Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Естественнонаучные коллекции и коллекционеры




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

 

 

Кафедра музеологии и краеведения

 

  «Допустить к защите» зав. Кафедрой, д. и. н., профессор ________________В.М. Марасанова «___»_______________20___г.

 

 

Магистерская диссертация

«Естественно-научные коллекции муниципальных музеев Ярославской области»

  Научный руководитель к.ист. н., доцент ________ Ю.Г.Салова  «___»_______________20___г.
  Студент группы МЗЛ-21 МО ________ О.Н. Макарова «___»_______________20___г.

 

 

Ярославль 2018 г.

Реферат

Объем 101 с., 3 гл.

Муниципальные музеи, 

Объектом исследования являются естественнонаучные коллекции муниципальных музеев ярославской области.

     Цель работы – проанализировать работу муниципальных музеев, касающуюся сбора и пополнения естественнонаучных коллекций, способы хранения и представления материала из данных коллекций, выявить проблемы экспонирования, а также проводимую научно-образовательную работу.

 В процессе работы изучалась история формирования естественно-научных коллекций музеев ярославской области, приемы экспонирования предметов из коллекций Ярославской области и муниципальных районах Ярославской области.

В результате исследования на основании имеющихся источников и литературы были сделаны выводы о деятельности муниципальных музеев .

Результаты данного исследования могут быть полезны для сотрудников музеев, студентов исторических и географических вузов, районных управлений и отделов культуры, районных администраций и департамента культуры Ярославской области.

 


 


Введение

Глубокое противоречие между развитием цивилизации и сохранением природной среды поставило перед человечеством проблему принципиального изменения отношения к флоре и фауне, осознания необходимости удержать людей от безумного разорения природы, вооружить экологической культурой. Эта глобальная задача актуализировала деятельность музеев естественнонаучной направленности, которые в течение последних трех веков приковывают внимание человека к окружающему природному миру, раскрывают его эволюцию, демонстрируют его богатства, целесообразность и красоту. Естественнонаучные музеи и в России, и в мире были первыми публичными музеями, однако, в отличие от исторических, художественных или мемориальных практически оказались вне интересов ученых и публицистов. Эта ситуация порождена явной недооценкой значимости эстетического воспитания и той ролью, которую могут в ней играть естественнонаучные музеи и природоведческие отделы краеведческих музеев.

Несмотря на наличие высших учебных заведений, крупных музеев в Ярославле и области, исследования муниципальных музеев ярославской области практически не проводились, а также детально не изучался состав фондовых коллекций. В Ярославле и области имеется несколько специализированных музеев, а также несколько муниципальных музеев области имеют в составе своих фондовых коллекций естественнонаучные экспонаты. Целью данной работы является изучение имеющихся естественнонаучных коллекций муниципальных музеев ярославской области. Для этой цели необходимо было решить ряд задач:

- выявить музеи, имеющие естественнонаучные предметы хранящегося фонда;

- изучить состав коллекций;

- исследовать формы экспонирования природоведческих экспонатов;

- выявить возможности в научно-образовательной деятельности музея.

В исследование в первую очередь были изучены труды по изучению естественнонаучных музеев широкого профиля. Это учебная литература для студентов ВУЗов, обучающихся на кафедре «Музеология» (Столяров … много). Основой послужил курс лекций Тихомирова Н.В.[1] и исследования Клюкиной А.И., написавшей много трудов по естественнонаучным музеям и их коллекциям. Изучения самих естественнонаучных коллекций ярославских муниципальных музеев проводилось эмпирическим методом: посещение музеев, осмотр экспозиций.

Анализируя экспозиционно-выставочную и культурно-образовательную деятельность, приходилось ориентироваться на различные сайты, поскольку литературы было выпущено ничтожно мало, и вся она либо ориентирована под нужды ведомственного учреждения (научные труды), либо является рекламой для привлечения туристов.

Также, за отсутствием какого-либо материала по муниципальным музеям получение информации велось за счет интервью с сотрудниками этих музеев.

       По результатам проведенной работы были получены соответствующие выводы.

ДОБАВИТЬ ЛИТЕРАТУРЫ


 

План. (образец)

Введение………………………………………………………………..3

Содержание ……………………………………………………………..5

 

1.История создания естественных коллекций в России …………6

1.1.Естественнонаучные коллекции и коллекционеры………...6

1.2.Первые естественные коллекции в Ярославском крае ...18

 


Формирование коллекций музеев Ярославской области ......24

     2.1.Типы музеев, хранящие естественные коллекции………....24

     2.2.Виды и состав коллекций………35

     2.3 Формы пополнения коллекций ……………47.

 

3. Экспонирование естественных коллекций и формы работы с посетителями……………………….....55

     3.1. Формы экспонирования…………………………………….55

     3.2. Формы работы с посетителями…………………..…………67

         

 

Заключение……………………………………………………………82

Список источников и литературы…………………………………...87

Приложение А………………………………………………………...91

Приложение Б………………………………………………………....92

Приложение В…………………………………………………………93

Приложение Г………………………………………………………....94

Приложение Д…………………………………………………………95

Приложение Е………………………………………………………....99

Приложение Ж………………………………………………………..101

 


 

 


История создания естественных коллекций

Естественнонаучные коллекции и коллекционеры

Впервые коллекции природных объектов стали появляться там, где проводились научные изыскания, с ними связанные. «Ученые в античную эпоху уже не только собирали, но и обрабатывали коллекции природных объектов. Так, Аристотель для пополнения зоологических и ботанических коллекций, необходимых, говоря современным языком, для естественнонаучных исследований, разослал по Греции и Малой Азии тысячу специальных сборщиков. В домах древнеримских патрициев хранились разнообразные природные объекты, собранные в основном во время военных походов в страны Востока.»[2]

Даже знаменитый музейон древности, основанный в Александрии Египетской в III в. до н. э. располагал многочисленными коллекциями естественнонаучного характера. Святилище муз включало в себя не только библиотеку и обсерваторию, но и парк, и ботанический сад.[3]  

Самыми первыми коллекционерами были правители и представители аристократии, которые могли себе позволить приобретать различного рода предметы для хранения и демонстрации. В основном в состав подобных коллекций входили военные трофеи и культовые предметы, а также разного рода диковины. Но, необходимо отметить, что среди предметов образованных коллекций имелось место и для объектов природы. Ими могли быть растения, окаменелости, животные, минералы и т.д. В качестве примеров древних собраний объектов живой природы можно привести несколько известных зверинцев.

 Известно, что, одним из древнейших зоопарков считается сад Аммоиа, или акклиматизационный парк Египта, созданный примерно за 1500 лет до нашей эры фараоном Тутмосом III. Возвращаясь из военных походов, он привозил в Фивы, свою столицу, различных животных. А его мачеха даже снаряжала специальные экспедиции за животными в Пунт (теперь Сомали). В этом парке, расположенном в западной части города, содержались многие животные северо-восточной Африки; особенно много было видов рыб и водоплавающей птицы.[4]

В XII веке до н. э., как повествует китайская "Священная книга песен", императором Вэн Ваном между Пекином и Нанкином был основан сад для содержания диких животных. По разным сведениям он занимал от 400 до 600 га и назывался "Парк разума" (или "Сад знаний").

В древнем ассирийском государстве в междуречьи Тигра и Евфрата также существовали зоосады, где животные содержались на огромных огражденных территориях. Причем часто эти зоосады имели определенную специализацию: царица Семирамида предпочитала держать в неволе леопардов, ее сын Ниниа — львов, а царь Ашшурбанипал — верблюдов и львов. В X веке до нашей эры был зоопарк и у царя Соломона.

Когда появились зоопарки в Западном полушарии, точно неизвестно, но коллекционирование животных пользовалось большой популярностью в Мексике. В 1519 году, когда испанские завоеватели ворвались в столицу ацтеков, то во владениях правителя Монтесумы они обнаружили прекрасный благоустроенный зоопарк с массой тропических птиц. Птиц обслуживали 300 человек, из которых часть занималась только ловлей насекомых для кормления. Там же жили и хищные птицы, на кормление которых ежедневно расходовалось 500 индеек.

В резиденции Монтесумы был дом для хищных млекопитающих, загоны для копытных; для пресмыкающихся были устроены специальные помещения. В Европе первые зоопарки появились, очевидно, у древних греков и римлян. Причем любознательные и просвещенные греки широко использовали зоопарки для изучения животных.

Александр Македонский посылал своему учителю Аристотелю не только шкуры, но и живых зверей и птиц из всех завоеванных им стран. Аристотель содержал их в специальном парке в Афинах, описывал их жизнь и повадки, изучал анатомию и физиологию. Гиппократ испытывал лекарства на животных.

Около 300 г. до н.э. в Рим впервые были доставлены четыре слона, добытых в войне против царя Пирра. В I веке до н.э. император Октавиан Август содержал 3500 животных, в том числе 260 львов, 420 леопардов, 36 крокодилов, 600 разных хищников Африки, а также бегемотов и носорогов. Жители Древнего Рима любили зрелища, но зрелища кровавые.[5]

Первопричиной появления музеев, в том числе природоведческих, явилось наличие у человека потребности в собирательстве, коллекционировании. Исследователи первобытной культуры отмечают, что уже на ранних этапах при собирательской деятельности люди занимались классификацией природных объектов и явлений и создавали свои подобия музеев. Появление самых древних «музеев» естественнонаучного профиля приходится на античный период. В государствах того времени создавались сокровищницы редких минералов и других природных редкостей, зверинцы, оранжереи. В основу первых коллекций были положены свидетельства редкого, необъяснимого и парадоксального. Коллекционируемые предметы акцентировали внимание на необычном и занимательном и способствовали познанию природы и пересмотру традиционных представлений, что служило развитию науки.[6]

 Собирательство в средние века, в Европе, было подчинено религиозному культу. Коллекции музейного типа рассматривались как тайные святилища. Учреждения музейного типа существовали в двух формах: светской и монастырской, церковной.

Светский «музей» был королевской сокровищницей, куда входили собрания редкостей, заморских уникумов, ценных подарков и т.д.

В монастыре, в кладовых скриптория сохранились священные реликвии, инкунабулы и раритеты. Собирательство естественнонаучных редкостей осуществлялось при медицинских факультетах.[7]

Эпоха Великих географических открытий ознаменовала новый этап в истории собрания естественных коллекций. Как отмечает Столяров: «Интерес к окружающему миру, свойственный эпохе Возрождения, в XVII в. нашел свое воплощение в том числе в коллекционировании вещей и раритетов прежде всего естественнонаучного характера. Ставшие особенно популярными в это время так называемые Кабинеты с коллекциями разного рода природных диковинок, имеющими научно-познавательную направленность, были предметом гордости не только ученых и университетов, но и аристократов»[8] Столяров Учебник музеологии стр 14-15

 Впоследствии такие Кабинеты стали именоваться Кунсткамерами, превратившись в организованные по энциклопедическому принципу обширные собрания произведения искусства и разнообразных естественнонаучных редкостей.

Широкую известность, благодаря своим уникальным коллекци­ям, получили Кунсткамеры в Праге, Мюнхене и Дрездене. В русле указанной тенденции общего развития научного знания следует рас­сматривать и открытие первого в России естественнонаучного му­зея — Санкт-Петербургской Кунсткамеры, которая была учрежде­на указом Петра I в 1718 г. «для назидания взрослым, обучения юношей». Таким образом, ей предназначалось быть общественным учреждением с широким спектром образовательных задач. Там же стр 14-15 ссылка

Считается, что о самых ранних естественно-научных коллекциях в России нет достоверных сведений. Начало целому ряду крупнейших собраний было положено Петром I. Во времена своих неоднократных посещений Западной Европы Петр I встречался с учеными, посещал научные учреждения, библиотеки, анатомические музеи, кунсткамеры, картинные галереи. Из заграничных путешествий Петр I привозит зоологические, ботанические и минералогические коллекции. В 1716 году в Голландии было куплено «Альберта Сабы славное собрание четвероногих, птиц, змей, ящериц и других диковинных произведений». В 1717 году собрания анатомических препаратов, трав и бабочек известного анатома Рюйша, содержавшего более 2 тысяч препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 номеров различных мелких животных. 259 номеров птиц, «законсервированных рюйшевым сухим способом». Все эти приобретения легли в основу Кунсткамеры.[9]

Также Петр I издает указ «О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей». Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой «тератологии», или науки и монстрах. Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии – как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. Некоторые экспонаты петровского времени сохранились и до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.[10]

На протяжении XVIII века в музее скопилось множество экспонатов, которые представляли интерес для различных наук. Музейные фонды классифицировались по «кабинетам», которые в XIX веке обособились в самостоятельные музеи. В 1836 году «Устав и штат Императорской С.-Пб. АН» зафиксировал существование Азиатского, Нумизматического, Египетского, Ботанического, Зоологического, Минералогического, Анатомического и Этнографического музеев Петра I. В дальнейшем Академия наук приняла решение о выделении 7 самостоятельных музеев Зоологический музей был открыт 4 (16) июля 1832 года. Этот день считается днем основания Зоологического музея РАН в Санкт-Петербурге. Собрание Минералогического кабинета послужило основанием для создания Минералогического музея, который разместился в Москве (в 1836 году).[11]

Начиная с середины XVIII века, благодаря идее М.В.Ломоносова, о том, что «учиться нужно не только по книгам, но и по натуральным «предметам», согласно уставу каждый университет должен был иметь свой музей. Разумеется, это были, в первую очередь, естественнонаучные музеи. Благодаря этому правилу при Московском университете уже в 1791 году был основан Зоологический музей, который вначале существовал, как «Кабинет натуральной истории». Это будет не единственный музей, открытый при данном университете, в 1864 году появится Антропологический музей, точнее отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1805 году каждый из существовавших университетов имел свой Музей естественной истории.

Благодаря вузам в XVIII веке стали появляться и музеи специализированные, узкопрофильные. Самый крупный минералогический музей сформировался в петербургском Горном институте в 1773 году.

Согласно Уставу музеи при университетах стали появляться не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Многие из них стали самостоятельными научно-просветительными центрами. Например, в недрах Казанского университета зародилось несколько естественнонаучных музеев. В 1804 году в университете были образованы Кабинет естественной или натуральной истории и Минералогический кабинет, положившие начало современным Геолого-минералогическому, зоологическому и ботаническому музеям.[12]

Особой популярностью и значимостью не только в среде ученых, но и в кругах аристократов, пользовались ботанические сады. Некоторые «заводчики» разводили только лекарственные растения для медицинских и исследовательских целей. Такой Кабинет поднимал профессиональный авторитет владельца в медицинском сообществе и среди пациентов, которые своими глазами могли увидеть редкие ингредиенты, входившие состав предлагаемого им лекарства. Кроме того естественнонаучное коллекционирование способствовало карьерному росту практикующих врачей и аптекарей.

В XVIII веке в Европе расширяются функции ботанических садов, увеличивается и их численность. В России в 1714 г. был открыт Аптекарский сад (с 1735 г. «медицинский огород») на Аптечном острове в Санкт-Петербурге, где выращивались не только лекарственные растения, но и разные коллекционные травы.

Кроме «медицинского огорода» с 1735 г. в столице России действовал ботанический сад Академии наук. Ботанический сад – научно-исследовательское, учебное, просветительское учреждение, распространяющее знания об эволюции флоры, об использовании растений человеком. С древнейших времен человек стремился приблизить к себе полезные дикорастущие растения. Уже египтяне и вавилоняне закладывали сады, в которых высаживали привозимые из других стран растения, в первую очередь декоративные. Одним из « семи чудес света» считались «висячие сады» Вавилона, связанные с именем ассирийской царицы Семирамиды (конец IX века до н.э.). Первый в мире ботанический сад, лесопарк около Афин, принадлежал «отцу ботаники» Теофасту (371 – 286 г.г. до н.э.) и использовался с исследовательскими и образовательными целями. Практичные римляне имели сады, предназначавшиеся для выращивания лекарственных растений. В средние века ту же задачу выполняли монастырские сады. На Руси издавна существовали плодовые сады: в летописях описаны яблоневый сад Киево-Печерского монастыря (XI век), культурные сады в Москве (с XIV века), аптекарские огороды (с середины XV века). По переписи 1701, в России было 43 сада. Работы по интродукции растений (введении в культуру дикорастущих растений или культурных видов и сортов из стран и областей с иными природными условиями) начались при Петре I. На базе «аптекарских огородов» созданы ботанические сады в Москве (1706) и Петербурге (1714).[13]

Российские ботанические сады проводили целенаправленный сбор растений в различных регионах страны и за рубежом, служили местом концентрации гербариев, собранных экспедициями, организованными государством, отдельными ведомствами (Морским министерством, Ген.штабом, Переселенческим управлением и др.), Академией наук, научными обществами.

С XVIII века в России известны частные ботанические сады, в том числе крупнейшие в Европе: Г.А.Демидова (1733, Соликамск), П.А.Демидова (1756, Нескучный сад в Москве), А.К.Разумовского (1978, Горенки под Москвой).

Природоведческие музеи, ботанические и зоологические сады позволяли естествоиспытателям упорядочивать описание природного мира, революционизировать исследования жизни животных и растений.[14]

Значительных результатов в сохранении и изучении естественнонаучных коллекций достигали за счет своего увлечения ботаникой известных богатые российские аристократы, которые могли себе позволить создавать ботанические сады, покупать семена редких растений. Порой их коллекции были настолько богатыми, что ученые почли за честь посетить и изучить созданный сад. Примером такого полезного увлечения может послужить известная в России династия Демидовых.

Прокофий Акинфиевич Демидов был увлечен ботаникой. Первые знания Прокофий Демидов получил еще на Урале, подчерпнув их сначала из книг, а затем – из переписки с учеными-ботаниками. Все полученные знания он стремился применить на практике. Первый сад был создан им при участии брата Григория еще в Соликамске, второй – в Туле и третий, самый известный, - в Москве. Для создания третьего сада Прокофий принялся в 1756 году. Приобретя несколько десятин земли на окраине города, на берегу Москвы-реки, Демидов нанял семьсот людей, которые в течение двух лет занимались разбивкой сада, придавая ему форму амфитеатра, и формированием пяти уступов разной высоты, которые соединялись лестницами… Прокофий собрал в своем саду около двух тысяч видов редких растений, для части из которых были устроены каменные оранжереи, где выращивались ананасы и виноград».[15]

Прокофий Демидов был не единственным из династии, кто был страстно увлечен ботаникой, из той же книги Сары Блейк узнаем интересные факты о Григории Демидове.

Средний сын Анкифия Никитича, Григорий, промышленностью не интересовался абсолютно. Как и Прокофия, его привлекало не то, что в земле, а то, что на этой земле росло… И в 1735 году, в двадцать лет, Григорий женится на дочери местного солепромышленника Анастасии Суровцевой и, наконец, осуществляет свою мечту – сооружает оранжерею.

Оранжерея эта была поистине уникальна – другой такой в России на тот момент не существовало. А когда в Петербурге Академия наук создала ботанический сад, Григорий написал письмо основателю этого сада, немецкому ботанику и естествоиспытателю Иоганну Амману. Результатом переписки стал обмен семенами и саженцами между Демидовым и Амманом…

Четыре года спустя, в 1739 году, в Соликамск приезжает Георг Вильгельм Стеллер, немецкий естоствоиспытатель и врач, адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской академии наук. За три месяца, которые Стеллер провел в Соликамске. В ботаническом саду Демидова появились журналы учета растений с описанием каждого из них, таблички с названиями вдоль грядок и аллей, кроме того Стеллер помог определить семена и привести в порядок гербарий. Особенно заинтересовался Стеллер коллекцией эндемиков – то есть растений, который встречаются только на небольшой ограниченной территории. Рассказав Демидову в подробностях об устройстве Петербурского ботанического сада и о том, что Аттман переписывается с шведским ученым-натуралистом Карлом Линнеем, пытающимся преобразовать всю ботаническую науку, Стеллер заручился согласием Демидова переслать Линнею гербарий.

Демидов был рад случаю познакомиться с известным ученым и отправил в Швецию посылку с засушенными уральскими растениями, семенами и клубнями.

Кроме того, после рассказов Стеллера, Демидов начал переписываться с известными русскими ботаниками и путешественниками, такими, как главный врач Астраханского корпуса И. Лерхе и доктор медицины из Лейпцигского университета Т. Гербер, основатель и первый директор аптекарского огорода в Москве.

Коллекция Демидова постоянно пополнялась. Многие ботаники были наслышаны о его коллекции, а ученые путешественники Иоганн Гмелин и Степан Крашенников, по пути с Камчатки в Петербург проезжая через Соликамск, посетили его сад и оставили ему прекрасную коллекцию семян из сибирских и камчатских растений.

Переписка со Стеллером и Линнеем также не прекращалась. В 1746 году Стеллер повторно посетив Соликамск, а по пути в Петербург, уже перед смертью, завещал Демидову все свои ботанический коллекции. Демидов сохранил их, передав образцы гербария в Петербургскую академию наук, а дубликаты отправил Карлу Линнею в Швецию.[16]

Линней в то время работал над созданием книги «Виды растений», куда включил все известные ему растения Сибири и Урала, а потому помощь Демидова была ему особенно важна. Они обсуждали не только специфическую уральскую флору, но также и теоретические вопросы ботаники. Проблемы скрещивания и создания гибридов.

Эта переписка, обмен семенами важны были не только для Демидова и его сада, но и для российской ботаники в целом, поспособствовав изучению растительного мира Урала и существенно облегчив подготовку не только зарубежных специалистов, прибывающих в Россию, но и отечественных ботаников.

Демидов, заинтересовавшись применением растений в медицине, открыл аптеку, в ассортименте которой прекрасно разбирался, и приложил огромные усилия. Чтобы дать образование детям…

После смерти Григория Демидова в 1761 году, сад перешел к его сыну Александру, а часть коллекции была перевезена Прокофием Демидовым, который как раз в это время создавал свой знаменитый ботанический сад на берегу Москвы-реки. Также он забрал и гербарии, которые потом его потомки передали Московскому университету. Впоследствии большая часть этих гербариев погибла во время пожара в 1812 году, уцелели лишь отдельные листы.

И даже после того, как самая ценная часть коллекции была вывезена, ученый и путешественник И.И. Лепехин, проезжая в 1771 году через Соликамск в Северную научную экспедицию, посетив ботанический сад Демидовых, насчитал там около пятисот видов растений.

Другой естествоиспытатель Н.П. Рысков в своей книге «Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 – 1770 годах» отмечал: «В нем можно найти собрание большей части трав, растущих в Африке, Америке, в Сибири и в самых камчатских пределах. Сад разделен на множество оранжерей и цветников, из которых каждая особливо заключает в себе растения других стран».

Десять лет спустя Соликамский сад вместе с селом Красным купил местный заводчик А.Ф. Турчанинов, владелец большого ботанического сада в центре города, который, впрочем не занимался наукой. А еще через несколько лет после раздела имущества Турчанинова между наследниками сад прекратил свое существование.[17]

С середины XVIII века начинают формироваться музеи краеведческого типа. Большую роль в создании подобных музеев сыграли научные общества, которые стали появляться не только в европейской части России, но и в Сибири.

В XIX веке в России расширилась география музейного дела – музеи появились и в Сибири: Иркутский музей (1782), Барнаул (1823). Большую роль в развитии музейного дела в Сибири сыграло Императорское Русское Географическое общество (1845) и его филиалы: Восточно-Сибирский в Иркутске (1851), Западно-Сибирский в Омске (1877) и их отделы, подотделы в других городах Сибири. При филиалах и их отделах, как правило, создавались музеи.[18]

Конец XVIII - начало XX в. характеризовался интенсивным развитием в России капиталистических отношений, быстрым ростом числа промышленных предприятий и как следствие этого, огромным интересом ко всем техническим и естественно-научным дисциплинам. Создается Общество испытателей природы (1805). Отличительной чертой этого периода является специализация естественнонаучных собраний, связанная с растущей специализацией научного знания.[19]

Подобные общества вошли в моду в начале XIX века, поэтому имели тенденцию к распространению. Так в Ярославле первый естественно-исторический музей был основан в 1865 году при Обществе для исследования Ярославской губернии в естественноисторическом отношении (с 1901 г. общество преобразовано в Ярославское естественноисторическое общество). Формирование музея было предусмотрено в уставе общества: «Цель общества есть исследование Ярославской губернии в естественно-историческом отношении и устройство при гимназии местного естественно-исторического музея».[20] Тенденция распространилась и на Рыбинск.  Рыбинский естественно-научный музей был открыт 17 октября 1910 года. Инициаторами создания музея были члены Рыбинского отделения Ярославского естественно-исторического общества, которое образовалось осенью 1909 года. Своими задачами общество считало популяризацию и распространение естественно-научных и исторических знаний, содействие исследованию природы России, преимущественно северной и средней полосы. Решению этих задач должен был служить музей.[21]

Концепция естественнонаучного музея XVIII - начало XX в. отвечала потребностям науки и сводилась главным образом, к научной систематике и созданию всеобъемлющих каталогов изучаемых конкретной наукой феноменов (флоры, фауны, горных пород и минералов). Экспозиция представляла собой презентацию парадигмы конкретной области естествознания и строилась на принципах и признаках изучения предмета.

Музеи природоведческого профиля дали плеяду ученых-естествоиспытателей, в том числе первых российских академиков, в них формировались школы ученых биологов — эволюционистов, палеонтологов, почвоведов и др, Концепция музеев естественно-научного профиля легла в основу формирования в 30-х гг. текущего столетия первых российских институтов: геологии, зоологии, ботаники, палеонтологии.

В 30 - е гг. XX в акценты экспонирования смещаются - на первый план выходит показ дифференциации естественных наук при жестком господстве марксистско-ленинской материалистической идеологии. Появилась тенденция показа «главной (официальной) научной теории». Кроме того, борьба с космополитизмом привела к тому, что научные открытия зарубежных авторов вообще не демонстрировались, равно как и альтернативные отечественные гипотезы. Музейные экскурсии постепенно стали лишаться историзма, персонификации. Основой устойчивого развития стало считаться однообразие программ, мнений и научных гипотез. Однако это было время активного сбора экспонатов, подаренных учеными, студентами. На этом этапе резко возрастает роль вузовских музеев и зарождается ветвь музейной педагогики. С 60-х годов шло интенсивное отпочкование различных направлений смежных естественных наук, что привело к созданию первых комплексных экспозиций. Именно с 60-х годов начинает зарождаться современный облик естественно-научных музеев.[22]

В последние десятилетия XX века появляется стремление естественнонаучных музеев к достижению максимальной полноты показа взаимосвязей природных компонентов. В результате значительную роль стали приобретать музеи-заповедники и другие типы музеев с живыми экспонатами: музеи аквариумы, террариумы, дендрарии, различные модификации зоопарков и ботанических садов, экологические тропы и т.д.[23]

Итак, подведем итоги. До правления Петра I мало что известно, о естественных коллекциях в России, можно предположить о наличии частных коллекций в знатных кругах. Первым учреждением музейного типа, предназначенного для хранения, изучения и демонстрации предметов естественнонаучных коллекций была Кунсткамера, основанная в 1698 году.. Данное учреждение нельзя просто назвать музеем, оно являлось еще и научно-исследовательским институтом. На накопленном материале не только проводились исследования, но и велось обучение будущих поколений. Собранные богатые естественнонаучные коллекции позволили провести систематизацию ботаники, зоологии, минералогии и т.д., тем самым внесли огромный вклад в развитие науки.

Первые естественнонаучные музеи в России были выделены из собраний именно из Кунсткамеры. Толчком к образованию сети естественнонаучных музеев в России послужило создание в 1755 году Московского университета. Вторая волна создания естественнонаучных музеев была вызвана инициативой ученых и просветителей Сибири, а затем музеи стали создавать по всей России, по инициативе ученых и общественных деятелей.[24]

Не малую роль в науке сыграло появление ботанических садов, что в целом расширило естественнонаучную коллекцию в России, дополнив ее живыми экспонатами. Данные коллекции позволили углубить знания не только по георгафии, биологии, но и по медицине. Таким образом, данные растения, гербарии, семена и пр. стали научной базой для изучения. Большую роль в создании различных оранжерей сыграло увлечение аристократов людей из обеспеченных слоев населения ботаникой.

Значимую роль в продолжении пополнения естественнонаучных коллекций продолжили появившиеся в кон. XIX – нач. XX века различные научные общества. Собирательный контекст имел под собой в первую очередь научную основу. Образовывались они, как правило, при университетах, а также там, где существовал весьма активный научный костяк.

В современном XXI веке мы наблюдаем настоящий музейный бум. Здесь следует отметить появление множества частных и ведомственных музеев, представленных в альтернативной форме.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...