Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1 Предмет философии и ее роль в обществе.




 

               В результате изучения раздела студент должен:

знать:

- наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появившиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

уметь:

 - прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности; соотносить этнокультурные, общероссийские и общечеловеческие ценности.

 
 


Тема 1.1  Основные понятия и предмет философии

1.1.1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1.1.2  Предмет и определение философии. Основной вопрос философии.

                

Содержание учебного материала

1.1.1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

 

                   В результате изучения темы студент должен:

уметь:

-определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

знать:

- понятия: мировоззрение и его исторические типы; миф, религия, философия;

- смысл понятий: «логика», «философия», «дискурсивность».

 

Методические указания

  В содержании учебного материала первой темы  «Становление философии из мифологии» студенту нужно знать, как шел процесс становления - зарождения философии из мифологии.

 

Последовательность изучения темы – план:

1) Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

 (Дополнительные источники).

2) Миф и религия – предшественники философии. (№ 4, разд.1,гл.1, с. 9-12)

3) Предпосылки возникновения философии в Древней Индии (№ 1, ч.1, гл. 2,

с.16-22), Древнем Китае (№ 1, ч.1, гл.3, с.23-32), Древней Греции (№ 1, ч.1,

 гл.3, с.32-35)

4) Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

(№1 с.11-13).

Комментарий – пояснение к теме

 
Изучение философии надо начинать с понятия «мировоззрение». Мировоззрение - система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют два уровня: первый, исходный, соответствует чувственному постижению мира (включает элементы: мироощущение, мировосприятие, миропредставление; сюда же относят и эмоциональной отношение к миру – миропереживание); второй уровень связан с наличием у человека понятийного мышления, источником которого является рассудок и разум; осмысление мира и самого себя (в целостности и отношении к миру) – это миропонимание.  Все вместе – это мировоззрение как система взаимоотношений человека с миром. В контрольной работе студенту надо написать и раскрыть все три структурных элемента мировоззрения. (Дополнительные источники).

Миф, религия, философия - все они являются историческими типами мировоззрения – это три его формы. Миф, религия – предшественники философии. Особенностью мифологии и религии является их духов­но-практический характер. Они тесно связаны с уровнем: освоения человеком окружающего мира и зависимостью его, от природы и быта. Отправная точка философии – миф, его осмысление, рассуждение на его тему. Мифология отвевает на вопрос о начале и происхождении мира, философия – о его смысле, целостном функционировании и о смысле жизни человека.

Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, дискурсивности, системности, опирающийся на четкие понятия и категории. Она возникает как преодоление мифа (путь от мифа к Логосу) и одновременно как преодоление житейской мудрости. Философия максимально постигает бытие рациональными способами, подвергая все сомнению, логическому мышлению, идет к поиску истины.

В контрольной работе студенту надо написать и раскрыть понятия мифа, религии и философии, как исторических типов мировоззрения.

 Прежде чем  изучать предмет и определение философии, надо знать

о предпосылках ее появления, и видеть взаимосвязь философии того периода с мифологией и религией. (№ 1, ч.1, гл.1, с.6-8).

Рассматривая вопрос о предпосылках возникновения философии студенту надо:

- знать время (век), место возникновения философии (страны), и объективные предпосылки (уровень общественно-исторического, экономического и культурного развития) и условия(географическое положение),возникшие в обществах того времени в период появления философии в разных центрах цивилизаций: Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение? Каковы его структурные элементы?

2. Что означает понятия: миф, религия?

3. Как взаимосвязана философия с религией и мифологией?

4. Какие исторические типы мировоззрения Вы знаете?

5. Что такое философия? Чем она отличается от мифа и религии?

6. Где и возникла философия? Почему философия получила свое развитие только в трех центрах мировых цивилизаций?

7. Что означают в философии: понятийность, логичность, дискурсивность?

 

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

 заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

(ч.1, гл. 1-3, с. 5-35)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

 (Введение, с.4-9)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;)

 
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

(Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с.57-60).

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)                                                

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.                       

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

 

Тема 1.1. 2  Предмет и определение философии. Основной вопрос философии.

Содержание учебного материала

Предмет и определение философии. Основной вопрос философии.

 

                          В результате изучения темы студент должен:

уметь:

-определять предмет и смысл философии;

- объяснять сущность основного вопроса философии;

знать:

- теоретические подходы в философии:монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм;

- о роли философии в жизни человека и общества.

 

Методические указания

 

Последовательность изучения темы – план:

1. Предмет философии и ее определение (№ 1, ч.1, гл.1, с.14-15), (№ 2, Введение,

с.4-6), (№ 3,Введение, с.5-15).

2. Основной вопрос философии. (№ 2, Введение, с.6-7)

3. Субстанция как философская категория. Проблема двух субстанций.

(№ 4, разд.2, гл.4, с.57-59), (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).

4. Теоретические подходы в философии: монизм, материализм, идеализм,

дуализм, плюрализм. (№ 4- разд.1, гл.1, с.19-22; разд.2, гл.4, с.57-60).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...