Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальность и перспективность опыта.




Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо знать причины, вызывающие этот или другой недостаток, уметь различать характер психического заболевания, знать пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить эти отклонения.

Учитель специальной коррекционной школы должен знать диагноз каждого ребёнка, и это помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.

Мои ученики имеют специфические особенности как психического, так и интеллектуального, физического развития. Даже по внешнему виду они резко отличаются от других детей. Двое имеют диагноз “болезнь Дауна”, один ребёнок – аутист. Почти у всех детей нарушена двигательная сфера, координация движений, сложные речевые нарушения. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями. Назрела необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Часто наблюдаемые у детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей вспомогательных школ ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.

У глубоко умственно отсталых детей необходимо, воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у глубоко умственно отсталых детей чувств жалости, радости, учить состраданию. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с людьми; не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы педагогов и родителей.

В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. А для этого назрела необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью, для выполнения дидактических принципов: наглядность. Сознательность, систематичность и др. Назрела необходимость специального оформления класса, т. е. создания такой среды, где дети с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства и компенсировать свои недостатки.

Основные компоненты опыта

Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, созданиедоброжелательной атмосферы. Яначала работу с нового оформления класса. Мы нарисовали на стене обучающее панно, создали уголок релаксации с музыкальным сопровождением.

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно – воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе:

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

  1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
  2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения.
  3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
  4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Система работы

Система моей, работы подставляет собой пошаговую программу по развитию у детей умений и навыков в окружающей нас среде.

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь пойдет не о программе обучения, а о тех принципах, методах и приемах обучения, которые достаточно эффективны для наших детей.

В основу коррекционной системы обучения положена идея возможно большей ее эффективности для общего развития школьников.

Речь идет об организации обучения на уроках таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью ребенка и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.

Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение для наших детей имеет принцип коррекционной направленности.

При реализации этого принципа я стараюсь проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. Поэтому меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса с позиций “транслятора” (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок является средством достижения цели) на позицию “педагога – организатора”, призванного создавать условия для самореализации личности ребенка.

Учитель, по мнению Д. С. Выготского – это часть образовательной среды, активно участвующей в процессе создания педагогических условий.

Готовность к коррекционно-педагогической деятельности – это состояние личности педагога, включающее мотивационно-ценностное отношение и установку на профессиональное разрешение ситуаций и задач в ходе целенаправленной коррекционной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели требует реализации, учёта ряда положений, принципов, которые рождались и получали своё оформление в процессе эксперимента, проводившегося на практике в классе в течение четырёх лет.

Я работаю с глубоко умственно отсталыми детьми. Вся наша технология обучения имеет здоровьесберегающее направление. Здесь речь идёт о социальной реабилитации детей. О создании развивающей среды для адаптации ребёнка в практической жизни. Школа должна предоставлять ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе. И с этой точки зрения имеет огромное значение новое оформление класса.

Конечноже, был использован опытдефектологов-новаторов из Москвы и собственные наблюдения. Мы знаем, что обучающая среда– это специально организованное обучение. Обучение производится в классе с 10 детьми, имеющими выраженную умственную отсталость и имеющими комплексные дефекты.

Столики в классе расположены полукругом, что даёт возможность хорошо видеть учителя и синхронно проговаривать с ним. Столики лёгкие переносные. В любое время можно освободить пространство. Мягкое ковровое покрытие используется для двигательной релаксации. Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Значит всё, что его окружает, развивает органы чувств и обеспечивает ребёнку психологический комфорт.

Мы живём в мире звуков. В классе постоянно звучит лёгкая музыка. Для соблюдения охранительного режима у нас имеются мягкие диванчики, кушетки, где дети могут полежать, послушать музыку, расслабится. В классе очень много зелёных насаждений, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом.

В своей работе я использую систему 4-х углов, которая давно применяется в американской специальной педагогике. В каждом углу класса стоит невысокий столик с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного угла.

В классе есть:

  1. “Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки.
  2. “Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук.
  3. “Уголок ППД и ХБТ” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр.

4) “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы.

Ребята очень любят подходить вуголок по развитию речи. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра.

Весь материал взаимозаменяем. Например мы изучаем тему: “Фрукты”. На столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.

Ученики могут подходить в любой уголок и именно с этой позиции начинается учебный день. Учитель же направляет их к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с детьми – имбицилами.

Центральная часть класса, застеленная ковром, остаётся свободной для игр и учителю нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

Кроме этого, подобное оформление класса развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения.

Свободно подходя к столикам, диванам, дети учатся спокойно ходить по классу, не задеваястолы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни. Я учу своих детей лучше ориентироваться в пространстве: видеть далёкое и близкое. Для реализации плановой программы по уточнению сенсомоторных представлений у детей, освоению ими элементарных математических представлений на основе специального дидактического материала, для этого я использую настенное панно.

 Билет № 7

1.Практика показывает, что системное внедрение формы инклюзивного образования в образовательные учреждения московской области происходит крайне медленно и достаточно неравномерно. Представляется, что причина создавшейся ситуации не только в отсутствии механизма финансирования «смешанных» классов, неприспособленности архитектуры зданий для детей с ОВЗ, или в отсутствии заинтересованности руководителей образовательных учреждений. Чтобы процесс инклюзии в любой системе образования внедрялся эффективно, необходима реализация двух основных компонентов:

- создание системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (в форме реализации программ раннего вмешательства);
- создание качественно нового уровня подготовки педагогов для работы в «интегрированных » классах;

Реализация программ раннего вмешательства. является обязательным компонентом перехода к инклюзивному образованию и ранней профилактики детской инвалидности, т.е. своего рода базисом и гарантом того, что ребенок не будет изолирован от сверстников ,а сможет получить образование в обычной общеобразовательной школе

.Обязательно добавь о том что такое раннее развитие !!!










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...