Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическое районирование (карта)




Экономическое районирование - выделение системы соподчиненных экономических районов страны или крупного региона, объективно отражающих сложившееся географическое разделение труда.
    Основная цель экономического районирования - создание оптимальных условий для территориального планирования, прогнозирования и осуществления социально-экономической региональной политики.

При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов (ЭР):

1. Центральный

2. Центрально-Чернозёмный

3. Восточно-Сибирский

4. Дальневосточный

5. Северный

6. Северо-Кавказский

7. Северо-Западный

8. Поволжский

9. Уральский

10. Волго-Вятский

11. Западно-Сибирский

     Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повыситьэффективность управления экономическими районами, было создано 7 федеральныхокругов:      1. Центральный.      2. Южный.      3. Приволжский.      4. Уральский.      5. Сибирский.      6. Дальневосточный.      7. Северо-западный.      Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 88 субъектов Российской Федерации.

Принципы экономического районирования.

Традиционные принципы экономического районирования уточняются на каждом этапе с учетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального регулирования:

1. Обеспечение высокого уровня территориальной концентрации производства и его ресурсов. (например, крупные экономические районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы).

2. При экономическом районировании исходят из территориальных различий в специализации хозяйства. Состав и границы экономического района должны определяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков (например, черную и цветную металлургию Урала, объединили в одном районе).

3. Решающим фактором дифференциации экономических показателей по территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации служат благоприятные экономические оценки ресурсов – трудовых, топливно-энергетических, земельных, водных.

4. Территориальная комплектность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием.


Территориально производственные комплексы России.

Под территориально-производственными комплексами (ТПК) понимают образования локального характера, выполняющие специальные функции. Они складываются в пределах крупных экономических (межобластные ТПК) и областных районов.

С 70-х годов в основном в районах нового хозяйственного освоения началось создание и дальнейшее формирование целого ряда территориально-производственных комплексов – Западно-Сибирского, Братского, Саянского, КМА и др.

Каждый такой ТПК – это совокупность предприятий и сооружений различных отраслей хозяйства на компактной территории. Причем отрасли ТПК экономически и технологически связаны между собой использованием общих природных и хозяйственных ресурсов и условий. Это позволяет повысить эффективность производства и успешно решать другие народнохозяйственные задачи.

Формирование ТПК по единой программе дает возможность получить значительный экономический эффект за счет кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий, рационального использования трудовых ресурсов, хозяйственной территории, природных богатств, транспорта, снижения стоимости строительства предприятий, инженерных коммуникаций, жилищно-бытовых и культурных объектов.

Многие ТПК в недавнее время стали объектом государственного планирования, по ним разрабатывались целевые комплексные программы. Наибольшее развитие получили ТПК КМА, Тимано-Печерский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский, Братский, Саянский, Южно-Якутский.

 

Природно-ресурсный потенциал России и его экономическая оценка.

 

Наличие природных ресурсов является главным условием размещения производительных сил на данной территории. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природной - газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Все природные ресурсы имеют два основных признака - происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась их двойная классификация.

В природной классификации  выделяют: минеральные ресурсы (полезные ископаемые); земельные, водные, биологические, климатические (солнечное тепло и свет, осадки); ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутреннего тепла земли, ветра и т. д.).

Признак происхождения дополняется признаком исчерпаемости и возобновимости ресурсов, что важно с позиций охраны природы, возможностей восстановления и увеличения запаса, определения стратегии использования ресурсов. По этим признакам выделяются:

- исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, запас питательных веществ в почве, запас воды в реках и озерах, годовой и подземный сток, растительный и животный мир) и невозобновимые (минеральные ресурсы, подземные воды, почвенный слой);

- неисчерпаемые возобновимые (энергия солнца, ветра, текучих вод, океана, приливов и отливов, запасы океанической воды, космические ресурсы и т. д.).

В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в отраслях хозяйственного комплекса страны. По этим признакам выделяются ресурсы:

- материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

- непроизводственной сферы, и том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов)

 

Проблемные регионы

В региональной экономике выделяются особые территории – проблемные регионы. Проблемный регион – территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или не может самостоятельно реализовать свой достаточно высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки государства. К проблемным регионам относят не территорию субъекта федерации в целом, а отдельные их части, которые могут находиться на территории сразу нескольких субъектов. Иногда территориально эти проблемные регионы локализуют в границах нескольких субъектов федерации, а иногда внутри района в субъекте. Но в государственной системе России продолжают понимать проблемными регионами субъекты федерации для удобства бюджетного планирования. Основными признаками проблемных регионов являются:  1. Особая кризисность проявления той или иной проблемы, которая создает угрозу социально-экономическому и экологическому положению в стране или политической стабильности.  2.    Наличие ресурсного потенциала.   3. Особое значение геополитического/геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны.  4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения своих проблем. Существует несколько основных классификаций проблемных регионов. На основе трех основных уровней измерения: социально-экономическое развитие, динамичность развития и природно-географические условия, выделяют следующие типы проблемных регионов:  1. Отсталые (слаборазвитые).  2. Депрессивные.    3. Кризисные.  К отсталым относятся регионы, которые имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с большинством. У них традиционно низкий уровень хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная структура промышленности, слабый научно- технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В некоторых регионах этой группы такая социально-экономическая ситуация отягчается политическими, этническими, криминальными и другими проблемами. При этом большинство отсталых регионов России имеют объективные условия для ускорения своего социально- экономического развития на основе использования своих преимуществ.  Депрессивные территории – это территории, в которых по экономическим, социальным, политическим или экологическим причинам перестали действовать собственные условия и стимулы для социально-экономического развития.  В настоящее время в Российской Федерации могут претендовать на государственную поддержку только те территории, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, прочие негативные тенденции выше как общероссийских показателей, так и региональных. Кризисные регионы – территории, которые подверглись разрушительному воздействию природных, техногенных катастроф, а также регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, которые вызвали разрушение практически всего инфраструктурного комплекса данной территории. На территории Российской Федерации выделяются 4 кризисных пояса: 1. Южный. 2. Уральский. 3. Восточный.  4. Центральный.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...