Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III Контроль за обучением персонала по безопасности труда, нормативные акты, регламентирующие процедуру обучения и аттестации
Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Порядок и виды обучения безопасности труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих установлены ГОСТ 12.0.004—90 «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения» и Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций распространяется на все предприятия и организации. Обучение работающих безопасности труда проводят на всех предприятиях и в организациях независимо от характера и степени опасности производства при подготовке рабочих, не имеющих профессии или меняющих ее. Обучение и инструктаж по безопасности труда носят непрерывных многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, учебных центрах и комбинатах, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности. Общее руководство и проведение обучения возлагаются на руководителя предприятия, организации, а в подразделениях — на руководителя подразделения. Контроль за своевременностью и качеством обучения работающих безопасности труда осуществляет отдел охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия. Практическое обучение новых рабочих безопасным методам и приемам труда осуществляется при производственном обучении в учебных мастерских, цехах, на участках под руководством инструктора или на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или другого специалиста, имеющего необходимую подготовку. Своевременность и обучение по безопасности труда работников предприятия контролируют отдел, инженер охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия. В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 обучение и инструктаж по безопасности труда проводят на всех предприятиях. Обучение безопасности труда переподготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации на предприятиях организуют работники отдела кадров или технического обучения с привлечение необходимых специалистов. Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение осуществляется в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» в объеме не менее 10 часов. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных центах, комбинатах, мастерских, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, проходят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. После обучения эти лица сдают экзамены в комиссии с участием представителя госнадзора и им выдаются удостоверения. Результаты проверки оформляют протоколом по форме согласно ГОСТ 12.0.004-90 и фиксируют в личной карточке прохождения обучения. Ответственность за организацию обучения и проверку знаний в целом по предприятию возлагается на его руководителя, а в подразделениях - на руководителя подразделения. Своевременность обучения по безопасности охраны труда контролирует отдел охраны труда. Повышение рабочими уровня знаний по безопасности труда осуществляется на курсах повышения квалификации, ее сдачей экзаменов. Обучению и проверке знаний подлежат: руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством, а также инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, дляработающих периодически, не реже одного раза в три года. Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда. Они должны быть ознакомлены: - с состояние условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях; - с законодательными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором. - со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятиях. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки с следующих условиях: - при введении в действие новых или переработанных законодательных нормативных актов; - при изменении технологических процессов и оборудования; - при назначении или переводе на другую должность; - по требованию государственной инспекции труда; - после аварий, несчастных случаях; - при перерыве в работе в данной должности более одного года; Перед очередной проверкой знаний по охране труда организуется специальная подготовка. Для проверки знаний по охране труда создаются комиссии составом не мене трех человек. Результаты проверки знаний оформляются протоколами и по результатам выдаются удостоверения. Инструктаж работающих по характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий. Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда или инженерно-техническим работником, на которого приказом по организации возложены эти обязанности, со всеми вновь принятыми на работу без исключения, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, в том числе с временными работниками и лицами, командированными в организацию. Вводный инструктаж должен проходить и кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кино- и диафильмов, диапозитивов). Вводный инструктаж проводят в виде беседы по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным комитетом. Проведение вводного инструктажа оформляется в специальном журнале, который хранится у инженера по охране труда. Одновременно с записью в журнал вводного инструктажа лицо, проводившее инструктаж, делает отметку за своей подписью в документе о направлении на работу. Выписка из журнала об инструктаже должна находиться в личном деле работника. При проведении вводного инструктажа в зависимости от профессии и характера работы рабочему должны быть разъяснены основные положения трудового законодательства по охране труда; правила внутреннего трудового распорядка и поведения на территории строительства, в производственных и вспомогательных помещениях; основные правила безопасности при работе на машинах, механизмах и другом оборудовании; правила электробезопасности, личной гигиены; основные требования, относящиеся к самим работающим и к их рабочей одежде; значение и порядок применения индивидуальных защитных приспособлений; приемы и методы оказания первой помощи; меры ответственности за нарушение правил техники безопасности; основные противопожарные мероприятия на строительной площадке. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ со всеми вновь принятыми на предприятие, в организацию; переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия. Его проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Вновь принятые на работу после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности направляются к месту работы на строительный участок или в цех, имея на руках направление отдела кадров с отметкой о прохождении вводного инструктажа. Первичный инструктаж должен проводиться не только с вновь поступающими рабочими, но и при каждом переводе рабочего на новый вид работы, а также при работах в условиях повышенной опасности (на высоте, при вредных условиях труда, на крановых балках, в действующих электроустановках или в цехах с действующими транспортными средствами и т. д.). Цель инструктажа — ознакомить рабочего с обязанностями на данном рабочем месте по данной специальности, с порядком содержания рабочего места, с устройством и обслуживанием оборудования, механизмов (пуск, остановка, смазка и т. д.), с инструментом и обращением с ним, с приспособлениями, ограждениями, их назначением и правилами пользования ими. При проведении инструктажа производитель работ (мастер) обязан также ознакомить рабочего с имеющейся инструкцией или памяткой по технике безопасности для данной профессии. Инструктаж на рабочем месте должен сопровождаться практическим показом правильных безопасных приемов и методов работы, применение которых должно предупредить несчастный случай. Допуск к самостоятельной работе фиксируют датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Инструктаж на рабочем месте повторяется не реже чем через каждые 6 мес. Повторный инструктаж проводят с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригадой по программе инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента, нарушении работниками требований безопасности труда, перерывах в работе более 30 (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда) и 60 (для остальных работ) календарных дней. О проведении внепланового инструктажа также делается запись в журнале на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводит руководитель работ индивидуально или с группой рабочих одной профессии в объеме первичного инструктажа на рабочем месте. Текущий (целевой) инструктаж проводят с работниками перед производством работ, на которые оформляют наряд-допуск. Проведение текущего инструктажа фиксируют в наряде-допуске на производство работ. Повышение квалификации и проверка знаний руководящим и инженерно-техническим персоналом осуществляются на специальных курсах (семинарах) по охране труда, в институтах повышения квалификации, на курсах при научно-исследовательских институтах и предприятиях, а также факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения их на должность, дляработающих — периодически, не реже одного раза в три года.[3]
Перечень нормативных документов, регламентирующих вопросы обучения и проверки знаний 1. Нормативные документы, устанавливающие требования в области обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций 1.1. Федеральный закон N 197-ФЗ от 30.12.2001. Трудовой кодекс РФ 1.2. Постановление Министерства труда и социального развития РФ N1 и Министерства образования РФ N 29 от 13.01.2003 "Об утверждении порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" 1.3. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-15. 1.4. Утвержденные первым заместителем Министра труда и социального развития РФ от 17.05.2004 г. Примерные учебные планы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, 2. Нормативные документы, устанавливающие требования в области предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки и аттестации руководителей и специалистов организаций в области промышленной, экологической, энергетической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений 2.1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" 2.2. Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007) от 29.01.2007 №37 2.3. Постановление Госгортехнадзора России от 23.01.2002 N 3 "Об утверждении Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440-02)"; 2.4. Постановление Госгортехнадзора России от 30.10.1998 N 63 "Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ 03-273-99)" 2.5. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "О формировании центральной аттестационной комиссии и организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому... " от 12 июля 2010 года №591 2.6. "Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность , безопасность гидротехнических сооружений" Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155. 2.7. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей от 13.01.2003 N 6 2.8. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок от 24.07.2013 N 328н 3. Нормативные документы, устанавливающие требования в области обучения и проверки знаний руководителей и специалистов организаций по пожарной безопасности 3.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" 3.2. Приказ от 12 декабря 2007 года N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности " Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" 3.3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 об утверждении "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" 3.4. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" 4. Нормативные документы, устанавливающие требования в области профессионального обучения и проверки знаний рабочих основных профессий организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору 4.1. Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007) от 29.01.2007 №37 4.2. Организация обучения безопасности труда . Общие положения.ГОСТ 12.0.004-15 ССБТ.[5]
Аттестация, как явление, связанное с проверкой соответствия работника.организации или места приложения труда установленным требованиям, получает широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня аттестации подлежат образовательные учреждения, различные хозяйствующие субъекты. Государственные экзамены в вузах ныне заменены итоговой аттестацией выпускников образовательных учреждений. Созданы специальные аттестационный центры, например, первый региональный цент по специальной экспертизе, защите информации и объектов. Аттестации подвергаются категории работников, ранее не замеченные законодателем. Таким образом, можно говорить о новом качественном этапе аттестации. При котором взамен массовых политических компаний проводятся проверки на профессионализм, компетентность, пригодность к работе в рыночных условиях. Под аттестацией работников, как правило, понимают периодическую комплексную проверку уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности. В современных российских актах по аттестации наблюдаются различные подходы в определении аттестации, ее целей, задач и принципов. Неоднозначны решения вопросов формирования аттестационных комиссий, подготовки и проведения аттестации, оценки аттестуемого и правовых последствий аттестации. Это объясняется спецификой отраслей, принявших акты об аттестации, особенностями профессий и условиями труда аттестуемых работников. Вместе с тем можно установить следующие характерные признаки, присущие аттестации работников: - она проводится в «родной» организации, с которой у работника заключен трудовой договор или в другой, как правило, специализированной для этого организации; - объектом проверки является теоретическая и практическая подготовленность работника занимать определенную должности или выполнять определенную работу; - осуществляется периодически, т.е. единожды в интервале от года до пяти; - совершается в специально создаваемых аттестационных комиссиях; - используются разнообразные формы проведения аттестации. Вопросам аттестации посвящено более 30-ти нормативных источников. Около 20-ти правовых актов непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников. Представляется целесообразным разработка унифицированного акта - Положения об аттестации работников, которое было бы утверждено постановлением Правительства РФ. В положении должны найти разрешение общие вопросы аттестации, например, такие, как: - категории работников, подлежащие аттестации; - категории работников, не подлежащие аттестации; - периодичность проведения аттестации; - необходимые подготовительные мероприятия при аттестации; - процедурные вопросы проведения аттестации; - документы, необходимые для проведения аттестации (аттестационные материалы); - критерии оценок аттестации; - правовые последствия аттестации. Такой централизованный акт рамочного типа обозначит правовое поле аттестации, даст толчок для разработки ведомственных актов, обозначит основные подходы при принятии внутренних документов организаций. Дополнительно к вышеназванному акту кодификации или в качестве альтернативного варианта общеметодологического подхода в решении вопросов аттестации может быть принято Положение о порядке проведения аттестации работников таким ведомственным федеральным исполнительным органом, курирующим проблемы труда, занятости и зарплаты, каким является Министерство труда и социального развития РФ. Применительно к аттестации локальное нормотворчество является действенным способом решения множества проблем, связанных с кадровой политикой организации. Аттестация и внутренние документы, посвященные ей, могут содействовать решению следующих проблем, непосредственно связанных с вхождением организации в рынок: 1) апробирование новых форм участия работников в принятии управленческих решений; 2) проверка профессиональной компетенции руководящих работников и специалистов; 3) проверка эффективности форм и методик повышения деловой квалификации рабочих; 4) планирование персонала посредством повышения квалификации. Переводов или высвобождения; 5) уменьшение затрат на работников организации; 6) изменение социальной политики организации. Возможности локальных актов достаточно широки. Они могут регулировать различные аспекты трудовой деятельности. Например, правила внутреннего трудового распорядка представляют собой мини-КЗоТ в условиях конкретного производства, так как в них конкретизируются и дополняются нормы трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, трудовой дисциплины. В должностных инструкциях уточняются трудовые права и обязанности работников, требования для занятия должностей. В положениях о структурных подразделениях находят отражение взаимосвязи различных участников производства, их права, обязанности и ответственность друг перед другом. Для эффективного проведения аттестации в организации должны быть разработаны соответствующие локальные акты и другие документы, обеспечивающие планомерность и объективность аттестации. [6] Основной локальный документ - это положение об аттестации. Вспомогательные - правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции. К документам, обеспечивающим стадии и процедуры аттестации, можно отнести приказы работодателя о проведении аттестации, отзывы на аттестуемых работников, аттестационные листы, графики проведения аттестации по категориям работников и структурным подразделениям, образцы протоколов заседаний аттестационной комиссии. Анкетным документом, характеризующим личность работника.является аттестационный лист. Он заполняется в отделе кадров с указанием анкетных данных работника, в частности, отмечается образования, общий и специальный стаж работы, продвижения по службе. Внимательного отношения к разработке и заполнению требуют протоколы заседаний аттестационных комиссий. Протокол должен фиксировать процесс аттестации, поэтому в нем необходимо отразить следующие моменты: - присутствие или отсутствие работника на аттестации; - возможное представление аттестуемого его руководителем; - вопросы, задаваемые аттестуемому и его ответы; - методы оценки аттестуемого; - результаты голосования; - решение комиссии; - подписи председателя и секретаря комиссии. В качестве общего вывода по актам локального нормотворчества можно рекомендовать объединить вышеописанные внутренние документы в единый стандарт организации «аттестация работников», в котором целесообразно также описать методику подготовки и проведения этого мероприятия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 568. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |