку съезды Советов и ВЦИК не были постоянно действующими органами власти, таковыми стали Совет народных Комисаров в целом и народные комиссариаты, каждый в рамках своего направления работы. Его заседания проходили ежедневно. В ре-зультате, если с октября 1917 г. по июль 1918 г. ВЦИК принял около 100 нормативно-правовых актов, то СНК – около 600.

 

Местные государственные органы.В соответствии с марксистской теорией,именно местные органы власти должны были стать основой государства.

Система власти на местах сформировалась в течение октябре 1917 г. – февраля 1918 г.

 

В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов «О земле» и «Ответа В.И. Ленина на запросы крестьян о переходе власти к Со-ветам и задачах Советов крестьянских депутатов и волостных земельных комитетов» (от 5 ноября) вся власть в деревне переходила в руки крестьян.

Начало власти рабочих на предприятиях было положено декретом ВЦИК от 14 ноября об установлении рабочего контроля. Рабочий контроль устанавливался на всех промышленных и транспортных предприятиях, на транспорте, на кооперативных пред-приятиях и даже в банковской сфере. Рабочим была предоставлена вся полнота власти на местах, любые формы выражения мнений. В частности, они контролировали деловую переписку хозяев предприятий, определяли себестоимость выпускаемой продукции.

Местные Советы сами определяли структуру своих исполнительных органов и их полномочия.

Большевики сознательно не ставили Советы в какие-либо правовые рамки, по-скольку местная инициатива была основным средством разрушения дореволюционного государственного механизма. В конце декабря 1917 г. НКВД принял «Обращение к мест-ным Советам об организации местного самоуправления» и «Инструкцию о правах и обя-занностях Советов». В этих документах большевики подтвердили, что главная задача ме-стных Советов – «овладеть аппаратом местного самоуправления, захватывая все прави-тельственные учреждения».

 

Эти и другие декреты привели к максимально быстрой победе новой власти.

К марту 1918 г. власть Советов утвердилась по всей стране, причем в 73 губерниях из 91 – мирным путем. Отдельные разрозненные попытки сопротивления в Москве, на Дону, Кубани, Южном Урале удалось подавить относительно быстро. Столь легкая победа была предопределена тем, что новая власть дала возможность народным массам самостоятель-но решать свои первичные социально-бытовые проблемы: крестьяне на основе декрета «О земле» принялись делить помещичьи имения, рабочие повысили себе зарплату, демо-рализованная армия бросила позиции и разъехалась по домам.

Между тем, к весне 1918 г. страна распалась на ряд независимых друг от друга со-ветских республик. Например, Московский Совет контролировал территорию всех, рас-положенных рядом с ним губерний, «Северная Трудовая коммуна» состояла из Петро-

 

града с губернией, Карелии, Псковской губернии (правительство коммуны пыталось рас-пространить свою власть на Мурманск и Архангельскую губернию). Причем в принятии решений все губернские Советы считали себя независимыми и правительству во главе с В.И. Лениным не подчинялись. Такая ситуация вела лишь к углублению кризиса в стра-не. Поэтому уже в марте 1918 г. на VII съезде РКП (б) было принято решение об изъятии у Советов ряда функций.

 

Летом 1918 г. местные Советы как органы власти были фактически ликвидирова-ны, В частности, в деревне это было сделано с помощью комитетов бедноты, которые бы-ли созданы большевиками в противовес волостных и уездных Советов, не оправдавших надежд правящей партии.

 

Провалом закончилась попытка рабочих взять управление предприятиями в свои руки. Эти функции без каких-либо специальных декретов постепенно перешли к Выс-шему совету народного хозяйства (ВСНХ).

 

К осени 1918 г. власть оказалась в руках местных комитетов РКП (б) и работавших под их руководством ревкомов и ВЧК.

 

Судебная система.Формирование новой судебной системы началось с принятия22 ноября (7 декабря) 1917 г. Декрета о суде №1.

Декрет полностью упразднял царскую систему юстиции и судов. В соответствии с ним, параллельно создавались две системы судов: общих и особых (революционные три-буналы).

 

Общие суды избирались местными Советами в виде постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Предварительное следствие осуществлял сам судья. Обвинителями и защитниками могли выступать любые граждане, «не опороченные пе-ред революцией». Вопроса о высших судебных органах, способных координировать дея-тельность судебной системы в целом, декрет не затрагивал. Суды рассматривали граж-данские дела и незначительные уголовные дела. В феврале 1918 г. был принят Декрет о суде №2. Он расширял подсудность местных судов и образовывал новую инстанцию – окружные суды. Создавались коллегии правозаступников. Апелляционный порядок об-жалования отменялся, допускалась лишь кассация.

Основное внимание местные советские органы уделяли созданию трибуналов. Ре-волюционные трибуналы избирались городскими или губернскими Советами в составе председателя и шести заседателей. Первоначально подсудность трибуналов четко не опре-делялась. Основанием для рассмотрения дела именно трибуналом являлась социальная принадлежность обвиняемых. Как правило, в их числе фигурировали противники боль-шевиков. В июне 1918 г. Наркомюст установил, что в выборе наказаний в борьбе с контрре-волюцией, ревтрибуналы «не связаны никакими ограничениями, за исключением случаев, когда в законе определена мера в выражениях: «не ниже» такого-то наказания»1.

 

За короткий срок в отношении ревтрибуналов было издано большое число норма-тивно-правовых актов, уточняющих их компетенцию и структуру.

В мае СНК декретом «О революционных трибуналах» резко сократил их сеть. Это означало и значительное сужение возможности народных масс в вопросе принятия три-буналами решений.

 

Правоохранительные органы.

 

Милиция. В отличие от царской полиции,которая являлась частью государствен-ной системы, призванной обеспечить общественную безопасность, милиция создавалась как общественный орган, часть системы самоуправления народа.

 


Первоначально защиту нового порядка взяли на себя отряды Красной гвардии, со-стоящие из вооруженных рабочих. В Петрограде они возникли еще до октябрьского воо-руженного восстания 1917 г. Рабочие поочередно следили за охраной общественного по-рядка в районе своих предприятий и мест проживания. На время дежурства за ними на работе сохранялся средний заработок. Постоянного штата рабочая милиция не имела, а потому выполнить свои функции, конечно, не могла.

 

28 октября того же года, в соответствии с постановлением НКВД «О рабочей ми-лиции», в городах была создана рабочая милиция. Но большого числа желающих посто-янно бороться с преступниками не нашлось. Уклонение от этой обязанности, в частности

 

в Петрограде, оказалось настолько значительным, что Петроградский совет принял ре-шение о привлечении к уголовной ответственности за неявку на дежурство.

В марте 1918 г. Нарком внутренних дел Петровский поставил вопрос о комплекто-вания милиции на штатных началах, что и было сделано в июне 1918 г. От идеи всеобще-го вооружения народа отказались.

 

Органы государственной безопасности. Самомнение и самоуверенность для полити-ков – это норма. И в том, что именно себя большевики ассоциировали с революцией, а всех своих оппонентов зачислили в разряд контрреволюционеров, нет ничего нелогично-го. Как вполне объяснимо и то, что бывшие царские чиновники всех уровней отказались выполнять приказы самозваного большевистского правительства. В ответ на это в декабре 1917 г. большевики создали «Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контр-революцией и саботажем» – ВЧК.

В то время большевики заключили политический союз с левыми эсерами. Они от-дали им несколько незначительных комиссарских портфелей, среди которых оказался Наркомат юстиции. Его руководитель левый эсер Штейнберг сразу же попытался поста-вить ВЧК под контроль закона, но сделать этого не смог.

 

В феврале 1918 г. В то время большевики считали, что правотворчеством могут за-ниматься любые государственные органы, поэтому ВЧК самостоятельно расширила свои полномочия. Нарушив основополагающие принципы правоохранительной системы, она соединила в своем лице функции следственных органов, судебных органов и органов ис-полнения наказания.

 

Первоначально ее аппарат состоял из 40 человек, а в марте 1918 г. он уже вырос до 120 человек. В марте 1918 г. ВЧК приняла постановление, в котором предложила всем ме-стным Советам (!) организовать местные отделения ВЧК. И с этого момента ее числен-ность начала стремительно расти.

 

Армия.В соответствии с теорией марксизма,на месте старой армии должна былавозникнуть система вооружения народа. Это, с одной стороны, исключало насилие вла-сти над народом, а с другой – должно было сделать армию дешевой, поскольку не надо было тратиться на ее содержание. Пока же новая вооруженная система еще не возникла, большевики приступили к демократизации бывшей царской армии.

 

Декретом СНК от 29 декабря «О выборном начале и об организации власти в ар-мии» власть в каждой войсковой части передавалась от офицеров выборным солдатским комитетам. Солдаты сами выбирали командный состав вплоть до командиров полков. Командующий армией избирался армейским съездом, командующий фронтом – фрон-товым. В тот же день был принят декрет «Об уравнении всех военнослужащих в правах». Декрет отменял все звания и знаки отличия. Бывшим офицерам, не выбранным коман-дирами, предлагалось стать рядовыми или уйти в отставку. Производство в офицеры прекращалось, военные училища, школы прапорщиков закрывались. Правда, вместо вы-бора новых командиров, солдатские комитеты повсеместно принимали решение о демо-билизации, после чего распускались.

 

В этих условиях СНК 28 января 1918 г. принял декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии», в котором предполагалось создание профессиональной армии на доб-ровольных началах из числа трудящихся. 11 февраля на аналогичных началах был создан Красный флот.

 

В условиях разворачивающейся гражданской войны большевикам пришлось отка-заться от системы самоуправления народа. Сначала декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. у солдат было отобрано право выборности командиров. А через месяц пришлось отказать-ся и от принципа добровольности: 29 мая ВЦИК принял постановление «О принуди-тельном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную Армию».

 

Национально-территориальное устройство.В зависимости от особенностей ис-

 

торического развития, все страны в административно-территориальном отношении де-лятся на унитарные, федеративные и конфедеративные, отличающиеся друг от друга разной степенью централизации власти. В современной науке различаются три формы унитарных государств: централизованные, относительно централизованные и децентра-лизованные. В первом варианте на все ключевые должности в регионах чиновники на-значаются из столицы. В третьем – они избираются местным населением. Второй вариант представляет собой промежуточную форму. Россия до 1917 г. являлась централизован-ным унитарным государством: все губернаторы и их помощники назначались в Санкт-Петербурге.

 

Между тем, 57% населения России составляли нерусские народы, их национальная культура не подавлялась, но в рамках чужой – русской – культуры чувствовалось опреде-ленное стеснение. Поэтому первые партии возникли именно на окраинах страны: «Гнчак» в 1887 в Азербайджане и «Дашнакцутюн в 1890 в Армении, «Социал-демократия Королевства Польши и Литвы» в 1893, «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польши и России» в 1897 г.

 

Тогда перед большевистской партией стояла задача получить поддержку как мож-но больших слоев населения. Поэтому главным пунктом большевистской программы по национальному вопросу, разработанной в 1903 и 1912 гг., стало радикальное положение о праве нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

 

До революции в России не было сильных национально-сепаратистских политиче-ских движений. Не возникли они и в 1917 г.: лишь Украина и Финляндия приняли реше-нии о выходе из состава России и образования самостоятельного государства.

Между тем, на Втором Всероссийском съезде Советов в воззвании «Рабочим, солда-там и крестьянам!» большевики предоставили всем народам бывшей Российской импе-рии право национального самоопределения. Это право было уточнено и развернуто в «Декларации прав народов России» от 2 (15) ноября 1917 г.

 

По всей видимости, большевики инспирировали энергию национальных движе-ний в политических целях: как политического союзника в борьбе за власть. О том, к чему может привести в дальнейшем их национальная политика, они тогда не думали.

В первом составе большевистского правительства был создан Народный комисса-риат по делам национальностей (Наркомнац) во главе со И.В. Сталиным. Этот наркомат во главе со своим руководителем подготовил образование в январе 1918 г. «Российской Советской Республики на основе союза свободных наций, как федерацию Советских на-циональных республик». Официально РСФСР была создана решением III Всероссийский съезд Советов.

 

Между тем, И.В. Сталин, как практик, государственный деятель, перед которым стояли конкретные задачи, видел задачу своего наркомата в обеспечении поддержки со-ветской власти со стороны нерусских народов. Никакую реальную федерацию руково-димый им комиссариат создавать не собирался, прежде всего потому, что это противоре-

 

чило марксизму. Основным курсом был пролетарский интернационализм, а не нацио-нальное обособление в какой бы то ни было форме. И все большевики, имеющие отно-шение к национальной политике, постоянно подчеркивали, что федерация – это вре-менное явление1.

 

Проблема федеративного устройства государства имеет косвенное отношение к национальному вопросу, а в таких странах, как, например, США и ФРГ, вообще не имеет

к нему никакого отношения. Федерация предполагает, прежде всего, юридически оформленную свободу её субъектов. Этого большевики не могли допустить и уже через полгода уничтожили политические свободы в стране. Поэтому документы по определе-нию полномочий отдельных республик ни к III, ни к VI съезду Советов не готовились: страна по-прежнему делилась не на республики, а на области, губернии, уезды и волости. Не случайно, когда в начале 1919 г. обозначился рост татарского национализма, VIII съезд РКП (б) без церемоний распустил все национальные партии и обязал их войти в РКП (б) напрямую на правах областных организаций.

 

Провозгласив принцип национального самоопределения, на практике большеви-ки повели себя совсем иначе. Во всех национальных регионах – в Финляндии, на Украи-не, Тереке и Кубани, в Закавказье и Средней Азии – большевики применили военную си-лу, оказав поддержку тем, кто выступал за большевистские Советы.

 

* * *

 

Итак, попытка создания системы самоуправления народа, предпринятая больше-виками во всех возможных сферах – экономической, социальной и политической, – за-вершилась крахом буквально через полгода. Причины этого большевики объяснили не ошибочностью самой идеи самоуправления, а разворачивающейся гражданской войной.

 

В результате, вместо того, чтобы создать систему сдержек и противовесов против форми-рующейся партийной диктатуры, в июле 1918 г. они приняли Конституцию, пропитан-ную все той же идеей самоуправления.

 

 


Гражданская война

 

Борьба большевиков за власть.Большевики искренне верили,что с осени1917г.они начали борьбу с «буржуазией, контрреволюцией и эксплуататорами». На самом деле ни монархического, ни буржуазного сопротивления не существовало. Политические симпатии подавляющей части населения народа были отданы социалистическим парти-ям. Именно против них с августа 1917 г. были направлены все силы большевиков.

 

29 октября крупнейший профсоюз страны – Союз железнодорожных рабочих – выдвинул большевикам ультиматум: ввести в правительство представителей социалисти-ческих других партий. На организованном профсоюзом совещании 8-ми социалистиче-ских партий и нескольких межпартийных организаций было принято решение о вхож-дении представителей этих партий в состав правительства. Приглашенные на перегово-ры члены большевистского ЦК с этим согласились. Однако на следующий день социали-стические партии потребовали удалить В. И. Ленина из правительства. В большевистском ЦК произошел раскол: 5 из 15 членов ЦК согласились с этим предложением. В.И. Ленин же ультиматум категорически отверг, тогда эти пятеро вышли из ЦК и из правительства. Всего из правительства вышли 11 комиссаров из 15. В.И. Ленин быстро заменил их своими сторонниками, но его положение оставалось сложным. Между тем, лидеры эсеров и


История российского государства и права

 

меньшевиков замешательством в руководстве большевиков не воспользовались. А ока-завшиеся без их поддержки железнодорожники сняли свои требования.

 

Разгон Учредительного собрания .Впервые вопрос о необходимости созданияпредставительного учреждения на основе всеобщего избирательного права, которое оп-ределит будущее политическое устройство страны, поставили еще декабристы. Эту идею активно пропагандировали народники. К началу XX в. она получила широкую поддерж-ку в образованных слоях общества. В 1903 г. пункт о необходимости созыва Учредитель-ного собрания был включен в программу РСДРП. До 1917 г. В.И. Ленин признавал его высшей формой демократии.1

 

После отречения Николая II основной политической задачей Временного прави-тельства стал созыв этого собрания. Решением правительства от 9 августа выборы в Учре-дительное собрание были назначены на 12 ноября, а открытие – на 28 ноября. В ночь с 25 на 26 октября в Смольном начал работать II Всероссийский съезд Советов. На втором за-седании он избрал правительство во главе с В.И. Лениным, которое должно было рабо-тать в течение месяца до открытия Учредительного собрания.

 

Выборы растянулись с ноября по декабрь. Было организовано 79 округов с 90 мил-лионами избирателей. Центральной избирательной комиссией были получены данные по 65 округам. В голосовании приняло участие 45 миллионов человек. Таким образом, Учредительное собрание было гораздо более легитимно, чем Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где большевики захватили власть.

Правые эсеры получили на Учредительном собрании 370 делегатских мест, боль-шевики – 175, левые эсеры – 40, кадеты – 17, меньшевики – 16, незначительные политиче-ские группы – 80. Из всех партий большевики оказались единственными, кто не опубли-ковал своей предвыборной программы. Вряд ли они добились бы таких результатов голо-сования, если бы открыто провозгласили свою цель, – установление социалистического общества с помощью диктатуры пролетариата.

 

Если бы большевики были демократами, итоги выборов в Учредительное собра-ние должны были бы вызвать у них бурный восторг: 81% голосов избиратели отдали со-циалистам. Однако шансов остаться у власти законным путем они не имели. Поэтому В.И. Ленин и его товарищи сделали все, чтобы сохранить власть в своих руках.

Первоначально они перенесли открытие Учредительного собрания с 28 ноября 1917 г. на 5 января 1918 г., рассчитывая, что за это время ситуация может измениться в их пользу. В ответ на это 22–23 ноября в Петрограде из представителей Петроградского Со-вета, профсоюзов и всех социалистических партия (за исключением большевиков и левых эсеров) был создан «Союз защиты Учредительного собрания». Однако он так и не решил-ся на активные действия, из-за того, что в декабре на Дону царские генералы начали формировать контрреволюционную армию. В этих условиях исходившая от большевиков опасность становилась менее значимой. Большевики стали рассматриваться как временно запутавшиеся, ошибающиеся, но свои товарищи.

 

К концу декабря большевики уже окончательно решили не передавать власть Уч-редительному собранию. Утром 5 января к Таврическому дворцу, где должно было от-крыться Учредительное собрание, они стянули верные им войска. Все дороги к дворцу за несколько кварталов были также перекрыты вооруженными отрядами. В некоторых мес-тах по колоннам демонстрантов, попытавшихся выступить в поддержку Собрания, был открыт огонь. 12 человек погибло. После этого В.И. Ленин во второй половине дня раз-решил открыть собрание. Ночью охрана дворца выгнала депутатов на улицу. Когда на следующий день они пришли к месту работы, на дверях висел большой замок, а перед дверьми расположился пулеметный расчет. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял решение


 

о роспуске Учредительного собрания. Лидеры эсеров и меньшевиков не были готовы к вооруженной борьбе с большевиками, и хотя именно они имели в стране подавляющую поддержку, руководство этих партий испугалось призрака гражданской войны и угово-рило депутатов Учредительного собрания разъехаться.

 

Разгон Учредительного собрания страна встретила с безразличием. Формой власти в тот момент мало кто интересовался. Лишь В.М. Чернов обратился к В.И. Ленину с письмом, где напомнил о его клятвенных обещаниях, данных на II Всероссийском съезде Советов, под-чиниться Учредительному собранию и сложить свои полномочия главы правительства, в случае, если его партия потерпит на выборах поражение. Он объявил В.И. Ленина лжецом. А Г.В. Плеханов пророчески предрек, что, лишившись поддержки народа, В.И. Ленин в управлении страной будет все более и более использовать террористические методы.

 

Возникновение однопартийной системы.Правые эсеры и меньшевики встали поотношению к большевикам в оппозицию сразу же после захвата ими власти в октябре 1917 г. Левые эсеры разошлись с большевиками по вопросам террора, введенного в ранг официальной политики, и Брест-Литовского договора (в соответствии с ним Россия ос-тавляла немцам значительную территорию и соглашалась выплатить контрибуцию). В марте 1918 г. после ратификации Брестского мира IV Всероссийским съездом советов левые эсеры в знак протеста вышли из правительства. В мае в качестве ближайшей цели правые эсеры провозгласили ликвидацию большевистской власти.

 

Ясно понимая шаткость своего положения, большевики до лета 1918 г. не трогали своих бывших товарищей по социалистическому движению. Между тем, с октября 1917 г. по лето 1918 г. численность большевистской партии сократилась с 350 тыс. до 150 тыс. Популярность же левых эсеров росла. На III Всероссийском съезде Советов их было 16%, на IV – 20%, на V – свыше 30%. Опасно увеличилось среди рабочих и влияние меньшеви-ков. Это могло обернуться утратой политической власти. Поэтому 14 июня большевики исключили из ВЦИКа и местных Советов меньшевиков и правых эсеров, а в июле, за по-пытку совершения государственного переворота, та же участь постигла и левых эсеров.

Анархистов, которые одно время вместе с левыми эсерами были временными по-путчиками большевиков, ВЧК в апреле 1918 г. арестовала как обыкновенных уголовников.

В стране утвердилась однопартийная большевистская власть. Большевики не осознава-ли опасность отказа от демократических принципов в политике. Им казалось, что это позволит вывести страну из социально-экономического кризиса и исторического тупика. Важность та-ких целей в их глазах бесконечно превышала значение «буржуазной» демократии.

 

Гражданская война.Первыми взялись за оружие генералы и офицеры.Начало фор-мирования белого движения можно отнести к 2 (15) ноября 1917 г., когда бывший начальник штаба русской армии генерал М.В. Алексеев начал формировать в Новочеркасске Добро-вольческую армию. К этому времени большевики как власть никак себя не проявили, так что противником Добровольческой армии было социалистическое движение в целом.

 

К декабрю на Дон съехалось около 2 тыс. человек. Среди них – генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин. Сюда же прибыли и известные политики П.Н. Милюков, П.Б. Струве, М.В. Родзянко. Организация Добровольческой армии шло крайне медленно. К апрелю ее численность достигла 5 тыс. человек (хотя в царской ар-мии к 1917 г. насчитывалось более 130 тыс. офицеров).

Цели армии были изложены в декларации от 27 декабря 1917 г. и январской (1918 г.) программе Л.Г. Корнилова. В них провозглашались буржуазные свободы. После победы над большевиками предполагалось собрать Учредительное собрание, которое должно было определить форму государства и решить земельный вопрос. Массовой поддержки эти идеи не нашли. Земельный вопрос крестьяне решили уже сами, а форма государства

 

 

и политические свободы основную массу населения совершенно не интересовали. По-этому до осени 1918 г. армия действовала на ограниченной территории Кубани и Дона. Лишь казачьей армии генерала П.Н. Краснова удалось прорваться к Царицыну.

Эсеры и меньшевики оказались вторым противником большевиков.

 

Эти две партии сутью социализма считали демократию. Они настаивали на недо-пустимости ограничения демократических свобод. «Вынуть из социализма свободу, – пи-сал в то время В.М. Чернов, – значит вынуть из него душу». В феврале в Москве и Петро-граде возник «Союз возрождения России», объединивший эсеров, правых, кадетов и меньшевиков, в марте – эсеровский «Союз защиты Родины и свободы».

 

В мае подтвердились самые мрачные опасения большевиков: на проходивших пе-ревыборах в местные Советы их кандидатов практически повсеместно побеждали мень-шевики и эсеры. В мае-июне правые эсеры подняли мятежи в Ярославле и Рыбинске. В июле то же самое попытались сделать левые эсеры в Москве.

Весной 1918 г. появился третий антибольшевистский противник – иностранные интервенты. Румыния оккупировала Бессарабию еще в январе 1918 г. В марте Германия захватила Крым и Грузию, в Мурманске высадились англичане, в Архангельске – англи-чане, американцы, канадцы, итальянцы и сербы. В апреле во Владивостоке появились японские и американские воинские соединения. Летом турецкие войска вошли в Арме-нию, английские – в Туркмению и Азербайджан. Сами по себе войска интервентов не могли быть серьезным военным противником, поскольку их максимальная численность (весной 1919 г.) в целом по стране составляла всего лишь 310 тыс. человек. Роль иностран-ных интервентов свелась к затягиванию гражданской войны в России путем поставок бе-лым армиям больших объемов военного снаряжения, оружия и боеприпасов.

 

Основным противником большевиков оказались крестьяне.

Никогда теоретически не планировавшийся переход большевиков к борьбе с кре-стьянством был вызван необходимостью обеспечить города хлебопотребляющих регио-нов продовольствием при развалившейся в результате революции системы снабжения. До революции города Нечерноземья снабжались помещичьим зерном и поставками кре-стьян в счет государственного налога. Помещичье землевладение было ликвидировано летом-осенью 1917 г., а поставки крестьянского хлеба в города резко сократились. Но и большевики несли за этот развал значительную долю ответственности.

 

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов организовал госу-дарственную систему, которая нравилась крестьянам, поскольку передавала всю полноту власти в их руки. И крестьяне отреагировали тем, что перестали платить налоги.

В январе Наркомат внутренних дел попытался ввести единообразие в процесс формирования местных органов. В то же время компетенция местных органов по-прежнему не определялась сколько-нибудь конкретно. Между тем, в январе-феврале в городах хлебопотребляющих регионов начался голод.

 

Часть крестьян все равно везла хлеб в города, поскольку нуждалась в городских то-варах. Однако большевики были принципиальными противниками товарно-денежных отношений и в феврале 1918 г. запретили торговлю хлебом под угрозой расстрела. Они создали Чрезвычайную комиссию по снабжению продовольствием под председательст-вом Л.Д. Троцкого, и попытались заставить Советы отправлять зерно в хлебопотребляю-щие регионы по низким закупочным ценам.

 

В ответ на это, губернские Советы хлебопроизводящих регионов, руководствуясь декретом II всероссийского съезда и решениями СНК, запретили вывоз хлеба за пределы своих территорий. В феврале-марте хлебопотребляющие районы страны получили 12,3% поставок по сравнению с аналогичными показателями в царские времена.

 

Поскольку большевистское государство не смогло обеспечить города хлебом, го-родские рабочие начали создавать вооруженные отряды и отправляться в деревни. В ре-зультате, расположенные вблизи железных дорог деревни стали подвергаться регуляр-ному ограблению.

 

Но дело было не только в достижении гуманитарной цели – обеспечении хлебом населения Нечерноземья. Требовалось выполнить взятую на себя 3 марта в Брест-Литовске задачу поставки хлеба в Германию и Австро-Венгрию. Для этого большевист-ское правительство в мае создало продотряды и Главное управление продармиями при Наркомпроде РСФСР. Затем большевики попытались расколоть деревню путем создания в июне комитетов бедноты, в противовес крестьянским Советам.

Специалисты и руководители социалистических партий пытались доказать боль-шевикам, что нехватка хлеба связана не с попытками контрреволюционной буржуазии и спекулянтов задушить революцию, а с отсутствием у крестьян стимула к продаже зерна. Но большевики их не слушали. Во-первых, большевики помнили, что находившиеся у власти

 

в 1917 г. эсеры и меньшевики не смогли обеспечить продовольствием хлебопотребляющие регионы. Во-вторых, большевики были противниками товарно-денежных отношений. В-третьих, в силу радикализма своего мышления, они никогда не искали согласия в обще-стве. Задолго до 1917 г. в работах большевистских теоретиков – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, Е.А. Преображенского – присутствовала мысль о неизбежности перераста-ния пролетарской революции в гражданскую войну. Стремление к такой войне, установ-лению диктатуры пролетариата – теоретическая основа марксизма. Без массового проле-тарского насилия над свергнутыми классами они считали невозможным утверждение за-воеваний революции. Поэтому с первых дней своего существования большевистское пра-вительство сознательно шло на обострение социально-политических конфликтов, в ре-зультате задача обеспечения продовольствием населения хлебопотребляющих регионов за счет хлебопроизводящих втянула большевиков в войну с крестьянами.

 

Эту задачу большевики решить не смогли (если до революции крестьяне продава-ли 1/3 урожая, то путем введения жесточайших репрессий большевики смогли собрать в 1918 г. лишь 1/100 урожая). Но действия новой власти толкнули крестьян на восстания. Именно против них большевики увеличили к июлю Красную Армию до 360 тыс. человек.

 

В мае восстали солдаты Чешского корпуса. В нем было собраны военнопленные из австро-венгерской армии, пожелавшие сражаться на стороне Антанты. Корпус был от-правлен советским правительством на Дальний Восток по Транссибирской магистрали. Против советской власти выступили не более 30–40 тыс. пленных чехов. Такой противник сам по себе не мог представлять опасности для Красной армии, но чехи спровоцировали действия всех остальных антисоветских сил.

 

Свергнув большевиков в Поволжье и Сибири, чехи отдали власть социалистиче-ским партиям. К этому времени эсеры и меньшевики окончательно пришли к выводу, что большевизм выродился в левую контрреволюцию. К июню на территории бывшей Российской империи существовало до 30 правительств. Эсеры организовали в Самаре свое правительство – Комитет депутатов Учредительного собрания (Комуч). Социалисти-ческие правительства возникли в Казани, Симбирске, Уфе, Архангельске, Новониколаев-ске (ныне Новосибирск). В июле левые эсеры предприняли неудачную попытку сверже-ния большевистского правительства в Москве. В Омске было создано коалиционное Си-бирское правительство, в Томске – Временное сибирское правительство. Все они пыта-лись избежать большевистских крайностей: большевистские декреты были отменены, провозглашены политические свободы, восстановлен рыночный механизм. Их програм-мы включали восстановление всех завоеваний революции 1917 г., созыв Учредительного собрания, установление социального партнерства рабочих и капиталистов.

 

Однако, во-первых, эсеры и меньшевики действовали нерешительно. Отказ от ак-тивной и скоординированной борьбы с большевиками был продиктован опасением, что это поможет буржуазии вернуться к власти. Во-вторых, население контролируемых со-циалистическими партиями регионов не оказало им активной поддержки, так как еще не чувствовало опасности со стороны большевиков. Только рабочие Ижевска и Воткинска сформировали боеспособные дивизии численностью 30 тыс. человек, сражавшихся про-тив Красной Армии.

 

В сентябре демократические правительства и правительства социалистической ориентации объединились в Уфимскую директорию во главе с правым эсером, доктором философских наук, публицистом Н.Д. Авксентьевым. В октябре она переехала в Омск.

К концу осени выявилась неспособность социалистов ослабить накал гражданского про-тивостояния и обеспечить военную оборону от большевиков, идущих с запада. В анти-большевистском лагере назревал взрыв. С одной стороны, социалистические лозунги от-талкивали кадетов и буржуазию. С другой – под знамя борьбы с большевиками пришли тысячи офицеров, которые не испытывали никаких симпатий ни к социалистам, ни к ка-детам. Члены этих партий для них были такими же разрушителями России, как и боль-шевики. В ноябре на должность военного министра был приглашен известный полярный исследователь, бывший командующий Черноморским флотом адмирал А.В. Колчак. За-ручившись поддержкой офицерских и казачьих отрядов, А.В. Колчак в ночь на 18 ноября со-вершил переворот. Директория была распущена, ее руководители арестованы, А.В. Колчак провозглашен «Верховным правителем России».

 

Поражение эсеров и меньшевиков оказалось глубоко логичным; оно не было ре-зультатом репрессий большевиков, направленных на их руководство: в условиях поляри-зации политической ситуации в стране, либералы и социалисты не имели шансов на по-беду. События 1918 г. показали невозможность построения в стране демократического социалистического общества. После этого осталось два возможных пути дальнейшего развития: или недемократическая власть социалистов-большевиков, или недемократиче-ская власть военных.

 

А.В. Колчак не имел политического опыта, как военный, питал отвращение к де-мократии. Один генералов из окружения А.В. Колчака позднее вспоминал: «Обычный тип адмирала, очень взбалмошный и непривыкший сдерживаться, узкий моряк, напол-ненный морскими традициями и предрассудками, абсолютно незнакомый с военными делами и с администрацией; положительные качества – искренность, идейность борьбы за Родину, кристальная частность, ненависть к беззаконию». На контролируемой терри-тории А.В. Колчак создал милитаристскую государственную систему, главной целью ко-торой была борьба с большевизмом.

Социалисты оставались верны идеалам демократии и серьезным противником для большевиков стать не могли. А.В. Колчак же и его окружение понимали, что уничтожить большевизм можно только его же методами. Но совершенный ими переворот разрушил возможную антибольшевистскую коалицию. Если социалисты летом 1918 г. выступили с оружием в руках против большевистского террора, то белый террор был тем более для них неприемлем. В ответ на действия А.В. Колчака эсеры были вынуждены прекратить борьбу с большевиками. А в одиночку генералы победить большевиков не могли.

 

Итак, к осени 1918 г. демократия в России окончательно пала под ударами двух диктатур – большевистской и генеральской.

В январе 1919 г. для решения продовольственной проблемы городов нечернозем-ных губерний большевики ввели на своей территории продразверстку. Отныне свобод-

 

ная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученные по раз-верстке хлеб (а позднее и другие продукты) централизованно распределялись среди на-селения по классовому принципу. Вводилась всеобщая трудовая повинность. Это толкну-ло крестьян к массовому вооруженному сопротивлению. С этого момента у белых армий возникла широкая социальная база.

 

В конце 1918 г. – начале 1919 г. белое движение достигло максимальной силы. На Кубани, Северном Кавказе действовала армия А.И. Деникина, на севере – армия Е.К. Миллера, в Прибалтике – армия Н.Н. Юденича.

 

В марте 1919 г. А.В. Колчак начал новое наступление от Урала к Волге. В мае из Эс-тонии на Петроград двинулись войска Н.Н. Юденича, в июле на Москву с Украины дви-нулся А.И. Деникин. Но все они были разбиты.

 

В отличие от большевистских вождей, провозгласивших в качестве основной цели решение социальных проблем основной массы народа, генералы в качестве такой цели ставили возрождение государства без ясной социально-политической программы. Боль-шевистскую власть они воспринимали как навязанную, не имеющую в народе никаких корней. Пытаясь преодолеть революционный радикализм большевиков, генералы не за-мечали его объективных основ, они не чувствовали глубоких психологических сдвигов в народном сознании, произошедших в результате революции. Они были склонны к авто-ритаризму, единоначалию. Поэтому центральными для руководителей белого движения всегда были вопросы военные, а не гражданские. Вопросами социального устройства на подконтрольных территориях приоритетными для них не являлись.

 

Генералы оказались плохими политиками: они не смогли создать гражданскую власть, социально ориентированный государственный механизм. Основная политическая цель белых свелась к захвату Москвы. На фоне большевиков белые явно проигрывали. Большевики тоже стремились к восстановлению государственности, но при этом прово-дили важные социальные преобразования в интересах народа. Белые же отменили декрет «О земле», запретили профсоюзы рабочих. В многонациональной стране они могли бы получить серьезную помощь со стороны национальных движений. Однако до 80% офи-церов являлись монархистами, и их лозунг: «Восстановление единой и неделимой Рос-сии» – отпугнул эти движения. Царский режим был настолько психологически неприем-лем, что реставрация даже одной из его частей – государства – становилась препятствием для помощи населения белому движению. Все это лишило белых массовой поддержки. Имея в первой половине 1919 г. поддержку основных социальных групп, они к концу го-да ее растеряли. Кроме того, задача обеспечения армии продовольствием, новыми воин-скими пополнениями, неумение сотрудничать с обществом породили такое недовольство народа, что большевистский режим оказался предпочтительней. «Белое движение было начато почти что святыми, – с горечью отмечал в эмиграции монархист В.В. Шульгин, – а кончили его почти что разбойники. Утверждение это исторгнуто жестокой душевной бо-лью, но оно брошено на алтарь богини Правды»1.

Победоносный для большевиков исход войны был вызван следующими причинами. Во-первых, большевики были политиками, причем социалистами. Хотя на своих

 

территориях они творили не меньшее зло, чем белые на своих, большевики по возможно-сти не откладывали решение социально-политических проблем. При всех минусах боль-шевистской власти, на протяжении войны она оставалась коллективной: проходили съез-ды Советов, партийные съезды, заседали ВЦИК, пленумы ЦК РКП (б). Они вызвали в на-роде ожидание счастливого будущего, и это стало основой их победы. Крайне жесткая внутренняя политика большевиков должна была неминуемо оттолкнуть от них послед-

 


 

них сторонников. Но этого не произошло, поскольку действия белых оказались для на-родных масс менее приемлемыми, чем действия красных.

 

Во-вторых, большевики смогли добиться успеха потому, что столкнулись со сла-бым гражданским обществом. Это общество не смогло оказать им идеологическое сопро-тивление: противопоставить идею демократии и увлечь ею все население. Большевики сумели представить себя защитниками Отечества, а своих противников обвинить в пре-дательстве народных и национальных интересов. Авторитет большевиков ярко проявил-ся в росте рядов РКП (б): с 200 тыс. в конце 1917 г. до 750 тыс. в марте 1921 г. (Причем во время войны погибали, прежде всего, именно большевики.)

В-третьих, большевики контролировали центр, который являлся транспортным узлом страны. Это позволило им быстро перемещать войска на наиболее опасные на-правления.

 

В-четвертых, российская социальная система не могла функционировать без силь-ного государственного центра, поскольку с социально-экономической точки зрения представляла собой совокупность миллионов крестьянских хозяйств. Победа большеви-ков была во многом обусловлена тем, что они восстановили сильный государственный центр, с абсолютной властью главы государства. Они мобилизовали все ресурсы и пре-вратили свою территорию в единый военный лагерь. В начале 1918 г. Красная армия на-считывала несколько десятков тысяч человек, в июле – 800 тыс., а в ноябре – уже около 1,5 млн. Служба в ней не была популярной: только за 1918 г. из армии дезертировал при-мерно 1 млн. человек. Пришлось установить жесточайшую дисциплину. Ради обеспечения армии всем необходимым, большевики милитаризовали экономику. В результате к концу 1920 г. Красная армия в 5,5 миллионов человек была обеспечена всем необходимым. Побе-да и сохранение территориальной целостности страны были достигнуты путем отказа от демократии, тогда как лидеры социалистических партий выступали за демократию, что вело к развалу страны сначала на отдельные регионы, а затем – государства.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...