Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, функции и роли менеджера в системе управления организацией




 

Термин «менеджер» в последние годы получил весьма широкое распространение и употребляется применительно:

к руководителям по отношению к подчинённым (исполнителям);

к руководителям деловых организаций, а также подчинённых функциональных и производственных подразделений (управлений, отделений, отделов);

к организаторам конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

к специалистам по управлению в сфере производства или коммерции;

к предпринимателям-организаторам, осуществляющим свою деятельность в определённой сфере бизнеса;

к членам органа управления компании, наделённым исполнительной властью и осуществляющим определённые им функции.

Менеджеры занимают различные должности в организации (генеральный директор, заместитель директора, начальник цеха, начальник участка, заведующий, руководитель группы, бригадир и т.п.), решают далеко неодинаковые задачи, выполняют различные функции. Это связано с тем, что в основном в организациях существует иерархия, а также различные виды управленческой деятельности.

Главной задачей менеджера является обеспечение эффективной работы всего коллектива в интересах достижения целей организации или вверенного ему подразделения на основе имеющихся ресурсов (трудовых, материально-технических, финансовых, информационных).

Организация не может существовать без менеджеров, так как они призваны реализовывать в организациях следующие важнейшие функции:

обеспечивать выполнение организацией её основного предназначения и интересы учредителей компании;

разрабатывать цели и стратегию деятельности организации;

осуществлять руководство коллективом организации;

нести ответственность за результаты деятельности организации;

устанавливать связи между отдельными операциями в организации;

являться основным звеном по связи организации с внешним окружением;

представлять организацию в различных мероприятиях и т.д.

Особенность деятельности менеджера заключается в том, что, с одной стороны, он призван руководить коллективом, а с другой стороны, он сам является членом возглавляемого коллектива. При этом он отвечает не только за свою работу, но и за результаты работы подчинённых. Поэтому эффективность руководства во многом определяется степенью поддержки его деятельности со стороны подчинённых. Организованное руководство совместной деятельностью людей как раз и составляет сущность работы менеджеров. Если менеджер не сможет рационально организовать работу всего коллектива, то все усилия остальных членов этого коллектива могут оказаться напрасными.

Выделяют следующие особенности труда менеджеров:

активное участие в организации производства (коммерции);

в основном, умственный характер труда;

ненормированный рабочий день;

повышенная нервно-психическая нагрузка, связанная с управлением людьми и принятием ответственных решений;

труд менеджеров фактически не поддаётся количественному учёту.

Менеджеров вне зависимости от количества уровней управления традиционно разделяют на три категории:

менеджеры низшего звена (операционные руководители) – это младшие начальники, которые руководят непосредственно рабочими и другими работниками. Они составляют большинство управленческих работников в любой организации. Типичными должностями на этом уровне являются мастер, бригадир, начальник производственного участка и т.п. Их напряженная работа характеризуется  большим разнообразием и частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений достаточно короток. Руководители низшего звена часто непосредственно отвечают за использование выделенных им ресурсов (люди, сырьё, материалы, оборудование и т.п.). Около 50% своего рабочего времени менеджеры этого звена тратят на общение со своими подчинёнными;

менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно возглавляют в организации крупные подразделения (начальник цеха, начальник смены, начальник отдела, директор филиала и т.п.) и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев. До 70% рабочего времени они тратят на общение с руководителями высшего и низшего звеньев управления;

менеджеры высшего звена (топ-менеджеры) составляют наименее малочисленный контингент управленческих работников (председатель совета, президент и вице-президент компании, генеральный директор объединения и т.п.). Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет чёткого завершения и содержит значительный риск. Руководители высшего звена никогда не могут быть полностью уверены в успешном завершении своей деятельности. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается. Считается, что до 59% времени руководители высшего звена тратят на запланированные заседания и встречи, 10% - на незапланированные встречи, 22% времени составляет работа с документами, 6% - телефонные разговоры и 3% - поездки, осмотры объектов [13].

Чем выше уровень иерархии, тем больше рабочего времени менеджер должен затрачивать на решение стратегических, перспективных задач. Рекомендуется следующая структура рабочего времени менеджеров высшего уровня: стратегические задачи – 60% времени, тактические – 25%, оперативные – 15%. Менеджеров среднего звена – 25, 50 и 25%, низшего звена – 10, 25 и 65% соответственно [26].

Кроме того, в теории и практике менеджмента выделяют категории линейных и функциональных руководителей.

Основным предметом труда менеджера является управленческая информация, на основе которой он ставит и обеспечивает решение технических, экономических, организационных, социальных и других задач. При этом труд менеджера носит творческий, многогранный характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность к аналитической деятельности и умение концентрироваться на существующих проблемах.

Менеджер обязан обеспечивать целенаправленность управленческого воздействия, координировать взаимодействие линейных и функциональных подразделений (специалистов), максимально мобилизовывать творческую активность работников, организовывать действенную систему контроля работы аппарата управления. Важными элементами содержания труда руководителя являются также подбор, расстановка и воспитание кадров, стимулирование труда персонала и др.

Менеджеры в процессе своей деятельности могут исполнять различные роли. Американский исследователь Генри Минцберг в своих работах выделяет 10 взаимозависимых ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды деятельности. Он классифицирует эти роли по трём крупным категориям: межличностные роли; информационные роли; роли по принятию решений (рис. 5.1).

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. К межличностным ролям относятся:

«Главный руководитель» – символический глава, в функции которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (церемонии, действия, обязываемые положением, ходатайства);

«Лидер» – руководитель, ответственный за мотивацию и активизацию подчинённых, набор, подготовку работников и связанными с этим обязанностями (фактически все управленческие действия с участием подчинённых);

«Связующее звено» – руководитель, обеспечивающий работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами).

 

 Межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, действовать в качестве центра обработки информации. К информационным ролям относятся:

«Приёмник информации» – руководитель, который разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, и успешно её использует в интересах своего дела (обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации);

«Распространитель информации» – руководитель, передающий информацию, полученную из внешних источников или от других подчинённых членам организации (рассылка почты с целью получения информации, вербальные контакты во время обзоров, бесед для передачи информации починённым);

«Представитель» – руководитель, передающий информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, и действующий как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам).

Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений:

«Предприниматель» –руководитель, изыскивающий возможности внутри самой организации и за её пределами, а также разрабатывающий, «запускающий» и контролирующий разработку определённых проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности);

«Устраняющий нарушения» – руководитель, отвечающий за корректировочные действия, когда организация оказывается в ситуации, вызванной необходимостью устранения существенных и неожиданных нарушений (обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы);

«Распорядитель ресурсов» – руководитель, ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, фактически принимающий или одобряющий все значительные решения в организации (составление графиков, запросы полномочий, действия по составлению и выполнению бюджетов, программирование работы подчиненных);

«Ведущий переговоры» – руководитель, ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах (ведение переговоров).

Все эти 10 ролей в совокупности определяют объём и содержание работы менеджера независимо от характера и масштаба деятельности конкретной организации.

Главным объектом организационной деятельности менеджера являются люди, их конкретная практическая деятельность. А успешное руководство людьми во многом зависит от того, насколько глубоко и хорошо руководитель знает своих подчинённых, вникает в их проблемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...