Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ ассортимента и структуры продукции.




 

При анализе производственной программы следует определить изменение структуры выпускаемой продукции (удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства). Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на объем выпуска в стоимостной оценке, выручки от продажи продукции, себестоимости продукции, прибыль и рентабельность. Если растет удельный вес более дорогостоящей продукции в общем объеме производства, то объем выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит и с прибылью при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции.

Чтобы определить влияние структуры на объем продукции в стоимостном выражении при условии, что единица продукции не изменилась, необходимо рассчитать фактический выпуск продукции при плановой структуре и плановой цене, т.е.

,

где  – количество выпущенной продукции, единиц;

 - цена единицы продукции;

 – индекс выпуска однородной продукции в целом предприятию в натуральном измерении (штук) :

                             

Затем следует рассчитать фактический выпуск при фактической структуре и плановой цене:

Сопоставляя  с , определим влияние структуры продукции на объем выпущенной продукции:

Такой же результат получится, если взять разность между индексом выпуска продукции в стоимостном и натуральном выражении (можно в нормо-часах) и умножить выпуск продукции по плану, т.е.

где  - индекс выпуска продукции в целом по предприятию в стоимостном выражении ;

 - индекс по объему производства однородной продукции в натуральном выражении .

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства в стоимостном выражении можно использовать способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится определенный уровень цены единицы продукции за счет структуры ( ). Умножив полученный результат на фактический выпуск продукции в натуральном выражении ( ), определим изменение структуры на объем продукции в стоимостном выражении:

где  - удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства по плану и по отчету.

Влияние структурного фактора на объем выпуска продукции можно оценить с помощью средневзвешенных цен. Для того определяется средневзвешенная цена единицы продукции при фактической структуре , затем при плановой структуре , и разность между ними  умножается на фактический объем производства в натуральном выражении ( ):

На первом этапе формирования и оценки эффективности ассортиментных программ необходимо оценить выполнение заданий по основной номенклатуре в натуральном выражении, в том числе поставки продукции по государственным контрактам для государственных нужд. При этом на каждой позиции определяется абсолютное отклонение, и процент выполнения плана за определенный период нарастающим итогом с начала года. План по ассортименту считается выполненным, если они выполнены или перевыполнены по каждому виду продукции.

При анализе следует исчислить средний процент выполнения плана по ассортименту (коэффициент ассортиментности), который рассчитывается по формуле

,

где  – средний процент выполнения плана по ассортименту в %;

 – сумма фактически выпущенной продукции каждого вида (наименования) в стоимостном измерении, но не более плана (в пределах плана);

 – плановый выпуск продукции.

Такой расчет удобен на предприятиях, где число видов продукции относительно невелико.

Рассчитаем коэффициент ассортиментности по табл. 4

Касс= (25200+33264+19200+14400) : 96 000 = 0.96

Расчетным путем выявлено, что в среднем план по ассортименту выполнен на 96%.

При большом ассортименте можно получить простым способом по формуле:

,

где ВПн – объем не доданной продукции;

ВПо – выпуск продукции по плану.

Сумма недоданной продукции определяется как разница между выпущенной продукцией и запланированной.

Можно определить процент недовыполнения плана:

∑невып. – сумма недовыпущенной продукции по всем видам продукции, тыс.руб.

Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывают по формуле:

 В ходе анализа обращают внимание на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение или перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.

В целях углубления анализа рассчитывают степень специализации производства, для чего определяют удельный вес (долю) продукции, соответствующей производственному профилю, сравнивают его с планом и с уровнем предыдущих лет.

Увеличение выпуска продукции (продажи) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к сокращению удельного веса удельного веса одних видов продукции и увеличению других, т.е. к изменению ее структуры.

Для оценки интенсивности структурных изменений рассчитывают

коэффициент структурной активности (Кстр. акт):

                                                                

                    

где УДi- изменение удельного веса i-того вида продукции в общем объёме выпуска продукции за анализируемый период;

n- число номенклатурных видов продукции.

Чем больше структурных изменений в организации, тем выше данный

 коэффициент. Это говорит о том, что администрация организации активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка и своевременно обновляет ассортимент продукции.

  Для оценки структурной активности составим табл. 4

Изделие ВПо т.р. ВП1 т.р. Темп роста, % Структура производства по плану, % Структура производства по отчету, %
А 28 800 25 200 87,3 35,95 30.66
Б 33 600 33 264 99 34,95 33.72
В 19 200 22 176 115.5 17,12 19,27
Г 14 400 20 160 140 11,98 16,35
Итого 96 000 100 800 150 100 100

 

   При анализе выявлено, что степень обновления ассортимента продукции составила 13%. 

 

      Расчет влияния структуры производства на выпуск продукции в стоимостном выражении определяют по формуле:

                       

где ВП- выпуск продукции в стоимостном выражении;

ОВП - общий выпуск продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;

Удi- удельный вес i-того вида продукции в общем выпуске в натуральном выражении;

  Цi– цена i-того вида продукции.

 

 Анализ обновления продукции

 

Важной характеристикой деятельности предприятия является обновление продукции.

Обновление продукции – одно из наиболее важных и сложных мер, формирующих рыночную политику предприятия. Если с ним поспешить, затраты на перепрофилирование усугубят убыточность текущего ассортимента.

Судя по результатам опросов, половина предприятий указывает Романова Л.Е., решая вопрос об обновлении, следуют теории маркетинга, считая необходимым постоянно менять ассортимент. Однако данная позиция отражает порой только намерения, а не практические действия. Вывод на рынок нового продукта – это сначала затраты и только потом результат. В условиях нарастающего дефицита финансовых средств на развитие производства постоянное обновление продукции более чем проблематично. Для понимания реальных процессов обновления ассортимента важно проанализировать соотношение оценок предприятий, выбирающих реалистические критерии его смены. В зависимости от критериев смены ассортимента (динамики прибыльности) меняются скорость его обновления, а значит и возраст выпускаемой продукции. Данные опроса подтверждают этот вывод в табл.5.

Таблица - 5 Зависимость скорости обновления ассортимента от критерия его смены   и условий принятия решения об обновлении ассортимента,                              (% от числа ответивших)

Доля продукции данного возраста в объеме    производства Убыточность ассортимента Снижение прибыльности ассортимента Стабилизация прибыльности ассортимента Постоянное обновление ассортимента
Менее 1 года 11 20 418 52
От 3 до 5 лет 35 32 17 11

 

Для каждого критерия можно ориентировочно определить средний возраст продукции предприятия.

У предприятий, дожидающихся убыточности текущего ассортимента, около 60% объема производства – продукция старше 3 лет. Ориентация на снижение прибыльности изменяется с возрастной группы от 1 года до 5 лет (всего 75% объема производства, при этом 43% объема – продукция от 1 года до 3 лет). В объеме производства предприятий, отслеживающих стабилизацию прибыльности текущего ассортимента, на долю продукции младше 3 лет приходится 54% выпуска, а у тех предприятий, что считают необходимым обновлять ассортимент постоянно – 86% (при этом 52% объема производства – продукция младше 1 года).

Выбирая критерий обновления ассортимента, предприятия в значительной мере руководствуются целевой установкой бизнеса и подчас провоцируют препятствия для ее продаж. Как видно из ниже приведенной табл. 6, дожидаясь убыточности ассортимента, предприятия сильно рискуют дождаться падения спроса, «завязнуть» в неплатежеспособном рыночном сегменте, столкнуться с высоким уровнем конкуренции. Значимость факторов рыночной конъектуры как ограничителей продажи цели для данной группы предприятий в среднем в 2 раза выше.

Если предприятие обновляет продукцию по мере стабилизации его прибыльности, для нее значительно возрастает значимость факторов финансовой устойчивости бизнеса и потенциала его развития, стабильности и «благоприятности» внешней среды. Очевидно, не опоздав со сменой рыночно устаревшей продукции на перспективную продукцию, предприятия ощутимо смягчают негативное влияние колебаний рыночной конъюнктуры.

Таблица 6 - Критерий обновления ассортимента с учетом условий принятия  решений об обновлении, (% от числа ответивших)

Факторы, препятствующие реализации цели Убыточность               ассортимента Стабилизация        прибыльности               ассортимента
Снижение спроса 49 18
Низкая платежеспособность 59 43
Высокая конкуренция 31 15
Дефицит финансовых средств на развитие 18 30
Дефицит денежных средств 31 38
Нестабильность законодательства 23 38
Высокие местные налоги 10 15
Высокие федеральные налоги 21 38

 

Основными направлениями анализа обновления продукции являются:

- анализ общего уровня обновления продукции и его темпов,

- анализ новизны продукции;

- анализ сменяемости продукции.

Общий уровень обновления продукции измеряется долей новой и модернизированной продукции в общем, объеме производства. К новой продукции относят опытные образцы, обеспечивающие обновления продукции в будущем, изделия установочной партии и изделие первой промышленной партии. Новая продукция базируется на принципиально иной конструкционной основе или других принципах действия. При анализе необходимо определить три степени новизны, на основе обобщающих показателей. Например, удельного веса:

-принципиально новой продукции, не имеющей аналогов в мировой практике;

-продукции, впервые осваиваемой в России, имеющая зарубежные аналоги;

 -продукции новой для предприятия-изготовителя, имеющей отечественные аналоги.

Модернизированная продукция включает изделия с улучшенными технико-экономическими показателями, измененной материальной основе или дизайна.

При анализе показатель общего уровня обновления продукции отчетного периода сравнивается с уровнем предыдущего периода.

Также анализируется структура новой продукции по степени ее новизны и по стадиям направления. При анализе необходимо учитывать, что увеличение доли новой продукции, не имеющей аналогов в мировой практике и доли продукции, впервые осваиваемой в РФ, оценивается положительно.

Для анализа сменяемости продукции определяются показатели:

- коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства;

- средний возраст выпускаемой продукции.

Доля вновь освоенный изделий и снятых с производства могут рассчитываться как по числу наименование продукции так и по объему их производство в стоимостном выражении.

Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средне взвешенная величина, и анализ этого показателя ведется в динамике за ряд лет.

Инновации в рыночной политике не исчерпываются обновлением. Новшество – это смена партнера по бизнесу, его переориентация, модификация отношений в рамках сугубо хозяйственных связей и за их пределами.

Среди источников информации стимулирующей обновление продукции являются внешние. Это, прежде всего потребители. Значительно выросла в последние годы роль выставок, ярмарок, что знаменует определенный этап развития рыночной инфраструктуры. Положительной динамикой является проведение внутрифирменный анализ как импульс пересмотра модификации рыночной политики. Для анализа можно рекомендовать заполнить табл.7.

Таблица - 7 Динамика обновления продукции на предприятии, %

 

  2012 2013 2014
Вся продукция Из общего количества:      
1.Освоенная впервые                 в отчетном периоде      
2.Освоенная за последние       3 года      
3.Снятая с производства      
4.Экспортная продукция в том числе      
4.1.обновленная      
4.2.проданная за валюту      

 

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на существующую ныне продукцию.

Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждого предприятия должна быть своя программа разработки новых видов продукции.

Создать новую продукцию – значить увидеть нынешние и будущие запросы потребителей, найти эффективный способ их удовлетворения и предложить для этого необходимые средства.

 

 Анализ качества продукции

 

Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции, А.Д.Шеремет понимает совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Выделяют следующие показатели качества:

-обобщающие;

-частные;

-индивидуальные (единичные);

-косвенные.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

- новой продукции, в общем, выпуске продукции (объём новой продукции: общий объём выпуска продукции);

- высшей категории качества (объем продукции высшей категории качества: общий объём выпуска продукции );

- модернизированной продукции (объём модернизированной продукции: общий объём выпуска продукции);

- сертифицированной продукции (объём сертифицированной продукции: общий объём выпуска продукции);

- аттестованной и неаттестованной продукции;

- продукции соответствующей мировым стандартам (объём продукции, соответствующий мировым стандартам : общий объём выпуска продукции);

- забракованной продукции;

- экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны (объём экспортируемой продукции: общий объём выпуска продукции) и др.

- По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);

- надежность, долговечность;

- безотказность;

- ремонтопригодность;

- отказ;

- технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию и её возврат (аннулирование заказов на работы, услуги), объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

1) оценивается технический уровень продукции;

2) выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

3) анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

4) выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

5) обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Анализ качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта. Это могут быть сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и продажи, рекламе и т.д.

Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химические показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

При анализе качества продукции характеризующейся сортностью, определяется средний коэффициент, сортности который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.

Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высший сорт. Полученные результаты затем суммируются. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.

Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, т.е. расчет производится по формуле:

,

где - изменение среднего коэффициента сортности ( ).

На объем производства некоторых видов продукции (например, производство стройматериалов) оказывает влияние коэффициент выхода годной продукции:

,

где ТП – стоимость годной продукции;

,

где .

На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.

Брак – это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.

В зависимости от характера дефекта различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.

По месту обнаружения различают внутренний брак (обнаруживается на самом предприятии) и внешний (выявляется заказчиком).

Различают также брак по виновникам: брак по вине работников предприятия и брак по вине поставщиков.

Знание этих различий необходимо для точного определения экономических потерь от брака.

Объем произведенного брака определяется путем суммирования себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака. При этом внутренний окончательный брак оценивается по цеховой или производственной себестоимости, внешний брак учитывается по полной себестоимости. Расходы на исправление брака включают в себя дополнительные затраты на материалы, заработную плату, а также и общехозяйственные расходы.

Аналитическая оценка размера брака дается исходя из его абсолютной величины в рублях и относительной величины в процентах к производственной себестоимости товарной продукции.

Размер потерь продукции из-за производственного брака определяется путем умножения процента (удельного веса) производственного брака по себестоимости продукции на фактический объем товарной продукции предприятий по формуле:

      ,

где ВП- выпуск продукции, тыс.руб.;

УВ- доля окончательно забракованных изделий в производственной себестоимости продукции.

На некоторых предприятиях (например, при производстве керамических изделий) производственный брак предусматривается в плане. Это так называемый планируемый брак. Потери продукции из-за производственного брака в этом случае определяются путем умножения процента сверхпланового брака на фактический объем товарной продукции в оптовых ценах.

При анализе следует выявить причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

- выпуск товарной продукции ( );

- выручка от продажи продукции ( );

- прибыль ( ):

где  соответственно цена изделия до и после изменения качества;

 –себестоимость изделия;

 – количество произведенной продукции повышенного качества;

 - продукция повышенного качества.

Если предприятие выпускает, продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средняя цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитывать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средняя цена определяется:

.

Для расчета влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции.

Качественная продукция, как правило, бывает конкурентоспособной. Под конкурентоспособностью понимают способность продукции находить сбыт на рынке при наличии изделий – аналогов. Если продукция приносит прибыль, то её можно считать конкурентоспособной. Основным признаком качественной и конкурентоспособности продукции является рост объёма продаж.

При анализе изучают потребности покупателя, требованиям рынка, сопоставляют характеристики анализируемой продукции и товара =- конкурента. Для этого рассчитывают показатель конкурентоспособности ( Ккон):                                                        .

 

Так как отдельные параметры неравнозначны для итоговой оценки конкурентоспособности, то каждому параметру присваивают определенный балл и долю этого параметра в общей оценке. После рассчитывают сводную оценку качества по изделию (Св. оценка):

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...