Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы дизартрических нарушений





речи


123


 


их проявления такова, что речь вообще не может осуществить­ся. Так же, как и при спастическом парезе, при гиперкинезе может быть нарушенным кинестетическое чувство в арти­куляционной сфере, выражающееся в диспраксических расстройствах. Гиперкинез может проявляться как на фоне покоя, так и при произвольных произносительных попыт­ках. По характеру гиперкинеза в покое или при произно­сительных действиях можно судить о функциональном и органическом генезе гиперкинеза: если гиперкинезы появ­ляются при речевых попытках, а в покое их нет, то можно говорить в данном случае о нейродинамических нарушени­ях в зоне рече-двигательной системы, которая в значитель­ной степени может быть компенсирована при раннем лого­педическом вмешательстве (до 5 лет) и систематическом лечении. При наличии гиперкинеза органического типа, который проявляется на фоне покоя и при произвольных движениях усиливается, вызывает патологические синер­гии, логопеду труднее надеяться на уменьшение гиперки­нетических симптомов. Очень важно в логопедической ра­боте в этих случаях увеличить общую разборчивость речи, выразительную окраску ее.

При гиперкинетической форме дизартрии акт приема пищи нарушен: процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы; при миоклонии процесс еды особенно грубо страдает, причем в отдельных случаях может вызвать эпилептический припадок.

Произносительная сторона речи: голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе, модуляционные возможности в ограниченных преде­лах возможны. При атетоидном гиперкинезе несколько труд­нее произнесение аффрикативных и щелевых звуков.

Выразительная окраска речи зависит от характера синер­гии фонаторной и дыхательной мускулатур. При достаточной силе и звонкости голоса интонационная окраска речи на от­дельных отрезках высказывания может приближаться к нор­ме. Очень часто потенциальные возможности голосообразо-вания у ребенка значительно выше, чем он их использует в своей речи. Разборчивость зависит от управления фонокрио-дыхательными движениями, от возможности обеспечить силу голоса в речи. Хорошо озвученная речь воспринимается слу-


шателем как понятная. Даже при наличии многих дефектов фонетического строя корковых расстройств обычно не наблю­дается, страдает лишь техника письма и чтения. <...>

Спастико-ригидная формадизартрии характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельнос­тью по типу экстрапирамидного расстройства. При симпто­ме ригидности стволовые отделы мозга в активном состоя­нии. Клинически это выражается в повышении позных реакций, мышечного тонуса, мышцы в состоянии тетануса, все они сокращены, ствол беспрерывно посылает патологи­ческие импульсы. При анализе двигательных расстройств у детей с церебральными параличами очень часто спастичес­кий парез сочетается с ригидностью и денерваторными на­рушениями.

При анализе речедвигательных расстройств у детей с ди-зартриями с остаточными явлениями лабиринтных и шей-но-тонических реакций наблюдались симптомы сочетания спастического пареза и тоногенных нарушений в фонатор­ной, дыхательной, жевательной мускулатуре. У этой груп­пы детей неврологическое обследование выявляло наруше­ние тонуса по пирамидному и экстрапирамидному типу. У детей с этой формой дизартрии не сформированы статоки-нетические реакции, формирующие цепные двигательные умения. В норме многие тонические рефлексы тормозятся к 1,5—2 годам, уступая место появлению новых цепных ста-толокомоторных функций. В речевой мускулатуре К. А. Се­менова отмечала у детей с двойными гемиплегиями наруше­ние тонуса по типу ригидности, а также нарушение процесса речепроизводства из-за максимального повышения тону­са во всей речевой мускулатуре и тела при каждой попыт­ке к речевой деятельности.

При этой форме дизартрии не бывает длительного фона покоя в речевой мускулатуре, так как повышен порог чув­ствительности к разного рода раздражителям. Напряженная улыбка может смениться мгновенным спазмом верхней и нижней квадратной мышцы губы, напряженно поднятый кончик языка сменяется широким распластыванием по ниж­ней губе. Это положение сменяется выводом языка наружу, узким и напряженным. Постоянны жевательно-сосущие


124


И. И. Панченко, Л. А. Щербакова


Основные формыдизартрических нарушений речи


125


 


глотательные движения. Фонация мягкого нёба может быть достаточной, что говорит о меньшей выраженности спасти­ческого пареза в нёбной мускулатуре. Мышцы нижней че­люсти напряжены, и при пассивных движениях не удается вывести челюсть вперед — в стороны, опустить вниз. Язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не все­гда его удается вывести из полости рта. Поза головы, как и поза сидения ребенка, при этой форме дизартрии резко от­личается от соответствующих поз при спастико-паретичес-кой форме. Дети при спастико-ригидном синдроме могут сидеть только в фиксированном стуле, себя совершенно не обслуживают, у них резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса, мышц шеи, что сказывается на фонатор-ных усилиях.

Процесс приема пищи характеризуется одной интересной особенностью: жевание большей частью заменяется сосани­ем (язык с пищей прижимается к нёбу, и происходит соса­тельное движение).

При этой форме у детей очень резко выражены рефлексы орального автоматизма (хоботковый, губной, челюстной и др.) и рефлексы стволового автоматизма (лябио-церквиаль-ный и др.)- Во время артикуляционной деятельности сама амплитуда артикуляционных движений при этой форме ди­зартрии постепенно снижается, доходя до нуля, ребенок вынужден остановиться, появляется спазм дыхания, после легкого вдоха и паузы ребенок опять продолжает говорить до нового спазма и так через каждые 4—5 слогов. Очень час­то при этом синдроме наблюдается недифференцированность губных и язычных движений.

Произносительная сторона речи: голос глухой, напряжен­ный, амплитуда голосовых модуляций снижается до нуля, сила голоса ослаблена, полетность гласных чрезвычайно мала, темп быстрый, речь резко отрывиста, в редких случа­ях темп может быть медленным с постепенным затуханием голоса. Характер звукопроизношения в большей степени страдает в фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков все сохраняются. В случае же апраксичес-ких расстройств могут выпасть отдельные группы звуков (как всегда, наиболее трудные — щелевые, аффрикативные, соноры). Специфической разновидностью звукопроизноше-


ния при этом синдроме будет слабость дифференциации губ­ных, призубных, мягких и твердых. Разборчивость речи сни­жена значительно ввиду недостаточности полетности звуча­ний.

Атаксия проявляется в дисметрических и асинергических нарушениях артикуляционных движений. При детских це­ребральных параличах атаксия чаще всего бывает при осо­бой форме паралича (атонически-астатический синдром — О. Foerster'a), обычно же это сопутствующий синдром (атак­сия) на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Форма дизартрии тогда будет называться по сумме синдромов — спастико-атактическая и т. д.

Дисметрические расстройства артикуляционных движе­ний обычно проявляются в том, что ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие, он теряет траекторию, амплитуду, скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Ритм речи при этом синдроме всегда скандирован­ный, по которому легко отличить эту форму от другой.

Имеющееся в логопедии понятие о псевдобульбарной ди­зартрии у детей с церебральными параличами связано с на­рушением различных механизмов речи. Псевдобульбарная дизартрия как неврологическое понятие (поражение цент­ральной проводимости черепно-мозговых нервов) составля­ет лишь один из компонентов этого сложного речевого рас­стройства. Кроме двигательных чистых псевдобульбарных расстройств, у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия.

Такое многообразие речедвигательной патологии свиде­тельствует о распространенности поражений мозга у обсле­дованных детей, захватывающей подкорково-стволо-моз-жечковые и корковые отделы центральной нервной системы.

Соответственно этому при логопедическом обследовании обнаруживаются, кроме псевдобульбарной дизартрии, раз­личные подкорковые, мозжечковые дизартрии и артикуля­ционная апраксия (кинетическая и кинестетическая). У час­ти детей отчетливо выражены фонематические расстройства анализа слов.

Указанные наблюдения позволяют выделить три формы звуковых дефектов среди детей при так называемой псевдо­бульбарной дизартрии при детском церебральном параличе.















126


И. И. Панченко, Л. А. Щербакова










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...