Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общефункциональный подход к управлению
Современная концепция процессного подхода, рассмотренная в /2.4.1/, отражает лишь общие аспекты управления, в ходе которого реализуются функции менеджмента (планирование, организация мотивация, контроль и т.п.), характерные для любого уровня управления и вне зависимости от особенностей и специфики деятельности организаций. Поэтому данный подход целесообразнее было бы называть общефункциональным подходом,так как понятие процессного подхода гораздо шире. Это обусловлено тем, что процессный подход включает всю совокупность, реализуемых в организации функций управления, отражающих как общие, так и специфические аспекты деятельности конкретной организации. Кроме того, существующая последовательность реализуемых функций управления в рамках процессного подхода требует своего уточнения. Не случайно, поэтому в современной научной литературе не существует строго установленной последовательности действий руководителя по реализации процесса управления. Специалисты в области менеджмента выделяют в настоящее время общие и специфические функции управления. Общие функции управления отражают содержание управленческого процесса в любой организации в общем виде и не зависят от специфики деятельности субъекта управления. К общим функциям управления обычно относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие решений, коммуникацию, координацию и др. Специфические функции управления учитывают особенности функционирования конкретных объектов управления, а также специфику деятельности рассматриваемой организации в целом либо по отдельным её видам. В этом случае выделяют совокупность частных (специфических) функций управления. Исходя из этого, к специфическим функциям управленияотносят различные виды управленческой деятельности, обеспечивающие достижение конкретных (частных) целей организации, в частности: стратегическое и оперативное управление; управление инновационной деятельностью; управление производственной деятельностью (основной, вспомогательной); управление персоналом; управление финансовой деятельностью предприятия; управление сбытом продукции; управление материально-техническими ресурсами (запасами); управление рисками и т.п. Реализация управленческими структурами организации всей совокупности общих и специфических функций управления составляет сущность процессного подхода к управлению. Исходя из этого, общефункциональный подход к управлению рассматривает процесс управления как совокупность взаимосвязанных общих функций управления, представленных на рис. 6.1.
В рамках данного подхода рассматриваемые функции управления условно можно разбить на базисные, универсальную и связующую. Базисные функции управления образуют общую структуру рассматриваемого подхода. К ним относятся: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Для них характерны относительно упорядоченная последовательность действий, высокая степень зависимости от эффективности реализации универсальной и связующей функций управления. Общее понятие о базисных функциях управления (за исключением функции прогнозирования) дано в разделе 2.4.1. Прогнозирование - процесс обоснованного предсказания возможного развития событий в целях осуществления рационального планирования и эффективной реализации последующих действий организации. Некоторыми современными исследователями процессного подхода к управлению, в отличие от А. Файоля, часто игнорируется самостоятельность функции прогнозирования в управленческом процессе [1,4,5]. При этом считается, что прогнозирование является частью процесса планирования, хотя вполне очевидно, что прогнозирование предшествует процессу планирования. Можно строить различные прогнозы по дальнейшему развитию тех или иных событий, но если прогнозы пессимистичны, например, в отношении разработки и последующей реализации конкретного инновационного продукта (услуги), то и вряд ли следует тратить время на планирование деятельности, связанной с разработкой такого продукта. Таким образом, прогнозирование является вполне самостоятельной функцией управленческого процесса, предшествующей процессу планирования. Прогнозирование должно основываться на знании и правильной оценке имеющихся данных обстановки, точных расчетах, знании возможностей подчиненных инстанций. К универсальной функции управления, используемой фактически на всех этапах управленческого процесса, следует отнести принятие решений. Универсальность данной функции обусловлена тем, что её в равной степени можно отнести как к базисным, так и к связующей функциям управления. Это действительно так, однако решение как функция управления играет весьма самостоятельную и ответственную роль. Например, трудно при определённых обстоятельствах заранее спланировать предстоящие действия (в данном случае переходят к реактивному управлению) или можно отказаться от тотального контроля своих подчиненных, целиком и полностью полагаясь на них, но в любом случае руководителем по этому поводу должно быть принято вполне определённое решение. Многие решения часто принимаются интуитивно, в частности, из-за нехватки времени или отсутствия необходимой информации. Тем не менее, именно от того, какое было принято решение, во многом предопределяется, не только эффективность дальнейшего функционирования, но и, возможно, само существование той или иной организации в будущем. Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется особенно на высших уровнях управления. Поэтому руководитель не может и не должен принимать непродуманные решения. А для этого необходимо знать природу решений. Коммуникация является связующей функцией управления. Посредством коммуникации происходит обмен информацией, которая составляет основу процесса управления, а, кроме того, с её помощью обеспечивается определённая взаимосвязь остальных функций между собой. Важно подчеркнуть, что в предложенном общефункциональном подходе взаимосвязь рассматриваемых функций управления не носит строгой направленности и последовательности их реализации. Кроме того, в процессе управления часть общих функций может реализовываться как последовательно, так и параллельно. При этом в зависимости от принимаемых решений обращение к базисным функциям управления может носить многоразовый характер в рамках цикла управления, например: уточнение целей и корректировка планов организации вследствие непредсказуемых изменений внешней и внутренней среды; необходимость в организационных преобразованиях из-за неудовлетворительного функционирования отдельных элементов системы управления; уточнение прогнозов развития организации; корректировка стимулов в процессе мотивации труда персонала и т.п. Таким образом, процессный подход к управлению включает совокупность общефункционального и специфических функциональных подходов к управлению. При этом общефункциональный подход базируется на реализации общих функций управления. При исследовании системы управления той или иной организации данный подход целесообразно использовать совместно с системным подходом. Детальная характеристика функций управления, представленных в рамках общефункционального подхода, подробно рассмотрена ниже.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |