Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия




На основе клинико-фонетического анализа произноситель­ных расстройств речи выделяются восемь основных постоян­но встречающихся форм дизартрического нарушения речи:

1) спастико-паретическая (ведущий синдром — спастичес­
кий парез);

2) спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастичес­
кий парез и тонические нарушения управления типа ригид­
ности);

3) гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы:
хореические, атетоидные, миоклонии);

4) атактическая (ведущий синдром — атаксия);

5) спастико-атактическая (ведущий синдром — спастичес­
кий парез и атаксия);

6) спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спа­
стический парез и гиперкинез);

7) спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий син­
дром — спастический парез, атаксия, гиперкинез);

8) атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром —
атаксия, гиперкинез).

Рассмотрим дифференцированную клиническую симпто­матику при каждой форме дизартрии.

Спастический парез,по названию которого определена первая форма дизартрии (спастико-паретическая), наиболее распространен в речедвигательной системе при детских це­ребральных параличах. Этот синдром встречается почти при всех формах дизартрических расстройств. Спастический парез связан с выпадением или ослаблением иннервации различных черепно-мозговых нервов, причем поражение центральных невронов V, VII, IX, X, XI, XII пар черепно-мозговых нервов может носить общий или избирательный


120

И. И. Панченко, Л. А. Щербакова

характер, что и формирует в свою очередь различную сте­пень участия речевой мускулатуры в речевом акте. Именно при спастическом парезе наблюдается слабость мышц рече­вой мускулатуры, при которой требуется применение укреп­ляющей гимнастики мышц речевого аппарата. В данном слу­чае важно проводить обследование одновременно с учетом степени проявлений спастического пареза.

При определении степени спастического пареза М. Б. Эй-динова считает крайне необходимой многократность проб для уточнения тренируемости и истощаемости функции, что дает логопеду в дальнейшем возможность правильной дози­ровки упражнений.

Спастический парез проявляется различно: одни больные не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, другие — выполнить ее, третьи — быстро переключить­ся от одной позиции к другой. У ряда больных парез приво­дит к увеличению латентного периода при включении в дви­жение, к слюнотечению в различной степени.

Осуществление процесса приема пищи при спастическом парезе обычно мало нарушено. Процесс откусывания, жева­ния, глотания имеется, но все эти движения выражены сла­бо, сам акт еды замедлен, но координирован.

Характер произносительной стороны речи: голос недо­статочной силы и звонкости, истощаемы все параметры голосо­вых возможностей, снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой ин­тонации, темп речи замедленный, речевой выдох истощаем, вдох неглубокий. Разборчивость речи стоит в прямой зависимости от силы голоса. Обычно наблюдается легкая смазанность по всем группам звуков, больше в группе щелевых и сонорных, но мо­гут быть совершенно сохранены все фонемные признаки звуков, т. е. когда все звуки воспринимаются слушателем в правильной функциональной направленности. Несмотря на искажения зву­чаний, фонемы все сохранены и строго противопоставлены друг другу. Грубых лексико-грамматических нарушений у детей старше 7 лет обычно не бывает, если нет проявлений самостоя­тельного алалического нарушения на фоне дизартрического рас­стройства речи.

Амплитуда артикуляционных движений при спастичес­ком парезе всегда снижена, нет полной реципрокности в де-


Основные формы дизартрических нарушений речи                                  121

ятельности продольных, вертикальных, поперечных мышц языка, недостаточна лабиализация (выпячивание губ впе­ред при звуках о, у, и, ы, ш, ж, ч, ц).

В случаях фонемных расстройств реализации звуков (от­сутствие и замена звуков) при артикуляционной кинестети­ческой апраксии ребенок может не выполнять нужные для произнесения звука артикуляционные позиции: или не со­здает дорсальную позицию (упор кончика языка в нижние зубы), достаточную для произнесения свистящих, мягких смычных, призубных, или не загибает кончик языка к вер­хним альвеолам для произнесения сонорных, шипящих зву­ков (какуминальная позиция), или не прижимает корень языка к нёбу для произнесения задненёбных и т. д. Обычно наблюдаются расстройства артикуляторного праксиса в соче­тании с трудностями в выполнении целевых движений в кис­тях правой и левой руки.

В письменной речи также могут встречаться функцио­нально обратимые дисграфии.

Для логопеда важно уметь отличать нарушения, вызван­ные дефектами исполнительного, эфферентного плана (спа­стический парез) и дефектами программирующего афферен­тного плана (артикуляционная апраксия).

Гиперкинетическая форма дизартрии названа по ведуще­му гиперкинетическому синдрому. Явлений спастического пареза при данной форме не наблюдается, поэтому наруше­ния движений артикуляционной и фонаторно-дыхательной мускулатуры вызваны не слабостью мышц, а характером гиперкинеза — его степенью и формой. В совместном невро-лого-логопедическом обследовании важно выявить тип ги­перкинеза — хореический, атетоидный, хореоатетоидный, миоклонический. Тип гиперкинеза зависит от локализации поражения в экстрапирамидной системе. Проявление гипер­кинеза в мышцах речевого аппарата по-разному определяет расстройства звукопроизношения и особенности интонаци­онных модуляций речи. Кроме того, остаточные явления шейно-тонического рефлекса у этой группы детей провоци­руют функциональные гиперкинезы тонического типа (не обусловленные первичной органикой). Надо сказать, что для речеобразования наиболее отрицательное влияние оказыва­ют атетоидные гиперкинезы и миоклония, иногда степень


122


И. И. Панченко, Л. А. Щербакова










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...