Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия и среда функционирования предприятия.




Недрянко Ангелина Алексеевна

 

 

«Экономика предприятия»

 

 

Опорный конспект лекций

для экономических специальностей

 

для студентов дневной и заочной формы обучения

 

Донецк – 2011 г.

Тема №1: «Предприятие в системе рыночных отношений»

1. Сущность предприятия как субъекта хозяйствования в условиях рынка.     

2. Законодательные и нормативные основы создания и функционирования предприятий.

3. Классификация предприятий.

4. Условия и среда функционирования предприятия.

 

Сущность предприятия как субъекта хозяйствования в условиях рынка.

Предприятие – низовое (базовое) звено экономической системы и является автономно существующим субъектом хозяйствования, на основе которого строятся остальные уровни иерархической системы.

Предприятие как субъект хозяйствования должно отвечать требованиям:

- должно быть конкурентоспособным;

- эффективные взаимосвязи предприятия в рыночной среде4

В зависимости от видов деятельности существуют 3 основные экономические результата (согласно Форме №2 «Отчёт о финансовых результатах»):

1) Продукция т.е. товары;

2) Услуги по реализации этих товаров;

3) Выполненная работа;

Предприятие в рыночной экономике осуществляет свою деятельность с помощью экономического механизма.

Экономический механизм – система организации экономической деятельности предприятия, в которую входят:

- формы собственности;

- рычаги и методы деятельности для удовлетворения потребностей рынка и получения максимальной прибыли;

Характерные черты экономического механизма:

1) основой экономического механизма является существующие экономические законы, законодательные и нормативные акты;

2) экономический механизм формируется одновременно с созданием предприятия и развивается с изменением законодательной базы;

3) экономический механизм фиксируется в уставе предприятия и коллективных договорах;

4) экономический механизм основывается на коммерческом расчёте;

5) он зависит от формы собственности предприятия и размеров предприятия;

Как правило предприятие как субъект хозяйствования является юридическим лицом и становится таковым после регистрации в установленном порядке. Предприятие должно зарегистрировать себя в органах власти, органах статистики, налоговых органах, санитарно-эпидемиологической службе.

Признаки предприятия как юридического лица:

1) обособленное имущество;

2) предприятие этим своим имуществом отвечает по своим обязательствам;

3) право заключать договора от своего имени согласно законодательства;

4) предприятие должно иметь законченный учёт и отчётность, составлять самостоятельный баланс;

5) оно может иметь счета в банках;

6) предприятие имеет печать или штамп со своими реквизитами;

7) предприятие имеет учредительные документы (устав, учредительный договор);

8) предприятие имеет право быть и исцом и ответчиком в суде;

Предприятие может выполнять различные виды деятельности либо параллельно либо автономно, а именно:

- автономная;

- коммерческая;

- маркетинговая;

- инвестиционная;

- инновационная;

- послепродажное обслуживание;

- социальная;

- экономическая (ведение учёта и отчётности, планирование, ценообразование, материальное стимулирование персонала, ресурсное обеспечение, финансовая деятельность: финансирование и кредитование; внешняя экономическая деятельность и др.);

Кроме того предприятие в условиях рынка является объектом рыночных отношений:

- у него есть цена;

- предприятие может быть предметом купли-продажи;

- происходит смена собственника.

 

Законодательные и нормативные основы создания и функционирования предприятий.

 

Как юридическое лицо предприятие ведёт свою деятельность согласно законодательства (Хозяйственный кодекс, Закон о предприятии, Закон о банковской деятельности, Закон об оплате труда) в результате чего формируется законодательная база самого предприятия:

 

- Устав;

- Учредительный договор;

- Коллективный договор между предприятием и его работниками;

- Индивидуальный договор с каждым работником в отдельности;

 

Все эти документы содержат разделы, которые формируют экономический механизм данного предприятия. В них отражается:

 

· порядок формирования собственности;

· организация хозяйственной деятельности;

· говорится об условиях взаимосвязи с государством, с региональными органами управления, с партнёрами предприятия и др. субъектами;

· организация труда, заработной платы и социального обеспечения персонала;

 

В Уставе содержится:

 

· наименование и место нахождения предприятия;

· даётся перечень собственников или учредителей;

· величина уставного фонда на момент открытия предприятия;

· отражается миссия и цель, функции и виды деятельности;

· перечисляются органы управления и порядок их формирования;

· говорится об источниках и порядке создания имущества;

· говорится об условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

 

Классификация предприятий.

Экономический механизм предприятия зависит от вида предприятия. С целью эффективного управления многочисленные виды предприятий классифицируются по следующим признакам:

 

v по характеру деятельности:

 

§ коммерческие (самостоятельно формируют доходы, расходы, прибыль);

§ некоммерческие (те, которые существуют за счет бюджетных средств; не прибыльные по сути);

 

v по форме собственности:

 

§ частные;

§ государственные;

§ коллективные;

§ коммунальные;

§ смешанные;

 

v по принадлежности капитала:

 

§ национальные;

§ зарубежные;

§ совместные;

 

v правовой статус и форма хозяйствования:

 

§ единоличные;

§ хозяйственные общества;

 

v по функциональному виду деятельности:

 

§ производственная:

ü промышленные;

ü сх;

ü строительные;

ü транспортные;

 

§ торговая:

ü розничные;

ü оптовые;

ü производственно-торговые;

ü торгово-посреднеческие;

§ финансовая:

ü банковские учреждения;

ü страховые компании;

ü инвестиционные;

ü лизинговые;

ü фондовые;

§ предприятия бытового обслуживания;

§ туристические предприятия и фирмы;

§ образовательные;

 

v по степени подчинённости:

 

§ головные;

§ дочерние;

§ филиалы;

§ объединения предприятий;

v по численности персонала:

 

§ малые;

§ средние;

§ крупные;

§ мего предприятия;

 

v по технологическим процессам:

 

§ простая технология;

§ сложная технология;

§ супер сложная технология (нанотехнология);

 

Кроме того классифицируется предприятий предопределяет их внутреннюю структуру. Структура любого предприятия означает его внутреннее устройство, а именно:

 

· состав подразделений внутри предприятия;

· связи между ними;

· взаимодействия;

 

Различают производственную и общую структуру.

Производственная структура в зависимости от того подразделения, которое называется ведущим бывает:

§ цеховая структура;

§ бесцеховая;

§ вкорпусная;

§ комбинаторная;

 

По характеру деятельности цехи предприятия делятся на:

 

· основные;

· вспомогательные;

· обслуживающие;

· второстепенные;

 

В зависимости от этой структуры формируется внутренний экономический механизм.

 

Условия и среда функционирования предприятия.

Окружение предприятия с которым оно взаимодействует формирует его среду. Среда делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя – окружение предприятия со стороны, куда входят субъекты хозяйствования, различные структуры, факторы, которые на неё влияют.

 

В зависимости от характера влияния внешняя среда подразделяется на:

 

1. макросреду;

2. микросреду;

 

Макросреда – это дальнее окружение предприятия, которое прямо не влияет на предприятие. К ней относятся:

 

· социально-экономические факторы развития государства;

· НТП;

· демографические;

· политические;

· условия деятельности предприятия;

 

Для факторов макросреды характерно:

 

o неопределённость;

o высокая вероятность;

o непредсказуемость в последствие;

 

Например факторы уровень инфляции, спад производства, высокие налоговые ставки, нестабильность. Предприятие учитывая эти факторы находит возможности улучшения своей деятельности. Например: выход на внешний рынок, предприятие самостоятельно определяет виды деятельности, находит новое направление.

 

К внешним относятся также факторы микросреды – прямо влияют на деятельность предприятия. Для них характерно:

 

o конкретное влияние;

o интенсивное влияние;

o они носят постоянный характер;

o конкурентны;

o так называемые контактные аудитории (физ. и юр. лица, которые заинтересованы в деятельности предприятия, банковские учреждения, средства массовой информации, профсоюзные организации);

 

И факторы макро и микро среды могут либо улучшать либо ухудшать либо оставаться нейтральными относительно деятельности предприятия. Приоритетность факторов внешней среды зависит от:

 

· цели деятельности предприятий;

· видов деятельности;

· структуры предприятия;

· хоз. связи предприятия;

 

Внутренняя– факторы, которые действуют внутри предприятия.

К ним относятся:

 

· ресурсный потенциал;

· персонал предприятия;

· организационная структура;

· имидж предприятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...