Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспонирование естественных коллекций и формы работы с посетителями




Формы экспонирования

Согласно определению А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов». Результаты научно-исследовательской работы музеев находят отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.

Экспозиция музея – это своеобразный инструмент, с помощью которого передают людям определенные ценности природной среды. Принципиально важно, чтобы экспозиция могла конструктивно и эффективно влиять на посетителей, учитывала закономерности восприятия документальной и художественно-образной информации, функционировала в соответствии со спецификой этой информации, строилась на научно обоснованных методиках идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения и конкретную личность, способствовала бы ее преобразованию из объекта экологического просвещения в субъекта движения за сохранение природы.[71]

Наиболее общепризнанной является классификация видов музейной экспозиции, основанием которой служит метод построения экспозиции, то есть порядок группировки и организации экспозиционных материалов. Методов насчитывается четыре: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. В соответствии с каждым методом определяют следующие виды экспозиции: систематическую, ансамблевую, ландшафтную и тематическую. Возникновение этих методов экспонирования и соответствующих им видов экспозиции представляет собой процесс, охватывающий достаточно длительный промежуток времени.
Систематические экспозиции зародились в конце XVIII – первой половине XIX в. Формированию этого типа экспонирования способствовало всё большее утверждение приоритета научного мышления, а также идея линейного исторического развития. Их развитие связано с процессом дифференциации в науке.

Систематическая экспозиция – музейная экспозиция. Построенная в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица такой экспозиции – это системный (типологический) ряд музейных предметов, отражающий эволюционный процессы в природе и человеческой деятельности.

Предметы, представленные в соответствии с систематическим методом экспонирования, отбираются, интерпретируются и размещаются в соответствии с классификационной системой научной дисциплины или отрасли производства, представленной в музее. Основной структурной единицей такой экспозиции становится типологический или системный ряд. Он позволяет показать биологическую эволюцию. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественнонаучных музеях.

Ландшафтная экспозиция – музейная экспозиция, воспроизводящая взаимосочетания, взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественнонаучных музеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания.

Таксидермия (от греч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и декоративность здесь недопустимы, поскольку естественнонаучные музеи призваны популяризировать достоверные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея.

В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

К концу XIX в. в практику естественнонаучных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. В ландшафтной панораме пейзаж служит вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности. В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественнонаучных музеях гораздо более широкое распространение.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира.

 

Рассмотрим ситуацию в муниципальных музеях Ярославской области. Среди рассматриваемых музеев нет естественно-исторических, хотя имеется музей Леса и краеведения в п. Пречистое. Основное разработки ведутся по истории края. Тем не менее ряд музеев имеют отделы природы – это историко-краеведческий музей имени П.К. Шарапова и Любимский музей. Основу отдела природы в последнем из перечисленных музеев составляет диорамма «Животный мир Любимского края»  

 

Рисунок 3.1 - Историко-краеведческий музей  г. Любим.

 

       Как правило, в муниципальных музеях, да и не только в них катастрофически не хватает выставочной площади. Практически все, что имеет музей, он размещает на экспозициях. В Любимском историко-краеведческом музее отдел природы небольшой, сотрудники разработали его таким образом, чтобы просто представить животных и птиц в музее, но есть и моменты, выхваченные из жизни животного. Например, рысь расположена на ветке.

В даниловском Музее имени П.К. Шарапова отдел природы занимает просторный зал 1-го этажа. Благодаря обширной выставочной площади здесь представлены почти все естественнонаучные экспонаты из имеющихся коллекций. В закрытых массивных витринах размещена минералогическая коллекция Ю.М. Тетерина, на выступающей когда-то школьной сцене сооружен пруд, в котором размещены не только водоплавающие птицы, но и млекопитающие, обитающие у воды – это бобр и норка. На заднем плане фотообои, которые дополняют и продолжают искусственный пруд на стене. Для создания искусственного водоема были использованы песок, камни, стекло, бревно, даже ветки, погрызенные бобром.

Рисунок 3.2 – Искусственный пруд в Музее имени П.К. Шарапова

 

Для сохранности предметов было решено закрыть все окна, в оконных проемах расположились отдельные выставки, посвященные пернатым созданиям. Здесь все максимально приближено к естественным условиям, мох, болотные кочки у турухтана, неясыть на ветке, самка тетерева на фоне фотообоях с упавшей желтой листвой сливается вместе с фоном и посетителю становится ясно, почему у нее пестрый окрас, в отличие от трех рядом стоящих самцов.

Рисунок 3.3 – Тетерева. Музей имени П.К. Шарапова

 

Новый социальный заказ требует новой оценки существующих и, главным образом, проектируемых отделов природы. До настоящего времени анализ содержания естественнонаучных экспозиций проводился преимущественно с точки зрения их научного содержания в свете современных достижений профильных наук,[72] а главной целью совершенствования экспозиции считалось повышение эффективности воспитательной и образовательной работы.[73] Очевидно, что возникающая задача разработки дополнительных критериев оценки проектируемых естественнонаучных экспозиций – нравственно-эстетических, психолого-педагогических, рекреационных – не может быть решена только музейными работниками. Важнейшей предпосылкой успеха является последовательное возрастание влияния на процесс культурно-экологической коммуникации непрофильных наук. Их роль должна быть различной: от определяющей основные параметры любой проектируемой экспозиции (история, археология, социология, психология и др.) до вспомогательной, позволяющей расширить хронологические и тематические рамки экологической экспозиции (истоия, археология, этнография, искусствоведение). Процесс этот неизбежен, но, признавая за музеем право на превращение из обычного просветительного учреждения в особую систему производства культурных ценностей, необходимо сделать его двусторонним. Это позволит решить более мсштабную задачу: превратить музей из системы, интегрирующейся в культурно-историческую среду, в систему ее формирующую,[74] перейти от пассивного отражения действительности к активному воздействию на нее.

Осуществление этого процесса не может сопровождаться расширением способов воздействия музея на различные стороны общественной жизни. В дополнение к официально признанным (но далеко не всегда успешно реализуемым) видам музейной деятельности появляются нетрадиционные. Так, официальную прописку с прилагательным «музейный» получили праздники и игры, театрализованные представления; музей становится местом проведения школьной производственной практики и центром возрождения и распространения местных народных промыслов и ремесел. Освобождение от жестких рамок стереотипов краеведческой тематики по мере использования межмузейного обмена выставками может утвердить музей в роли инициатора культурных процессов, а широкое распространение внедидактических форм работы – превратить его в центр формирования творческой личности. Решение обозначенных проблем невозможно в организационных рамках Старого музея. Нужен Новый музей – музей со своим лицом, деятельность которого базируется на принципах организации экспозиционного пространства и контакта с посетителями.[75]

В качестве примера организации нового экспозиционного пространства можно привести пример Летнего сада, территории, присоединенной к земельной площади диниловского Музея имени П.К. Шарапова. Весной 2014, 2015 года территория послужила площадкой для ежегодной весенней ярмарки «Веселая грядка», проводимой Администрацией даниловского муниципального района. День музеев сотрудники также задействовали территорию для организации праздника. В этот день можно было не только посетить музей, но и посмотреть на мастер-классы, проводимые в Летнем саду. Здесь были представлены: плетение из ивовых прутьев, роспись по дереву, кузнечное ремесло.  Летом и зимой здесь проводятся интерактивные и тематические экскурсии. Например, летом в саду проводилась интерактивная программа «Хлеб да каша – пища наша», где использовались снопы всевозможных зерновых растений, произрастающих в даниловском районе. Эти же снопы позже использовались для антуража праздника «Венец лета», который состоялся в августе. В 2015 году территория Летнего сада стала площадкой для проведения конкурса «Эко-бренд Летнего сада», призванного создать креативную зону для воплощения творческих идей. В результате проведенной опрерации Летний сад был украшен дополнительными дизайнерскими элементами, созданными участниками конкурса и привлек внимание новых посетителей.

Рисунок 3.4 Установка объектов для конкурса «Эко-бренд Летнего сада». Данилов

Таким образом, новая присоединенная к музею территория стала не только площадкой для проведения музейных праздников, интерактивных программ, но и местом для организации новых выставок - местом творческой активности.

Нехватка площади для естественнонаучных коллекций характерна для всех муниципальных музеев ярославской области, имеющих эти коллекции. Если проводить сравнение с крупными зоологическими музеями, где каждый вид обособлен в отдельную витрину, то в небольших музеях приходится видеть в одном месте сразу несколько чучел различных животных и птиц, что мешает естественной картине восприятия живой природы.

Одной из характерных особенностей муниципальных музеев является то, что все имеющиеся естественнонаучные коллекции экспонируются, в депозитариях практически отсутствуют данные экземпляры. Следует отметить, что имеется еще одна проблема, характерная для всех муниципальных музеев – это нехватка площадей музейных хранилищ, по этой причине все природные объекты экспонируются. Кроме того ни в одном из них нет специального отдельного хранилища для объектов живой природы.

Уголок живой природы очень живописно оформлен в Некрасовском музее.

  Рисунок 3.4. Диорама Некрасовского районного краеведческого музея

Здесь совсем немного экспонатов, они не создают нагромождения, все смотрится очень естественно и органично. В целях экономии места очень удачно был использован угол, но следует отметить, что средства не позволяют обезопасить сохранность чучел от различных посягательств.

Подворье кацкарей представляет собой естественную деревенскую природную среду немыслимую без домашних животных, дающих мясо, яйца, молоко т.д.  Животные содержатся в загонах и вольерах, огороженные участки позволяют посетителям рассмотреть животных, покормить с рук. К вольерам, для поддержания чистоты в весеннее-осенний период, вымощены деревянные дорожки.

       Рисунок 3.5 Подворье в Музее кацкарей. Мартыново

Необходимо отметить, что музеи, созданные при университетах, совсем по иному демонстрируют свои коллекции. Здесь не столько важно показать естественные условия обитания, сколько важно отметить различные морфологические признаки. Поэтому в университетских музейных собраниях, как правило, присутствует системный ряд.

                        Рисунок 3.6 Зоологический музей ЯрГУ

В данном случае чучела животных и птиц хранятся вне зоны доступа, каждый экспонат снабжен этикетажем, т.е. не нужно искать название птицы и животного где-то на стене, если бы птица, положим, была размещена на ветке.

Подобную ситуацию можно наблюдать и музеях Ярославского педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

Природные музеи под открытым небом – так называют дендрарии и ботанические сады. В каждом из них, для придания уникального необычного облика, а также в научно-исследовательских целях, пытаются акклиматизировать некоторые виды растений. Растения, привезенные с различных климатических зон, нуждаются в особом уходе, поэтому всякий ботанический сад представляет собой несколько участков, где произрастают растения одного климата, либо требующие одних и тех же условий.

Дендрологический сад в Переславле-Залеском представляет собой несколько различных участков, приспособленных для выращивания различных растений. Деревья и кустарники переславского сада высажены в восьми зонах, в каждой из которых собраны представители флоры того или иного географического региона. Растения сюда пересаживают в 3-5 летнем возрасте. Прогуливаясь по саду, можно «побывать» в Северной Америке, в Крыму и на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Сибири, в Восточной и Западной Европе, а также в Средней Азии.[76]

Осмотр экспозиции обычно начинается с коллекционного участка, где, в основном, высажены растения из Северной Америки и Уссурийской тайги. Они очень красиво смотрятся вдоль обустроенного каскада прудов. Здесь, например, можно увидеть уссурийскую грушу, достигающую высоты в 10-15 м. Весной она очень красиво цветет, а в конце лета приносит небольшие кисловатые и терпкие плоды. В зарослях коллекционного участка нетрудно найти также маньчжурские орех и аралию, а также лимонник и бархат амурский. Посетителям всегда нравится участок сада, отданный под флору Сибири. Красивые хвойные деревья кедра и кедровый сосны, сибирской ели и лиственницы в жаркий день наполняют воздух прекрасным ароматом и укрывают гостей дендросада тенистыми кронами.[77]

Такую же картину можно наблюдать и в Ботаническом саду ЯГПУ. Сад был зонирован для выращивания определенных видов растений.

       Современные передовые технологии позволяют вывести на новый уровень любую экспозицию. В этом срезе полезно рассмотреть музей гидроэнергетики в Угличе. Этот музей скорее представляет настоящий интерактивный центр, где нет табличек «Руками не трогать!», потому, что большинство экспонатов как раз для этого и предназначено. Экспозиция музея представлена посредством электрифицированных карт, сенсорных экранов с обучающими, информирующими и развлекательными программами, рассчитанными как на взрослых, так и на детей, кинозал и т.д.[78]

                   Рисунок 3.7 Музей Гидроэнергетики в Угличе


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...