Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы исследования развития личности профессионала




Психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузомет-рия). Последние два являются относительно новыми методами, они разработаны в рамках причинно-целевой концепции психологического времени Е. И. Головахой и А.А.Кроником (1993) и требуют пояснений.

Метод составления «Карты жизни» по пятилетиям заключается в том, что выстраивается ось жизни от момента рождения до возраста предполагаемой смерти. Ось делится на отрезки по 5 лет каждый. Затем для каждого отрезка предлагается указать число значимых для обследуемого событий. Общее число событий (прошлого, настоящего и будущего) должно уложиться в множество, состоящее минимум из 15 и максимум 21 единицы. При этом составляется пронумерованный перечень событий. Каждое событие может записываться на отдельную карточку для последующей работы с ним. События предлагается отнести к одной из семи сфер жизни (природа, общество, работа, семья, внутренний мир, здоровье, досуг). Чем больше это число для пятилетия, тем насыщеннее жизнь в данный период времени. Далее оценивается соотношение насыщенности событиями периодов прошедшей жизни по сравнению с настоящим и будущими периодами. Чем выше насыщенность событиями прошлого по сравнению с будущим, тем в большей мере реализовались ожидания и замыслы обследуемого, тем он старше в психологическом смысле. Чем в большей мере перевешивает по насыщенности событиями будущее по сравнению с прошлым, тем мол рже в психологическом смысле человек. Если далее оцениваются причинно-целевые связи между выбранными событиями, их эмоциональная оценка и степень субъективной важности, то получают казузограмму. Эти все действия могут выполняться в ручном варианте (или на основе компьютерной программы «LifeLine»). В итоге в системе двух координат изобра-

144


жается карта жизни: по оси ординат отмечается важность каждого события (в баллах), по оси абсцисс — возраст жизни, соответствующий каждому событию. События (кружочки с номерами) соединяются линиями, каждая из которых обозначает тип связи (достичь, избежать, благодаря, вопреки). Реализованные (относящиеся к прошлому) события и связи отмечаются голубым цветом; актуальные (относящиеся к настоящему) — красным; будущие — зеленым. Составление карты жизни позволяет дать характеристику личности обследуемого: оценить его психологический возраст, масштаб замыслов, отношение к жизненным трудностям, эмоциональность, удовлетворенность жизнью, умение планировать свою жизнь, уверенность в себе, готовность обследуемого к переменам в жизни (Кроник А.А., 1993; Кроник А.А., Ахме-ров Р. А., 2003). Психолого-биографическое исследование личности может быть полезным в контексте карьерного консультирования (Перетятько Л. Г., 1991).


Вопросы и задания

1. Каковы психологические признаки труда в отличие от других видов
деятельности?

2. Что является предметом экспертной оценки в методике «Диффе
ренцированная оценка структуры труда» Е.А.Климова?

3. Какие признаки характерны для нормального труда?

4. Каковы компоненты структуры человека как субъекта труда?

5. Каковы периоды развития человека как субъекта труда в онтоге
незе?

6. Что такое квалификация, компетентность, профессионализм, псев
допрофессионализм, профессиональный опыт?

7. Назовите стадии цикла профессионализации (по Е. А. Климову).

8. Какие психологические новообразования формируются у дошколь
ников как будущих субъектов труда?

9. В чем состоят возрастные изменения психических функций челове
ка в период средней и поздней взрослости?

 

10. Каковы критерии зрелой личности и как они учитываются в стра
тегиях управления персоналом в организациях?

11. Каковы источники профессионального развития личности?

12. Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»?

13. Какие типичные виды приспособительного профессионального
поведения известны вам?

14. Что такое профессиональная адаптация, дезадаптация, реадапта
ция?

 

15. Каковы признаки нормального профессионального развития и
профессиональной деформации личности? Какие свойства личности спо
собствуют развитию профессиональной деформации?

16. Какие методы используются в исследовании человека как субъек
та труда?

17. В чем суть трудовой теории типологии культуры А. А. Богданова?

145


Таблица 16. Сюжеты для анализа признаков категории «деятельность»

 

№ п/п Пример для оценки
1 Биомасса в дрожжерастительном аппарате увеличивается в размерах и приобретает ожидаемые аппаратчиком свойства
2 Полковник Аурелиано Буэндия, закончив войну, вернулся домой и занялся привычным с юности делом: он отливал с помощью литейной формы рыбок из золота с рубиновым глазом, которых можно было вешать за губу (рыбью) как украшение на цепочку. Изготовив партию рыбок из 1 8 штук, он снова переплавлял их в тигле и процесс возобновлялся (Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества)
3 Наладчик гибких производственных систем ищет причину разладки транспортно-накопительного устройства
4 Станок с числовым программным управлением обрабатывает ступенчатый валик и подает готовое изделие на транспортно-накопительное устройство
5 Аппаратчик дрожжерастительного аппарата мысленно отслеживает технологический процесс и по мере необходимости включает те или иные механизмы
6 Персональный компьютер сообщает оператору (выдает надпись), что он неправильно задал параметры формата страницы
7 Лошадь везет повозку сена
8 Собака таможенника обнюхивает вещи пассажиров в аэропорту
9 Происходит извержение вулкана
10 Дама вздрагивает от внезапного стука в дверь

Таблица 17. Бланк ответов














Ф.И.О. студента

 

№ примера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оценка                    

18. Прочтите материал табл. 16 и определите, в каких случаях имеет
место трудовая деятельность в психологическом понимании, а в каких —
нет, поставив знаки «+» или «-» в клеточки бланка ответов (табл. 17).

19. Прочитайте внимательно список пословиц, соотнесите содержа
ние пословицы с психологическими признаками труда, укажите в соот
ветствующей строке бланка ответов (табл. 18) номер подходящей по со
держанию пословицы.

146


1. А воз и ныне там...

2. А ларчик просто открывался.

3. Артельный горшок гуще кипит.

4. Бабушка надвое сказала...

5. Бей галку и ворону. Руку набьешь — сокола убьешь.

6. Берись дружно — не будет грузно.

7. У семерых нянек — дитя без глазу.

8. Пошел черных кобелей набело перемывать.

9. Была бы шея, а хомут найдется.

 

10. В дождь — коси, в ведро — греби.

11. Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

12. Воду в ступе толочь — вода и будет.

13. Волк — коню не товарищ.

14. Воробьи торопились, да маленькими уродились.

15. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе — не слуга.

16. Встанешь пораньше — шагнешь дальше.

17. Всякая сосна своему бору шумит.

18. Дружба дружбой, а служба службой.

19. Дружно — не грузно, а врозь, хоть брось.

20. Жалует царь, да не жалует псарь.

21. За вкус — не берусь, а горячо сварю.

22. Криком — изба не рубится.

23. Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку.

24. Метил в ворону, а попал в корову.

25. Мужик — умирать собирайся, а земельку — паши.

26. Начал — за здравие, а кончил — за упокой.

27. Не клин бы, да не мох, так и плотник бы сдох.

28. Поехала кума — неведомо куда.

29. Час упустишь — годом не наверстаешь.

30. Это еще цветочки, ягодки — впереди.

31. Языком масла не собьешь.

Таблица 18. Бланк ответов







Ф.И.О. студента.

 

Содержание признака Номер пословицы
1 . Сознательное предвосхищение общественно ценного результата труда  
2. Осознание обязательности достижения заданного результата труда, соблюдения заданных норм, правил труда  
3. Осознанное владение внешними и внутренними средствами трудовой деятельности  
4. Осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях  

Автор заданий 18, 19 Е.А.Климов.

147


ГЛАВА 5










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...