Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

S. Критерии зрелой личности и формы организации труда




Что же происходит с личностью в профессиональной жизни? Пичность — сложное системное образование, которое, как и лю-бые высокоорганизованные целостности, может сохранять свои устойчивые свойства, лишь изменяясь, развиваясь. Зрелую личность характеризуют такие качества, как материальная и социальная независимость, умение сострадать другому человеку, способность самостоятельно принимать решения, автономно существовать, твердость характера, благоразумие, надежность, честность (КрайгГ., 2000, с. 651).

Американский психолог, профессор высшей школы бизнеса Гарвардского университета Крис Аржирис сформулировал стра-тсгии управления персоналом в организациях в зависимости от зрелости-незрелости личности работников. Он выделил семь критериев, существенным образом отличающих зрелую личность от незрелой, инфантильной личности, обладающей признаками предшествующих стадий развития — периодов детства и подрост-иичества.

К таким базовым критериям зрелости личности относятся: пассивность-активность; зависимость-независимость; уровень раз-пития произвольной регуляции поведения; устойчивость и глубина интересов; временная перспектива жизни — краткосрочная или долгосрочная; способность человека выстраивать с окружающими отношения партнерские, подчиненные или отношения превосходства; уровень развития рефлексии, самосознания.

Проведенное различение зрелости-незрелости личности использовано Аржирисом в оценке форм организации профессионального труда в связи с используемыми управленческими стратегиями (Мишурова И.В., Кутелев П. В., 2003). Так, если персонал заставляют выполнять жестко регламентированные требования без достаточных на то оснований, то это сдерживает людей от проявлений себя как зрелых личностей, при этом у работников развивается апатия, лень. В современных условиях при проектировании новых организаций и видов работ менеджеры ищут компромисс: они стараются создать условия труда, при которых работники трудились бы максимально качественно и продуктивно и при этом были удовлетворены трудом и жизнью, были бы относительно легко заменяемы — и при этом менеджеры стремятся сохранить контроль над властными полномочиями у руководства фирмы.

Концепция зрелости-незрелости личности помогает понять психологическую природу результатов экспериментов по обогащению труда, переходу от поточной организации труда к труду индивидуальному или групповому — бригадному. В целом эта кон-


5 Носкопа


129


цепция может рассматриваться как существенный вклад в разв! тие гуманизации труда и менеджмента.




Противоречия и кризисы профессионального развития личности

Источниками развития личности, психики в детском, подрост ковом и юношеском возрасте являются противоречия развития изменение социальной позиции человека в социуме, изменения его внутренних возможностей и потребностей. Источники и дви жущие силы развития психики человека в зрелом возрасте те (по формальным основаниям), но содержание противоречив новых потребностей, ролей с возрастом изменяется.

А. К. Маркова (1996) и Е. А. Климов (1998) выделили и систе- матизировали виды противоречий, «несвязностей» в развитии функционировании человека как субъекта труда: это противоре чия между опытом, компетентностью человека и обязанностям которые ему предлагают выполнять в производственной орган зации, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда — между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между cнижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.

Трудности процесса профессионализации личности могут бы вызваны не только возрастными изменениями психических функ- ций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в осво ении новых форм организации труда.

Э. Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное протаю воречиями личностного и профессионального развития человека Противоречия развития личности в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно. Сформировавшиеся противоре чия, имеющие отношение к внутреннему миру субъекта, называются внутриличностным конфликтом и составляют ядро кризиса личности. Преодоление кризисных состояний сопровождается пе- рестройкой смысловой сферы личности, пересмотром социально-профессиональной позиции. В практике работы с личностными кризисами выделяют предкризисные состояния, состояние-собственно кризисное и состояние посткризисное. Способы разрешения личностных кризисов — поступки (действия, требующие от личности выражения социальной позиции, ценностей, идеалов, действия, имеющие особую значимость для личности). Э. Ф. Зеер предлагает типологию психологических кризисов личности, в которой выделяются группы нормативных и ненорма-

130


тинных кризисов. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в Профессиональное учебное заведение, женитьба, рождение ре-жка, выход на пенсию, успешная защита диссертации, про-вдура профессиональной аттестации и последующее профессио-нальное продвижение или смена должности и пр.). Ненормативныe кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение (например, смерть близкого ювека), либо болезненным (невротическим) состоянием. Примеры нормативных кризисов:

- кризис периода выбора профессии;

- кризис, обусловленный коррекцией профессионального вы-
бора в период профессионального обучения;

- кризис периода начальной профессиональной адаптации,
вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;

- кризис, связанный с нарушением перспектив профессиональ
ного продвижения;

 

- кризис периода профессионального мастерства, связанный
с возможным падением интереса к профессии;

- кризис потери перспектив профессиональной карьеры во
второй половине периода зрелости;

- кризис утраты профессиональной деятельности в связи с
уходом на пенсию.

Причинами многих нормативных кризисов личности периода юфессионализации (по Э.Ф.Зееру, 1994), являются: объектив-ные социально-экономические условия (конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, банкротство предприятия и прочие условия, приводящие к потере трудовой занятости); воз-растные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; постепенно накапливающиеся изменения спо-соба выполнения трудовой деятельности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом; чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер








Жи3НИ ЛИЧНОСТИ.

Преодоление кризисов профессионализации и разрешение свя-занных с ними внутриличностных конфликтов могут быть полез-ным стимулом для развития личности (в этом случае говорят о конструктивном разрешении конфликта) или же способ разрешения конфликта и сам конфликт могут быть деструктивными. В последнем случае человек теряет ценные личностные качества, ранее достигнутый авторитет, статус, снижается его профессиональная эффективность, а отношение к труду и жизни в целом становится более негативным, циничным, равнодушным, тягостным для самого человека. Почему так происходит, насколько такие пути преодоления конфликтов-кризисов неизбежны? Можно

131


ли помочь людям сохранить работоспособность, оптимизм, вьй- ти из кризисной конфликтной ситуации с положительным ре- зультатом? Эти вопросы обсуждаются в русле составления «про- грамм психологического сопровождения профессионализации личности», в которых рассматриваются поведенческие способы преодоления конфликта — копинг-стратегии (от англ, coping приспособление).

Р.А.Ахмеров (1993) выделил основные типы биографических кризисов личности в период середины жизни, когда именно про- фессиональная деятельность оказывается ведущей, т. е. имеет осо- бый личностный смысл, преобладающим образом влияет на раз витие личности, психики человека, и это типично для большинства людей. Исследование Р. А. Ахмерова построено на основе психолого-биографического подхода, идей психологии жизненного пути (Рубинштейн С. Л., 1946; Ананьев Б.Г., 1968; Логинова Н., 1978), а также причинно-целевой концепции психологического времени личности (Головаха Е.И., Кроник А. А., 1984). К основным типам биографических кризисов относятся (по Р.Ахмерову )кризисы нереализованности, опустошенности и бесперспективности.

Кризис нереализованности проявляется переживаниями человека, для которых характерно обесценивание достижений прошло- го, своего опыта. Признаками наличия кризиса нереализованное ти являются низкое значение психологического возраста, мало насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. При составлении каузограммы феномен отсутствия при-чинно-целевых связей между событиями прошлого, настоящего будущего интерпретируется как «мотивационная недостаточность Каузограммой называется схематическое отображение наличия или  отсутствия причинно-целевых связей между событиями, относя-щимися к прошлому (реализованных), настоящему (актуальных событий) или будущему испытуемого (будущих событий).

У хорошо адаптированной личности обнаруживаются все виды связей между событиями прошлой, настоящей и будущей жизни

Лица, переживающие кризис нереализованности, характеризу-ются отсутствием причинно-целевых связей в их прошлом. Эти случаи достаточно редки (9 % из 200 обследованных). В рамках профессиональной жизни человек может рассматривать себя «неудачником» (иногда игнорируя имеющиеся реальные достижения), он склонен обесценивать свое прошлое. Люди преодолевают этот кризис, либо усиливая свою активность в настоящем, либо снижая уровень своих притязаний.

Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто.

132


Кризис опустошенности характеризуется тем, что отсутствуют причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим и в самом настоящем отсутствуют такие связи, т.е. имеет место ситуация растерянности, особенно частая при адаптации человека к новым неожиданно появившимся условиям.

Отмечены случаи сочетания мотивационной недостаточности разных типов, а также случаи, когда преобладают актуальные события, человек полностью поглощен ими, но не может принять решения. Эти случаи названы «невротическим клубком».

Острота проявления такого рода кризисов обусловлена, по мнению Р.А.Ахмерова, слабой развитостью у личности жизнеI творческого начала как установки на поиск путей самореализации, готовности к перестройке своей жизненной перспективы в условиях изменившейся социальной среды. Отечественные доре-Волюционные педагоги (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, А.В.Ма-стрюков и др.) назвали бы этот феномен отсутствием активной  жизненной позиции', американский психолог Джулиан Роттер ис- пользовал бы для обозначения данной личностной особенности термин внешний локус контроля при недостаточности, невырабо-танности внутреннего локуса контроля, а Крис Аржирис — одним из проявлений незрелой личности.

Кризис опустошенности, для которого характерна мотиваци-онная недостаточность в настоящем, на поведенческом уровне проявляется повышенной раздражительностью, агрессивностью, или апатией, потерей бывшего интереса к работе. Это состояние может быть формой профессиональной дезадаптации, наступающей в результате длительной и напряженной работы, когда не соблюдается разумный режим труда и отдыха, т.е. формой переутомления (см. гл. 8).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...