Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пассажирский билет и багажная квитанция (Passenger Ticket and Baggage Check)




Пассажирский билет дает право на перевозку пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанные в билете.

Билет являются перевозочным документом, в котором определены условия и правила перевозки пассажира и его багажа, а также является платежным документом строгой отчетности, обеспечивающим оплату авиакомпании расходов за воздушную перевозку.

 Билет является именным документом и оформляется для каждого пассажира отдельно и не может быть передан другому лицу.

 При продаже перевозок используются два вида билетов: собственные бланки билетов авиакомпании и нейтральные бланки билетов, их чаще называют стандартные перевозочные документы (СПД).

СПД выпускаются системами взаиморасчетов и используются для продажи перевозок всех авиакомпаний, членов данной системы взаиморасчетов (ТКП, BSP IATA, ARC ATA).

Все форматы билетов определяются 722 серией резолюций IATA. В практике использовались и используются билеты следующих форматов, определенные Руководством IATA по оформлению билетов:

 билет ручного оформления (авиакомпания, BSP);

 билет переходный автоматизированного оформления авиакомпании формата ТАТ;

 билет переходный автоматизированного оформления BSP формата ОРТАТ;

 билет автоматизированного оформления формата АТВ (АТВ1, АТВ2) авиакомпания, BSP;

 электронный билет (ЕТ).

 В настоящее время бланки типа: билет ручного оформления, Автоматический копирующийся Билет (Сэндвич), Автоматизированный купонный билет с посадочным талоном становятся историей. Электронный билет становится единственным типом авиационного билета.

 Однако приведем пример информации, содержащейся в бланке международного билета типа ТАТ, т.к. в электронном билете она содержится в полном объеме.

 Transitional automated ticket (ТАТ) – «Копирующийся» автоматический билет (Сэндвич). Билет состоит из обложки, на которой представлены логотипы авиакомпании или IATA (ТКП), текстовой части, в которой представлены: Важная информация для пассажира, Условия договора воздушной перевозки, Правила перевозки пассажиров и багажа и части, непосредственно определяющей перевозку, которая состоит из купонов: контрольного, для агента, полетных, для пассажира.

 Контрольный купон (зеленого цвета) изымается при выдаче билета в агентстве продажи билетов и прилагают к отчету о проданных билетах вместе с неиспользованными купонами.

 Купон для агента (розового цвета) изымается при выдаче билета в агентстве продажи билетов и хранят в архиве агентства.

Полетный купон (желтого или бежевого цвета) на конкретный участок маршрута отрывают при регистрации в аэропорту отправления. Билеты могут содержать 1, 2 или 4 полетных купона.

 Наиболее широкое распространение получил бланк с четырьмя полетными купонами. Если маршрут содержит меньшее количество перелетов, то на лишних купонах в графе «Маршрут» печатается слово VOID (недействителен для перевозки), а сам купон изымается агентом. Пассажирский купон (белого цвета) является документом, подтверждающим заключение договора на воздушную перевозку, а также документом, необходимым при подаче претензии перевозчику.

Для каждого перевозчика и участка маршрута оформляется отдельный полетный купон. Полетные купоны должны использоваться в том порядке, в

котором они находятся в билете в строгой последовательности от пункта отправления до пункта назначения, указанного на купоне «Для пассажира». Полетные купоны не принимаются ни для каких операций без пассажирского купона.

За счет использования карбонированого слоя все купоны билета пропечатываются одновременно. Несомненное преимущество такого билета в том, что для его выпуска могут использоваться сравнительно дешевые матричные принтеры.

При оформлении билета используются следующие термины:

 - плечо "LEG" - участок маршрута между двумя последовательными посадками, предусмотренными расписанием;

 - сегмент "SEGMENT" - участок маршрута между пунктами вылета пассажира и пунктом его прибытия при выполнении любого рейса (сегмент может состоять из одного или нескольких "плеч");

- сектор "SEСTOR" - участок запланированного маршрута полета или пути следования пассажира, который может включать в себя один или несколько "плеч/сегментов", термин применяется при построении тарифа.

 Купон состоит из нескольких функциональных разделов или блоков:

 -рейсовый блок;

-тарифный блок;

 -блок дополнительных сведений.

Количество граф в билетах, выпускаемых перевозчиками или СПД, может быть различным, но в тоже время они всегда содержат набор обязательной информации.

 Графа "ISSUED BY...../ВЫДАН (АВИАКОМПАНИЕЙ)"

- логотип авиакомпании. Графа "FLIGHT COUPON №/ ПОЛЕТНЫЙ КУПОН №"

- номер полетного купона, соответствующий очередному участку маршрута полета пассажира.

Графа "ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS (CARBON) /ПЕРЕДАТОЧНАЯ НАДПИСЬ/ОГРАНИЧЕНИЯ" - в этой графе делаются специальные отметки, касающиеся использования билета или одного из купонов, в случае передачи перевозки другому перевозчику - участнику INTERLINE. Графа может иметь отметку ONLY или может остаться без отметки, либо может иметь отметку ограничений типа: "возмещению не подлежит", "передаче не подлежит", "возмещается только при ...", а также ограничение срока действия. В графе указывается специальная информация, относящаяся ко всей перевозке.

Графа "ORIGIN/ DESTINATION" "ПУНКТ ОТПРАВЛЕНИЯ/ НАЗНАЧЕНИЯ"- указывается пункт начала перевозки и пункт ее окончания, а также индикатор продажи при международных перевозках (SITI, SOTI, SOTO, SITO).

Графа " AIRLINE DATA/ДЛЯ ОТМЕТОК АВИАКОМПАНИИ" - системный номер бронирования (PNR).

 Графа " DATE AND PLACE OF ISSUE"/ "ДАТА И МЕСТО ВЫДАЧИ" и "AGENT/АГЕНТ"- графа заверяется штемпелем (валидатором), на котором указаны:

 - наименование агентства, выдавшего билет;

 - место (город, страна) выдачи билета;

- номерной код лица, выдавшего билет.

 Графа "NAME OF PASSENGER"/ "ФАМИЛИЯ И ИМЯ ПАССАЖИРА" / "NOT TRANSFERABLE "/ "БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ ДРУГОМУ ЛИЦУ" – в этой графе латинскими буквами указывается фамилия пассажира, имя и статус пассажира: MR, MRS, MISS или "IN"(INFANT) / Ребенок до двух лет; "CH"(CHILD)/Ребенок от 2-х до 12 лет.

После кодового сокращения обязательно проставляется дата рождения ребенка. При перевозке несопровождаемого ребенка в возрасте от 2-х до 12 лет указывается код "UM", а от 12 до 16 лет указывается код "YP" и две цифры, обозначающие возраст.

Во всех случаях при регистрации билета возраст ребенка проверяется по документу.

При регистрации билета данные, указанные в этой графе, сверяются с данными документа, удостоверяющего личность пассажира. Графа "ISSUED IN EXCHANGE FOR" / "ВЫДАН В ОБМЕН НА" заполняется, если билет выдан в обмен на другой билет или платежный документ "MCO". При выдаче билета в обмен на какой-либо другой документ в графу вписывается номер обменного документа и данные из одноименных граф обмениваемого документа: двухбуквенный код перевозчика, выдавшего

такой документ, первоначальное место выдачи билета - "ORIGINAL ISSUE" / "ПЕРВОНАЧ. ВЫДАН; "AIRLINE" / "АВИАКОМП"; форма бланка "FORM" / "ФОРМА"; серийный номер "SERIAL NO" / "СЕРИЙНЫЙ НОМЕР"; "PLACE" / "МЕСТО" и "DATE" / "ДАТА" выдачи; номерной код агента "AGENT'S NUMERIC CODE" / НОМЕР АГЕНТА". Графа "CONJUNCTION TICKETS" / "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ" - обязательно заполняется, когда выдается более одного билета на весь маршрут перевозки.

В основном билете указывают формы и серийные номера всех дополнительных билетов, а в дополнительных билетах - формы и серийные номера основного и остальных дополнительных билетов, а также при оформлении авиабилетов на ребенка до 2-х лет в графу вносится номер авиабилета сопровождающего взрослого пассажира.

 Графа " GOOD FOR PASSАGЕ BETWEEN POINTS OUTLINED"/ "ДЕЙСТВИТЕЛЕН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ МЕЖДУ УКАЗАННЫМИ ПУНКТАМИ"- маршрут следования пассажира "FROM"/ ОТ - пункта отправления, "TO"/ "ДО" - до каждого следующего пункта по маршруту с указанием стоп-овера, трансфера и пункта назначения.

 Если для полета выписано более одного билета, последний пункт первого билета указывается в графе "FROM" последующего билета. Если город обслуживается двумя или более аэропортами, то после названия города указывается в той же графе через косую черту полностью или кодом название аэропорта.

Неиспользуемые строки "TO" в полетном купоне должны быть погашены словом "VOID" - недействительны.

Если какой-то из пунктов является пунктом трансфера, перед этим пунктом указывается код "X". Графа "СARRIER" /"ПЕРЕВОЗЧИК" - где указываются двухсимвольные коды перевозчиков, опубликованные в справочниках ИАТА, или при внутренних перевозках код, присвоенный ТКП (полное название перевозчика указывается, если ему не присвоено двухсимвольного кода). 

Графа "FLIGHT/CLASS" / "РЕЙС/КЛАСС" - номер рейса и класс бронирования для участка перевозки.

Класс обслуживания обозначается одним из сокращений, используемых для указания первичных кодов графы "Вид тарифа"(F - 1-й класс, С - бизнес класс, Y - экономический).

Графа "DATE"/"ДАТА" - дата вылета данного рейса.

 День вылета указывается двумя цифрами, а название месяцев трехбуквенным сокращением (JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC ).

Графа "TIME"/"ВРЕМЯ ВЫЛЕТА" - местное время вылета, обозначается четырьмя цифрами (0745, 1850).

Графа "STATUS" / "СТАТУС" - указывает на фактическое положение бронирования данного маршрута конкретным пассажиром. При оформлении билета используются следующие коды бронирования: "OK" - подтвержденное бронирование; "RQ" - запрос на бронирование сделан, но не подтвержден, или запрос внесен на лист ожидания (если имеется бронирование на один рейс и поставлен на очередь на другой, то в графе "Передаточная надпись" указывают "RQ + N рейса и дату"); " SA"- предоставление места при регистрации; "NS" - без предоставления места ребенку до двух лет; "OPEN" - на конкретную дату место не запрашивалось (открытая дата).

 Графа "FARE BASIS" / "ВИД ТАРИФА" - базовый код тарифа, характеризует класс обслуживания, по которому оформлен соответствующий сегмент перевозки (F, С, Y), категория пассажира, срок действия билета, права в соответствии с бронью пассажира, сезон и дни полета.

Указывается код и процент скидки. Графы "NOT VАLID BEFORE" / "НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ДО" и "NOT VАLID AFTER" / "НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ПОСЛЕ" - заполняются в том случае, если примененный тариф не позволяет начать или закончить перевозку до/после какой-либо даты. Тогда вводится ограничение, определяемое правилами

примененного тарифа, по сроку начала перевозки и окончания перевозки на соответствующем сегменте.

 В графе "Не действителен до" соответствующего полетного купона проставляется дата, раньше которой перевозка в обратном направлении не может начаться.

 Дата, указываемая в графе "Не действителен после", является последней возможной датой перевозки по соответствующему полетному купону. Билет, выданный по нормальному тарифу, проставленному в графе “FARE BASIS” / “ВИД ТАРИФА” - наивысший уровень тарифа, соответствующего классу обслуживания, действителен для перевозки в течение года с даты выдачи билета либо с даты вылета по первому полетному купону.

Билет, оформленный по специальному тарифу, действителен для перевозки только в течение периода, установленного правилами применения такого тарифа. Графа "ALLOW" / "НОРМА ПРОВОЗА БАГАЖА" - норма бесплатного провоза багажа, определяемая классом обслуживания, NO - при отсутствии нормы бесплатного провоза багажа.

При поштучной системе багажа проставляется кодовое обозначение "PC" (piece concept). Графа "BAGGAGE CK/UNCK" /"БАГАЖ ЗАРЕГ./НЕЗАРЕГ." - заполняется при регистрации. Содержит общий вес перевозимого пассажиром багажа и количество мест.

Графа"TOUR CODE"/"КОД ТУРА" - графа, которая заполняется при перевозке по индивидуальным, групповым тарифам. Номер тура кодируется буквенно - цифровыми знаками и может содержать до 14 символов.

Графа "ADDITIONAL ENDORSEMENTS / RESTRICTIONS (CARBON)" /"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ" - указываются специальная дополнительная информация, относящаяся ко всей перевозке, условия перевозки и дополнительные ограничения. Расчет "Тарифа билета" производится по следующим графам.

Графы "FROM/TO ОТ/ДО, CARR/Перевозчик, FARE CALC/Расчет тарифа" отражают полный маршрут перевозки, т.е. пункты отправления, трансфера и назначения; перевозчиков, участвующих в перевозке; принципы построения тарифа; пункты построения тарифов; виды и суммы взимаемых доплат или скидок.

 Графа "FARE" / "Тариф" должна быть всегда заполнена. В ней из колонки графы "FARE CALC"/"Расчет тарифа" - указывается полный тариф за перевозку по всему маршруту, который включает возможные надбавки и скидки. В графе "Тариф"- указывается тариф в валюте страны начала перевозки.

Перед суммой, указанной в графе " Тариф", проставлен трехбуквенный код валюты. В графе "Тариф" в отдельных случаях вместо суммы проставляется определенная информация: CHRT - чартерный рейс; NO FARE - без оплаты; IT - при перевозке по IT. Графа "EQUIV FARE PD"/"УПЛАЧЕН ЭКВ. ТАРИФА" - в графе указывается эквивалент суммы в валюте оплаты. Графа не заполняется, если валюта опубликования тарифа и валюта оплаты совпадают. В графе "TAX" / "ТАКСА" проставляется сумма сбора, полученного с пассажира, в валюте оплаты. Если взимается два или несколько сборов, каждый из них указывается в отдельной графе. Перед суммой сбора ставится трехбуквенный код валюты, а после суммы двухбуквенное название сбора.

Если пассажир освобожден от взимания сборов, в эту графу вписывается слово "EXEMPT"/"ОСВОБОЖДЕН" и указывается по какой причине, например, "Diplomat". В графе "TOTAL"/ "ВСЕГО" указывается общая сумма, оплаченная пассажиром, полученная от сложения сумм графы "УПЛАЧЕН ЭКВИВ. ТАРИФА" / "EQUIV FARE PD" и графы "TAX".

Если графа "Уплачена эквивалентная сумма" не заполнена, т.е., если валюта фактической оплаты совпадает с валютой, указанной в графе "Тариф", то в графе "Всего" указывают сумму, полученную от сложения сумм граф "Тариф" и "TAX". Если билет оформлен в обмен на какой-либо другой перевозочный или платежный документ (МСО), то в графе "ТOTAL" указывается NOADC - если обмен равноценный, т.е. без доплаты или со значком А, отражающим сумму доплаты.

 При выдаче билетов в дополнении один к другому сумма, указанная в графе "Всего", должна быть повторена на всех билетах. Графа "TOTAL"/"Всего" - указывает стоимость перевозки в валюте оплаты. Если билет бесплатный, то проставляется NO FARE;

Графа "FORM OF PAYMENT"/"ФОРМА ОПЛАТЫ" - может иметь следующие виды:

- наличная оплата - "CASH";

 - кредитная карточка - "СС" (используются буквенный AX, DC, EC, СА, VI или цифровой коды кредитных карт в сочетании с серийными номерами); - чек, отличный от дорожного

 - "CHEQUE/ CHEK";

 - РТ

 - РТА с указанием формы оплаты (кредитная карта обозначается буквенным кодом кредитной карточки, например:

"PT/AX", "PT/VI");

- правительственный ваучер

- GR (GRT);

- ордер разных сборов - MCO;

 - билет – TKП; - перечисление по безналичному расчету

- INV;

-прочее

– ms- любая форма оплаты, не описанная выше. Если в оплату перевозки принимаются два или более платежных документа, то между обозначениями этих документов проставляется знак "+", например: "TKП+МCO".

 

Однако формат TAT связан с целым рядом недостатков, включая низкую степень защиты, а главное – сложность достижения высокой степени автоматизации, особенно при обработке полетных купонов в авиакомпаниях, что приводит к большим объемам ручной работы и высоким затратам.

 Чтобы преодолеть недостатки формата TAT, в IATA был разработан более прогрессивный стандарт – ATB (Automated Ticket / Boarding pass), который, в свою очередь, вводился в два этапа. Наиболее прогрессивный из всех бумажных форм билетов – формат ATB2 – активно применяется как в подавляющем большинстве западных авиакомпаний, так и в качестве нейтрального стока в IATA BSP/ARC.

 Стандарт ATB2 подразумевает последовательную печать купонов билета, а главное – наличие специальной магнитной полоски на оборотной стороне купона.

Информация на магнитную полосу наносится в момент выпуска билета и разбита на четыре дорожки в трех секторах (один из которых находится на отрывной части купона).

Таким образом, формат ATB2 позволил повысить степень защиты билета, ускорил процесс регистрации в аэропорту. Автоматический вызов PNR (Passenger Name Record) пассажира после сканирования купона и послеполетная обработка купона может также производиться автоматизировано – со сканированием всей необходимой информации с магнитных полосок купона. При этом для печати таких билетов требуются более дорогие специализированные принтеры.

Как бы ни совершенствовались технологии работы, использование бумажного билета не позволит избавиться от целого ряда недостатков, в том числе – необходимости бумажного документооборота (трудоемкие и затратные задачи приобретения, распределения и контроля за стоком). Кроме того, выпуск бумажного билета подразумевал необходимость доставки билета клиенту, либо присутствие пассажира в офисе агентства или авиакомпании. При выпуске бумажного билета в системе бронирования создаются электронные записи по каждому выпущенному билету.

 Это позволяет, в частности, выпускать отчеты о продажах. Поэтому вполне логичной стала постановка задачи: а нельзя ли ограничиться созданием записи о билете только в электронной форме и признать это в качестве «перевозочной документации». Так появилась идея электронного билета, также закрепленная в рекомендациях IATA (Резолюция – 722g).

Электронный авиабилет это сохранение полной информации об авиаперелете, включая данные пассажира, маршрут его следования, оплату в базе АСБ. Использование электронного билета гарантирует те же права и возможности для пассажира, которые он имел с обычным билетом на бланке. Электронный билет можно забронировать заранее, оплата же производится любым удобным для пассажира способом – за наличный или безналичный расчет, банковской картой. Сразу после оплаты билета клиент получает маршрут-квитанцию с детальной информацией о перелете. Маршрут-квитанция это обыкновенный лист формата А4 на котором распечатана вся информация о предстоящем перелете.

Коды статусов электронных билетов

 O – купон электронного билета открыт для использования;

 A – купон электронного билета находится под контролем аэропорта;

C – купон электронного билета зарегистрирован;

 F – пассажир улетел;

 R – стоимость возвращена;

V – билет аннулирован;

P – билет распечатан и переведен в статус бумажного документа;

 E – произведен обмен билета, билет переписан.

 

Объяснение строк экрана маршрута:

 (1) - информация об агентстве

(2) - дата распечатки маршрута электронного билета

(3) - пароль агента, распечатавшего маршрут электронного билета

 (4) - фамилия и имя пассажира

 (5) - название подтверждающего перевозчика

 (6) - номер электронного билета

 (7) - идентификационные данные

 (8) - номер PNR в системе «Аmadeus» и в системе АК «Россия»

 (9) - города вылета/прилета, аэропорта и терминалы

 (10) - номер рейса

 (11) - класс обслуживания

 (12) - день и месяц вылета

(13) - времявылета

 (14) - кодтарифа

(15) - Not-valid-before 

(16) - Not-valid-after

(17) - допустимый вес багажа

 (18) - код статуса бронирования

 (19) - стандартное сообщение для пассажира о документах, необходимых для идентификации

(20) - ограничения тарифа, курс обмена, туркод, форма оплаты

 (21) - калькуляционная решетка

(22) - базовый код валюты и сумма

(23) - сумма такс и коды

(24) - таксы и тариф

 (25) - ремарки из PNR, внесенные с помощью запроса RIZ (максимум 5 строчек)                      

 (26) - утвержденные заметки

 (27) - номер текущей страницы и общее количество страниц ITR

 

 

 

Пример распечатки маршрут-квитанции ITR:              

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 600.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...