Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы дизартрических нарушений речи






129


 


цированной афферентации (мышцы глазной щели, ротовой щели, последние по их функции делятся на мышцы, сужива­ющие и расширяющие ротовую щель и глазную; жеватель­ные мышцы; внешние и внутренние мышцы языка).

При спастико-ригидном синдроме полезно проводить плоскостное поверхностное поглаживание в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего по­глаживания при спастическом парезе. Если при последнем синдроме эти два приема оправданы, то при синдроме спас­тико-ригидном они могут принести только вред, так как любое силовое давление вызывает в мышце ответное повы­шение тонуса. Основной целью проведения массажа при спа-стико-ригидной дизартрии является успокаивающее дей­ствие на концевые нервные и вегетативные окончания, заложенные в коже и мышце. Поэтому характер и длитель­ность массажных воздействий обязательно должны проду-мываться строго индивидуально совместно с врачом по ле­чебной физкультуре или невропатологом. Прием растирания применяется очень осторожно, логопед должен постоянно чувствовать обратную реакцию мышцы и вовремя прекра­тить прием, если мышца начинает более сильно стягиваться или появится отдаленное (в других группах мышц) повыше­ние тонуса. Растирание применяется с целью растягивания сократившихся тканей при контрактурах, для понижения нервной возбудимости, уменьшения болей. Особенно полез­ны растирания одним пальцем в местах выхода нервов. При­емы разминания и вибрации не следует применять при ра­боте с этой формой дизартрии, так как они способствуют нарастанию тонуса.

При гиперкинетическом синдроме нормализация речевой мускулатуры осуществляется в большей степени приемами активных и пассивных движений, чем приемами массажа. Массажные приемы ограничиваются в этих случаях повер­хностным плоскостным поглаживанием, движения очень легки. Поглаживаются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища по ходу лимфати­ческих сосудов.

При атактических синдромах, так же, как и при спасти­ческом парезе, применяются те же массажные приемы для нормализации афферентации. Одним из самых основных


приемов кинезотерапии буквально при любых синдромаль-ных дефектах речевой моторики является лечение пассив­ными движениями.

Систематические, регулярно проводимые пассивные дви­жения поддерживают на нужное время формирование новых навыков возбуждения проприорецепторов, что вызывает сти­муляцию соответствующих двигательных импульсов. Созда­ние правильного положения мышцы с учетом выпадения функции позволяет понизить рефлекторную возбудимость, или снизить тонус, или затормозить насильственное движе­ние, а также увеличить объем движения, время фиксации и активность развиваемого движения. Пассивные движения создают условия, способствующие проявлению или улучше­нию функционирования определенных мышц (логопед дол­жен знать всегда — каких). Пассивные движения снимают нейродинамические наслоения в картине речедвигательно-го дефекта и создают кинестетический образ артикуляцион­ной позиции, нужной для реализации звука. При пассивных движениях логопед специально создает новую схему движе­ния, большую по объему или правильную по позиции и тра­ектории. Обязательным является создание новой схемы на нормализованном фоне покоя. Необходимо зафиксировать на несколько секунд эту позу, дать ребенку ее осознать, па­раллельно объяснить ее смысл, суметь выключить и через несколько секунд вновь сформировать. При спастико-ригид-ных синдромах пассивные и массажные движения череду­ются, при спастико-паретических — проводятся изолирован­но, при гиперкинетических — в зависимости от формы гиперкинеза. Пассивные движения осуществляются серия­ми по 3—5 движений в каждой серии. Так же, как и для ак­тивных движений, важно выполнить «вход» в движение, его фиксацию и «выход» из движения — покой. Пассивные дви­жения осуществляются в разном объеме, темпе и временном интервале в зависимости от формы синдрома, особенно важ­но помнить о временной дозировке проведения приема при спастико-ригидном и гиперкинетическом синдроме.

Лечение активными движениями является более результа­тивным после проведения вышеперечисленных приемов мас­сажа, пассивных движений. Применение активных движений также должно быть основано на данных невролого-логопе-


5. Я-855


130


И. И. Панченко, Л. А. Щербакова


 


дического обследования, иначе все приемы теряют нужную адресацию, нет должной эффективности. Главная цель ак­тивных движений — проторение и закрепление новых свя­зей, целесообразных именно для данного больного. <...>

Все методические приемы коррекции должны применять­ся с учетом патогенетического анализа в каждом отдельном случае речевого дефекта согласно намеченной классифика­ции. В логопедической работе с ребенком создавались каж­дый раз определенные виды движений, которые активизи­ровали деятельность речевого аппарата. Мы считаем очень важным обстоятельством, когда получаемый результат пос­ле проведения упражнений (пусть даже минимальный сдвиг) доводится до сознания ребенка сразу же, чтобы он почувство­вал, как у него изменилось качество выполнения движений в лучшую сторону, лишь после этого можно ожидать эмоци­онального участия самого ребенка в последующих заняти­ях. Положительный сдвиг после приемов кинезотерапии го­ворит о значительном участии в структуре речевого дефекта нейродинамического компонента, который поддается лечеб­но-логопедическому воздействию.

Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагоги­ческая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. Нарушения речи и голоса у де­тей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 20; 22—28; 30; 35—39.











Л. А. Данилова

Система психолого-логопедических

упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...