Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы работы с посетителями




Обращение к идее гармоничного единства природы, общества и человека как единственно возможному условию сохранения человеческой цивилизации связано с происходящим в настоящее время обострением экологических проблем. Реализация этой идеи возможна только при условии формирования экологического сознания средствами всей системы общественных институтов. В этой системе особая, очень ответственная роль принадлежит естественнонаучным музеям.[79]

В значительной степени влияние на характер деятельности музея оказывает современный социальный заказ. Наиболее общая формулировка социального заказа, обращенного к данному типу музея, звучит как "... назревшая ныне необходимость широкого просвещения и популяризации музейными средствами учения о биосфере и основ экологии"[80]

Условно можно выделить две формы работы с посетителями: традиционные и инновационные. К первым можно отнести лекции, экскурсии, а к последним интерактивные программы, праздники, фестивали и т.п.[81]

 

Анализируя работу российских музеев, Л.М. Шляхтина отмечает: «создавая свой новый имидж, музеи пересматривают и содержание работы, стремясь соответствовать потребностям современного человека. Все чаще они приобретают черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи – образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные. Сложившимся направлением в деятельности музеев является установление контакта с посетителями с учетом их потребностей в информировании, обучении, развитии творчества, в общении и досуге».

Успешность экскурсии во многом определяется личностью экскурсовода, его культурным уровнем и любовью к своему делу. Личность экскурсовода, его образованность и культура общения, способность быстро устанавливать контакт со слушателями, умение увлечь их интересным рассказом и сосредоточить внимание на главном – все это во многом определяет успех экскурсии. Экскурсовод должен обладать некоторой артистичностью, ему важно владеть мимикой, жестами, выразительными средствами речи (образностью, эмоциональностью). Монотонность речи, скупость интонации, многословие затрудняют восприятие, обедняют экскурсию.[82] Ярким примером таких экскурсоводов может стать музей кацкарей в Мартынове, которые, не взирая на труднодоступность и удаленность местоположения музея, привлекают в него множество туристов. Все музеи ориентированы на социальный заказ. В данном случае, музей кацкарей предлагает познакомиться с местным диалектом в своеобразной шутливой форме, а также предлагает городскому жителю окунуться в деревенскую среду. Сразу же при встрече экскурсовод приветствует посетителей на местном диалекте, разъясняя значения, ставя акцент на особенностях языка, посетитель, оказавшись в деревенской среде фактически сам становится кацкарем, он не только знакомится с историей Мартынова, с деревенским бытом, но и активно учувствует в культурной жизни, он становится участником разыгрываемого театрализованного представления, кормит домашних птиц и животных на подворье, обедает щами из русской печи и т.д.

Показателем предрасположенности экскурсовода к общению с группой является его владение вопросно-ответным методом, который позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, т.е. явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными.[83] Подсказкой для посетителей предусмотрительно служит буклет со словами и фразами на кацком наречии.

 Универсальное деревенское гостеприимство подходит для разновозрастных посетителей. Кроме прочего сотрудники музея занимаются научно-просветительской работой, раз в квартал выходит газета «Кацкая летопись». Она пользуется спросом и имеет хорошие отзывы. Газета краеведческая, целиком и полностью охватывает большое количество деревень Кацкого стана Мышкинского уезда. Краеведы публикуют здесь свои научные исследования по этнографии, топонимике, кацкому диалекту, а также местные тайны, легенды, былички, частушки, песни, сохранившееся в народной памяти от культур финно-угорских и тюркских племен, славян. Главный редактор газеты "Кацкая летопись" - Темняткин Сергей Николаевич. Название газеты обусловлено местностью "Кацкая волость". Территория, объединенная бассейном реки Кадки, имеет протяженность 55 км и находится в Ярославской области. Данная газета - единственное в России периодическое издание краеведческой тематики, выпускаемое в деревне.[84]

Кацкое подворье служит своеобразной рекреационной зоной для посетителей музея, побывавших на театрализованном представлении и на экскурсии по музеям, здесь можно немного отдохнуть, погладить корову, покормить домашних животных и птиц, провести фотосессию. В кацком подворье ждут посетителей обаятельные животные: лошади Малко и Мазурка, овцы Чиба и Дикарка с ягнятами. Есть и куры с гусями. А наособицу всех ласково встречает тёлка Рыня. С животными можно пообщаться, сфотографироваться и покормить с рук.[85]

Развивающаяся технологически музейная деятельность повлекла за собой изменение поведения посетителей музея, в частности, повлияла на их вкусы и предпочтения в отношении формата восприятия информации. Также изменилось и поведение музейных посетителей. Большое разнообразие достопримечательностей и мест культурного досуга, распространение инновационных технологий, открытость информации заставляет музеи бороться за своих посетителей, привнося новые идеи, соответствуеющие ожиданиям целевой аудитории. Посетители XXI века предъявляют к музею высокие требования, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психокогнитивных особенностей современного человека, перенасыщенности информационного фона, фрагментарности восприятия, музей делает все возможное, чтобы сделать посетителя не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса.[86] В технологическом процессе пальму первенства, безусловно, стоит вручить Музею гидроэнергетики в Угличе. Таких форм работы с посетителем, нет, пожалуй, нигде в ярославской области, что делает музей яркой фишкой города. Услышав о таком музее, или познакомившись с отзывами в интернете люди спешат туда, не столько для того, чтобы познакомится с историей углической ГЭС, сколько для того, чтобы «побывать и попробовать, и увидеть своими глазами». В музее гидроэнергетики помимо всевозможных интерактивных элементов есть небольшой кинозал, где показывают тематические видеоролики, например, минифильм о строительстве углической ГЭС. У музея есть также собственная облагороженная территория, на которой находится еще несколько экспонатов, что позволяет посетителю немного отдохнуть от полученной информации и насладится открывающимися видами.[87] Музей гидроэнергетики варьирует свое время работы, которое подразделяется на летний и зимний сезоны, а также предлагает определенные часы для посещения музея: в 11.00, 14.00, 16.00 и 18.00. Сама экскурсия рассчитана на 60 минут – обзорная, полная – на 90 минут.

В качестве одного из основных факторов развития естественнонаучного музея (отдела) в целом можно рассматривать внешний экспозиционный фонд. Необходимость в его целенаправленном формировании и оформлении как самостоятельной структурной единицы для отделов природы объясняется значительной обеднелостью фондов (как в количественном, так и в качественном и тематическом отношениях) естественнонаучных материалов (по сравнению с историческими). В результате диапазон тем для выставочной работы является несколько ограниченным (как правило, это минералы, охотничьи трофеи и коллекции насекомых, чаще всего экзотических). Материальной базой для серьезных качественных изменений в организации выставочной работы является внешний экспозиционный фонд, представляющий собой сочетание таких разнородных элементов, как фонды других музеев, частные коллекции, произведения работников искусства (художников, скульпторов) и другие.[88] Подобная целенаправленная деятельность преследует две очень важные цели:

1. переход на качественно новый уровень выставочной работы в музее.

2. Включение в процесс формирования музейной и экологической культуры новых категорий населения, способствуя тем самым превращению их из пассивных потребителей музейной информации в активных участников культурно-коммуникационного процесса – субъектов музейной коммуникации.

Весной 2014 года к историко-краеведческому музею имени П.К. Шарапова в оперативное управление передали Летний сад, площадью почти в два гектара, в дореволюционное время, принадлежавший купеческой семье. В связи с этим возможности отдела природы в перспективе существенно расширились. На дополнительной площади будут разрабатываться новые природоведческие экскурсии и игровые программы. В 2015 году на данной территории был проведен конкурс «Эко-бренд» Летнего сада. Музей через СМИ приглашал принять участие в конкурсе с целью создания креативной зоны на территории Летнего сада из природных материалов силами жителей Даниловского района. Чтобы привлечь участников был предусмотрен призовой фонд. Данное мерорпиятие позволило привлечь новых посетителей в Летний сад, вызвало интерес к нему и со стороны местного населения. Таким образом музей привлек к себе внимание со стороны индивидуальных посетителей. Летний сад стал универсальной площадкой для проведения различных как музейных мероприятий, так и мероприятий различных организаций. Здесь проводились весенние ярмарки, организованные Администрацией даниловского муниципального района, праздники Масленицы, как и работниками Дома культуры, так и интерактивные программы, проводимые сотрудниками музея, тематические экскурсии (например, Мир деревьев), праздники День музеев с привлечением физических лиц, занимающихся определенной формой деятельности (плетением, росписью по дереву, кузнечным ремеслом) для показа мастер-классов. На территории Летнего сада сотрудниками музеев проводились традиционные свадебные обряды, для этого была разработана специальная интерактивная программа. Площадку Летнего сада использовали под организацию концерта, приуроченного к празднованию юбилея Газпром, также в это же время на территории размещалась выставка.

Здесь же отмечал свой первый День рождения клуб «Верность»

 

Даниловский музей имени П.К. Шарапова тесно сотрудничает с организациями и предприятиями города. Благодаря такому сотрудничеству в музее появляются новые выставки и экспозиции. Так, согласно предоставленной информации Даниловским отделением ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыбаловов» Даниловского муниципального района ярославской области была открыта выставка «Охота – страсть души», а в ноябре 2015 года в обновленном зале была открыта экспозиция, посвященная сельскому хозяйству даниловского муниципального района.

На сегодняшний день сотрудники музея собирают информацию, касающуюся истории создания даниловских водоемов.

Функционирование на базе музея системы дополнительного образования, клубов по инте­ресам и иных социально-культурных объединений дает возможность обеспечить относительную за­вершенность воспитательного воздействия, подкрепить методы просвещения методами включе­ния людей в культуросозидательную деятельность, в процессе которой знания о природной среде пре­образуются в эколого-нравственные убеждения, в нормы и принципы социальной деятельности, направленной на сохранение природы и формиро­вание экологической культуры как качества лич­ности. Все это позволяет видеть в естественнонаучных музеях не только институт пропаганды ценностей природы, но и открытую социально-педагогическую систему, способную успешно ре­шать задачи формирования гармонично развитой личности информационного общества.[89]

 

Даниловский историко-краеведческий музей имени П.К. Шарапова благодаря разнообразным коллекциям имеет в арсенале множество тематических экскурсий и интеративных программ. Также сотрудниками музея была разработана программа «Данилов - моя родина», по которой ведется работа со школьниками младших классов. Программа рассчитана на 32 часа. В этой программе имеются экскурсии, проводимые в отделе природы:

- Животные нашего края;

- Пернатые создания;

- Минералогия – третье царство;

- Миллионы лет назад

- Лекарственные травы

Также были разработаны и интерактивные программы:

- Уловки хищников;

- Мир деревьев и т.д.

Так как данные мероприятия рассчитаны на школьников младших классов, для интереса в познавательной деятельности использовались элементы театрализованного представления (экскурсовод переодевался Лесовичком), мастер-класса (например, изготавливались розы из кленовых листьев), игры (например, четверо ребят играли в волчью стаю, окружали «лося»), пантомимы (когда учащийся должен изобразить какое-либо животное или птицу, а остальные должны угадать), загадоки и пр. Некоторые экскурсии приурочены к определенным срокам, например, «Пернатые создания» проводятся к Международному дню птиц (1 апреля), а Мир деревьев, как правило, осенью.

Осенью 2011 года в отделе природы проходила двухнедельная выставка «Дары осени», которая пользовалась большим успехом. На ней были представлены всевозможные сорта растений, выращенных на огороде.

Современная ситуация такова, что музеи вынуждены включиться в конкурентную борьбу за посетителя. Следствием этой борьбы и основными потребностями целевой аудитории является появление новых форм работы с аудиторией.

А.И. Клюкина в своем педагогическом исследовании Обладая уникальными образовательными и воспитательными возможностями, музеи, как правило, ограничиваются эпизодическим просветительным воздействием на посетителей. У значительной части населения, даже в крупных культурных центрах, не выработана потребность стабильного использования музейных учреждений как неотъемлемого элемента духовной жизни, как места получения дополнительного образования. Образовательная и педагогическая деятельность музейных учреждений, в основе своей, ограничивается лекциями и экскурсиями и слабо связана с средней школой, высшей школой и Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; методика ее недостаточно учитывает специфику музея, как учреждения культуры, где механизм духовных ценностей существенно отличен от приемов и способов обеспечения процесса усвоения естественнонаучных знаний.

Явные противоречия между объективными возможностями музеев эффективно осуществлять не только просветительную, но и образовательно-воспитательную деятельность, и реальным уровнем решения этой задачи детерминирует актуальность проблемы преодоления эпизодичности и обеспечения стабильного созидающего воздействия музея на разные группы населения, предопределяет целесообразность осуществлять социально-педагогическое исследование, которое бы выявило оптимальные пути ее осуществления.[90]

Эпизодичность склонна проявляться во всех рассматриваемых вданной работе музеев, за исключением, вузовских, которые служат своеобразной исследовательской мастерской для обучения студентов. Это связано в первую очередь с тем, на кого будут ориентироваться музеи: на своих или на туристов? Естественно, в каждом рассматриваемом музее предусмотрен дифференцированный подход к разным категориям посетителей, но необходимо отметить, что основной посетитель это дети школьного и дошкольного возраста или же сезонные туристы, как, например, в Тутаевском раойне. В последнем случае рассказ должен быть ярким, фееричным, запоминающимся. Экскурсоводу в своем рассказе необходимо особо выделить региональные особенности данной местности, чтобы турист остался «накормлен» и доволен. Совсем другая ситуация возникает, когда музей вынужден работать для своих, здесь необходимо применять разнообразные приемы и методы работы, организовывать новые выставки и интерактивные программы, новые элементы в праздничном музейном мероприятии, чтобы постоянному зрителю было интересно и вызывало потребность в постоянном посещении музея. Необходимо «приручить» активного элемента музейной коммуникации. Так работают многие муниципальные музеи. Даниловский музей старается привлечь своих родных путем организации всевозможных музейных мероприятий: новых экскурсий, интерактивных программ, праздников, мастер-классов и пр., Музей леса и краеведения ежемесячно  проводит новые выставки от организаций и частных лиц, в любимском музее организуются новые детские программы и т.д.

Последние двадцать лет стали бурно развиваться такие направления музейной работы как культурология и педагогика. Развитие этого направления музейной деятельности дало целый спектр совершенно новых форм работы с посетителями вообще и с детьми, подростками, молодежью и взрослым населением в частности. Однако, при довольно большом объеме исследований работы с разными категориями посетителей музеев, публикаций в области естественнонаучного музееведения очень мало и совсем незначительная их часть посвящена формированию естественнонаучных знаний музейными средствами, формированию активного познания в естественнонаучных музеях путем создания интерактивных экспозиций.[91]

Относительно создания интерактивных экспозиций следует обратить внимание на возможности музея к данному перевоплощению. Для создания современной экспозиции с внедренными новыми технологиями необходимы значительные финансовые средства, которые не под силу многим муниципальным музеям, поэтому обустройство интерактивностью в данном случае ограничивается внедрением в экскурсию какого-нибудь мастер-класса, театрализованного представления, изготовления поделки, или иных действий, активизирующих посетителей. Такое преобразование обычную экскурсию превращает в интерактивную программу, которая с успехом пользуется у всех категорий населения.

Д.Е. Озерова в своем исследовании «Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России» пишет: «В настоящий момент дискуссия "Каким быть музею ХХI века?", начатая в конце 1980-х - начале 1990-х годов, продолжается и в нашей стране, и в других странах. Она связана, прежде всего, с той современной ситуацией, когда музею в прямом смысле слова приходится выживать в конкурентной борьбе с широкой индустрией развлечений. Если в предшествующие десятилетия к сфере культуры было принято относить только театры, библиотеки, кино и музеи, то сегодня ее пространство "агрессивно захватывается шоу-бизнесом".[92] Поэтому многие музеи в мире стали ориентироваться на создание культурных, досуговых комплексов, куда входят, наряду с музеями, аудиовизуальные представления, всевозможные развлечения, рестораны, транспортные услуги.[93]

Сейчас в индустрию развлечений окунулись практически все музеи, за исключением музеев ведомственного характера, которые работают по иным направлениям. Практически во всех существующих муниципальных музеях существуют театрализованные представления. В Музее леса и краеведения, что в Пречистом, гостей встречает Фея леса, в Пошехонском Доме Топтыгина вас также встречает участник действа в сшитом медвежьем костюме, в отделе природы даниловского Музея имени П.К. Шарапова вас может встертить Лесовичок, или сопровождать Гриб-Боровик, здесь также уместно упомянуть Дворец мыши в Мышкине, и пр. Современному посетителю нравятся подобные приветствия, они создают дружелюбную, располагающую к интересному общению обстановке.

Исконным призванием музея являлось и является желание соприкоснуться с миром прекрасного, предоставление знаний своим посетителям, удовлетворение их любознательности, а в наши дни к этому еще прибавилось снятие нервного напряжения, возможности приятно отдохнуть. Один из немецких специалистов музейного дела, Ганс Швиер, высказал свое мнение, что "музей девяностых" представляется ему как "место досуга". Возможности музея будущего кроются "в синтезе традиционных и новаторских действий" »[94]

Сегодня стало модным появление новых музеев, которые основываются не столько на богатстве своих фондовых коллекциях, что является основой для любого функционирующего музея, сколько на форме общения с посетителем, с использованием особенностей региона, его среды, мифов и легенд и пр.

Так в первомайском районе в с. Коза появился музей «Козье подворье». Гостей встречает хозяйка «Козьего подворья», рассказывает историю села Коза и приглашает пройти в музей Козы. С присказками, легендами и загадками о капусте, козлах и козах, Вы познакомитесь с различными предметами обихода крестьянского дома и изделиями, так или иначе связанными с этим животным. Добрая хозяйка подворья и ее коза Даша угостят Вас салатом из капусты со свежесваренной картошкой с сельского огорода. На прощание Вам предложат станцевать Козулю и поучаствовать в интерактивной программе «Козьи потехи».[95]

Музеи подобного типа очень востребованы городскими жителями и создаются активными энтузиастами все больше и больше. Примером может послужить Музей рабочей лошади в деревне Ивашкого Углического района. Для изучения достаточно ознакомится с отзывами посетителей, побывавших в данном музее. Они, конечно, разные, но тем полнее картину неувиденного. «Поехали из-за желания ребёнка покататься на лошади... расположен прям возле трассы - проехать мимо не возможно. Можно покататься на лошади в вольере на время или по кругам. Для умеющих наездников могут организовать "конный поход". Много домашней живности - куры, цесарки, индюки, овцы, поросёнок и т.д. Почти всех можно потрогать и покормить морковкой. Хозяйка приветливая…»

«Уехали довольными! Попытка создания эко-деревни или эко-усадьбы по западным образцам, но как-то не додумано до конца. На лошадках можно покататься, можно кормить, гладить, гулять с ними. Вообще много живности - кошки, утки-гуси, коза, всех можно кормить. Небольшая экспозиция с-х орудий труда. Старый дом и быт. В европах в подобные эко-музеи люди приезжают, что бы полностью погрузиться в предлагамые время и обстоятельства. Т.е. приехали, переоделись и пошли за водой, что бы поить животных, чинят телеги-сеялки-веялки, мелят муку и выпекают сами себе хлеб, чинят обувь, косят траву, пропалывают грядки, можно остаться на несколько дней,и т.п. В общем, полный интерактив. Здесь же, к сожалению, можно только посмотреть, а не поучаствовать. Идея хорошая, но не доведена до логического завершения. И такое ощущение, что хозяевам (или кто они там?) этой усадьбы мы, посетители, очень мешаем жить - они неприветливы и высокомерны.»[96]

Отзывы посетителей повествуют об особенностях данного музея и установленных в нем форм работ с посетителями. Из рассказов видно, что не все посетители хотят быть в музее в качестве гостя, некоторые мечтают стать хозяевами, это можно учесть сотрудникам музея и расширить спектр предлагаемых услуг, включить в интерактив и сезонные хозяйственные работы. Необходимо предусмотреть сезонное посещение разных категорий посетителей, возможно, при проведении развлекательной программы разбить на небольшие группы, чтобы им было не тесно, комфортно, внедрить какие-то безопасные мастер-классы, которые предлагают сами же посетители и пр. Но, видно, что музей востребован и интересен, не взирая на некоторые неприятные отзывы.

Также в данной работе необходимо отразить еще один музей, который нельзя отнести к естественнонаучным, но, тем не менее, он отражает природоведческую специфику одного ярославского региона. Это Музей ряпушки в Переславль-Залесском.

Переславская ряпушка — рыба редкая и, без преувеличения, уникальная. Этот вид ряпушки водится только в Плещеевом озере и сегодня занесен в Красную книгу, так как находится под угрозой вымирания. О промысле ряпушки стало известно еще в 15 в., а свою известность она приобрела к 17 в. Дело в том, что эта рыба невероятно вкусная, ее невозможно сравнить ни с какой другой. К середине 17 в. ее распробовали и оценили русские самодержцы, а потому рыбу прозвали царской селедкой и в больших количествах подавали к столу. Более того, копченой ряпушкой стали завершать обряд коронации наследника сначала московского, а потом и российского престола.

Сегодня изображение копченой ряпушки украшает герб Переславля-Залесского, а в городе открыт целый музей в ее честь. Его экспозиция рассказывает об истории этой уникальной рыбы, о том, как и где ее ловили, как готовили и заготавливали впрок. Большая часть выставки посвящена истории древнего озера Плещеево, туристы побывают в хижине у рыбака в компании экскурсоводов в особых костюмах, а в финале всех ждет дегустация рыбки и мастер-класс по росписи пряника.[97]

Университетские и иные ведомственные музеи, имеющие в своем составе естественнонаучные коллекции, работают с посетителями в несколько ином формате. Формой просвещения населения данной категории музеев является разработанная традиционная экскурсия, которая может варьироваться в интерпретации для разновозрастных категорий населения. Такой вывод можно сделать, исследовав сайты музеев, они не предлагают разнообразные формы работы с населением, но, для своей категории (студентов, научных сотрудников) музеи являются и научной лабораторией, и «библиотекой» фондовых образцов, и творческой мастерской.

При детальном рассмотрении более крупных музеев, имеющих в своем арсенале профессиональных сотрудников, владеющих музейной педагогикой, методологией, мастерством дизайнера-проектировщика, а также анализирующих сезонные потоки посетителей, можно сделать вывод о более качественном и многообразном подходе к музейному посетителю. Здесь, безусловно, существует четко дифференцированный подход к различным категориям посетителей музея, детально продуманы мероприятия, проводимые на базе музея.

Сегодня музеи помимо традиционных форм, экскурсий и докладов, использует современные формы работы с посетителями: показ экспонатов в действии, музейные игры для детей, разнообразные программы музейных праздников. Самой главной целевой аудиторией остаются школьники. В последнее время музеи очень тесно сотрудничают со школами и разрабатывают для них музейные программы, в том числе связанные с естественнонаучными коллекциями.

В работе Д.Е. Озеровой «Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России», говорится о том, что в Ярославле в музее-заповеднике организован отдел "Музейная педагогика", сотрудники которого создали музейно-экскурсионную программу для начальной школы "Мир вокруг нас". В 1994-1996 гг. она прошла апробацию в нескольких ярославских школах. В 1996 г. коллектив музея назвал её "самым ярким достижением года". Основной элемент программы - это сотрудничество музейного педагога и школьного учителя. Вместе они знакомят маленьких ярославцев с историей и культурой их малой Родины, формируют ценностное отношение к неповторимым памятникам и достопримечательностям Ярославля, способствуют развитию у детей наблюдательности, воображения, творчества. В настоящее время по программе "Мир вокруг нас" работают более 30 ярославских школ.

Каждый ученик имеет художественно оформленные "Творческие тетради", разработанные музейными работниками. В них задания по блокам программы: "Знакомьтесь, музей", "Природа, которая нас окружает", "Путешествие в мир рукотворных предметов", "Город, в котором мы живем", "Как жили наши предки» .[98]

По такому же принципу была создана программа для работы со школьниками и в Рыбинском музее-заповеднике. С 1997 г. музей-заповедник работает в рамках программы «Музей и горожане», включающей многопрофильную работу с дошкольниками, воспитанниками средних общеобразовательных школ города и района, учащимися и студентами ПУ, колледжей, вузов, взрослой аудиторией и семейным посетителем. Сотрудники музея считают необходимым привлекать детей для коллективного посещения музея, начиная со старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Для данной целевой аудитории предлагается курс «Музей и мир вокруг нас», рассчитанный на два года обучения. «Работа строится на принципах наглядного обучения, в процессе которого главным источником знаний выступает музейный предмет. Использование музейных подлинников представляет широкие познавательные, воспитательные и развивающие возможности.[99]

Учащиеся начальных классов и средней школы посещают Рыбинский музей-заповедник по абонементам, темы определяются предварительно совместно с педагогом. Экскурсии и занятия структурированы по тематическим блокам, включающим от 17 до 27 тем: патриотическое воспитание, история и краеведение, декоративно-прикладное искусство, культурно-бытовые традиции и праздники по народному календарю, природа и экология, изобразительное искусство. Каждое занятие состоит из интерактивной части и предполагает проведение практической работы.  В январе 2002 г. необходимость оптимизации работы Рыбинского музея-заповедника, социально-экономические изменения в стране и условия жизни провинциального города способствовали проведению структурных преобразований. По утвержденному штатному расписанию в состав отдела маркетинга и приема посетителей вошли секторы экскурсионного обслуживания, образовательных программ, маркетинга, рекламы и связей с общественностью. С этого времени культурно-образовательная деятельность Рыбинского музея-заповедника вступила в новый этап развития. Сотрудники модернизированного отдела приступили к поиску различных форм организации музейно-педагогической работы. Исторически сложилось так, что более половины посетителей музея составляют учащиеся различных образовательных учреждений Рыбинска. Для данной целевой аудитории чрезвычайно актуальными являются детские музейные праздники. Практикуется проведение праздников по народному календарю.

C 2003 г. неотъемлемой частью просветительской работы музея-заповедника стали детские экологические праздники. Из множества международных экологических дат сотрудниками отдела природы были выбраны «Всемирный день воды», «Международный день птиц», «Международный день Земли», «Международный день биоразнообразия», «Всемирный день охраны окружающей среды» и «Всемирный день животных». В основу положены три формы проведения занятий: экологический лабиринт, брейн-ринг – соревнование нескольких шестерок, соревнование двух команд. Праздники дополняются различными играми, викторинами, занимательными заданиями, театрализованными включениями.

Для привлечения в музей учащихся старших классов, ПУ, колледжей проводятся интеллектуальные игры, позволяющие объединить музей, образовательное учреждение, центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Одним из главных направлений творческого сотрудничества является изучение истории края. Место проведения интеллектуальных игр – экспозиции и выставки Рыбинского музея-заповедника.[100]

В рамках социокультурной деятельности коллектив музея направляет свои усилия на привлечение семейного посетителя. В феврале 2004 г. при поддержке ОАО «Рыбинский дом печати» прошла презентация «Клуба выходного дня». Для системной работы с этой целевой аудиторией были разработаны специальные экскурсии и занятия: «Детство наших бабушек», «Народная игрушка», «Путешествие в страну картин», «Школа хороших манер», «Подарок в народном быту». В структуру каждого занятия входит рассказ о представленных экспонатах, выполнение практических заданий, загадки, игры и конкурсы. В 2007 г. Рыбинский музей-заповедник стал участником комплексной областной целевой программы «Семья и дети» с проектом «В музей всей семьей!». Программа рассчитана на родителей с детьми 6–9 лет и включает три раздела: «Дом и семья», «Город и горожане», «Народные умельцы». Совместные занятия «маленьких» и «больших» в интерьерах музейных экспозиций содействуют становлению личности ребенка в семье, развитию его творческих и интеллектуальных способностей.[101]

Благодаря появлению в штате Рыбинского музея-заповедника сотрудников отдела маркетинга и приема посетителей, являющихся узкими специалистами, в значительной мере расширилась культурно-образовательная деятельность музея. Появилось множество форм для работы с посетителями, четкий дифференцированный подход к каждой категории гостей музея, что не могло не сказаться на посещаемости музея, его культурной привлекательности. Естественно, что подобными секторами и отделами могут похвастаться относительно крупные музеи, о ведомственных или муниципальных музеях здесь говорить не приходится. Функции научного сотрудника, проектировщика экспозиций, дизайнера, экскурсовода, педагога, специалиста по маркетингу и связям с общественностью несет в себе один и тот же сотрудник, который, разумеется, расставляет свои приоритеты в своих видах деятельности, кроме прочего, ему просто физически не успеть отработать во всех сферах музейной деятельности.

Относительно живых музеев природы, какими являются ботанические сады и дендрарии в вопросах научно-исследовательской, образовательной и эколого-просветительской деятельности, развития познавательного туризма следует учитывать систему регулирования рекреационных нагрузок.

Дендрологический сад имени Харитонова в своей деятельности решает задачи по проведению образовательной и эколого-просветительской деятельности в области ботаники, дендрологии и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

Дендрологический сад является одним из основных экскурсионных объектов национального парка «Плещеево озеро» г. Переславля-Залесского. Как туристический объект на маршруте «Золотое кольцо России» сад известен с 1974 года. В настоящее время здесь успешно функционируют четыре маршрута:

1. «Впервые в дендросаде» - ознакомительный, проходит по территории закладки сада начала 60-х – 1974 годов, представляет основную коллекцию;

2. «По странам и континентам» - проходит по территории географических отделов, знакомит с разнообразием древесных и кустарниковых растений северного полушария Земли;

3. Экологическая тропа «Тропа сказок» - знакомит посетителей с героями русских сказок, легендами и преданиями о растениях;

4.  Экологическая интерактивная тропа «Природа чувств» - приглашает посетителей в увлекательное путешествие познания чудес природы через органы чувств.

Опытные экскурсоводы национального парка проводят экскурсии для всех категорий посетителей: от воспитанников детского сада до пенсионеров. Содержание экскурсии и подача материала варьируется в зависимости от возрастного и социального состава экскурсантов и времени года. В настоящее время организации обслуживания посетителей на территории дендросада уделяется большое внимание: работает торговый павильон, где посетители смогут приобрести не только посадочный материал, но и справочно-информационную литературу о дендрарии и национальном парке, установлены аншлаги-указатели на территории; скамейки на маршрутах, этикетаж растений, организована детская площадка, есть  санитарные комнаты для посетителей с учётом норм программы «Доступная среда» и пр.

Для привлечения посетителей применяется опыт проведения событийных мероприятий: «Масленица», «Как-то раз в природном царстве, заповедном государстве…», «Медово-яблочный Спас», «Осенины». [102]

Очень интересно гулять по саду с экскурсоводами. Они увлекательно рассказывают о каждой коллекции и сообщают много занимательных фактов из жизни растений, а также легенд о местных «обитателях». А для детей по территории существует целый интерактивный маршрут «Тропа сказок». На ней установлены резные деревянные скульптуры сказочных героев и животных, и даже избушка на курьих ножках с Бабой Ягой. Для досуга детей в парке построена также красивая деревянная игровая площадка с качелями, горками и небольшими домиками. На выбор посетителей в саду можно прогуляться пешком, а можно совершить велопрогулку. [103]

Не смотря на то, что дендрарий несет в себе несколько своеобразные «музейные» функции, видно, что и они включились в конкурентную борьбу за своего посетителя, привлекая его всевозможными формами работы.

Автор статьи «Другие формы культурно-образовательной работы в музеях» Поправко Е.А насчитывает до сотни различных форм работы с посетителями. К базовым формам культурно-образовательной работы относят, кроме экскурсии, лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.); конкурс (викторина, олимпиада и т.д.); вечер встреч, концерт (киносеанс, театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.); музейный праздник, семейные абонементы выходного дня, музейную игру, выездной день музея, мастер-класс. Одна из традиционных форм массовой работы музеев, наряду с экскурсией, – лекция. Лекции могут объединяться в циклы – лектории. Организация лекториев в отечественных музеях предпринимается уже во 2-й половине XIX в. Первоначально для чтения лекций приглашались ведущие специалисты в какой-либо научной области. Сейчас чаще всего лекции читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Особенность музейной лекции – тесная ее связь с музейными коллекциями. Даже если не демонстрируются сами предметы, то чтение лекции обязательно иллюстрируется показом копий, дубликатов, фотографий, слайдов и т.д. Современные технические средства позволяют придать музейной лекции совершенно другой вид, чем это было еще несколько десятилетий назад.[104]  В даниловском историко-краеведческом музее такая форма работы также проводится, она позволяет расширить любую тематическую экскурсию, сделав ее более наглядной и увлекательной. Например, в музее имеются кости и зубы мамонта, раковина аммонита, древнее окаменевшее растение, чтобы расширить рассказ для школьников по данным предметам была разработана лекция и составлена презентация, которая сделала тему «Миллионы лет назад» интересной и востребованной школьниками.

Музеи по-своему стараются привлечь посетителей. В музее леса и краеведения природоведческий зал представлены как гостиная феи леса. В гостиной Феи леса представлены животные, птицы, рыбы, насекомые, обитающие в наших краях, проводятся интерактивные программы, посвящённые экологии района. Фея леса, которая является брендом музея, пригласит вас в сказочный мир, расскажет много удивительного и интересного о лесе и его обитателях, о целебных свойствах различных лесных трав и ягод.[105] На втором этаже музея расположен уютный миниатюрный кинозал для просмотра видеосюжетов. Сотрудники постоянно работают над созданием новых выставок. В настоящее время, после ужесточившихся требований работы с детьми при организации походов и прочей подобной деятельности, работники музея решили отказаться от подобных мероприятий.

Музеи Пошехонья постепенно множатся. Ярославская сторонка издавна считалась медвежьим углом, поэтому в каждом местном музее, имеющем зоологические коллекции есть медведь. Пошехонцы пошли дальше и создали музей «Дом топтыгина». Здесь проводятся интерактивные игровые программы, мастер-классы, выставки-конкурсы поделок, которые сориентированы, в основном для детей. В музее можно попробовать  ложечку душистого меда, отведать малинового варенья и вдохнуть аромат настоящих сушеных грибов из Пошехонских лесов.[106]

Интерактивные программы сейчас есть практически в каждом музее, исключением не стал и любимский музей. Здесь тематические интерактивные мероприятия сориентированы в основном для детей. Например, «Знакомство с барсуком», «Птицы нашего края».

Для определения целей и задачей зоопарка как социально-культурного учреждения обратимся к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 16.07.1993 года №473 «Об утверждении Типового положения о государственных зоологических парках».[107]  В нем сказано, что государственные зоологические парки образуются с целью экспонирования и изучения животных в искусственных условиях, решения научно- просветительных, исследовательских и природоохранительных задач, представляют собой музей живой природы. Согласно этому приказу основными задачами государственного зоологического парка являются в том числе и проведение учебной и научно-просветительной работы в области зоологии и охраны природы, животноводства, звероводства, охотничьего хозяйства, экологических знаний.

Безусловно, в каждом зоопарке есть своя специфика, но и общих черт, равно как и общих проблем, имеется достаточно много. Просветительская работа зоопарка состоит из нескольких видов и форм деятельности. В любом из зоопарков обязательно имеются видовые этикетки на экспонируемые виды животных, а также ориентировочно-предупредительные надписи. В последние годы во многих зоопарках этикетки пересматриваются и модернизируются (например, многословный текст заменяется графической информацией, названия даются на нескольких языках и пр.). Просветительская экспозиция в зоопарке – это плакаты, стенды, витрины и выставки природоохранной, экологической и зоологической тематики. Основной формой работы с посетителями является экскурсия.

Согласно концепции Ярославского зоопарка, первой и наиболее важной миссией зоопарка является просветительская работа, цель которой доведение до сознания граждан необходимости сохранения всего разнообразия животного мира, без которого немыслимо, в конечном счете, существование самого человека. И в этом смысле, методы и возможности зоопарка совершенно уникальны и на нем лежит ответственность за будущее отношение человека с дикими животными. Внедрение новых знаний о поведении и экологии животных, современные технологий оформления экспозиций несомненно, усилят интерес посетителей к диким животным.[108] Для комфортного пребывания с детьми обустроена детская площадка, а также в центре зоопарка расположен, так называемый, Контактный зоопарк, в котором содержатся несколько видов домашних животных, их можно потрогать руками, покормить. Этот минизоопарк пользуется большим спросом у детского населения.

Помимо демонстрации животных, Ярославский зоопарк предоставляет ряд дополнительных услуг. Если есть желание, можно покататься верхом на пони и осле или в запряженных лошадями фаэтоне или омнибусе в Парке копытных, половить рыбу и поучаствовать в показательном кормлении. По праздникам на территории зоопарка проводят развлекательные мероприятия, гуляния, конкурсы. Так же здесь созданы тематические кружки для детей, проводятся мастер-классы. Самым маленьких посетителям предлагается отвлечься на детской площадке.[109] Для тех, кто не имеет возможности побывать в зоопарке, можно познакомиться с сайтом и принять участие в викторине.

       Выводы: как видно из приведенного выше материала музеи стараются соответствовать современным запросам населения и внедряют в свою деятельность самые разнообразные формы работы с населением. Музеи стараются разнообразить экспозиции, организуют новые выставки, проводят всевозможные музейные праздники, организуют мастер-классы, «завоевывают» новые территории и расширяют свою деятельность за счет полученного плацдарма (Музей имени П.К. Шарапова). У Музея имени П.К. Шарапова и Ярославского историко-культурного и художественного музея заповедника существуют свои разработанные программы для постоянной работы со школьниками. Ведомственные музеи, как правило, ориентированы на разовые посещения сторонних наблюдателей, но являются научной мастерской для своих студентов и научных сотрудников. Внедрение различных инновационных технологий для работы с посетителем является невозможным в силу финансовых причин, единственным исключением из этого правила стал Музей Гидроэнергетики в Угличе. Но в муниципальных музеях Ярославской области не было замечено таких форм работы с посетителями, как абонемент выходного дня, не замечено циклов какой-либо тематики, которые позволили бы рассчитывать на появление постоянных посетителей среди взрослого населения, нет клубов по интересам, созданных на базе музеев. Работа с посетителями сводится к разнообразию форм для организованных групп, для индивидуального посетителя она менее разнообразна. В основном он может довольствоваться этикетажем, пояснительными стендами или заказом индивидуальной экскурсии, что предусмотрено практически в каждом музее. У более крупных музеев-заповедников, сосредоточенных в центре культурной жизни региона, где есть специальные отделы, отвечающие за работы с посетителями, существует множество самых разных форм работы с различными категориями. Здесь внедряются и всевозможные конкурсы и викторины, интеллектуальные игра, разработаны различные абонементы, и пр.

 

 

 

 

 

Глава 3.3 Научно-образовательная деятельность.

Говоря о научно-образовательной деятельности муниципальных музеев можно отметить, что в плане научной работы музея по естественнонаучным дисциплинам не проводится. Можно сделать только некоторые ссылки на проведение некоторых лекций. Как правило, в муниципальных музеях историко-краеведческие исследования преобладают во всех проводимых научных изысканиях. Сотрудники всех муниципальных музеев ярославской области в обязательном порядке проходят различные обучения, проводимые методическим отделом ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Как правило, обучение длится 2-3 дня, первые дни (день) посвящен какой-либо теме, которую готовит один из сотрудников ярославского музея-заповедника, а последний день – выездной. Таким образом, сотрудники музея знакомятся с работой других муниципальных музеев, отмечают оформление экспозиции, особенности работы с посетителями, замечают, что можно взять на вооружение, используя возможности своего музея. К большому сожалению, многие музеи, имеющие естественнонаучные коллекции не относятся к муниципальным, поэтому сотрудники музеев не пересекаются, не встречаются, не обсуждают какие-то вопросы, проблемы и т.д. Это одна из болевых точек – многоведомственность естественнонаучных музеев


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...