Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №2: «Экономические методы управления предприятием»




 

 

1. Сущность, функции процессов управления предприятием.

2. Методы управления деятельностью предприятий. Экономические методы.

3. Коммерческий расчёт как основной метод хозяйствования в рыночной экономике.

3.1. Сущность, принципы коммерческого расчёта.

3.1. Самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование – основы коммерческого расчёта.

3.2. Организация и формы коммерческого расчёта на предприятии.

4. Функция планирования в системе управления предприятием.

4.1.  Сущность и виды планов.

4.2.  Методы планирования.

4.3.  Стратегическое планирование. Бизнес-планы.

4.4.  Текущее и оперативное планирование.

 

 

Сущность, функции процессов управления предприятием.

Предприятие как звено хозяйствования рассматривается как открытая экономическая система. Это обусловлено взаимосвязью отдельных элементов и особенностей предприятия.

Особенности:

· открытость (проявляется в том, что предприятие взаимодействует с внешней                        средой);

· искусственная система (объясняется разделением труда в обществе – горизонтальное, вертикальное – влияют на уровень управления).

Элементы:

ü управляющий (выполнение функций: планирование, организация, мотивация, контроль; количественное выражение);

ü исполнительный.

 

Планирование – определяются цели, задания, перспективы развития.

Организация – определяются полномочия работника, мер ответственности.

Мотивация – побуждение персонала к выполнению заданий и достижению целей.

Контроль – количественное измерение результатов труда, сравнение с тем, что должно быть, корректировка текущих результатов.

 

Управление предприятием – совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроля для достижения целей предприятия.

Управление в конкурентной среде осуществляется с помощью конкретных методов.

 

 

Методы управления деятельностью предприятий. Экономические методы.

Методы управления – способы воздействия на отдельных работников и на предприятие в целом.

Способы воздействия зависят от мотивов, которые являются основой деятельности человека.

Мотивы:

- материальные

- социальные

- принудительные

Совокупность данных видов представляют собой основу деятельности человека и методов процесса управления.

Методы:

· экономические методы – ведущие, основные, осуществляются путем использования законов товарно-денежных отношений, а именно:

- используются специфические элементы внешней среды (система налогообложения, система оплаты труда, установление тарифов, отчисления в социальные фонды);

- использование финансово-экономических рычагов внутри самого предприятия (ценообразование, финансирование).

· социально-психологические методы – реализуются через мотивацию социального поведения человека – характер труда, признание достижений, социальная ориентированность труда.

· организационно-административные методы – основаны на мотивах принудительного характера:

- регламентные (построение организационной структуры предприятия, определение полномочий, установление ответственности);

- распорядительные (приказы, организация контроля за предприятием).

 

Характеристика экономических методов

Конкретно экономические методы включают систему методов:

§  планирование

§  учёт и анализ

§  финансирование

§  кредитование

§  ценообразование

§  материальное стимулирование

§  коммерческий расчёт

Начальный метод – метод коммерческого расчёта.

 

 

Коммерческий расчёт как основной метод хозяйствования в рыночной экономике.

Сущность, принципы коммерческого расчёта.

Коммерческий расчёт как базовый метод управления предприятием, представляет собой единство двух сторон:

- как экономическая категория (отражает экономические отношения и взаимосвязи по поводу формирования доходов, расходов и прибыли между отдельными работниками; предприятием и работниками; предприятием и государством; предприятием и вышестоящими звеньями; предприятием и инфраструктурой);

- как метод хозяйствования (измерение в денежном выражении доходов и расходов; превышение доходов над расходами; эффективное использование ресурсов для получения прибыли с минимальными затратами).

 

Сущность коммерческого расчёта проявляется через 5 принципов:

1. экономическая и организационная самостоятельность (предприятие владеет своим имуществом, определяет виды деятельности, финансирует свои расходы, использует прибыль, планирует деятельность; однако, ограничивается законодательством и имеющимися ресурсами);

2. самоокупаемость, рентабельность, самофинансирование;

3. материальная заинтересованность:

· предприятия (получение прибыли, её распределение, уменьшение расходов, уменьшение штрафов);

· работника (система оплаты труда, социальные условия, материальные поощрения, участие в использовании прибыли).

1. материальная ответственность:

9) самого предприятия как субъекта хозяйствования (оно отвечает за свою деятельность);

10) работника.

1. контроль:

1. внешними контролирующими органами (государством, вышестоящими органами, специальными органами – обществом потребителей, пожарной охраной; партнерами предприятия);

2. внутри предприятия (руководителями, старшими по должности).

 

Самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование – основы коммерческого расчёта.

Самоокупаемостьдоходы, полученные в хозяйственной деятельности, достаточные для покрытия текущих затрат и уплаты налогов из доходов. Означает, что у предприятия нулевая прибыль.

Доходы = Текущие затраты + Налоги из доходов (НДС, АС и т.д.)

Рентабельность – после возмещения затрат и налогов из доходов, предприятие получает прибыль.

Доходы = Текущие затраты + Налоги из доходов + Прибыль

Самофинансирование – чистая прибыль предприятия, достаточна для покрытия своих потребностей собственных ресурсов для своего развития.

Чистая прибыль = Потребности предприятия в собственных финансовых ресурсов на развитие

В соответствии с действующими стандартами учёта и отчётности (форма 2) в настоящее время предприятия рассчитывают показатели прибыли:

ü валовая прибыль: ЧВР – С/С

                                  ЧВР = ВР – НДС – АС – др.

ü операционная прибыль:ОП = ВП + др.операц.доходы – ЗСб – АС – др.операц.расходы

Характеризует финансовый результат от основной (операционной) деятельности.

ü прибыль общая до налогообложения: ПО = ОП +/- Рез.др.видов деят-ти

ü чистая прибыль: ЧП = ПО – налог на прибыль

 

Если в деятельности предприятия случаются чрезвычайные обстоятельства (аварии, пожары и т.д.), то предприятие может иметь чрезвычайные доходы (средства из бюджета, средства спонсора, добровольные взносы и т.д.), за счёт которых возмещаются такие расходы.

Если чрезвычайные доходы больше чрезвычайных расходов, то остаётся чрезвычайная прибыль.

 

 

Организация и формы коммерческого расчёта на предприятии.

Различают в зависимости от степени использования в деятельности предприятия следующие формы коммерческого расчёта на предприятии:

§ полный коммерческий расчёт (предприятие (юр. лицо) использует все 5 принципов расчёта);

§ внутренний (внутрихозяйственный) коммерческий расчёт (означает, что предприятие в своей деятельности использует отдельные принципы; если все, то не полностью – структурные подразделения предприятия, филиалы).

 

 

Функция планирования в системе управления предприятием.

Сущность и виды планов.

Планирование – необходимо для обоснования целей предприятия, постановки конкретных задач, определения видов работ, расчёта необходимых ресурсов, а также взаимосвязи между ними.

Объектом планирования являются показатели, характеризующие все процессы, происходящие на предприятии (производство, сбыт, распределение доходов и т.д.).

Процесс планирования может осуществляться двумя способами:

- централизованное планирование (планы устанавливаются вышестоящими органами управления и доводятся ими же до конкретных исполнителей);

- децентрализованное планирование (планирование начинается «снизу», от рабочего места, от самых низовых, и план в целом по предприятию является суммой этих планов его структурных подразделений).

 

Плановые задания – система показателей:

· показатели для измерения результатов:

- натуральные

- стоимостные

- условные (тубы, зольность, жирность)

· качество деятельности:

- количественные (число работников)

· оценочные:

- абсолютные (объем товарооборота)

- относительные (рентабельность)

 

Процесс планирования предполагает разработку многочисленных планов. Они объединяются в такие виды планов:

· по срокам:

- оперативно-календарные (задания на день, неделю, пятидневку – на короткий промежуток времени)

- текущие (год, разбиваются по месяцам и кварталам)

- долгосрочные (от 3 до 10 лет, указываются этапы работ и интервалы их выполнения)

- среднесрочные (до 3 лет, в них меньшее количество показателей)

- оперативные (конкретные задания)

- стратегические (разрабатывается стратегия)

- прогнозы (предвидение без указания конкретных дат)

· функционального назначения:

- производственные

- сбытовой (коммерческой) деятельности

- инвестиционные планы

- планы по труду

- планы издержек и затрат

- планы по формированию и распределению прибыли

- финансовые планы

· уровни управления:

- в целом по предприятию

- по цехам и отделам (структурным подразделениям)

- по функциональным подразделениям

· методы обоснования:

- рыночные (такие планы, разрабатывающиеся с учетом конъюнктуры рынка)

- директивные (задания, обязательные для выполнения и устанавливаются вышестоящими органами управления)

- индикативные (отражают основные направления государственного регулирования экономикой; рекомендации по развитию отрасли, предприятий и т.д.)

 

План на предприятии имеет силу приказа руководителя для всех структурных подразделений и работников. Конкретное содержание плана зависит от размера предприятия и вида деятельности, но независимо от этого каждый план должен отражать:

1. цель деятельности

2. задания на предстоящий период

3. сроки выполнения

4. конкретные исполнители

5. взаимосвязь всех разделов, показателей

6. средства контроля

 

 

Методы планирования.

Процесс планирования на любом предприятии основывается на общих принципах управления предприятием. А также, на основе специфических методов планирования:

3. целевой характер плана

(исходный пункт планирования – выбор и обоснование цели деятельности предприятия. Цели: хозяйственно-экономические, производственно-технологические, научно-технические, социальные и экологические);

4. системный характер

(планирование должно охватывать всю деятельность предприятия как систему, отражать взаимосвязи и тенденции развития);

 

 

5. непрерывность

(должно постоянно охватывать перспективность предприятия, взаимосвязь текущих, средне- и долгосрочных планов; корректировка, уточнение планов в течение периода);

6. оптимальный характер

(необходимо ставить задания лучшего использования ресурсов и достижений при минимальных затратах ресурсов);

7. сбалансированность

(количественное соответствие между разделами и показателями плана, имеющимися и необходимыми ресурсами);

8. адекватность

(адекватна реакция на изменения в плане).

 

Методы планирования:

ü по исходной базе (ресурсный, целевой методы);

ü способы определения показателей плана (экстраполяционный – сложившуюся тенденцию переносят на будущий период; интерполяционный – ситуация в данный период времени);

ü способ планирования расчетов (опытно-статистический – используются отчетные данные, средние показатели, темпы роста; расчетно-аналитический (факторный) – при планировании конкретного показателя учитываются факторы на него влияющие и их изменения в плановом периоде; нормативный – плановые показатели рассчитываются на основе юридических данных);

ü по согласованности (балансовый – плановые показатели рассчитываются исходя из равенства между двумя соответствующими частями баланса (материальные балансы, стоимостные, трудовые);

ü вариантность плана (одновариантный, поливариантный);

ü форма представления плановых показателей (табличная, линейно-графическая, логико-структурная).

 

 

Стратегическое планирование. Бизнес-планы.

Стратегическое планирование означает разработку различных стратегий, т.е. направлений будущего развития.

Стратегии не ограничиваются сроками, там нет конкретных показателей. Есть основные направления и этапы развития предприятия. Стратегии обосновываются прогнозами.

Наиболее распространенными для предприятий являются:

- функциональные (маркетинговые, производственные, инвестиционные)

- ресурсные (трудовые ресурсы, финансовые)

Разновидностью стратегического планирования являются бизнес-планы – письменный документ, в котором имеются результаты комплексного исследования проектируемого будущего предприятия, его описание, конкретные разделы и показатели.

Типовой бизнес-план включает разделы:

o сообщение о намерениях

o отрасль, фирма и ее продукция

o описание рынка

o маркетинговый план

o производственный план

o организационная структура и организация деятельности

o оценка рисков и финансовый план

 

 

Текущее и оперативное планирование.

Текущее и оперативное планирование является инструментом текущего управления предприятием.

Текущие планы включают наибольшее число разделов и показателей, являются наиболее подробными, служат не только для текущего управления, но и для оперативного руководства предприятием.

Разделы текущего плана:

§ Маркетинговая деятельность (планы маркетинговых мероприятий для отдельных видов продукции и товаров, а также интегрированный план маркетинга для всей деятельности);

§ Производственная деятельность (выпуск продукции в натуральных, стоимостных показателях и его обоснование);

§ Объем научно-исследовательских, конструкторских, технологических, экспериментальных и внедренческих работ;

§ Трудовые кадры, социальное развитие коллектива (в нем есть планы по численности рабочих, фонду заработной платы, производительности труда, социальным условиям);

§ Капитальные вложения (капитальное строительство) (объем инвестиций, строительно-монтажные работы, ввод в действие основных фондов, мощностей);

§ Материально-техническое обеспечение (потребность в сырье, материале, инструментах, запчастях; источники их поступления на предприятии);

§ Организация труда и управления на предприятии (структура предприятия, производства, формы и методы организации труда);

§ Природоохранная деятельность (перечень мероприятий по охране природных ресурсов, по эффективному их использованию);

§ Внешнеэкономическая деятельность (объем экспортных и импортных операций, качество продукции, условия внешнеэкономической деятельности);

§ Результаты и затраты (себестоимость продукции, прибыль, издержки предприятий, затраты по другим видам деятельности, рентабельность);

§ Финансовая деятельность (план доходов и расходов предприятия, взаимоотношения бюджетом и внебюджетными фондами, отношения с кредитными учреждениями, инвестиционными фондами и т.д.).

 

Тема №3: «Ресурсный потенциал предприятия и его эффективность»

1. Сущность и состав ресурсного потенциала;

2. Понятия, критерии, и показатели оценки ресурсного потенциала;

3. Анализ эффективности ресурсного потенциала и пути его повышения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...