Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ среднего значения с помощью индексного метода.




С помощью индексного метода анализируют изменение средних величин качественных показателей, чаще всего показателя цены. Необходимость в данном виде анализа возникает, когда сопоставляет показатели, представленные либо за ряд периодов по совокупности товаров, либо по ряду мест торговли (например, разные магазины), в которых предлагается одинаковый ассортимент.

Индекс средней цены рассчитывается по формуле

где  - средняя цена по всей номенклатуре товаров в отчетном и базисном периоде (или одного и другого торгового места) соответственно. Этот индекс принято называть индексом переменного состава.

Из формулы видно, что на величину средней цены оказывают влияния динамика цен на товары и количество товара (структура). Тогда влияние цены характеризуется следующим образом

Данный индекс получил название индекс постоянного состава. При расчете веса (количество товара) фиксируется на одном уровне (принято фиксировать на отчетном периоде). Итоговый индекс получаем – индекс цен.

Влияние количества товара оценивается с помощью индекса структурных сдвигов, при расчете которого цена фиксируется на базисном уровне

Между индексами существует следующая связь

Например. По имеющимся данным о продаже товаров на двух рынка города необходимо провести анализ изменения средней цены, в том числе выявить влияние факторов (рассчитать индексы переменного, постоянного состава и индекс структурных сдвигов).

Товар

Рынок 1

Рынок 2

Цена, руб./шт. Количество, шт. Цена, руб./шт. Количество, шт.
А 2 5 4 5
Б 1 10 2 5
В 3 5 3 8

 

Решение. Изменение средней цены по двум рынкам анализируем с помощью индекса переменного состава:

Соответственно, средняя цена на втором рынке выше средней цены первого рынка на 71,4% или на 1,25 руб. (3 руб. – 1,75 руб.).

Для влияния ценового фактора рассчитываем индекс фиксированного состава:

Можно говорить, что за счет изменения индивидуальных цен на рынках, средняя цена второго рынка выше средней цены первого на 38,5%.

Для оценки влияния структуры продаж рассчитываем индекс структурных сдвигов:

За счет разной структуры продаж средняя цена на втором рынке выше средней цены на первом на 23,8%.

Проверяем:










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...