Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы дизартрических






Нарушений речи


127


 


1-я форма. Элементарные фонетические расстройства ре­ализации дифференциальных фонематических признаков (искажения звуков).

2-я форма. Апраксические расстройства реализации диф­ференциальных фонематических признаков (замена звуков).

3-я форма. Нарушения фонематического анализа слов (пропуски звуков, слогов, замена слогов).<...>

Восстановительная работас детьми, страдающими дизар-триями, проводится комплексно с учетом необходимости медикаментозного и физиотерапевтического лечения и соб­ственно логопедических мероприятий коррекционного ха­рактера.

Логопедический аспект восстановления.В этом разделе работы предусматривается:

а) система упражнений лечебной логопедической физ­
культуры;

б) система психологического воздействия;

в) система упражнений по фонематическому анализу слов
и формированию воспроизводства фонем;

г) нормализация просодики речи;

д) борьба со слюнотечением.

Основная цель логопедической работы при данном виде речевого расстройства была определена нами как повыше­ние разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружаю­щими, повысить информативность речевого высказывания, выразительность сообщения ребенка для того, чтобы он имел возможность лучше выразить чувствительный смысл свое­го высказывания.

Основным принципом логопедической терапии является патогенетическое обоснование применяемых приемов лечебной логопедической гимнастики, которая в значительной степени понимается нами не как гимнастика, а как формирование уп­равления артикуляционным праксисом. Логопеду необходи­мо точно представлять целевое назначение каждого приема артикуляционного упражнения, каждого приема лечебной физкультуры. Подчас у детей, несмотря на явное наличие син-дромального расстройства, возможности нахождения нужной артикуляционной позы для реализации звука настолько ши­роки, что логопеды не всегда о них подозревают.


Таким образом, в восстановительной работе при дизартри­ческих расстройствах уделяется основное внимание кинезо-терапии, т. е. лечению движениями, специально организован­ными и направленными для формирования необходимых афферентаций.

Какие же основные приемы может применять логопед в воспитании артикуляторных движений, а также мими­ческой активности? Это приемы лечебного дифференци­рованного массажа, а также пассивных и активных движе­ний. Все приемы лечебной артикуляторной гимнастики проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтичес­кого лечения, назначаемого врачом, после совместного об­следования и обсуждения речедвигательного статуса ребен­ка. Только в этом случае можно рассчитывать на совместный анализ динамических изменений артикуляторного пракси-са ребенка, на эффект восстановительного обучения.

Остановимся на основных особенностях каждого раздела. Массаж имеет большое значение в активизации необходимых афферентных импульсов, которые усиливаются или тормо­зятся в процессе его проведения. Массаж представляет собой лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая покровным тканям и мышцам в виде трения, давления, толчков, различно проводимыми способа­ми. При спастическом парезе массаж применяется для улуч­шения сократительной функции отдельных групп мышц. Усиливая кровообращение, массажные движения вызывают гиперемию капиллярную и тем самым улучшают трофику тканей.

Основная цель массажных приемов при этом синдроме (спастический парез) — повышать рецепторную активность, что в свою очередь вызывает возникновение в концевых чув­ствительных нервных волокнах импульсов, достигающих по центростремительным путям соответствующих центров го­ловного мозга с последующей регуляцией на определенные эфферентные — двигательные — импульсы. При спастичес­ком парезе используются в основном два приема: поглажи­вание, точечная вибрация, а в некоторых случаях размина­ние. Мышцы после проведения этих приемов становятся более работоспособными. Поэтому логопеду необходимо знать ана­томию лицевых и язычных мышц с целью подачи дифферен-


128


И. И. Панченко, Л. А. Щербакова










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...