Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комментарий – пояснение к теме.
1) Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Для философии предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это вечные вопросы – проблемы, которые интересуют человечество с тех пор как оно появилось. В контрольной работе студенту надо назвать перечень и смысл философских проблем, которые пытается решить философия.
- первая рациональная отрасль в истории духовной культуры - творчество, как мышление о фундаментальных вопросах, где ответ преимущественно не рациональный. Философия как одна из древнейшей области человеческого знания, основная форма духовной культуры и устойчивая форма общественного сознания. Примечание: в контрольной работе по этому вопросу надо писать только об этом определении философии т.е. «как рациональной отрасли духовной культуры». - как мудрость – искусство жизни, искусство познания мира, искусство жить среди людей; - как мировоззрение – научно-теоретический тип мировоззрения, опирающийся на четкие понятия и категории; - как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
3) Основной вопрос философии. Кем и когда был сформулирован «Основной вопрос философии»? (Имя автора). Основной вопрос философии нужно рассматривать с двух сторон: онтологической - связанной с проблемой возникновения бытия, и гносеологической - о проблеме познаваемости мира, мышления. Основной вопрос философии является основополагающим в науке т.к. от ответа на него зависит мировоззрение любого человека. Студенту нужно понять, что онтологическая проблема вызвана вечным спором между двумя основными теоретическими направлениями в философии: материализмом и идеализмом. Онтологическая проблема – это проблема отношения бытия к мышлению (сознанию): Что первично? Что вторично?(Дух или природа?) Гносеологическая проблема – это вопрос о познаваемости мира: «Познаваем ли мир? Каким образом можно его познать?». Студент должен осветить все теоретические подходы, которые имеются в философии по этому вопросу: монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. (№ 1,ч.1, с.6-7), ( № 3 с.71-72), (№ 4, разд.2, гл.4, с.57-60).
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое философия? Чем она отличается от мифа и религии? 2. Когда и где возникла философия? 3. Что является предметом философии? 4. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Что означает их смысл? 5. Какова роль философии в жизни человека и общества? 6. Что означает субстанция? В каких формах она может существовать? 7. В чем суть основного вопроса философии? 8. Какие теоретические подходы в его объяснении существуют в философии? 9. Что является первичным - Дух или природа? - в материализме, идеализме? 10. Как отвечает на вопрос: Познаваем ли мир? – материалист и идеалист? 11. Как в Вашей жизни, профессии проявляется сущность «Основного вопроса философии»? Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл.1, с.14-15) 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. (Введение, с.4-9) 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;) 4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с.57-60). Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 1.2 Философия Древнего мира и Средневековая философия.
Содержание учебного материала 1.2.1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Периодизация. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 1.2.2 Философия Древнего Рима.
В результате изучения темы студент должен: уметь: - прослеживать влияние фундаментальных философских идей античности и Средневековья на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности; знать: - понятия космоцентризм, теоцентризм; - особенности исторической эпохи; исторические типы философии; системы, течения, школы. Методические указания Студент должен изучить и иметь представление об истории развития мировой философии, ее течениях, особенностях: космоцентризм античной философии, теоцентризм средневековой философии: - космоцентризм- античная философия; философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов; - теоцентризм- средневековая философия; в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога.
Тема 1.2.1 Философия Древнего мира
Последовательность изучения темы – план: 1)Зарождение философии. (№ 1, ч.1, гл.1, с.5-15) 2) Философия Древней Индии. Школы: Джайнизм. Буддизм. Сущность учения Будды. Чарвака – локаята. (№ 1, ч.1, гл. 2, с. 16-22) 3) Философия Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Сущность учения Конфуция. (№ 1,гл.3, с.23-32). Рекомендация:Обязательно использовать дополнительные источники по философии буддизма и конфуцианства.
Тема 1.2.2 Античная философия. 1.2.3 Философия Древнего Рима.
Последовательность изучения темы – план: 1) Становление философии в Древней Греции. 2) Милетская школа. Натурфилософия: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит – поиски первоначала мира. 3) Философские школы Пифагора, Демокрита, элейская школа (Зенон). 4) Философия Сократа. Этика. Диалектика. Метод майовтики (№ 1, гл. 4, с. 40-43). 5) Философия Платона. Идеализм. Диалектика. (№ 1, гл.5, с. 44-49). 6) Философия Аристотеля. Метафизика.Логика. Этика. Добродетель. (№ 1, гл.6, с. 55-62). 7) Философия Эпикура. Гедонизм. (№ 1, гл.6, с. 63-68). 8) Философские учения софистов – Протогор. Киники – Диоген. Стоики. Скептики. (№ 1, гл. 6, с.49-52,с.68-71 ).
9) Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека.Политика, нравственность и человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов. (№ 1, гл.7, с. 73-83).
Тема 1.2.4 Философско-религиозная мысль Средневековья.
Последовательность изучения темы – план: 1) Особенности средневековой философии. (№1,ч.1,гл.8, с.83-84), (№ 2, разд.1,гл.1, с.31-33), (№ 3,разд.1,ч.2,гл.2,с.46-51). 2) Патристика. Августин. Природа и человек как творения бога. Знание и вера. Добро и зло.(№ 1, гл.8, с. 83- 86), ( № 2,разд.1, гл. 2 с.32-33, 35), (№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30) 3) Схоластика. Фома Аквинский -синтез средневековой философии в системе Ф.Аквинского. Пять аргументов бытия Бога. ( № 2,разд.1, гл. 2 с. 33-34), 4) Номинализм и реализм - проблема диалектики, связи общего и единичного. (№ 1, гл.8, с. 88- 90), ( № 2,раздел 1, гл. 2 с.33-35), (№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30)
Вопросы для самоконтроля: 1. Что означает мировоззрение космоцентризма в древнеиндийской, древнекитайской и античной философии? 2. К какому типу мировоззрения, теоретическому направлению философии, в основном, принадлежит индийская философия? 3. Назовите принципы и атрибуты буддизма. Что означает понятие нирвана? 4. В чем состоит сущность философии даосизма и конфуцианства? 5.Какие первоначала бытия природы называли натурфилософы? 6. Какие проблемы пытался изучать Сократ? Какой метод познания он создал? 7. Основоположником какого философского течения был Платон? 8. В чем состоит заслуга Аристотеля в философии? Какие науки он создал? 9. В чем сходство и различие философии Древней Греции и Рима? 10. Представителями каких греческих школ были философы Древнего Рима: Лукреций Кар, Цицерон, Сенека? 11. Что означает мировоззрение теоцентризма в Средневековой философии? 12. В чем отличие Средневековой философии от античной? 13. Какие два периода выделяют в развитии философии Средневековья?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл. 2-3, с. 16-32) 2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( раздел 1, гл.1-2 с.10-35) 3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел1, ч.1, гл.1-2, с.19-51;
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.1, с. 6-25, гл.2, с.29-30)
Дополнительные источники: 1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 240с. (для семинаров) 2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с. 3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд. 18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с. 4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г. 5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-672с.
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 212. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |