Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭГ характеристика транспорта РФ.




Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. Транспорт зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве. Основные виды транспорта — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо - и пассажирообороте. Сеть транспортных линий характеризуется их протяженностью в тыс. км и плотностью — в км/км2 территории. Транспортная работа оценивается весом перевезенных грузов (в тоннах) и числом перевезенных пассажиров, грузооборотом — весом перевезенных грузов, умноженным на дальность их перевозки. Для России с ее огромными пространствами развитая транспортная сеть — одно из главных условий ее экономического развития и сохранения внутреннего единства. Она обеспечивает территориальное разделение труда, связи между регионами, между центром страны и ее окраинами.

Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно, ее плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Каждый вид транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регионами, связи центра страны с ее окраинами, Европейского и Азиатского регионов страны. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов — металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. В развитых странах роль железных дорог снижается за счет роста автомобильных перевозок. Та же тенденция наблюдается и в России, но здесь железные дороги остаются основным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния, поэтому требуется развитие сети этих дорог.

Автомобильный транспорт представляет собой повсеместную сеть, доставляющую любые грузы от производителя до потребителя в любую точку экономического пространства. Общая протяженность автодорог в России в 10 раз больше, чем железных, и их роль продолжает расти. В развитых странах, особенно небольших по площади, на автотранспорт приходится до 70% грузооборота. Основная сфера работы автотранспорта— городские, пригородные и междугородные перевозки на расстояние до 1000 км. Современная сеть автодорог в России развита недостаточно. Исторически сложилось так, что крупные автомагистрали дублируют, а не дополняют железнодорожную сеть страны. Важной проблемой является улучшение состояния дорог и создание скоростных магистралей для развития межрайонных перевозок, которые по мере восстановления экономики России быстрее всего будут нарастать именно при помощи автотранспорта. Важнейшие из этих направлений: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Урал, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Астрахань.

Трубопроводный транспорт — особый вид транспорта, доставляющий жидкие и газообразные грузы, и роль его быстро растет. В России это единственный транспорт, грузооборот которого в 1990-е гг. не снизился, а вырос, перегнав все другие виды транспорта. Он обеспечивает освоение нефтегазовых месторождений Сибири, перекачивая 3/4 добываемой нефти и весь природный газ российским и зарубежным потребителям. Сеть трубопроводов, имеющая длину более 200 тыс. км, в последние годы также начала расти, в основном — на экспортных направлениях. Трубопроводы соединили районы добычи нефти и природного газа — Западную Сибирь, Поволжье, Среднюю Азию и Азербайджан — с главными потребителями — Центральной Россией, Украиной, Уралом, Восточной Сибирью. Были построены и экспортные трубопроводы к западным границам и морским портам страны. Большинство трубопроводов связывают Западную Сибирь с европейской частью России. Морской транспорт занимает в перевозках грузов небольшое место, но выполняет ряд важных функций. Он осуществляет международные перевозки главных экспортных грузов страны— нефти, металлов, удобрений, зерна; занимается рыбным промыслом, в котором занята половина судов; обслуживает по

договорам перевозки других стран. Особую роль морской флот выполнял в советские годы для обеспечения связей Центра страны с ее Крайним Севером и Дальним Востоком.

Морской флот России по тоннажу занимает 7-е место в мире, но значительная его часть требует обновления. Он сильно пострадал после распада СССР и утраты портов Балтийского и Черного морей. Россия располагает 30 морскими портами, но лишь пять из них — Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск (крупнейший по грузообороту порт России), Ванино, Восточный — имеют международный уровень.

Речной транспорт является традиционным в РФ, так как реки представляют собой исторически сложившиеся в России пути сообщения. По разветвленной речной сети общей длиной более 500 тыс. км (сейчас используется 100 тыс. км) продвигались россияне при освоении и заселении огромных пространств страны. В современности роль речного транспорта снизилась. Он используется либо для перевозки массовых дешевых грузов, либо в районах, лишенных других транспортных путей.

Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров и дорогостоящих грузов как в зарубежные страны, так и отдаленные районы России, особенно на ее северные и восточные окраины. В 1990-е гг. объемы авиаперевозок сократились почти в 4 раза, особенно сильно — на внутренних линиях. Несколько выросла роль международных авиалиний. В России основной поток авиапассажиров идет по линиям Москва — Черное море и Москва — Сибирь — Дальний Восток. Самый крупный воздушный порт страны — Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в том числе более 50% в международном сообщении. Особой формой организации транспорта являются региональные транспортные системы (РТС), возникающие в пределах социально-экономических регионов, в том числе в пределах отдельных субъектов РФ. Наиболее типичные для России РТС свойственны для регионов Волго Вятского экономического района.

Трубопроводный транспорт — особый вид транспорта, доставляющий жидкие и газообразные грузы, и роль его быстро растет. В России это единственный транспорт, грузооборот которого в 1990-е гг. не снизился, а вырос, перегнав все другие виды транспорта. Он обеспечивает освоение нефтегазовых месторождений Сибири, перекачивая 3/4 добываемой нефти и весь природный газ российским и зарубежным потребителям. Сеть трубопроводов, имеющая длину более 200 тыс. км, в последние годы также начала расти, в основном — на экспортных направлениях. Трубопроводы соединили районы добычи нефти и природного газа — Западную Сибирь, Поволжье, Среднюю Азию и Азербайджан — с главными потребителями — Центральной Россией, Украиной, Уралом, Восточной Сибирью. Были построены и экспортные трубопроводы к западным границам и морским портам страны.

Основными газопроводами являются: Саратов — Самара;Саратов — Нижний Новгород — Владимир — Ярославль — Череповец; Миннибаево — Казань — Нижний Новгород; Оренбург —Самара — Тольятти; Ставрополь — Невинномысск — Грозный;

Владикавказ — Закавказье; Игрим — Серов; Медвежье — Надым — Пунга — Нижняя Тура — Пермь — Казань — Нижний Новгород — Москва; Пунга — Вуктыл — Ухта; Уренгой — Москва; Уренгой — Грязовец; Уренгой — Елец; Уренгой — Петровск; Уренгой — Помары (Украина) — Ужгород (Украина).Большинство трубопроводов связывают Западную Сибирь с европейской частью России.

 Морской транспорт занимает в перевозках грузов небольшое место, но выполняет ряд важных функций. Он осуществляет международные перевозки главных экспортных грузов страны— нефти, металлов, удобрений, зерна; занимается рыбным промыслом, в котором занята половина судов; обслуживает по договорам перевозки других стран. Особую роль морской флот выполнял в советские годы для обеспечения связей Центра страны с ее Крайним Севером и Дальним Востоком.

Речной транспорт является традиционным в РФ, так как реки представляют собой исторически сложившиеся в России пути сообщения. По разветвленной речной сети общей длиной более 500 тыс. км (сейчас используется 100 тыс. км) продвигались россияне при освоении и заселении огромных пространств страны. В современности роль речного транспорта снизилась. Он используется либо для перевозки массовых дешевых грузов, либо в районах, лишенных других транспортных путей.

Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров и дорогостоящих грузов как в зарубежные страны, так и отдаленные районы России, особенно на ее северные и восточные окраины. В 1990-е гг. объемы авиаперевозок сократились почти в 4 раза, особенно сильно — на внутренних линиях. Несколько выросла роль международных авиалиний. В России основной поток авиапассажиров идет по линиям Москва — Черное море и Москва — Сибирь — Дальний Восток. Самый крупный воздушный порт страны — Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в том числе более 50% в международном сообщении.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...