Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия и среда функционирования предприятия.Стр 1 из 17Следующая ⇒
Недрянко Ангелина Алексеевна
«Экономика предприятия»
Опорный конспект лекций для экономических специальностей
для студентов дневной и заочной формы обучения
Донецк – 2011 г. Тема №1: «Предприятие в системе рыночных отношений» 1. Сущность предприятия как субъекта хозяйствования в условиях рынка. 2. Законодательные и нормативные основы создания и функционирования предприятий. 3. Классификация предприятий. 4. Условия и среда функционирования предприятия.
Сущность предприятия как субъекта хозяйствования в условиях рынка. Предприятие – низовое (базовое) звено экономической системы и является автономно существующим субъектом хозяйствования, на основе которого строятся остальные уровни иерархической системы. Предприятие как субъект хозяйствования должно отвечать требованиям: - должно быть конкурентоспособным; - эффективные взаимосвязи предприятия в рыночной среде4 В зависимости от видов деятельности существуют 3 основные экономические результата (согласно Форме №2 «Отчёт о финансовых результатах»): 1) Продукция т.е. товары; 2) Услуги по реализации этих товаров; 3) Выполненная работа; Предприятие в рыночной экономике осуществляет свою деятельность с помощью экономического механизма. Экономический механизм – система организации экономической деятельности предприятия, в которую входят: - формы собственности; - рычаги и методы деятельности для удовлетворения потребностей рынка и получения максимальной прибыли; Характерные черты экономического механизма: 1) основой экономического механизма является существующие экономические законы, законодательные и нормативные акты; 2) экономический механизм формируется одновременно с созданием предприятия и развивается с изменением законодательной базы; 3) экономический механизм фиксируется в уставе предприятия и коллективных договорах; 4) экономический механизм основывается на коммерческом расчёте; 5) он зависит от формы собственности предприятия и размеров предприятия; Как правило предприятие как субъект хозяйствования является юридическим лицом и становится таковым после регистрации в установленном порядке. Предприятие должно зарегистрировать себя в органах власти, органах статистики, налоговых органах, санитарно-эпидемиологической службе. Признаки предприятия как юридического лица: 1) обособленное имущество; 2) предприятие этим своим имуществом отвечает по своим обязательствам; 3) право заключать договора от своего имени согласно законодательства; 4) предприятие должно иметь законченный учёт и отчётность, составлять самостоятельный баланс; 5) оно может иметь счета в банках; 6) предприятие имеет печать или штамп со своими реквизитами; 7) предприятие имеет учредительные документы (устав, учредительный договор); 8) предприятие имеет право быть и исцом и ответчиком в суде; Предприятие может выполнять различные виды деятельности либо параллельно либо автономно, а именно: - автономная; - коммерческая; - маркетинговая; - инвестиционная; - инновационная; - послепродажное обслуживание; - социальная; - экономическая (ведение учёта и отчётности, планирование, ценообразование, материальное стимулирование персонала, ресурсное обеспечение, финансовая деятельность: финансирование и кредитование; внешняя экономическая деятельность и др.); Кроме того предприятие в условиях рынка является объектом рыночных отношений: - у него есть цена; - предприятие может быть предметом купли-продажи; - происходит смена собственника.
Законодательные и нормативные основы создания и функционирования предприятий.
Как юридическое лицо предприятие ведёт свою деятельность согласно законодательства (Хозяйственный кодекс, Закон о предприятии, Закон о банковской деятельности, Закон об оплате труда) в результате чего формируется законодательная база самого предприятия:
- Устав; - Учредительный договор; - Коллективный договор между предприятием и его работниками; - Индивидуальный договор с каждым работником в отдельности;
Все эти документы содержат разделы, которые формируют экономический механизм данного предприятия. В них отражается:
· порядок формирования собственности; · организация хозяйственной деятельности; · говорится об условиях взаимосвязи с государством, с региональными органами управления, с партнёрами предприятия и др. субъектами; · организация труда, заработной платы и социального обеспечения персонала;
В Уставе содержится:
· наименование и место нахождения предприятия; · даётся перечень собственников или учредителей; · величина уставного фонда на момент открытия предприятия; · отражается миссия и цель, функции и виды деятельности; · перечисляются органы управления и порядок их формирования; · говорится об источниках и порядке создания имущества; · говорится об условиях реорганизации и ликвидации предприятия.
Классификация предприятий. Экономический механизм предприятия зависит от вида предприятия. С целью эффективного управления многочисленные виды предприятий классифицируются по следующим признакам:
v по характеру деятельности:
§ коммерческие (самостоятельно формируют доходы, расходы, прибыль); § некоммерческие (те, которые существуют за счет бюджетных средств; не прибыльные по сути);
v по форме собственности:
§ частные; § государственные; § коллективные; § коммунальные; § смешанные;
v по принадлежности капитала:
§ национальные; § зарубежные; § совместные;
v правовой статус и форма хозяйствования:
§ единоличные; § хозяйственные общества;
v по функциональному виду деятельности:
§ производственная: ü промышленные; ü сх; ü строительные; ü транспортные;
§ торговая: ü розничные; ü оптовые; ü производственно-торговые; ü торгово-посреднеческие; § финансовая: ü банковские учреждения; ü страховые компании; ü инвестиционные; ü лизинговые; ü фондовые; § предприятия бытового обслуживания; § туристические предприятия и фирмы; § образовательные;
v по степени подчинённости:
§ головные; § дочерние; § филиалы; § объединения предприятий; v по численности персонала:
§ малые; § средние; § крупные; § мего предприятия;
v по технологическим процессам:
§ простая технология; § сложная технология; § супер сложная технология (нанотехнология);
Кроме того классифицируется предприятий предопределяет их внутреннюю структуру. Структура любого предприятия означает его внутреннее устройство, а именно:
· состав подразделений внутри предприятия; · связи между ними; · взаимодействия;
Различают производственную и общую структуру. Производственная структура в зависимости от того подразделения, которое называется ведущим бывает: § цеховая структура; § бесцеховая; § вкорпусная; § комбинаторная;
По характеру деятельности цехи предприятия делятся на:
· основные; · вспомогательные; · обслуживающие; · второстепенные;
В зависимости от этой структуры формируется внутренний экономический механизм.
Условия и среда функционирования предприятия. Окружение предприятия с которым оно взаимодействует формирует его среду. Среда делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – окружение предприятия со стороны, куда входят субъекты хозяйствования, различные структуры, факторы, которые на неё влияют.
В зависимости от характера влияния внешняя среда подразделяется на:
1. макросреду; 2. микросреду;
Макросреда – это дальнее окружение предприятия, которое прямо не влияет на предприятие. К ней относятся:
· социально-экономические факторы развития государства; · НТП; · демографические; · политические; · условия деятельности предприятия;
Для факторов макросреды характерно:
o неопределённость; o высокая вероятность; o непредсказуемость в последствие;
Например факторы уровень инфляции, спад производства, высокие налоговые ставки, нестабильность. Предприятие учитывая эти факторы находит возможности улучшения своей деятельности. Например: выход на внешний рынок, предприятие самостоятельно определяет виды деятельности, находит новое направление.
К внешним относятся также факторы микросреды – прямо влияют на деятельность предприятия. Для них характерно:
o конкретное влияние; o интенсивное влияние; o они носят постоянный характер; o конкурентны; o так называемые контактные аудитории (физ. и юр. лица, которые заинтересованы в деятельности предприятия, банковские учреждения, средства массовой информации, профсоюзные организации);
И факторы макро и микро среды могут либо улучшать либо ухудшать либо оставаться нейтральными относительно деятельности предприятия. Приоритетность факторов внешней среды зависит от:
· цели деятельности предприятий; · видов деятельности; · структуры предприятия; · хоз. связи предприятия;
Внутренняя– факторы, которые действуют внутри предприятия. К ним относятся:
· ресурсный потенциал; · персонал предприятия; · организационная структура; · имидж предприятия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |