Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема переноса упражнения




Если человек обучался на материале одной узкой задачи, ему трудно применить освоенные умения и навыки по отношению к новым условиям. В этой связи принято говорить о возможности «переноса навыков». Различают положительный и отрицательный перенос. Положительный перенос имеет место в случае, если прежний опыт (прежде усвоенные навыки и умения) помогает в формировании новых умений. Например, знание грамматики немецкого языка помогает осваивать грамматический строй других иностранных языков. Навыки целенаправленной регуляции дыхания при пении помогают справиться с некоторыми видами заикания. Ребенок 6—7 лет, научившись срисовывать буквы с прописи по опорным точкам (точкам, в которых линия меняет направление), оказывается способным правильно срисовать любую букву, включая китайские иероглифы (опыты Н.Пантиной — ученицы П.Я.Гальперина). Для положительного переноса важно, чтобы первоначальный навык был обобщенным, формировался на материале разнотипных задач. И главное — должны быть заданы ориентиры для сознательного контроля выполняемого действия.

Отрицательный перенос навыка случается тогда, когда прежний навык бездумно, неосознанно используется человеком в новой ситуации. При этом сложившийся механизм действия оказывается неадекватным новым условиям (как это было у машинистов паровоза в рассмотренном ранее примере).

Общетрудовые и специальные умения и навыки

Специальные (профессиональные) умения необходимы в первую очередь для выполнения профессиональных задач и приобретаются в профессиональных учебных заведениях.

152


К общетрудовым умениям относятся умения, необходимые при выполнении любого вида труда, составляющие основу общей трудоспособности; к ним относятся: умение планировать деятельность, организовывать последовательность действий по решению задачи, умение приложить волевые усилия и довести начатое дело до конца, контролировать свои действия и свое состояние в работе (Платонов К.К., 1962; Чебышева В.В., 1983).

В настоящее время в качестве общетрудовых можно рассматривать умения и навыки владения компьютером. Сегодня эти навыки составляют обязательный минимум для юриста и фармаколога, для географа-картографа и физика, проще сказать — для большинства современных профессий, использующих информационные компьютерные технологии, телекоммуникации. Роль полезного фундамента в освоении самых разных современных профессий выполняет и владение иностранным языком, а лучше — двумя. Важными для большинства профессионалов могут быть навыки саморегуляции своего психического состояния, методы нервно-мышечной релаксации (умение быстро расслабляться, снять при этом накопившуюся усталость), методы самовнушения, аутотренинга (Леонова А. Б., Кузнецова А.С., 1993).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...