Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ выпуска и продажи продукции




Производственная программа, по мнению автора, представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента, качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей.

 Объем выпуска и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителей.

Обобщающие показатели деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки. К показателям выпуска продукции, прежде всего, относится товарная, валовая продукция.

Товарная продукция (ТП), или, как ее называют, объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для продажи на сторону.

Товарную продукцию составляют следующие элементы:

- стоимость готовой продукции (готовых изделий, законченных с точки зрения продажи сторонним потребителям и внутреннего потребления на самом предприятии (ГП);

- стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпущенных на сторону (ПФ);

- стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны ( ).

Формулу расчета товарной продукции можно представить так:

.

Валовая продукция (ВП) характеризует объем всей продукции, произведенной на предприятии, включая незавершенное производство. Она складывается из товарной продукции, изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов собственного производства на начало и конец периода по формуле:

,

где ВП – валовая продукция;

  НЗ - незавершенное производство, полуфабрикаты и инструменты собственного производства на начало и на конец года.

Объем произведенной продукции предприятия определяется без стоимости так называемого внутризаводского оборота.

Суммарный выпуск всех цехов предприятия вместе с объемом полуфабрикатов, переработанных цехами, составляет валовой оборот (ВО).

При исчислении валового оборота каждый полуфабрикат включается в расчет несколько раз (передача из одного цеха в другой), он имеет ограниченное применение.

Продукция в стоимостном выражении может быть выражена в различных ценах (свободные, рыночные, отпускные, фиксированные, договорные, оптовые, сопоставимые и т.д.). Или на основе себестоимости (плановой, нормативной, фактической, неполной, сокращенной и т.д.).

Анализ выпуска продукции можно проводить в натуральных единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов, то могут быть тонны, килограммы, метры, киловатт-часы, штуки и т.д. на основе сопоставления данных с планом или с предыдущими периодами. В литературе это называется анализ номенклатуры, укрупненный перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП) и по ассортименту детализированный перечень наименований продукции по сортам, артикулам, видам и т.д. Они используются для определения стоимостных показателей, являются основой для построения производства и распределения отдельных продуктов на душу населения.

При анализе продукции в натуральном выражении большое значение имеет единообразие применяемых единиц измерения. Дело в том, что ряд изделий можно учитывать в разных единицах измерения, например, цемент – в бочках и в тоннах, ткани – в метрах погонных, квадратных и в весе. Изготовление каждого вида продукции требует разных затрат времени, труда, материалов, поэтому суммировать выпуск различных (даже родственных) видов продукции некорректно. Поэтому при анализе можно использовать пересчет в условные единицы. Сущность пересчета состоит в том, что разнообразные виды продукции выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.

Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения ( ) следует выпуск продукции в натуральном выражении ( ) умножить на коэффициент пересчета ( ):

.

Коэффициент пересчета определяется отношением:

=

Приведем пример расчета выпуска продукции в условных единицах (табл.1)

Таблица 1 - Выпуск продукции в условных единицах

Тетради Выпущено, шт. Коэффициент пересчета Выпуск в условных единицах
1. Школьные 12 листов 500 1 500
2. Школьные 18 листов 100 1,5 150
3. Общая 96 листов 200 8 1600

Итого условных тетрадей 12 листов

2250

 

Коэффициенты пересчета устанавливаются по соотношению трудоемкости или затрат времени работы оборудования. Например, на консервных заводах - условные банки, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоёмкости и др.

При этом надо иметь в виду, что условные показатели не заменяют, а дополняют натуральные и в экономическом анализе их следует использовать совместно.

При анализе можно рассчитать динамику изменения коэффициентов, которые характеризуют производственную программу.

1. Показатель внутризаводского оборота:

Его величина равна единице, если между подразделениями отсутствует внутризаводской оборот.

2. Коэффициент товарности:

.

Если у предприятия процент незавершенного производства и полуфабрикатов или их остатки не изменились в течение года, его значение будет равно единице.

3. Коэффициент готовности:

.

Его значение может колебаться от 0 до 1. Он показывает долю готовой продукции в товарной продукции.

4. Коэффициент продажи (рыночной активности)

Чем ближе значение к единице, тем меньше остатков нереализованной продукции. Это результат успешной работы маркетинговой службы, финансового отдела, всех работников предприятия, работающих с покупателями.

Изучение данного вопроса актуально, так как показатели, характеризующие производство и продажу определяют результаты работы предприятия в целом и по отдельным структурным подразделениям. Во вторых, для измерения эффективности работы предприятия используется показатель деловой активности, для расчета которого необходимо соизмерить результаты работы и капитал или имущество предприятия в целом или по отдельным элементам, видам и групп. В третьих, оценка эффективности использования ресурсов производится на основе расчета показателей отдачи или емкости. Как отношение выпуска или выручки от продажи продукции на стоимость потребленных в процессе производства ресурсов. И в четвертых, с помощью показателей выпуска и продажи продукции можно оценить и измерить вклад анализируемого предприятия в результат работы системы более высокого уровня управления.

Л.Т. Гиляровская предлагает дать оценку выполнения плана, а также его динамики в целом по предприятию, по его различным подразделениям – цехам основного производства, по группам выпускаемой продукции в действующих ценах и в сопоставимых ценах, что позволит установить влияние ценового фактора.

Л.В. Прыкин, предлагает начинать анализ с динамики товарной продукции за ряд лет на основе базисных и цепных темпов роста (как правило, за 5 последовательно идущих лет). И с помощью темпов роста можно рассчитать среднегеометрическую величину темпа прироста продукции:

            .

Рассчитаем среднегодовой темп роста объема выпуска продукции по следующим данным:

Годы Объём выпуска продукции, тыс. руб. Темпы роста, % базисные (к 1-му году) Темпы роста, % цепные (к предыдущему году)
2011 9 000 100 100
2012 9 100 101.1 101.1
2013 9 240 102,7 101.5
2014 10 050 111.7 108,8
2015 11 020 112.4 109,7

 

   Расчетным путем выявлено, что среднегодовой темп роста выпуска продукции составил 105,2% или среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил 5,2%.

Кроме того, для большей наглядности динамику выпуска продукции можно отображать графически, по оси Х расположив года анализируемого периода, а по У – уровень увеличения (уменьшения) объемов продукции в процентах.

По мнению Г.В. Савицкой, анализ производственной программы должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, дается оценка перспектив ее продажи с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово – экономических исследований. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов у сторонних организаций.

По мнению Т.Б. Бердниковой, целью производственной программы является обеспечение наивысших производственных результатов (выпуска продукции, выполнения работ, услуг, продажи товаров) на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, основных производственных фондов, финансовых ресурсов и рациональной организации производства.

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход состоит в том, что из имеющихся ресурсов, а второй – из потребности в продукции. При первом периоде необходимо определить, выпуск какого объема продукции может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При втором подходе расчет начинается с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы трудовыми ресурсами требует проведения расчетов необходимой численности. Со стороны финансовых ресурсов предполагает разработку сметы затрат, со стороны материальных ресурсов означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении емкости рынка с учетом норм потребления, оценки конъюнктуры рынка и конкуренции на рынке сбыта.

В.И. Стражев выделяет 4 этапа анализа производства и продажи продукции.

Первый базируется на маркетинге и связан с изучением спроса на производимую продукцию, анализом договоров.

На втором этапе анализе дается оценка использования ресурсов (материальных, трудовых) и основных фондов с целью оптимизации объема и структуры производства под наиболее выгодные предложения по заключению договоров, с учетом поставки продукции для государственных нужд.

На третьем этапе анализа предлагается дать оценку выполнения договоров по объему, срокам продаж. Дать оценку ритмичности поставки, качеству и комплектности поставок, определить потери в результате невыполнения обязательств по договорам.

На четвертом этапе анализа необходимо установить причины (внутренние, внешние) невыполнения договорных обязательств.

К внешним факторам относятся: конъюнктура рынка, изменение спроса, состояние материально-технического снабжения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей.

Внутренние причины: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние, простои, аварии оборудования, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления.

     Необходимо обратить внимание не только на продукцию, по которым обнаружено невыполнение плана, но также на те позиции, по которым наблюдалось его перевыполнение. При этом важно выяснить, находит ли данная продукция спрос, особенно продукция, имеющая ограниченный срок хранения.

 

 Анализ выручки от продажи продукции, работ и услуг

Рассмотрим факторные модели выручки от продажи продукции:

 Факторную модель можно представить как произведение количества проданной продукции (к) на цену единицы продукции (ц):

Данная схема взаимосвязи является аддитивной, и для расчета влияния факторов можно воспользоваться любым приемом элиминирования.

Соответственно можно рассчитать влияние количества и цены за единицу продукции:

На следующем этапе анализе воспользуемся формулой товарного баланса продукции:

,

где  и  – остатки нереализованной продукции на начало и на конец года;

ТП - выпуск товарной продукции;

И, Н - излишки или недостачи продукции, выявленные при инвентаризации;

В - выручка.

Формула товарного баланса позволяет провести факторный анализ выручки за счет изменения:

- остатков нереализованной продукции на начало года ( );

- выпуска продукции ( );

- наличия излишек ( );

- изменения: остатков нереализованной продукции на конец ( ); наличия недостач продукции ( ).

При анализе воспользуемся формулой:

          .

На третьем этапе анализа, используя данные формы квартальной или годовой финансовой отчетности «Отчет и прибылях и убытках», выручку от продажи продукции можно рассчитать как сумма четырех слагаемых:

-себестоимости проданной продукции (С);

-коммерческих расходов (расходов на продажу) (КР);

-управленческих расходов (УР);

-прибыли от продажи (П):

                

Данная схема взаимосвязи является аддитивной, для факторного анализа достаточно определить изменение за анализируемый период по каждому из влияющих факторов .

На четвертом этапе исходя из маржинального анализа выручка от продажи продукции может быть представлена как сумма постоянных расходов (ПР) + переменных расходов (ПЕР) + прибыли от продаж (П)

                         В = П + ПР + ПЕР

Можно рассчитать критическую точку безубыточности, запас финансовой прочности в абсолютной сумме и в процентах

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...