Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов наблюдения




1. Разнообразие движений. Учитываются все движения и

действия (по видам и способам выполнения); одно и то же

движение, выполняемое с другим пособием или с двумя, в

паре со сверстником и т.п., считается как новое.

2. Уровень самостоятельного двигательного опыта.

Низкий (I): движения неуверенные, однообразные, репро-

дуктивные; имеется попытка подражать в движениях свер-

стникам.

Средний (II): движения достаточно уверенные, поисково-

творческие, с хорошей ориентировкой в пространстве, ребе-

нок с интересом наблюдает за кем-либо из детей, точно вос-

производит движение.

Высокий (III): свободно использует все пособия; дви-

жения уверенные, достаточно точные; выполняет одно-два

сложных движения; наблюдая за движениями детей, пыта-

ется воспроизвести их по-своему, творчески (комбинирует,

ищет новые движения и др.).

3. Эмоциональное состояние. Показатели положительно-

го эмоционального состояния: активность (в том числе дви-

гательная, речевая); интерес к движениям, настойчивость в

овладении движениями, внешнее выражение эмоций (сосре-

доточенность, улыбка, радость и т.п.).

4. Уровень общения: низкий (I) – ребенок не проявля-

ет попытки к взаимодействию с другими детьми; средний

(II) - пытается обратить на себя внимание сверстников, дать

совет или совместно с кем-либо выполнить движение; высо-

кий (III) - активно вступает во взаимодействие со сверстни-

ками, любит демонстрировать собственные движения, пыта-

ется учить других.

Проведенное нами исследование позволяет сделать сле-

дующие выводы:

- широко используемая в практике оценка двигательного

развития дошкольников по уровню физической подготовлен-

ности является односторонней и неполной. Имеется необхо-

димость дополнения оценочного аппарата такими критерия-

ми как: оптимальный уровень ДА и разнообразие движений,

которыми ребенок пользуется в своей самостоятельной дея-

тельности;

- существующие методы оценки ДА раскрывают лишь

ее биологическую суть и не прижились в практике. Разрабо-

танная нами комплексная методика изучения двигательного

развития детей на основе наблюдения, включающая оценку

уровня ДА и состава движений в самостоятельной деятель-

ности, позволяет получить более полную информацию, орга-

нично вписывается в педагогический процесс, удобна в прак-

тической деятельности педагога;

- требуются специальные исследования на региональ-

ном уровне к обоснованию средних, дифференцированных

и индивидуальных оценок физической подготовленности

дошкольников.

 

3. Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвежения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественныхтехнических средств;

- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможныхпроблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровьяв театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться. нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка сограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация. [5,154].

Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников.В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог [7,92].

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровия [6,304].

Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот [2,198].

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [3,22].

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь [7,92].

Мы часто встречаемся в жизни с трудными проблемами и вопросами. Человек часто не может сам справиться со сложными проблемами, которые встречаются на жизненном пути, и нуждается в помощи. На помощь приходит консультант. Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья,становится консультирование.

Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:

· психолого-педагогическое консультирование;

· семейное консультирование;

· профориентированное консультирование.

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста [1,33].

Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов [4,238].

Таким образом, в жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает много трудностей. Это экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью работысоциального педагога с такой семьей – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки семьи, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья, становится консультирование.

Билет№8

1. Проект «Раннее вмешательство» начал свою деятельность в апреле 2006 года. «Раннее вмешательство»-один из наиболее эффективных способов помощи ребенку от 0 до 3 лет с нарушениями развития, в том числе ребенку группы риска, и его семье.

Впервые программы раннего вмешательства были разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Главной целью работы нашего проекта является создание семейно-центрированной модели сопровождения детей, ориентированной на семью в целом.

Для детей от рождения до 1,5 лет мы осуществляем выезд специалиста на дом - домашние визиты - поскольку малыш в привычных домашних условиях чувствует себя комфортно, безопасно и его поведение естественно. Такой подход позволяет специалисту объективнее оценить состояние ребенка, наладить взаимодействие матери и малыша в естественных условиях, получить более полное и многообразное представление о социальном окружении ребенка, качестве развивающей среды и многом таком, о чем трудно судить, встречаясь с семьей вне места ее проживания.

 

Наши специалисты оказывают свои услуги в виде рекомендаций для родителей для того, чтобы первым педагогом для ребёнка стали его собственные мама и папа. Мы разъясняем родителям о важности соблюдения режима кормления, сна ребенка, о важности бесед с малышом и много других важных для развития малыша тонкостях.

По достижении ребенком 1,5 лет, мы приглашаем его вместе с мамой или папой посещать занятия в нашем Центре. Для ребенка начинается период адаптации вне стен дома. Для родителей это тоже очень важный момент: они постепенно избавляются от страхов расстаться со своим малышом, учатся больше доверять ему. На групповых занятиях наши малыши учатся, прежде всего, общаться друг с другом, ну а для родителей, это прекрасная возможность обмениваться своим накопленным опытом воспитания своего ребенка. Благодаря таким занятиям многие наши мамы сдружились и сейчас продолжают общаться между собой, ходят друг к другу в гости, отмечают дни рождения своих детей.

 

Но, самое главное – это то, что проект «Раннее вмешательство» дает возможность наиболее полно использовать ресурсы детей, ведь их ранний возраст наиболее гибко подчиняется коррекционному воздействию и у детей данного проекта больше возможностей к социальной адаптации жизни в обществе.

Для справки:

Проектом «Раннее вмешательство» охвачено почти 300 семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, не только города Алматы, но и других регионов Республики Казахстан.

2.ТОЛЬКО ГОВОРИ ЧТО НЕ В РФ , А В РК !!!

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и их родитетелей.

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Краснокаменска обследуются на районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая систематически проходит на базе ЦЛП и ДО (центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения). Специалистами районной ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе дети обучаются по программе VII и VIII вида с основным диагнозом: задержка психического развития и умственная отсталость, а также дети со сложной структурой дефекта.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

· систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

· создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова­тельный компонент);

· создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь­ного компонента).

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

· определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

· прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

· реализация собственно психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

· создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

· выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

· диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

· определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

· разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

· создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в начальной школе:

· комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

· выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

· реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

· Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

· проведение дифференцированной диагностики учащихся с ре­комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения;

· участие в ПМПк по сопровождению учащихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

· составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

· взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де­фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча­стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

· знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

· проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в се­мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

· осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагно­стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите­лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви­тие детей;

· консультирование родителей по их запросам;

· осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологиче­ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви­дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож­дения;

· проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы,

· осуществление прогноза социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

1. выявление уровня психологической готовности четверо­классников к обучению в среднем звене школы;

2. способствование созданию психологических условий для формирования соци­ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом

3. Социальное развитие.
Выявление уровня социального развития детей проводится методом наблюдения за ними в дошкольном учреждении в условиях, приближенных к естественным: при проведении режимных моментов, прогулки, в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе свободной игры. Педагога должно интересовать, какими средствами общения ребенок пользуется в обычной для него обстановке: экспрессивно-мимическим (улыбка, взгляд, естественные и специальные жесты), предметно-действенными (вручение предметов, выражение протеста, приближения), речевыми средствами (голосовые реакции, лепет, звукоподражания, слова).

Необходимо выяснить желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и детьми: легко и быстро устанавливает контакт; контакт избирательный; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.

Важно отметить особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка: активен – пассивен; деятелен – инертен; настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения).

В процессе наблюдений следует собрать сведения об умениях детей в самообслуживании (одевание, умывание, прием пищи и др.).

Результатом наблюдений становится описательная характеристика особенностей общения и поведения каждого ребенка.




Билет №9

Стр25

2- стр23 Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. Задачи, содержание и средства коррекционной работы определяются структурой первичного и вторичного нарушений, степенью их выраженности и причинами, обусловившими появление этих нарушений.

 3.стр58

Билет № 10

Формы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

1. Органы государственной власти создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы).

3. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности обучаться по очной форме обучения, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

4. Организация деятельности классов (групп) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализации образовательных программ, включая определение правил приема, предельной наполняемости классов (групп), требований к содержанию образования и организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

5. В целях преодоления обучающимися ограничений возможностей здоровья осуществляется коррекция таких ограничений.

6. Коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется непосредственно государственным образовательным учреждением, если число лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, составляет свыше шести человек. Если число таких обучающихся составляет менее шести человек, коррекция ограничений возможностей здоровья осуществляется на основе договора государственного образовательного учреждения, в котором обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...