Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы исследования развития личности профессионала
Психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузомет-рия). Последние два являются относительно новыми методами, они разработаны в рамках причинно-целевой концепции психологического времени Е. И. Головахой и А.А.Кроником (1993) и требуют пояснений. Метод составления «Карты жизни» по пятилетиям заключается в том, что выстраивается ось жизни от момента рождения до возраста предполагаемой смерти. Ось делится на отрезки по 5 лет каждый. Затем для каждого отрезка предлагается указать число значимых для обследуемого событий. Общее число событий (прошлого, настоящего и будущего) должно уложиться в множество, состоящее минимум из 15 и максимум 21 единицы. При этом составляется пронумерованный перечень событий. Каждое событие может записываться на отдельную карточку для последующей работы с ним. События предлагается отнести к одной из семи сфер жизни (природа, общество, работа, семья, внутренний мир, здоровье, досуг). Чем больше это число для пятилетия, тем насыщеннее жизнь в данный период времени. Далее оценивается соотношение насыщенности событиями периодов прошедшей жизни по сравнению с настоящим и будущими периодами. Чем выше насыщенность событиями прошлого по сравнению с будущим, тем в большей мере реализовались ожидания и замыслы обследуемого, тем он старше в психологическом смысле. Чем в большей мере перевешивает по насыщенности событиями будущее по сравнению с прошлым, тем мол рже в психологическом смысле человек. Если далее оцениваются причинно-целевые связи между выбранными событиями, их эмоциональная оценка и степень субъективной важности, то получают казузограмму. Эти все действия могут выполняться в ручном варианте (или на основе компьютерной программы «LifeLine»). В итоге в системе двух координат изобра- 144 жается карта жизни: по оси ординат отмечается важность каждого события (в баллах), по оси абсцисс — возраст жизни, соответствующий каждому событию. События (кружочки с номерами) соединяются линиями, каждая из которых обозначает тип связи (достичь, избежать, благодаря, вопреки). Реализованные (относящиеся к прошлому) события и связи отмечаются голубым цветом; актуальные (относящиеся к настоящему) — красным; будущие — зеленым. Составление карты жизни позволяет дать характеристику личности обследуемого: оценить его психологический возраст, масштаб замыслов, отношение к жизненным трудностям, эмоциональность, удовлетворенность жизнью, умение планировать свою жизнь, уверенность в себе, готовность обследуемого к переменам в жизни (Кроник А.А., 1993; Кроник А.А., Ахме-ров Р. А., 2003). Психолого-биографическое исследование личности может быть полезным в контексте карьерного консультирования (Перетятько Л. Г., 1991). Вопросы и задания 1. Каковы психологические признаки труда в отличие от других видов 2. Что является предметом экспертной оценки в методике «Диффе 3. Какие признаки характерны для нормального труда? 4. Каковы компоненты структуры человека как субъекта труда? 5. Каковы периоды развития человека как субъекта труда в онтоге 6. Что такое квалификация, компетентность, профессионализм, псев 7. Назовите стадии цикла профессионализации (по Е. А. Климову). 8. Какие психологические новообразования формируются у дошколь 9. В чем состоят возрастные изменения психических функций челове
10. Каковы критерии зрелой личности и как они учитываются в стра 11. Каковы источники профессионального развития личности? 12. Что такое «профессиональное выгорание» и «трудоголизм»? 13. Какие типичные виды приспособительного профессионального 14. Что такое профессиональная адаптация, дезадаптация, реадапта
15. Каковы признаки нормального профессионального развития и 16. Какие методы используются в исследовании человека как субъек 17. В чем суть трудовой теории типологии культуры А. А. Богданова? 145 Таблица 16. Сюжеты для анализа признаков категории «деятельность»
Таблица 17. Бланк ответов Ф.И.О. студента
18. Прочтите материал табл. 16 и определите, в каких случаях имеет 19. Прочитайте внимательно список пословиц, соотнесите содержа 146 1. А воз и ныне там... 2. А ларчик просто открывался. 3. Артельный горшок гуще кипит. 4. Бабушка надвое сказала... 5. Бей галку и ворону. Руку набьешь — сокола убьешь. 6. Берись дружно — не будет грузно. 7. У семерых нянек — дитя без глазу. 8. Пошел черных кобелей набело перемывать. 9. Была бы шея, а хомут найдется.
10. В дождь — коси, в ведро — греби. 11. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. 12. Воду в ступе толочь — вода и будет. 13. Волк — коню не товарищ. 14. Воробьи торопились, да маленькими уродились. 15. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе — не слуга. 16. Встанешь пораньше — шагнешь дальше. 17. Всякая сосна своему бору шумит. 18. Дружба дружбой, а служба службой. 19. Дружно — не грузно, а врозь, хоть брось. 20. Жалует царь, да не жалует псарь. 21. За вкус — не берусь, а горячо сварю. 22. Криком — изба не рубится. 23. Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку. 24. Метил в ворону, а попал в корову. 25. Мужик — умирать собирайся, а земельку — паши. 26. Начал — за здравие, а кончил — за упокой. 27. Не клин бы, да не мох, так и плотник бы сдох. 28. Поехала кума — неведомо куда. 29. Час упустишь — годом не наверстаешь. 30. Это еще цветочки, ягодки — впереди. 31. Языком масла не собьешь. Таблица 18. Бланк ответов Ф.И.О. студента.
Автор заданий 18, 19 Е.А.Климов. 147 ГЛАВА 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |